Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2 Наука конституционного права






§ 1. Понятие и предмет науки конституционного права России

Следует отличать понятие конституционного права как науки от понятия конституционного права как ве­дущей отрасли национальной правовой системы.

Наука конституционного права - это отрасль право­ведения (государствоведения), которая изучает консти-туционногПравовые нормы и институты, а также обще­ственные отношения,, регулируемые ими, то есть кон­ституционно-правовые отношения, и практику реализа­ции норм и институтов конституционного права, анали­зирует закономерности их развития. На этой основе вы­рабатываются рекомендации по совершенствованию за­конодательной базы, а соответствующим государствен­ным органам, - рекомендации в области правопримени-тельной деятельности.

Наука конституционного права тесно связана с од­ноименной отраслью права и исследует закономерности развития отрасли права в целом и ее отдельных инсти­тутов.

В предмет науки конституционного права входит также изучение государственных, социально-экономи­ческих, политических, этнических и других институтов в той мере, в какой они находят свое отражение в нор­мах конституционного права.

На основе изучения практики реализации консти­туционно-правовых норм и институтов наука призвана


осуществлять теоретическое прогнозирование и обосно­вание рекомендаций по совершенствованию конституци­онного законодательства.

Наука конституционного права представляет собой единую систему знаний и включает следующие раз­делы.

1. Исследование понятийного аппарата, определе­ние понятий конституционного права как отрасли пра­ва, как науки и учебной дисциплины.

2. Учение о конституции в ее историческом разви­тии. Сущность и структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции Российской Феде­рации.

3. Системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя государства, суверенитет народа и фбрмы его осуществления.

4. Изучение проблем конституционного регулиро­вания взаимоотношений государства и личности, основ правового статуса иностранцев и лиц без гражданства, проблем закрепления и реализации прав и свобод чело­века и гражданина.

5. Исследование вопросов национально-государст­венного устройства Российской Федерации, правового статуса Федерации и ее субъектов, разработка предло­жений по учету национального вопроса в государствен­ном строительстве.

6. Комплексный анализ регулирования формирова­ния и деятельности системы государственных органов Российской Федерации, органов власти ее субъектов, местного самоуправления.

7. Анализ основ организации и осуществления су­дебной власти в Российской Федерации, а также орга­нов прокуратуры.

Ведущее место конституционного права как отрас­ли права определяет значимость и науки конституцион­ного права. Однако нельзя согласиться с высказываемой некоторыми учеными точкой зрения о ведущей роли этой науки в системе юридических наук. По нашему мнению, это место принадлежит общей теории госу­дарства и права, являющейся методологической базой для всей юридической науки.


Наука конституционного права в своих исследова­ниях использует следующие научные методы: материа­листической диалектики, формально-логического анали­за, системного анализа, исторический, социологический, статистический, а также сравнительный метод и др.

Конституционно-правовая наука тесно связана с рядом юридических и общественных наук. Она основы­вается и развивается на данных исторической науки, политической экономии, философии, которые носят ме­тодологический характер. Конституционное право тесно связано с историей государства и права России, наукой, изучающей процесс исторического становления и разви­тия институтов конституционного права.

Наука конституционного права связана и с наукой международного права. В связи с тем что общепризнан­ные принципы и нормы международного права согласно Конституции 1993 года включены в национальную пра­вовую систему, имеют приоритетный характер над внут­ренним законодательством, конституционно-правовые нормы и институты должны быть согласованы с норма­ми международного права,

Источниками науки конституционного права яв­ляются:

1. Конституция и другие нормативно-правовые ак­ты высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

2. Обобщение практики государственно-правового строительства России.

3. Законодательство зарубежных государств.

4. Международно-правовые Договоры, соглашения и

ДР.

5. Решения Конституционного Суда Российской Фе­дерации.

6. Доктринальные взгляды выдающихся отече­ственных и зарубежных исследователей конституцион­ного права.

7. Работы ведущих отечественных и зарубежных ученых-государствоведов.

Основным источником науки конституционного права является обобщение практики государственно-правового строительства как объективного критерия ис­тины. На основе изучения и обобщения практики наука


конституционного права определяет оптимальность дей­ствия норм и институтов, их эффективность, разрабаты­вает пути и способы совершенствования конституцион­ного законодательства.

§ 2. История развития науки конституционного права в России

Несмотря на отсутствие конституции в царской России, наука конституционного права существовала и развивалась. В основном этим занимался профессорско-преподавательский состав юридических учебных заве­дений. При написании учебников по конституционному праву использовался не только опыт государственного строительства России, но и широкий материал по кон­ституционному законодательству зарубежных, в основ­ном европейских государств.

В учебниках и монографиях на основе этого опыта российскими государствоведами разрабатывались кон­ституционно-правовые теории преобразования самодер­жавия в конституционную монархию. Наиболее широ­кое распространение получили труды И.Е.Андриевского, В.М.Гессена, А.Д.Градовского, В.В.Ивановского, М.М.Ковалевского, Н.М.Коркунова, В.И.Сергеевича, Б.Н.Чичерина и др.

После Октябрьской революции 1917 года консти­туционно-правовая наука развивалась на базе марксист-ско-ленинской идеологии. Ее методологическую основу составили работы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. По вопросам социалистического государства и права в этих работах были сформулированы принципиальные положения о диктатуре пролетариата; социалистическом государстве; руководящей.роли рабочего класса и его коммунистической партии в социалистическом государ­ственном строительстве; о роли народных масс в управ­лении государством; о сущности и содержании социа­листической демократии и самоуправления; о выборных представительных органах в лице Советов как полити­ческой основе государства; о социальной структуре об­щества; о положении личности в социалистическом об­ществе; о единстве прав и обязанностей граждан; о принципах и формах национально-государственного уст­


ройства при социализме; пролетарском интернациона­лизме и социалистическом федерализме, унитаризме и автономии; о системе органов социалистического госу­дарства и т.д.;

Эти теоретические идеи легли в основу деятель­ности по созданию и развитию социалистического госу­дарства и права. Они также составили методологи­ческую основу развития науки конституционного права на весь социалистический этап развития Российского государства. Следует подчеркнуть, что, несмотря на идеологическую заданность, принцип партийности и классовости в научных исследованиях, за последнее время было опубликовано большое число фундаменталь­ных работ по конституционному праву... Государствоведы принимали активное участие в подготовке проектов кон­ституций и других законодательных актов. Необходимо также отметить отсутствие глубоких исследований по истории развития науки конституционного права Рос­сии. Исключение составляет работа Н.Я.Куприца " Из истории науки советского государственного права" (М., 1970), которая, к сожалению, носит фрагментарный ха­рактер и в основном посвящена истории советского пе­риода.

После 1917 года Основы советской науки конститу­ционного права были заложены в работах П.И.Стучки, Н.В.Крыленко, Д.И.Курского, Е.Б.Пашуканиса, М.Н.Покровского, М.А.Рейснера и др.

В работах государствоведов послеоктябрьского пе­риода были исследованы вопросы становления и разви­тия древнерусской государственности, феодального этапа развития России. Эти вопросы проанализированы в тру­дах историков и государствоведов С.В.Юшкова, В.И.Невского, Б.Д.Грекова, Д.А.Магеровского, В.Н.Дур-деневского, К.А.Архипова. Государственно-правовые проблемы самодержавия периода абсолютизма и перехо­да к конституционной монархии исследованы в работах Б.А.Титлинова, С.Ф.Платонова, Р.Ю.Виппера, П.А.Са-дикова, А.Е.Преснякова, Ю.В.Готье, И.Д.Мартысевича, К.А.Сафроненко, Ф.И.Калинычева.

В развитие науки конституционного права значи­тельный вклад внесли ученые-государствоведы, разраба­тывающие вопросы конституционной организации и


деятельности системы государственных органов России в рамках Союза ССР. Это И.А.Азовкин, М.В.Баглай, Г.В.Барабашев, А.А.Безуглов, Л.Д.Воеводин, А.И.Дени­сов, Д.Л.Златопольский, И.А.Исаев, М.П.Карева, М.Г.Кириченко, А.И.Ким, Е.И.Козлова, В.Ф.Коток, С.С.Кравчук, В.Н.Кудрявцев, И.Н.Кузнецов, Н.Я.Куп-риц, О.Е.Кутафин, Б.М.Лазарев,. А.И.Лепешкин, Г.И.Литвинова, А.И.Лукьянов, Н.И.Матузов, Н.Г.Ми­шин, А.В.Мицкевич, Н.А.Михалева, Л.А.Морозова, В.С.Основин, В.А.Пертцйк, В.А.Ржевский, С.С.Сту-деникин, Б.Н.Топорнин, И.П.Трайнин, В.А.Туманов, Я.Н.Уманский, Н.П.Фарберов, О.И.Чистяков, К.Ф.Ше-ремет, Б.В.Щетинин, Б.С.Эбзеев и др.

Проблемные вопросы темы:

В науке конституционного права еще не нашли своего полного разрешения вопросы ее предмета, метода и места в системе юридических наук. Не разработаны проблемы методологии и частных методов исследований. Мало исследована история развития науки конституци­онного права. В связи с провозглашением идеологиче­ского многообразия нуждаются в новых исследованиях, по существу, все основные институты и понятия госу-дарствоведения.

Самой острой проблемой науки конституционного права в настоящее время является разработка рекомен­даций по совершенствованию законодательства для ново­го исторического этапа развития Российской Федерации.

Контрольные вопросы:

1. Определите понятие и предмет науки конституцион­ного права.

2. Чем отличается наука от отрасли конституционного права?

3. Перечислите и дайте характеристику основных ис­точников науки конституционного права.

4. Какими методами исследований пользуется наука конституционного права?

5. Определите место науки конституционного права в системе общественных и юридических наук.


25 Глава 3 Учение о конституции

§ 1. Понятие, сущность и структура конституции как основного закона государства

Термин " конституция" (от лат. constitutio - устано­вление) был известен еще в Древнем Риме и использо­вался для выражения различного рода установлений и указов императоров. Однако ни рабовладельческое, ни сменившее его феодальное государство не имели консти­туций как основного закона государства, 'в котором за­креплялось бы его устройство.

Конституции в собственно государственно-правовом смысле появились в результате буржуазных революций и были призваны закрепить экономическое и политиче­ское господство буржуазии.

Под конституцией в юридической науке пони­мается основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, ор­ганизации и деятельности системы государственных ор­ганов.

Сущность любой конституции состоит в том, что она представляет собой отражение соотношения полити­ческих сил, существующего на момент принятия основ­ного закона. Принятие новой конституции либо внесе­ние в нее серьезных изменений осуществляется классом, пришедшим к власти экономической и политической. Конституция есть результат экономической и полити­ческой борьбы в обществе, правовое закрепление дей­ствительного соотношения сил в этой борьбе.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что конституция как основной закон государства призвана служить инте­ресам всего общества. Именно поэтому многие госу­дарства устанавливают, что их конституции принимают­ся всем народом и служат интересам всего народа. Так, Конституция США использует формулу: " Мы, народ Соединенных Штатов Америки..."; ФРГ - " Немецкий на-


народ... принял в силу своей учредительной власти на­стоящий Основной Закон"; Франции - " Французский народ одобрил... Конституционный закон". Преамбула Конституции Российской Федерации 1993 года начи­нается со слов: " Мы, многонациональный народ Россий­ской Федерации...". Такие формулировки подчеркивают идею о том, что главным источником учредительной конституционной власти является народ.

Структура конституций различных государств ми­ра многообразна. Вместе i тем анализ их содержания показывает, что практически каждая из них содержит нормы и институты, закрепляющие:

1. Основы общественного строя - политическую си­стему, принадлежность власти народу и формы реализа­ции народовластия, принцип разделения властей, осно­вы экономической системы, социальные отношения и политику государства.

2. Права, свободы и обязанности человека и граж­данина, порядок приобретения и утраты гражданства. Данные нормы и институты, по мнению большинства государствоведов, составляют главное назначение основ­ного закона, ибо в них содержатся правовые гарантии защиты граждан от произвола ^государства, его органов и должностных лиц.

3. Нормы, устанавливающие национально-государ­ственное устройство, субъектный состав федерации, ста­тус субъектов, основы разграничения предметов ведения и компетенции, установление государственной символи­ки, административное деление и т.д.

4. Систему, порядок формирования и основы ком­петенции высших органов государственной власти - за­конодательной, исполнительной и судебной, а также правовые основы взаимоотношений между органами различных ветвей власти.

5. Нормы, регламентирующие порядок принятия и изменения основного закона (как правило, более слож­ный, чем для текущего законодательства); порядок вступления в действие, а также нормы, придающие кон­ституции высшую юридическую силу, ставящие основ­ной закон на особое место в законодательной системе государства.


Для науки конституционного права важное значе­ние имеет классификация конституций, что позволяет лучше ориентироваться в их многообразии, изучать их содержание, совершенствовать конституционное законо­дательство..

Различают действующие конституции:

1. По форме - писаные и неписаные конституции. Под писаной конституцией обычно понимают единый основной закон, кодифицирующий правовые нормы, закрепляющие важнейшие общественные и государ­ственные институты и изложенные по определенной си­стеме. Неписаная - это такая конституция, которая представляет собой совокупность нескольких законов, конституционных обычаев и традиций (примером такой конституции служит английская конституция, содер­жащая совокупность множества актов, от Великой хар­тии вольностей 1215 года до Закона о министрах Коро­ны 1937 года, и базирующаяся на неписаном " общем праве" и судебных прецедентах).

2. По времени действия - временные и постоянные конституции, то есть имеющие ограниченный и неогра­ниченный срок действия. Большинство конституций являются постоянными, хотя в истории были случаи принятия конституций на определенный срок. Зачастую временный характер конституций обусловлен неста­бильностью политической ситуации в стране, неустой­чивостью в соотношении политических сил в обществе.

. 3. В зависимости от способа принятия или изме­нения - гибкие (то есть изменяемые в обычном законо­дательном порядке) и жесткие (то есть принимаемые или изменяемые в порядке усложненной процедуры по сравнению с обычным законодательным процессом) кон­ституции.

4. По форме правления, определяемой самой кон­ституцией, - монархические и республиканские.

5. В зависимости от формы государственного уст­ройства - федеративные, унитарные и конфедера­тивные конституции.

6. По закрепленному политическому режиму - де­мократические, авторитарные и тоталитарные кон­ституции.


28 § 2. Развитие Конституции России

В Российском государстве основы конституционно­го строя и первые законодательные акты, которые носи­ли конституционный характер, возникли в начале XX века. Революция 1905 года привела к необходимости 'превращения неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию/

Первым законодательным актом, имевшим консти­туционное значение, стал Манифест 17 октября 1905 года, который провозгласил введение гражданских сво­бод и создание законодательного органа в виде Государ­ственной думы, которая ограничивала самодержавную власть монарха. В апреле 1906 года были приняты " Основные государственные законы", определившие двухпалатную парламентскую систему, однако устана­вливающие, что вместе с Думой и Государственным со­ветом законодательную власть осуществляет император, без утверждения которым ни один закон не приобретает силы. В октябре 1905 года актом " О мерах к укрепле­нию единства в деятельности министерств головных управлений" была осуществлена реорганизация Совета Министров, превращенного в постоянно действующий орган. С 1906 года каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государ­ственного совета. Указом " Об изменении положения о выборах в Государственную думу" от 11 декабря 1905 года значительно расширен круг избирателей.

О конституционном характере " Основных государ­ственных законов" свидетельствует то, что их изменение могло осуществляться только по инициативе императо­ра.

До 1917 года был принят ряд актов, развивающих положения основных законов: Закон о военно-полевых судах; Указ об уравнений крестьян в правах с другими сословиями; Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы; Новое положение о выборах; Закон о поряд­ке издания касающихся Финляндии законов и поста­новлений;. Указ о роспуске Государственной думы от 25 февраля 1917 года и др.

Ряд актов конституционного значения был принят в период между февральской и Октябрьской революция-


ми 1917 года. Они издавались Временным правительст­вом, способствовали демократизации общественной жиз­ни, однако в большинстве своем реализованы не были.

Победа Октябрьской революции в России привела к смене общественно-экономической формации, приходу к государственной власти новой политической силы. Это обусловило необходимость разработки и принятия кон­ституции социалистического типа. Первая Советская Конституция была принята 10 июля 1918 года V Все­российским съездом Советов. Она закрепляла:

- диктатуру пролетариата и полновластие Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, устано­вление социалистической собственности на средства и орудия производства и ликвидацию эксплуатации чело­века человеком;

- установление полного национального равноправия и права наций на государственное самоопределение;

- создание новой системы государственных органов и принципов их организации и деятельности, равнопра­вие трудящихся.

Конституция РСФСР 1918 года носила четко вы­раженный классовый характер, являлась средством юридического закрепления диктатуры пролетариата, полновластия трудящихся, руководимых рабочим клас­сом. Она явилась образцом для конституций других не­зависимых советских республик: Белорусской (1919 го­да), Украинской (1919 года). Азербайджанской (1921 года), Армянской (1922 года), Грузинской (1922 года).

После образования Союза ССР в 1922 году на осно­ве Декларации и Договора об образовании СССР была принята первая Конституция СССР 1924 года, а на ее основе - новая Конституция РСФСР 1925 года. Даль­нейшее развитие Конституции России шло на основе общесоюзной Конституции и в строгом соответствии с ней.

В середине 30-х годов в советском союзном госу­дарстве было провозглашено построение основ социа­лизма. Социалистические общественные отношения ста­ли господствующими в экономике, политике, социально-культурной области. Эти изменения потребовали кон­ституционного закрепления.


В декабре 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Со­ветов СССР принял новую общесоюзную Конституцию, на основе которой в 1937 году была принята новая Кон­ституция РСФСР. Она отразила факт победы социализма в стране; закрепила господство социалистической си­стемы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства; провозгласила перерас­тание государства диктатуры пролетариата в общенарод­ное государство; установила конституционный принцип равенства граждан, отменила все ограничения избира­тельных прав; ввела новую систему представительных органов государственной власти; расширила конститу­ционно закрепленный круг прав и свобод граждан.

В 1977 году в связи с провозглашением построения социализма и общенародного государства в СССР была принята после всенародного обсуждения новая Консти­туция. На ее основе в 1978 году ^была принята Консти­туция РСФСР, действовавшая до декабря 1993 года, хо­тя и со значительными изменениями и дополнениями, принятыми в 1991-1993 годах.

12 декабря 1993 года путем всенародного голосова­ния была принята новая Конституция Российской Феде­рации, которая явилась завершением очередного исто­рического этапа развития России, стала началом нового этапа конституционного развития страны.

Необходимость принятия этой конституции была обусловлена коренными преобразованиями в жизни рос­сийского общества. Сущность этих преобразований со­стоит в переходе от социалистической системы хо­зяйства к рыночной экономике, от авторитарной поли­тической системы к многопартийности, от всевластия Советов к разделению властей, к построению демократи­ческого правового государства. Многочисленные измене­ния и дополнения Конституции РСФСР 1978 года не могли адекватно отразить все изменения в характере общественных отношений.

В марте 1993 года после острого политического кризиса между законодательной и исполнительной влас­тями Президентом Российской Федерации был издан Указ о назначении на 25 апреля референдума о доверии Президенту и одновременно по проекту новой Конститу-


ции и проекту закона о выборах в парламент Россий­ской Федерации. По итогам референдума 60 процентов голосующих выразили доверие Президенту и высказа­лись за досрочное переизбрание депутатов. В мае 1993 года Президентом Российской Федерации был издан Указ № 660 " О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации", которым созыва­лось Конституционное совещание для завершения подго­товки проекта новой Конституции РФ. Для работы в этом органе были приглашены представители органов государственной власти (как федеральных, так и субъ­ектов), местного самоуправления, политических партий, профсоюзных, молодежных, религиозных организаций, товаропроизводителей, предпринимателей. В состав Кон­ституционного совещания были также приглашены чле­ны Конституционной комиссии Съезда народных депу­татов, представители от депутатских фракций. Прези­дента РФ, Правительства РФ, высших судебных органов и Генеральной прокуратуры РФ. Это совещание работало более месяца и изучило около 50 тысяч замечаний и предложений к проекту; внесено свыше 500 поправок и разработано около 40 принципиально новых норм-. 12 июля 1993 года Конституционное совещание одобрило проект.

12 декабря 1993 года состоялся референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации. В нем приняло участие 58 187 755 зарегистрированных из­бирателей (54, 8% от общего числа). За принятие Кон­ституции из них проголосовало свыше 54%, что означа­ло принятие Конституции Российской Федерации 1993 года.

Как нами уже отмечалось, конституция любого го­сударства с точки зрения ее сущности и предназначения является отражением объективных процессов обще­ственного развития, отражением сложившегося в об­ществе реального соотношения политических сил. Лю­бые крупные изменения этого соотношения, как пока­зывает опыт конституционного строительства, неизбеж­но влекут за собой изменения в содержании основного закона.

Какие принципиально новые положения содержат­ся в Конституции Российской Федерации 1993 года?


По-новому закреплены основополагающие принци­пы общественного устройства, которые сформулированы в главе 1 " Основы конституционного строя". Нормы эти практически полностью деидеологизированы в отличие' от ранее действовавших конституций России социали­стического, типа.

Российская Федерация провозглашается демокра­тическим федеративным правовым государством с рес­публиканской формой правления. В Конституции за­креплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России..

К числу основ конституционного строя отнесено признание человека, его прав и свобод высшей цен­ностью, а соблюдение и защита прав и свобод являются обязанностью государства.

В Конституции Российской Федерации 1993 года последовательно проведен классический принцип госу­дарственности - разделение законодательной, исполни­тельной и судебной властей, которые являются само­стоятельными (ст.10).

Важной конституционной новеллой является по­ложение об особой защите установленной системы госу­дарственной власти. В ст.З подчеркивается: " Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. За­хват власти или присвоение властных полномочий пре­следуется по федеральному закону".

В отличие от Конституции РСФСР 1978 года в Конституции Российской Федерации нет специальной главы, регулирующей экономическую систему. Однако эти вопросы нашли свое отражение в ней. В частности, конституционно закреплен институт частной собствен­ности, в том числе и на землю (ст. 8, 9, 35, 36), устано­влено признание и равная защита частной, государ­ственной, муниципальной и иных форм собственности.

В целях недопущения господства той или иной идеологии в обществе Конституция Российской Федера­ции 1993 года устанавливает принцип идеологического многообразия. Согласно ст. 13 " никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Этот принцип дополняется признанием


многопартийности, установлением равенства обществен­ных объединений перед законом.

Впервые в российском законодательстве Конститу­ция РФ 1993 года определяет светский характер Рос­сийской Федерации. Никакая религия не может устана­вливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Российская Федерация провозглашена правовым государством. В этой связи к основам конституционного строя отнесены положения о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации и ее прямом действии на всей территории государства; о соответствии законов и иных правовых актов Конституции Россий­ской Федерации; об обязательности Конституции и за­конов для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. В Конституции 1993 года впервые устанавливается, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не приме­няются. Любые нормативно-правовые акты, затраги­вающие права, свободы и обязанности человека и граж­данина, не могут применяться, если они не опубликова­ны официально для всеобщего сведения (ст. 15).

Впервые в Конституции закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры Российской федерации являются составной частью ее правовой си­стемы. Если международным договором Российской Фе­дерации установлены другие Правила, чем предусмот­ренные законом, то применяются правила международ­ного договора.

Все положения, включенные в содержание главы 1 Конституции Российской Федерации, составляют основы конституционного строя Российской Федерации и нахо­дятся под повышенной правовой охраной даже по срав- ^ нению с другими нормами Конституции. В частности, установлено, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конститу­ционного строя. Кроме того, предусмотрен особый поря­док изменения этих положений, которые не могут быть

23ак.235, •


пересмотрены Федеральным Собранием. Если такие предложения будут поддержаны тремя пятыми от об­щего числа членов Совета Федерации и депутатов Госу­дарственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законодательством созывается Кон­ституционное Собрание, которое и будет решать данный вопрос (ст. 135).

По сравнению с предшествующими конституциями Конституция Российской Федерации 1993 года внесла значительные изменения в нормы, закрепляющие ин­ститут прав и свобод человека и гражданина. Оценивая характер этих изменений в целом, следует отметить, что в нормах главы 2 " Права и свободы человека и гражда­нина" в обобщенном виде использованы все действую­щие международно-правовые акты в этой области. За­креплен принцип неотчуждаемости прав и свобод и при­надлежности их каждому от рождения. Установлены новые для нашего конституционного законодательства права и свободы: право на жизнь; запрет пыток, наси­лия, жестокого и унижающего достоинство обращения или наказания; защита частной жизни; право определе­ния и указания национальности; право свободного пере­движения и выбора места жительства; право на частную собственность и предпринимательскую деятельность;

запрет принудительного труда; право на альтернативную службу и др.

Конституция Российской Федерации устанавли­вает, что перечисление в Конституции прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление дру­гих общепризнанных прав и свобод.

Важное, значение имеет также впервые закреплен­ный в Конституции Российской Федерации принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод. В ней содержится ряд важнейших положений, направленных на укрепление единства Российской Фе­дерации, на сохранение России как единого федера­тивного государства. Важно отметить, что большинство этих положений включено в содержание основ консти­туционного строя, которые, как мы отмечали выше, на­ходятся под повышенной правовой защитой. В этом от­ношении принципиальный характер носят положения


Amp;

ст.4 и 5 Конституции России, в которых закреплено, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию; Конституция и законы Федерации имеют верховенство на всей территории Российской Фе­дерации; Российская Федерация обеспечивает целост­ность и неприкосновенность своей территории; федера­тивное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государ­ственной власти.

Для сохранения целостности и самого существова­ния России принципиальный, характер имеет ликвида­ция в Конституции 1993 года понятия суверенитета республик, входящих в Российскую Федерацию. В Кон­ституции установлено, что во взаимоотношениях с феде­ральными органами власти все субъекты Федерации равноправны. В отличие от ранее действовавших. Кон­ституция 1993 года более четко разграничивает предмет ведения Федерации и ее субъектов.

Конституция Российской Федерации 1993 года со­держит ряд новых положений в сфере организации и деятельности системы органов государственной власти. Закрепив принцип разделения властей, Конституция вы­водит Президента РФ из системы исполнительной влас­ти и ставит его на особое самостоятельное место в систе­ме высших органов. По существу. Президент как глава государства, гарант конституционного строя стоит над ветвями власти. Это проявляется также в том, что на него возложено определение основных направлений внут­ренней и внешней политики, функции своеобразного ар­битра в спорах между органами власти Федерации и др.

Ликвидировав систему Советов, Конституция 1993 года внесла серьезные изменения в порядок формирова­ния и деятельности высшего представительного органа. Парламентом Российской Федерации является Феде­ральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Фе­дерации и Государственной Думы. В отличие от ранее действовавших конституций, определявших принцип равенства палат Верховного Совета, новая Конституция произвела их классическое деление на нижнюю и верх­нюю, свойственное большинству двухпалатных парла­ментов.

2-


Значительные изменения внесены в законодатель­ный процесс. Конституция вводит ранее неизвестный вид законодательного акта - федеральный конституци­онный закон и устанавливает особый порядок его при­нятия.

К числу важных изменений в конституционном за­креплении системы государственных органов относится прекращение деятельности местных органов государ­ственной власти в -лице Советов народных депутатов и введение системы органов местного самоуправления.

Более подробно нормы и институты Конституции Российской Федерации рассматриваются в последующих главах учебника.

§ 3. Основные принципы и юридические свойства конституции

Термин " принцип" (от лат. principium - первонача­ло, основа) - основоположение, центральное понятие, руководящая идея, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Под принципами конституции в юридической нау­ке понимаются основополагающие идеи и положения, определяющие наиболее существенные черты, каче­ственные свойства конституции как основного закона государства.

Конституция регулирует наиболее важные" обще­ственные отношения, ее нормы являются исходными для всех иных отраслей правовой системы. Поэтому и конституционные принципы являются основопола­гающими принципами для всех отраслей права.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.