Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционное право • ведущая отрасль права Российской Федерации






ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебник подготовлен в соответствии с программой по дисциплине " Конституционное право Российской Фе­дерации" и предназначен для студентов, обучающихся по специальности " Юриспруденция".

Изучение конституционного права Российской Фе­дерации является составной частью специальной подго­товки будущих правоведов. Цель учебника - вооружить обучаемых знаниями по вопросам содержания и места конституционного права в системе права Российской Федерации, сущности Конституции России, понятия и содержания основ конституционного строя страны, вза­имоотношений государства и личности, правового поло­жения и организации деятельности органов государ­ственной власти (законодательной, исполнительной, су­дебной) и органов местного самоуправления Российской Федерации.

Учебник разработан на базе Конституции Россий­ской Федерации 1993 года, законодательных актов, принятых в ее развитие, а также практики деятельности органов государственной власти и органов местного са­моуправления.

Структура учебника соответствует тематическому плану изучения курса " Конституционное право Россий­ской Федерации". Содержащиеся в учебнике проблем­ные вопросы по каждой теме дают возможность развить у обучаемых навыки творческого мышления, способ­ность принятия научно обоснованных решений. Про­блемные вопросы могут быть использованы как для об­суждения на семинарских и групповых занятиях, так и для подготовки научных сообщений или рефератов. С целью осуществления студентами самостоятельной про­верки качества полученных ими знаний в учебнике по­мещены контрольные вопросы.


Глава 1

Конституционное право • ведущая отрасль права Российской Федерации

§ I! Понятие конституционного права как отрасли права

Российское право представляет собой совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установлен­ных, санкционированных государством.^ исполнение ко­торых обеспечивается^ также государством. Будучи еди­ным по своей сущности, содержанию и предназначению, право подразделяется на составные части - отрасли.

Отрасль права - это самостоятельная " часть право­вой системы, совокупность правовых норм, ^регламенти-рующих специфическим методом" качественно однород­ные общественные отношения. К числу отраслей права относятся: конституционное, административное, граж­данское, " срйнансовоё, трудовое, уголовное, уголовно-процёссуально" ё', Экологическое и др.

Необходимость отраслевой дифференциации право­вой системы обусловлена широтой и многообразием об­щественных отношений, регулируемых правовыми нор­мами. Эта необходимость вызвана также практикой правоприменительной деятельности. Деление права на отрасли помогает изучению права, совершенствованию нормативных актов.

В юридической науке основными критериями де­ления права на отрасли являются предмет и метод пра­вового регулирования.

Дре^хепгправового регулирования составляют ка-^ествення-^днородные общественные отношения,.на, ко-^го^ые__направлено_воз действие J^ymM норм „той или иной отрасли права." ~

Под методом ^правового регулирования понимаются ^пегуя^ические приемы, способы воздействия на обще-, ственные отношения со стрдоны государства^ ^его орга­нов,)^ помощью правовых норм.

Следовательно, для уяснения понятия конституци­онного права необходимо определить его предмет и ме­тод.


Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя Российской Феде­рации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конститу­ции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и лич­ностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находя­щихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетен­ции Федерации и предмета совместного ведения Федера­ции и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т, д.;

4) организации и функционирования системы высших органов Российской Федерации: Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судеб­ной власти, а также местного самоуправления.

Метод правового регулирования конституционного права многоаспектен, что обусловлено многообразием содержания и сложным характером общественных от­ношений, объединяемых предметом конституционного права. Понимая под методом совокупность специфиче-ских приемов, способов, средств воздействия на участ­ников этих отношений, можно выделить наиболее суще­ственные из них.

Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государ­ственно-властными полномочиями. Такой метод регули­рования получил в юридической науке наименование " метод властеотношений".

Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться веле­ниям стороны, наделенной такими полномочиями.

Разновидностью способов воздействия государства на общественные отношения является установление кон-


кретных правомочий и обязанностейучастников отноше­ний (организация выборов, деятельность депутатов, реа­лизация компетенции государственными органами и др.).

Методу регулирования общественных отношений свойственны такие особенности, как политико-правовой характер регулирования (закрепление в Конституции моральных принципов, категорий общественных идеа­лов и т.д.).

Метод конституционного права использует и такие классические способы воздействия на участников обще­ственных отношений, как дозволение, запрет, возложе­ние обязанностей, установление равенства сторон в от­ношениях.

Таким образом, определив предмет конституцион­ного права и особенности его метода, можно сформули­ровать понятие конституционного права как отрасли российского права.

KoHcmumjfy^HHoe^Jnj^ua^-^ma.JseQiwaa..олфаслъ

^оссицскогр^л^ав^.п^6^? ^" 8^^^ совокупность правовых норм, остановленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы консти­туционного строя Российской Федерации, взаимоотно­шений между государством и личностью, федеративно­го устройства^ России, организации и деятельности системы органов государственнойвласти, местного самоуправления,.

§ 2. Конституционно-правовые нормы и отношения

Нормы конституционного права - это правовые нормы, регулирующие общественные отношения, со­ставляющие предмет конституционного права.

Для норм конституционного права характерны все признаки норм всех иных правовых отраслей: общеобя­зательность, установление государством, обеспечение их реализации с помощью системы государственных гаран­тий, защита от нарушений принудительными средства­ми и т.д.

Вместе с тем нормам конституционного права при­сущ ряд специфических особенностей. Во-первых, нор­мы конституционного права регулируют наиболее важ­


ные, коренные общественные отношения. Во-вторых, они устанавливают правила поведения в самом общем виде, без детализации, конкретизации и являются осно­вополагающими для норм других отраслей права. В-третьих, нормы конституционного права имеют свои структурные особенности. В отличие от правовых норм других отраслей, имеющих, как правило, три структур­ных элемента: гипотезу (условие, при котором приме­няется данное правило поведения), диспозицию (само правило поведения) и санкцию (указания на послед­ствия неисполнения обязанности), в статьях норматив­но-правовых актов, содержащих нормы конституцион­ного права, формулируются лишь диспозиция и гипоте­за, а санкции содержатся в законодательных актах иных правовых отраслей (уголовного, административно­го права и т.д.).

Нормы конституционного права можно подразде­лить на группы, то есть классифицировать. Эта класси­фикация может быть проведена по различным призна­кам, критериям. В юридической науке существует не­мало таких критериев. Так, в зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права можно разделить на следующие группы:

1) закрепляющие и регулирующие основы консти­туционного строя Российской Федерации (глава 1 Кон­ституции Российской Федерации);

2) устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (глава 2 Кон­ституции, законодательные акты о гражданстве РФ, о статусе иностранных граждан);

3) закрепляющие федеративное устройство (глава 3 Конституции, нормы Федеративного Договора);

4) регулирующие порядок образования и деятель­ности системы органов государственной власти (главы 4 - 8 Конституции, законодательство о выборах, о статусе депутата).

Кроме того, нормы конституционного права подраз­деляются по характеру содержащихся предписаний на:

1) управомочивающие (ст. 20, 83 Конституции РФ);

2) обязывающие (ст. 58, 59 Конституции РФ);


3) запрещающие (ст. 13 Койституции РФ);

по степени определенности содержащихся предпи­саний:

1) императивные (ст. 72 Конституции РФ);

2) диапозитивные (ст.66 Конституции РФ);

по юридической силе (форме закрепления):

1) конституционные (обладающие высшей юриди­ческой силой);

2) содержащиеся в иных законодательных актах.

Таковы основные видга конституционно-правовых норм. В юридической литературе можно встретить и другие критерии классификации норм конституционно­го права и соответствующие им виды конституционно-правовых норм: общие и специальные, федеративные и республиканские и т.д.

Нормы конституционного права могут быть объ­единены в правовые институты по признаку регулиро­вания однородных и взаимосвязанных общественных. отношений, имеющих относительную обособленность. Таковыми являются: институт гражданства, институт избирательного права и др.

Общественные отношения, регулируемые нормами конституционного права, являются конституционно-правовыми отношениями.

Для общественных отношений вообще и для право­отношений в частности характерно наличие как мини­мум двух сторон отношений, именуемых субъектами. Субъектами правоотношений могут быть как индивиды, так и организации, органы, социальные общности. Субъ­ектами конституционно-правовых отношений выступа­ют:

- народ (проведение референдумов, выборов в выс­шие органы Федерации, органы субъектов);

- Российское федеративное государство;

- субъекты Российской Федерации < респу блики, края, области, города федерального значения Москва, Санкт-Петербург, автономная область, автономные окру­га);

- административно-территориальные единицы (рай­оны, города, районы в городах, городские и муници­пальные округа, префектуры, поселки, села);


- государственные органы законодательной, испол­нительной и судебной власти;

- органы местного самоуправления;

- Президент Российской Федерации - глава Россий­ского государства;

- главы государств - субъектов Российской Федера­ции;

- общественные объединения граждан (партии, об­щественные организации, движения, комитеты и т.д.);

- депутаты представительных органов государ­ственной власти;

- комиссии и комитеты органов законодательной

власти;

- общие собрания граждан, сельские сходы;

- избирательные комиссии;

- граждане Российской Федерации;

- иностранцы и лица без гражданства (прием в рос­сийское гражданство).

Конституционно-правовые отношения, как и любые другие правоотношения, возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельства­ми, условиями, именуемыми юридическими фактами. Из курса " Теория государства и права" известно, что в зависимости от отношения к воле людей юридические факты подразделяются на события и действия. События - это явления, не зависящие от воли человека. Под дей­ствиями же понимаются юридические факты, которые происходят по воле людей. Так, например, ходатайство верховного органа народного представительства о приеме данного государства в состав Российской Федерации является действием, порождающим возникновение кон­ституционно-правовых отношений между Федерацией и ее субъектом.

Событиями как юридическими фактами могут яв­ляться, например, рождение и смерть человека, которые влекут за собой возникновение или прекращение кон­ституционно-правовых отношений гражданства, пользо­вания конституционными правами и свободами.

Круг конституционно-правовых отношений весьма широк. В целях более глубокого изучения их можно условно разделить на отдельные группы. В основе такой


ID

классификации лежат те же признаки, что и при клас­сификации норм конституционного права. Наиболее распространенным критерием классификации в юриди­ческой науке являются субъекты конституционно-правовых отношений. В зависимости от субъектов все эти отношения могут быть подразделены на группы, од­ной из сторон в которых являются перечисленные выше субъекты.

Конституционно-правовые отношения могут также классифицироваться по целевому назначению (право-установительные, правоохранительные), по времени дей­ствия (срочные, постоянные).

§ 3. Источники конституционного права

Под источником конституционного права (в юри­дическом смысле) понимаются юридические формы, способы выражения правовых норм, которые регулиру­ют общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет конституционного права.

Источниками российского конституционного права являются законодательные и иные правовые акты, кото­рые содержат нормы конституционного права. К ним относятся:

1. Конституция Российской Федерации - глав­ный источник государственного права. Конституция -это основной закон любого государства. Ее нормы регу­лируют наиболее важные, коренные общественные от­ношения. Нормы Конституции обладают высшей юри­дической силой. Это означает, что никакой другой зако­нодательный акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют нормы конституционные.

Конституция составляет правовую основу, фунда­мент всего действующего законодательства. В соот­ветствии с ней строится вся нормотворческая деятель­ность в государстве.

2. Конституции республик, находящихся в со­ставе Российской Федерации. Они принимаются выс­шими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не должна про-


тиворечить Конституции России. Вместе с тем респу­бликанские Конституции учитывают особенности субъ­ектов Федерации, так как вне пределов ведения Россий­ской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов респу­блики обладают всей полнотой государственной власти.

3. Статус других субъектов Российской Федерации - краев, областей, городов федерального значения, авто­номных областей и округов регламентируется также Уставами. Эти акты относятся к числу источников кон­ституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов.

Конституция России предусматривает возможность принятия федерального закона об автономной области или округе по представлению законодательных и испол­нительных органов этих субъектов Федерации (ст.66 п.З).

4. Законы, Российской Федерации. Конституция Российской Федерации 1993 года устанавливает наличие двух видов законов: федеральные конституционные за­коны и федеральные законы.

Федеральные конституционные законы принима­ются по вопросам, предусмотренным самой Конституци­ей, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции РФ. Среди них вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст.56);

принятия в Федерацию и образования в ее составе ново­го субъекта, изменения статуса субъектов (ст.65, 66);

утверждения описания и порядка использования госу­дарственных символов России (ст. 70); назначения и про­ведения референдумов (ст.84); определения режима во­енного положения (ст.87); введения чрезвычайного по­ложения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст.88); регулирования деятельности управо-моченного по правам человека в Государственной Думе (ст. 103); определения порядка деятельности Правитель­ства Российской Федерации (ст.114); установления су­дебной системы (ст. 118), а также закрепления порядка деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов (ст. 128); установления оснований и порядка созыва Кон­ституционного Собрания (ст.135).


Федеральные законы, в соответствии со ст. 10 5 Кон­ституции РФ принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, подписываются и обна-родуются Президентом Российской Федерации. Основ­ной круг вопросов, подлежащих регулированию феде­ральными законами, определен самой Конституцией РФ в более чем 40 статьях.

Так, регулированию федеральными законами под­лежат: ответственность за захват власти или присвоение властных полномочий (ст.З^; порядок приобретения и прекращения гражданства России (ст.6); установление перечня сведений, составляющих государственную тайну (ст.29); установление условий и порядка пользования землей (ст.Зб); регламентирование судопроизводства (ст.47, 49 - 51); утверждение оснований ограничения прав и свобод (ст.55); определение порядка несения во­енной или альтернативной службы (ст. 59); регламенти­рование вопросов двойного гражданства (ст.62); регули­рование отношений автономных округов с краем или областью (ст.66); установление статуса столицы (ст. 70);

установление системы налогов, взимаемых в федераль­ный бюджет (ст. 75); определение порядка выборов Пре­зидента Российской Федерации (ст.81); закрепление ста­туса Совета Безопасности (ст.83); установление порядка формирования Совета Федерации и выбора депутатов Государственной Думы (ст. 96); установление состава и порядка деятельности счетной палаты (ст.101); устано­вление статуса судей (ст.121-124); определение полномо­чий и порядка деятельности прокуратуры (ст. 129) и др.

Конституция закрепляет порядок принятия феде­ральных конституционных законов (ст. 108) и принятия федеральных законов (ст. 105-107), который будет под­робно рассмотрен в последующих главах учебника. В Конституции установлено также верховенство этих за­конов над всеми иными актами государственных орга­нов, а также над законами субъектов Федерации.

Принципиальный характер имеют также положе­ния, сформулированные в ст. 15 Конституции РФ, об обязанности соблюдать Конституцию и законы органов государственной власти, местного самоуправления, дол­жностных лиц, граждан и их объединений.


Для характеристики законов как источников кон­ституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубли­кованы официально для всеобщего сведения.

Эти вопросы урегулированы в Федеральном законе " О порядке опубликования и вступления в силу феде­ральных конституционных законов, федеральных зако­нов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 года. Статья 2 Закона устанавливает, что датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона - день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом Российской Фе­дерации. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в " Российской газе­те" и " Собрании законодательства Российской Федера­ции". Закон вступает в силу одновременно на всей тер­ритории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу.

5. Указы и, распоряжения Президента. Российс­кой Федерации. Обладая широкими полномочиями. Пре­зидент РФ реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений, которые обязательны для испол­нения на всей территории Российской Федерации. В ст. 90 Конституции РФ подчеркивается, что указы и распо­ряжения Президента не должны противоречить Консти­туции Российской Федерации и федеральным законам.

В Конституции РФ предусмотрено также, что ука­зы Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения подлежат утверждению Сове­том Федерации (ст. 102).

Согласно ст. 12 5 Конституции РФ соответствие ука­зов и распоряжений Президента РФ Конституции РФ разрешается Конституционным Судом Российской Феде-


рации по запросам Президента, Совета Федерации, Госу­дарственной Думы, одной пятой членов Совета Федера­ции или депутатов Государственной Думы, Правитель­ства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации.

6. Акты палат Федерального Собрания - парла­мента Российской Федерации, представительног9 и за­конодательного органа.

В соответствии -со ст. 102 Конституции РФ Совет Федерации принимает постановления по вопросам, от­несенным к его ведению. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Консти­туцией. Такой особый порядок установлен, например, для принятия федерального конституционного закона, где для принятия постановления требуется три четверти голосов от общего числа членов Совета Федерации (ст.108).

Постановления принимает и Государственная Дума по вопросам, отнесенным к ее ведению; постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ. Так, для утверждения федерального конституционного закона постановление Государственной Думы принимается большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государ­ственной Думы.

7. Источником конституционного права являются также Декларации..

Именно в этой форме были приняты такие важ­нейшие акты, как'" Декларация о государственном суве­ренитете РСФСР" от 12 июня 1990 года, " Декларация о языках народов России" от 25 октября 1991 года и др. Как правило, в форме деклараций закрепляются общие принципы конституционно-правового развития.

8. Постановления и распоряжения Правитель­ства Российской Федерации. Они издаются на основа­нии и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента. Эти поста­новления и распоряжения обязательны к исполнению в


Российской Федерации. В случае их противоречия Кон­ституции, законам и указам они могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ст. 115).

Кроме этих видов актов, Правительство принимает также заключения. Статья 104 Конституции РФ устана­вливает, что законопроекты о введении или отмене на­логов, освобождении от их уплаты, о выпуске государ­ственных займов, об изменении финансовых обяза­тельств государства, другие законопроекты, предусмат­ривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии за­ключения Правительства Российской Федерации.

9. Регламенты палат Федерального Собрания содержат конституционно-правовые нормы, регулирую­щие вопросы организации и деятельности Совета Феде­рации и Государственной Думы. Они применяются са­мой палатой и не требуют утверждения никаким другим органом.

10. Федеративный характер устройства России об­условливает существование таких видов источников конституционного права, как законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах Федерации.

11. Договоры и соглашения, заключаемые Рос­сийской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами Федерации. Примером такого вида источника являются Федеративный Договор от 31 марта 1992 года, Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан 1994 года и др.

'12. После принятия Конституции Российской Фе­дерации 1993 года в числе источников конституционно­го права появился еще один вид актов. Статья 15 Конс­титуции РФ впервые в истории конституционного зако­нодательства устанавливает, что общепризнанные прин­ципы и нормы международного права и международ­ные договоры Российской Федерации являются состав­ной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные пра­вила, чем международным договором, то применяются


правила международного договора. Из этих положе­ний следует, что в данных международно-правовых ак­тах содержатся нормы, являющиеся составной частью внутригосударственного права, хотя очевидны пробле­мы, связанные с реализацией таких норм.

13. Решения Конституционного Суда Россий­ской Федерации - специфический источник конститу­ционного права. Специфика этого вида определяется тем, что Конституционный. Суд не может принимать нормативных актов. Вместе с тем его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после их провозглашения. Они дей­ствуют непосредственно, не требуют подтверждения дру­гими органами или должностными лицами.

Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Большое значение для правильного понимания и приме­нения конституционно-правовых норм имеют поста­новления Конституционного Суда по толкованию Кон­ституции Российской Федерации.

14. Правовые акты СССР и РСФСР. Отдельные из них сохраняют свою юридическую силу, что обусловле­но особенностями исторического развития России на современном этапе. Как установлено в ст.2 второго раз­дела Конституции Российской Федерации " Заключи­тельные и переходные положения", законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Россий­ской Федерации до вступления в силу настоящей Кон­ституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

15. Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления, реализуя свои полно­мочия, установленные восьмой главой Конституции Рос­сийской Федерации, издают по вопросам своей компе­тенции правовые акты.

16. В отдельных случаях источником конституци­онного права могут: быть акты, издаваемые чрезвычай­ными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения. В этой связи ст.55 Конституции -РФ предусматривает, например, что права и свободы человека и гражданина могут быть ог-


раничены федеральным законом в целях защиты кон­ституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В заключение следует подчеркнуть, что источни­ками конституционного права являются не все перечис­ленные выше акты, а только те из них, которые содер­жат нормы конституционного права.

§ 4. Место конституционного права в системе права Российской Федерации

Конституционное право занимает ведущее место в системе права в силу характера и содержания его основ­ного источника - Конституции Российской Федерации. В нормах конституционного права закреплены основопо­лагающие принципы всех других правовых отраслей. Так, например, положения ст.8 Конституции РФ лежат в основе хозяйственного и гражданского права; ст.9 -земельного права; ст.37 - трудового права и т.д. В регу­лировании общественных отношений все иные отрасли права исходят из норм, институтов и принципов консти­туционного права. Как подчеркивается в ст. 15 Консти­туции РФ, " законы и иные правовые акты, прини­маемые в Российской Федерации, не должны противоре­чить Конституции Российской Федерации".

Ведущее место конституционного права опреде­ляется, таким образом, тем, что конституционные нор­мы и принципы лежат в основе всей текущей нор-мотворческой деятельности. Особенно эта роль возраста­ет с принятием новой Конституции, когда вслед за ней коренным образом совершенствуется, изменяется и до­полняется вся законодательная система государства.

Связь между конституционным правом и другими отраслями нельзя сводить только к определяющему, ве­дущему положению конституционного права. В свою очередь, нормы других отраслей конкретизируют прави­ла поведения, установленные нормами конституционно­го права. Нормы других отраслей права конкретизируют правила поведения, установленные нормами конститу­ционного права.

Конституционное право как отрасль права - единая

органичная система. Его ^птрт" ''" ру^р^г''" *^—^^ от-| Бмб-Убиотека

, 1 |У1ГЭИ


дельным государственно-правовым институтам, с учетом специфики как содержания, так и значения в регулиро­вании тех или иных видов общественных отношений.

Система конституционного права как отрасли права включает следующие группы норм:

1) закрепляющие и регулирующие основы консти­туционного строя Российской Федерации;

2) устанавливающие основы взаимоотношений меж­ду государством и личностью; права, свободы и обязан­ности человека и гражданина;

3) закрепляющие национально-государственное уст­ройство Российской Федерации;

4) устанавливающие порядок образования и функ­ционирования, основы компетенции системы высших органов государственной власти, а также местного са­моуправления;

5) закрепляющие порядок внесения конституци­онных поправок и пересмотра Конституции, заключи­тельные и переходные положения.

Проблемные вопросы, темы:

В юридической науке вопрос о названии данной от­расли права является дискуссионным. Как в отечествен­ной, так и в зарубежной науке употребляются термины " конституционное право" и " государственное право". В основе терминологического различия лежит неодинако­вый подход к определению содержания и источников этой ведущей отрасли права. Кроме того, определенную роль играет сложившаяся научная традиция. Так, в США и Франции употребляется наименование " конституци­онное право", в Германии и России (до 1993 г.) наибо­лее часто употреблялся термин " государственное право".

Проблемными в научном отношений являются и вопросы о методе конституционного права, о соотноше­нии национального и международного права при опре­делении содержания конституционного права.

Контрольные вопросы:

1. Назовите критерии деления права на отрасли.

2. Определите понятие и содержание предмета консти­туционного права.


3. Перечислите общие и специфические признаки норм конституционного права.

4. Определите понятие конституционно-правовых отно­шений. Кто может являться их субъектами?

5. Приведите примеры юридических фактов каждого вида.

6. Определите роль конституционного права для профес­сиональной подготовки юриста.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.