Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Микросегментация






 

При микросегментировании происходит разделение потребителей в рамках выделенного потенциального рынка.

Задачей микросегментации является проведение более детального анализа разнообразия потребностей внутри рынков товара, определенных на стадии макросегментации.

Макросегментационный анализ делит потребителей на группы по потребностям (например, утоление жажды, если речь идет о прохладительных напитках). Однако в границах этих групп могут быть покупатели со специфическими требованиями и ожиданиями, которых выявляет микросегментационный анализ.

При проведении сегментации на микроуровне необходимо четко понимать различия между дифференциацией и сегментацией:

- дифференциация представляет собой разнообразие товаров (в двух плоскостях: между конкурентами по однотипным товарам и между товарами одного производителя, ориентированным на разные сегменты) и описывает разнообразие предложения;

- сегментация – это разнообразие потребностей, разнообразие спроса.

Концептуально более правильно рассматривать сегментацию на микроуровне не как разделение рынка, а как агрегирование потребителей.

Микросегментирование рынка предполагает проведение следующих этапов:

 Анализ сегментации. Осуществляется путем разбивки рынка товара на однородные сегменты и отличные от других сегментов.

 Отбор целевых сегментов. Достигается путем выбора одного или нескольких целевых сегментов, исходя из задач компании и ее специфичных возможностей;

 Выбор методов и способов позиционирования. Становится возможным при выборе определенных позиций в каждом целевом сегменте, в отношении ожиданий потенциальных потребителей и с учетом позиций, занятых конкурентами.

 Определение целевой маркетинговой программы. Разработка комплекса маркетинга для каждого выбранного сегмента, адаптированного к характеристикам целевых сегментов.

Для рынков потребительских товаров, первый этап –разделение рынков товара на однородные сегменты, может выполняться различными способами:

 на основе социально-демографических характеристик потребителей (социально-демографическая, или описательная, сегментация);

 на основе выгод, которые ищут в товаре потенциальные потребители (сегментация по выгодам);

 на основе стиля жизни, описанного в терминах активности, интересов и мнений (социально-культурная сегментация);

 на основе характеристик поведения при покупке (поведенческая сегментация).

В своих трудах по сегментированию рынка, А.В. Зозулёв выделяет следующие переменные сегментирования: измеримость, релевантность и операбельность.

Измеримость переменной сегментирования означает, что сегмент должен быть измеримым на основе первичной, либо вторичной маркетинговой информации. Релевантность подразумевает, что выбранные переменные не должны непосредственно влиять на процесс принятия решений компанией. Операбельность же дает основания полагать, что должны существовать различия между группами потребителей, а также должна отражать различия в маркетинговых подходах к ценообразованию, товарной политике, коммуникации и дистрибьюции.

Способы проведения микросегментации

Микросегментация проводится в соответствие с выбранными ранее переменными и может выполняться различными способами:  описательная сегментация – на основании социально-демографических переменных;

 сегментация по выгодам – на основании переменных по искомым выгодам;

 сегментация по стилю жизни – на основании психографических переменных;

 сегментация по поведению при покупке – на основании психографических переменных.

Рассмотрим их более подробно:

1. Описательная сегментация

Социально-демографическая сегментация является косвенным методом сегментации. В ее основе – априорный подход. В ходе такой сегментации социально-демографические характеристики являются индикаторами потребностей.

Наиболее употребительными переменными социально-демографической сегментации являются местожительства, пол, возраст, доход, социальный статус, образование, состав семьи и т.д.

Данный метод наиболее часто применим в связи с легко-

Такая сегментация проводится с использованием информации, которую возможно получить из вторичных источников; в случае проведения полевых исследований возможно использование количественных методов (более простых, быстрых и дешевых).

В случае описательной сегментации необходимо учитывать текущие социально-демографические тенденции: снижение уровня рождаемости, рост продолжительности жизни, увеличение числа работающих женщин, более поздние браки, рост числа разводов, рост числа неполных семей.

Аналитическая ценность социально-демографической сегментации постепенно снижается, что вызвано процессами стандартизации стилей потребления для различных социальных групп. Соответственно, растет значимость сегментации по выгодам или социо-культурной сегментации.

2. Сегментация по выгодам

Сегментация по выгодам является апостериорной. В ее основе – различия в системе ценностей потребителей, а не их социально-демографических характеристик. Актуальность такой сегментации возрастает в связи с тем, что увеличивается доля потребителей, имеющих одинаковые социально-демографические профили, но различающиеся по своим системам ценностей и потребительским предпочтениям.

Потребитель может приобрести дешевый костюм, но дорогие ботинки; выбрать дешевые часы, но бутылку дорогого вина.

Задача сегментации по выгодам заключается в выявлении ценности, которую ищет потребитель в товаре, в объяснении и предвидении различий в таких ценностях.

Только сегментация по выгодам позволила компаниям Timex и Swatch совершить прорыв на рынке. Традиционно часовщики ориентировались на сегмент дорогих часов, продавая их через ювелирные салоны. Timex провела сегментацию по выгодам, выделив три группы покупателей: ориентированных на экономию, на качество и на престижность; целевыми были выбраны первые два сегмента. Компания Swatch расширила сегментацию, выделив сегмент потребителей, ориентированных на стиль и имидж; этому сегменту была предложена концепция «часов как аксессуара».

Сегментация по выгодам требует знания системы ценностей покупателя по отношению к рассматриваемому товару, при этом каждый сегмент определяется полным набором требуемых свойств, важность этих свойств и будет дифференцировать покупателей конкретного сегмента.

Данная сегментация может быть выполнена с использованием мультиатрибутивной модели товара. Основные проблемы в применении сегментации по выгодам связаны:

 с выбором базовых переменных сегментации и определением их значений; потребитель не склонен к самоанализу, поэтому невелика вероятность получения новых знаний о его поведении и предпочтениях в ходе проведения опросов;

 со сложностями составления профиля выявленных сегментов (определение дескрипторных переменных); по мере углубления группировки потребителей по поведенческим характеристикам различия социально-демографических характеристик внутри сегментов могут усиливаться;

 с высокой трудоемкостью, продолжительностью и стоимостью исследований.

3. Сегментация по стилю жизни

В последние десятилетия наблюдается тенденция существенных изменений потребительского поведения, которые не могут быть объяснены социально-демографическими различиями сегментов.

Сегментация по стилю жизни, как и сегментация по выгодам, допускает, что покупатели, схожие по описательным характеристикам могут серьезно отличаться своим поведением, и наоборот.

Сегментация по стилю жизни (психографическая) кроме социально-демографических характеристик покупателя рассматривает его систему жизненных ценностей, сферу интересов, мнения и т.д. Данный вид сегментации является априорным.

Стиль жизни – это глобальный продукт системы ценностей личности, ее отношений и активности, а также ее манеры потребления.

Стиль жизни описывает сущность жизни группы людей и отличает ее от других групп.

Активность личности – ее характерное поведение и манера проводить время.

Интересы личности – ее предпочтения и то, что она считает для себя важным в окружающей среде.

Мнения касаются идей личности, того, что она думает о себе, об окружающей среде, политике, промышленности, экологии и т.д.

Концепция стиля жизни строится вокруг трех уровней анализа, с различной степенью приближения по отношению к акту покупки:

- индивидуальные личностные ценности, т.е. твердые и стойкие убеждения в том, что определенный образ жизни или определенная жизненная цель лучше, чем другие. Это наиболее неизменный уровень стиля жизни;

- совокупность деятельности, интересов и мнений, свойственных личности, демонстрирующая ее систему ценностей и более близкая к акту покупки. Это промежуточный уровень стиля жизни; 

- совокупность приобретенных и потребленных товаров, которая является мимолетным отражением двух предшествующих уровней. Это периферийный (самый низкий) уровень.

Принято определять стиль жизни человека как взаимодействие этих трех уровней: группа лиц со схожим поведением на всех трех уровнях является однородной с точки зрения стиля жизни, в том числе, с точки зрения отношения к товару и маркетинговым стимулам.

Легче всего исследовать периферийный уровень стиля жизни (то есть, непосредственно сам акт покупки, легко наблюдаемый), но именно он является наименее стабильным и подверженным ситуативным переменам.

Чаще всего рассматривают анализ активности, интересов и мнений (второй уровень) и значительно реже – систему ценностей.

В качестве переменных сегментации по стилю жизни часто принимают: активность (работа, хобби, социальная жизнь, отпуск и т.д.); интересы (семья, дом, мода, питание, средства информации, развлечения); мнения (о себе, политика, социальные проблемы, образование, товары, будущее); социально-демографические (возраст, образование, доходы и прочее).

В ходе психографической сегментации строятся стилевые профили, которые могут быть пригодны как для товаров любого типа, так и для специфических товаров.

Для составления профилей формируется набор вопросов (от 300 до 500 в зависимости от исследования), а респонденты отмечают степень согласия или несогласия по пяти или семи балльной шкале.

Возможные вопросы: «Мне нравится пробовать новые и разнообразные вещи»; «Я всегда стараюсь одеваться согласно тенденциям моды, Если мои дети больны, я бросаю все, чтобы заняться ими»; «Политика – это дело мужчин, а не женщин»; «Загрязнение окружающей среды – крупнейшая проблема нашей эпохи»; «Мы часто принимаем гостей».

Параллельно собирается информация о потребленных товарах и о социально-демографическом профиле.

По массиву анкет устанавливается соответствие между полученными оценками по всем утверждениям и уровнями потребления товаров, а также социально-демографическими переменными:

 используется факторный анализ для ограничения набора утверждений только основными факторами;

 подсчитываются баллы, выставленные каждым респондентом по сохраненным факторам;

 респонденты, давшие одинаковые оценки, группируются в сегменты с применением кластерного анализа;

 сегменты именуются по факторам, наиболее типичным для каждого кластера;

 наконец, сегменты анализируются с учетом социальнодемографических данных, чтобы определить их состав.

4. Сегментация по поведению при покупке

Последний возможный подход к сегментации – это поведение при покупке. Поведенческая сегментация относится к апостериорному методу сегментации.

В этом случае можно воспользоваться следующими критериями.

 Статус пользователя. Можно провести разграничение между потенциальными пользователями, непользователями, впервые ставшими пользователями, регулярными и нерегулярными пользователями. Для всех этих категорий могут быть разработаны различные стратегии коммуникации.

 Уровень пользования товаром. Часто 20 или 30% клиентов обеспечивают 80 или 70% продаж. Фирма может адаптировать свой товар к нуждам мелких, средних и крупных пользователей. Крупные, или ключевые, пользователи заслуживают создания для них специальных условий.

 

 Уровень лояльности. Потребители повторно закупаемых товаров могут быть разделены на безусловно лояльных, умеренно лояльных и нелояльных. Могут быть предприняты действия по продвижению товаров и по коммуникации с целью поддержать лояльность, например путем создания благоприятных условий для эксклюзивности. Обеспечить лояльность клиентов – это задача маркетинга взаимоотношений.

Чувствительность к факторам маркетинга. Определенные группы потребителей особенно чувствительны к таким маркетинговым переменным, как цена или специальное предложение. Чтобы товар отвечал их ожиданиям, могут быть приняты специальные меры, например, выпущены упрощенные «немарочные» товары.

 

 

6.4.3. Стратегии позиционирования

 

После выбора целевого сегмента (сегментов) фирма должна решить, какую позицию следует занять в каждом сегменте. Важность этого решения в том, что оно будет служить путеводной нитью при выработке маркетинговой программы. Позиционирование определяет характер восприятия фирмы целевыми покупателями. Ему можно дать следующее определение:

 

«Разработка и создание имиджа товара таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения товаров-конкурентов» (Ries and Trout, 1981).

 

Эта задача особенно актуальна, когда принята дифференцированная стратегия охвата рынка, требующая вместо выбора единой позиции на всем рынке позиционирования в каждом сегменте. Таким образом, стратегия позиционирования г это инструмент реализации стратегии дифференциации. На данной стадии возникают следующие типичные вопросы.

 

— Каковы отличительные свойства и/или выгоды, действительные или воспринимаемые, на которые благоприятно реагируют покупатели?

 

— Как воспринимаются позиции конкурирующих марок и фирм в отношении этих свойств и/или выгод?

 

— Какую позицию лучше всего занять в данном сегменте с учетом ожиданий потенциальных покупателей и позиции, уже занятых конкурентами?

 

— Какие маркетинговые средства лучше всего подходят для того, чтобы занять и защитить выбранную позицию?

 

Необходимо сознавать, что не любая дифференциация товара имеет значение для покупателя. В главе 8 будет показано, что основа дифференциации должна быть «уникальной», «важной для покупателя», «защитимой» и «объяснимой».

 

Основания для позиционирования

 

Винд (Wind, 1982, р. 79-80) выделил шесть альтернативных типов позиционирования марки:

 

— позиционирование, основанное на отличительном качестве товара

 

— позиционирование, основанное на выгодах или на решении проблемы

 

— позиционирование, основанное на особом способе использования

 

— позиционирование, ориентированное на определенную категорию потребителей

 

— позиционирование по отношению к конкурирующей марке

 

— позиционирование, основанное на разрыве с определенной категорией товаров.

 

Существуют и другие основания для позиционирования, например стиль жизни.

 

Процедура выбора позиционирования

 

Правильный выбор позиционирования требует соблюдения нескольких условий. Необходимо, в частности:

 

— иметь хорошее понимание позиции, реально занимаемой маркой в сознании покупателей; это знание может быть приобретено прежде всего путем исследований имиджа марки, описанных в главе 5;

 

— знать позиционирование конкурирующих марок, особенно главных конкурентов;

 

— выбрать собственную позицию и идентифицировать релевантные и самые убедительные аргументы в ее обоснование;

 

— оценить потенциальную рентабельность выбираемой позиции, проявляя подозрительность в отношении ложных рыночных ниш, изобретенных рекламными агентами или открытых в результате качественных исследований, не подтвержденных на большой выборке;

 

— убедиться в том, что марка обладает достаточным потенциалом, чтобы достичь нужного позиционирования в сознании покупателей;

 

— оценить уязвимость позиционирования; достаточно ли у нас ресурсов, чтобы занять и защитить выбранную позицию?

 

— убедиться в согласованности выбранного позиционирования с другими маркетинговыми факторами: ценой, коммуникацией и сбытом.

 

Если имеется ясное и четкое определение избранного позиционирования, для менеджеров операционного маркетинга становится сравнительно просто перевести позиционирование в эффективную и последовательную маркетинговую программу.

 

Карты восприятия

 

Когда число подлежащих рассмотрению атрибутов очень велико, атрибутивные карты восприятия становятся полезным средством, чтобы идентифицировать различные наборы выгод и описать воспринимаемое позиционирование главных. марок-конкурентов. В качестве иллюстрации рассмотрим результаты исследования бельгийского рынка зубных паст, целью которого было изучить, как потребители воспринимают новую модификацию одной из марок. В этом исследовании методом обсуждения в неструктурированных группах были выявлены двадцать четыре выгоды, связанные с товаром:

 

1. Нравится детям

 

2. Укрепляет десны

 

3. Защищает зубы

 

4. Довольно дорогая

 

5. Продается в аптеках

 

6. Широко рекламируется

 

7. Делает зубы белыми

 

8. Предохраняет от кариеса

 

9. Свежая

 

10. Медицинская

 

11. Причудливый цвет

 

12. Предотвращает образование камня

 

13. Содержит фтор

 

14. Традиционна

 

15. Придает свежее дыхание

 

16. Приятная консистенция

 

17. Экономичная

 

18. Неприятный вкус

 

19. Для всей семьи

 

20. Сильно выраженный вкус

 

21. Благоприятная пресса

 

22. Симпатичная

 

23. Привлекательная упаковка

 

24. Менее эффективна, чем утверждалось

 

Репрезентативной выборке объемом 130 респондентов в возрастной группе 12-30 лет предложили набор из 12 марок зубной пасты и попросили обозначить их восприятие простой отметкой отсутствия или наличия (0, 1) каждого атрибута в каждой марке. Эти данные были затем обработаны на компьютере по программе анализа факторного соответствия с целью выявления ассоциаций между выгодами и марками. Были идентифицированы три оси.

 

— Первая ось противопоставляет парамедицинский имидж пасты (медицинская, продается в аптеках, дорогая, неприятный вкус) ее косметическому характеру (свежая, приятная консистенция, симпатичная). Коэффициент инерции по этой оси 41%; в сущности здесь противопоставляются два способа продаж: в аптеках и традиционным способом.

 

— Вторая ось противопоставляет атрибут специфичного воздействия на кариес у детей (с фтором, антикариесная, нравится детям) свойству более общей гигиены зубов (белые зубы, сильно выраженный вкус, благожелательная пресса). Эта ось характеризуется коэффициентом инерции 21%.

 

— Обнаруживается и третья ось, которая выделяет относительно новую выгоду: заботу о деснах в противоположность традиционным зубным пастам. Ее коэффициент инерции равен 13%. В целом на эти факторы приходится около 75% вариации.

 

Если ограничить анализ картой восприятия типа представленной на рис. 6.5, учитывающей две первые оси, можно идентифицировать три различных сегмента:

 

— сегмент «парамедицинских» паст, включающий марки, продаваемые в аптеках, воспринимаемые как лечебное средство, делающие особый акцент на защиту десен;

 

— сегмент «косметических» паст, подчеркивающих «свежее дыхание», «приятный вкус», «благожелательную прессу»;

 

— сегмент «антикариесных» паст, делающих акцент на предотвращении кариеса, со свойствами «белые зубы», «хороши для детей», «содержащие фтор».

 

Рис. 6.5. Анализ рынка зубных паст в Бельгии.

 

Обещание третьего сегмента более привлекательно, чем первого, поскольку акцент делается на более серьезный атрибут: предотвращение кариеса. Анализ данного типа позволяет исследователю рынка увидеть, как покупатели воспринимают различные марки, и убедиться в том, что избранное позиционирование действительно достигнуто.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.