Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие ресурсной базы






 

В организационно-технологическом контексте социально-культурная деятельность предстает в виде способа организации ресурсов для достижения поставленных целей и задач, получения определенных результатов. Ресурсная база предстает здесь как совокупность основных компонентов, необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ или услуг. Уже сам факт наличия ресурсов определяет производственный потенциал субъектов социально-культурной деятельности, реальную возможность реализации социально-культурных проектов и инициатив.

Ресурсную базу характеризуют несколько разновидностей ресурсов.

Нормативный ресурс представляет собой массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок подготовки и проведения социально-культурной деятельности.

К кадровому (интеллектуальному) ресурсу относится номенклатура специалистов, а также технического и вспомогательного персонала, по своим характеристикам, прежде всего, профессиональному и интеллектуальному уровню, соответствующих назначению (набору функций) организации и обеспечивающих качество производимого культурного продукта (благ и услуг).

Финансовый ресурс состоит из бюджетных и внебюджетных источников финансирования, использование которых не противоречит действующему в Российской Федерации законодательству.

Материально-технический ресурс включает в себя специальное оборудование, имущество, инвентарь для производства и эксплуатации культурного продукта (благ и услуг) и создания соответствующей среды для обеспечения культурной, просветительской и досуговой деятельности. Составной частью материально-технического ресурса является недвижимость, необходимая для оптимального функционирования объектов социокультурного назначения. К видам недвижимости относятся: здания, помещения, специально обустроенные сооружения и территория под ними.

Социально-демографический ресурс обозначает совокупность физических лиц, проживающих на территории конкретного региона (города, микрорайона, поселка). Эти лица различаются по возрастным, социальным, профессиональным, этническим и другим признакам. Они представляют собой категорию либо активно задействованных участников социально-культурной деятельности (реальную аудиторию клуба, парка, музея и др.), либо на данный момент по ряду объективных причин (в том числе личного характера) не участвующих в социокультурных мероприятиях (потенциальную аудиторию).

В информационно-методическом ресурсе объединены все возможные средства и способы организационно-методического руководства, информационно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации кадров в области социально-культурной деятельности.

Производство культурного продукта, благ и услуг не может обойтись без морально-этического ресурса. Он необходим для реализации совокупности принципов, норм и требований, определяющих согласованность профессионально-нравственных позиций, норм общения и поведения участников социально-культурной деятельности, основанных на совпадении их интересов и доброй воли.

Существует определенная классификация социально-культурных институтов по признаку самодостаточности их ресурсного обеспечения. Социально-экономический статус каждого из них является достаточно сложной по своей структуре сущностной категорией.

Широко используется матрица, позволяющая сопоставить социально-экономические позиции объектов культуры в условиях современного рынка досуговых услуг и поиска адекватных механизмов развертывания как основной (профильной), так и неосновной, коммерческой деятельности. Матрица дает возможность осуществить следующую типологию различных объектов социально-культурной сферы в зависимости от их экономического статуса:

1. Объекты социально-культурной сферы государственного, федерального значения (театры, музеи, парки, заповедники, творческие коллективы и др.), являющиеся общенациональным культурным достоянием. Эти объекты пользуются финансовой поддержкой не только государства, но и негосударственных - коммерческих и общественных - организаций и имеют потенциальную и реальную возможность предоставлять услуги высокой стоимости, в том числе в валюте.

2. Объекты социально-культурной сферы регионального (муниципального) подчинения, находящиеся на полном или почти полном бюджетном финансировании. Для них характерны слабая материально-техническая база, неустойчивое хозяйственно-экономическое положение, формальное существование расчетного счета в банке, а нередко и его отсутствие. Инертность и консерватизм современной кадровой политики ведут к нестабильности и текучести кадров.

3. Учреждения и организации, требующие больших инвестиций в свои проекты и программы со стороны различных ресурсодержателей (муниципальных органов, спонсоров, доноров, меценатов и др.), ориентированных на внедрение инновационных технологий в социально-культурной сфере. Для этих учреждений характерна свобода выбора видов социально-культурной деятельности, финансирования, использования различных форм собственности, которая обеспечивает возможности безболезненного вхождения в рынок.

4. Отраслевые учреждения и организации, находящиеся на полной или почти полной самоокупаемости. Для них характерна абсолютная самостоятельность в выборе видов деятельности и досугового обслуживания посетителей, активная хозяйственная позиция и инвестирование своего дальнейшего развития, а также внешних проектов и программ.

Социально-экономический статус каждого из отраслевых объектов культуры, образования, искусства, спорта, досуга является, по существу, результатом взаимного пересечения и взаимопроникновения нескольких характерных параметров. Каждый из них расширяет наши представления о данном объекте как о специфическом социально-культурном институте современного региона - поселка или города.

В зависимости от назначения и характера использования ресурсной базы все социально-культурные институты подразделяются на: многопрофильные, обеспечивающие одновременное развитие различных направлений социокультурной, просветительской и досуговой деятельности; однопрофильные, обеспечивающие разнообразие деятельности на основе какого-либо одного конкретного направления, вида, жанра или формы культуры, досуга, искусства, спорта и т.д.; прокатные (посреднические), предоставляющие свою базу для проведения различных мероприятий культурного и общественно-политического назначения, подготовленных любыми, в том числе и негосударственными, субъектами социально-культурной деятельности.

Программно-целевой принцип финансового и материально-технического обеспечения социокультурной деятельности предполагает целевое использование ресурсной базы социально-культурных институтов.

Основная (профильная) деятельность социально-культурных институтов предполагает производство и распространение культурного продукта, образовательных, досуговых и других услуг либо с использованием своей ресурсной базы, либо с помощью привлечения дополнительных ресурсов. В содержание основной деятельности входят:

а) собственная (штатная) деятельность. Она направлена на фиксированное производство конечного продукта (услуг); финансируется из бюджета преимущественно через госзаказ органами местного самоуправления разных уровней;

б) создание условий для развития самодеятельной и инициативной, индивидуальной и коллективной социокультурной, досуговой деятельности населения и отдельных граждан. В этих целях предоставляются необходимое время и средства обеспечения (прокат) для проведения мероприятий другими юридическими и отдельными физическими лицами, а также осуществляется консультационная и методическая помощь;

в) собственная предпринимательская, частная, кооперативная (нештатная, конъюнктурная), не связанная определенной номенклатурой деятельность. Она направлена на производство на платной основе культурного продукта, сервисных (информационных, посреднических, обеспечивающих и др.) услуг в соответствии с потребностями и запросами населения. Она осуществляется также на основе социально-творческого заказа государственных и иных организаций или частных лиц, ориентированных на культурную, просветительскую и досуговую деятельность, а также любых других имеющих юридический статус организаций.

Неосновная, непрофильная для социально-культурных институтов коммерческая деятельность выходит за рамки сферы культуры, образования, досуга. Это торгово-закупочная деятельность, производство товаров народного потребления, предоставление транспортных услуг, а также иные виды коммерческой деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации. К неосновной, непрофильной деятельности предъявляется ряд требований. В первую очередь она должна быть технологически совместима с основной деятельностью. Она не должна наносить материального ущерба социально-культурному институту и противоречить морально-этическим нормам и правилам, принятым в обществе.

Определенный спад бюджетного финансирования отрасли не устраивал и не устраивает работников культуры и искусства, которые продолжают требовать увеличения объемов финансирования, обвиняя государственные власти в недооценке роли культуры в общественном развитии. Между тем, чем громче раздаются голоса «о необходимости возрождения культуры России», тем больше понимания того, что «уровень культуры» является определяющей компонентой социально-экономической системы всей страны.

Известно, что многие учреждения в большей или меньшей степени имеют возможность зарабатывать средства, продавая свой творческий продукт населению. Это подтверждает и статистика.

Однако экономическая система в стране постепенно приобретает новый облик, оставляя без работы всех, кто не сумел адаптироваться к требованиям рынка (включая работников культуры). В отрасли культуры преобразования происходят наиболее сложно. Во-первых, не все учреждения культуры получили продекларированную экономическую и юридическую свободу от опеки органов культуры. Во-вторых, хозяйственный механизм этой сферы пришел в очевидное противоречие с Гражданским кодексом России и финансовым устройством государства. В-третьих, далеко не все руководители оказались психологически готовы к использованию в полной мере своих потенциальных возможностей для реализации собственных финансовых проектов на легальной основе. Это значит, что еще длительное время сфера культуры будет жить в условиях жесткого финансового цейтнота, а потому необходимо искать другие способы решения проблемы ресурсного обеспечения учреждений социально-культурной сферы.

Возможны два принципиально разных направления такого

поиска.

Первое - увеличить бюджетные возможности за счет прироста валюты баланса. Как достичь? - Поднять ставки налогов или ввести новые налоги на хозяйствующих субъектах. Повысить деловую активность учреждений и их вклад в общую массу прибыли.

Второе - предполагает развитие и использование коммерческого потенциала культуры для решения собственных экономических проблем сферы культуры как подсистемы общественного разделения труда и частичного участия в решении экономических проблем государства.

Социально-культурная сфера, обладая собственным ресурсным потенциалом, вынуждена постоянно искать оптимальное сочетание различных способов финансирования - начиная с бюджетной модели и кончая моделью, основанной на рыночных принципах.

Принципы партнерства и смешанных форм финансирования предопределили уже сегодня многоканальность государственной поддержки и широкую диверсификацию источников финансирования культуры, государственное стимулирование бюджетной самостоятельности территориальных властей и собственно самих учреждений и организаций культуры, а также привлечения средств частных спонсоров и меценатов.

Существует ряд резервов, которые могут быть с успехом использованы: федеральный и региональные бюджеты, которые поддерживают сферу культуры и искусства и реализуются по нескольким каналам: в форме прямого финансирования; при помощи системы низовых бюджетов; на основе совместного участия в финансировании органов власти разного уровня; через независимые посреднические структуры; с использованием смешанного государственно-частного финансирования.

В США и ряде стран Запада широко используется опыт финансирования учреждений и организаций культуры с помощью специальных целевых трансферов («бюджетной линии»), обеспечивающих национальные программы развития и модернизации сферы культуры и искусства, а также грантов, предоставляемых как организациям, так и отдельным работникам культуры (индивидуальные гранты), обеспечивающих «экономическую безопасность» духовного творчества. При этом такая система индивидуальных грантов включает в себя: бессрочные почетные гранты выдающимся деятелям искусства и культуры; гранты в форме гарантированного дохода выдающимся деятелям культуры и искусства; гранты молодым ученым и молодым писателям, артистам и т.д.

Система грантов, содержащая условия встречного финансирования, способна существенно улучшить финансовое положение учреждений и организаций социально-культурной сферы. Известна практика выделения целевых грантов учреждениям и организациям на содействие в адаптации к инновационной деятельности (Великобритания), целевых грантов на финансирование сферы образования и культуры (Дания); специальных грантов из центральных и территориальных бюджетов на реализацию программ регионального развития, профессионального обучения, переподготовки кадров, реконструкции культурной инфраструктуры, на финансирование инвестиционных проектов (Франция, Нидерланды), а также заключения в ряде европейских стран ежегодных трехсторонних контрактов между центром, регионом и территорией в целях улучшения финансирования отрасли культуры.

Нередко финансирование развития различных видов народного творчества и фольклора, национальных библиотек, парков и музеев производится на основе межведомственного соглашения, в котором участвуют бюджеты министерств юстиции, обороны, сельского хозяйства, образования и других отраслей. В государственном финансировании объектов культуры активно используются внебюджетные фонды, формирование которых оправдывается «особыми потребностями» и «национальными интересами» из средств поступления от национальных лотерей, лото, спортивных тотализаторов (страны Европы, США).

На принципах совместного партнерства государство и корпоративные спонсоры участвуют в субсидировании различных по масштабам социально-культурных акций - фестивалей, выставок, ярмарок, юбилейных праздников и других мероприятий при условии предварительного сбора определенного объема спонсорских средств. Подобная практика получила широкое распространение среди областей и республик - субъектов Российской Федерации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.