Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет, объект и функции социальной педагогики






Социальная педагогика как область науки и сфера педагогической дея­тельности нацелена на преобразование окружающей среды, формирование гуманных, воспитывающих межличностных отношений в различных видах социума.

Объектом социальной педагогики является целостная система социаль­ных взаимодействий, межличностных отношений человека в сфере его бли­жайшего окружения.

Некоторые авторы считают, что объектом социальной педагогики явля­ется человек на всем протяжении его жизни, оказание ему помощи в процессе социализации.

Взгляды на определение предмета социальной педагогики различны. Не­которые считают предметом социальной педагогики процесс воспитания всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемый как в специальных воспитательных учреждениях, так и вне их. Другие определя­ют предмет социальной педагогики как воспитательное влияние социальной среды. Бочарова В. Г. предметом социальной педагогики называет процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его микросреды1.

Рассмотрение личности в социуме, в конкретной социальной ситуации ее развития, деятельности и общения, выделяют социальную педагогику как самостоятельную отрасль педагогического знания, как педагогику от­ношений в социуме.

Существуют различные трактовки категории «социальная педагогика».

Социальная педагогика — это наука о духовной социализации тех, кто по каким-либо причинам «выпал» из системы «нормальных» социальных связей и поэтому сформировал у себя социально не одобряемые качества личности (В. С. Селиванов).

В «Российской педагогической энциклопедии» социальная педагогика определяется как отрасль педагогики, изучающая «социальное воспитание всех возрастов и социальных категорий людей, осуществляемое как в соб­ственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией».

Таким образом, социальная педагогика — это отрасль педагогики, иссле­дующая социальное воспитание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.

1 Бочарова В. Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентиро­ванный подход. Монография. М., 1999. С. 38.


Назначение социальной педагогики как науки состоит в том, чтобы:

• заложить основы педагогического мышления у различных субъектов социума;

• сформировать способности и умения принимать в социальной прак­тике наиболее эффективные, педагогически целесообразные решения, адек­ватные конкретным личностно-средовым ситуациям и позволяющие привес­ти в движение реальные механизмы развития социальных инициатив;

• полноценно использовать возможности семьи, других социальных институтов, микросреды личности и социума в целом для осуществления социальной защиты и повышения качества жизни.

Сущность социальной педагогики заключается в:

• своевременной диагностике социальных проблем личности;

• выявлении и педагогически целесообразном влиянии на взаимоот­ношения людей в социуме;

• формировании социально-ценностных ориентациях личности;

• оказании помощи личности в социализации и др.

Социальная педагогика как наука учитывает следующие закономерности:

• формирование индивида происходит при социально-педагогическом воздействии общественной среды и активности самой личности в процессе саморазвития;

• формирование и потребление социальных услуг обусловливается по­требностями общества, особенностями этноса, преобладающим способом производства, городской или сельской спецификой;

• эффективность работы социального педагога обеспечивается целост­ностью воздействия на объект, реализацией общих интересов объекта и субъекта.

Субъекты социальной педагогики — это люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею.

Цели и задачи, содержание и средства социальной педагогики различа­ются в зависимости от возраста человека, сферы его деятельности, обстоя­тельств его жизни, физического и умственного состояний, положения об­щества, в котором он живет. Социальная педагогика представляет собой достаточно сложную систему, включающую социально-педагогические сис­темы разного уровня и форм.

Различают уровни социальной педагогики в зависимости от масштабов дея­тельности: социетальный, социально-средовой и индивидуальный1.

Социетальный уровень. Объектом изучения является общество как относительно устойчивая общность людей. Реализатором педагогических Действий выступает государство, различные политические и общественные организации и движения, заинтересованные в социализации членов обще­ства в определенном направлении. Средством осуществления воспитания выступает идеология как система ценностных ориентации.

Социально-средовой уровень. Объектом выступают социальная сфера общества, микросреда, коллективы людей и т. д. Средства реализации:

1 Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под РеД. В. А. Никитина. М: ВЛАДОС, 2002. С. 32-33.


культурно-просветительная, физкультурно-оздоровительная, социально-воспитательная работа и т. п.

Индивидуальный уровень. Объектом социальной педагогики является
отдельный человек на различных стадиях и уровнях социализации, в отно­
шении которого применяются разнообразные социально-педагогические
приемы и средства.

К функциям социальной педагогики относят теоретико-познавательную; прикладную; гуманистическую1.

Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная пе­дагогика накапливает знания, синтезирует их, составляет наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, опи­сывает и объясняет имеющиеся данные, вскрывает их глубинные основания.

Прикладная функция связана с поиском путей, способов, условий эф­фективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-пе­дагогическом аспектах.

Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенство­вания социально-педагогических процессов, создающих благоприятные ус­ловия для развития личности и ее самореализации.

Методологическими основами социальной педагогики являются филосо­фия воспитания, современные данные человекознания. Как отрасль знания социальная педагогика представляет собой совокупность следующих разделов:

Философия социального воспитания рассматривает фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы, дает трактовку сущности социального воспитания и его задач; разрабатывает общие подходы к соот­ношению таких понятий, как развитие, социализация и воспитание, опре­деляет ценности и принципы социального воспитания и т. д.

Социология социального воспитания исследует социальное воспитание в процессе социализации, пути и способы использования воспитательного потенциала; нивелирование отрицательного и усиление положительного влияния на развитие человека в процессе социализации, использует дан­ные ряда отраслей социологического знания.

Социально-педагогическая виктимология исследует те категории лю­дей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий со­циализации; в ней определяются направления социальной и педагогиче­ской помощи им.

Теория социального воспитания описывает, объясняет, прогнозирует функционирование социального воспитания, исследует, что представляют собой индивидуальные, групповые и социальные субъекты социального воспитания, как они между собой взаимодействуют, что составляет содер­жание жизнедеятельности воспитательных организаций, какими должны быть содержание и характер индивидуальной помощи человеку.

Психология социального воспитания на основе социально-психологи­ческих характеристик человека и групп выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.

Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.: Изд. центр. Академия. 1999. С. 184.


Методика социального воспитания отбирает из практики и конструи­
рует новые способы целесообразной организации социального воспитания
и др.

Центральным разделом социальной педагогики является анализ процес­са социализации, рассмотренный ранее.

Социально-педагогическая деятельность близка к педагогической дея­тельности, однако имеет свою специфику и собственные категории. Рас смотрим подробнее собственные категории социальной педагогики: соци­ально-педагогическая деятельность, социальное воспитание, социальное обу­чение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.