Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-культурные общности и формирования






 

Последние годы в России ознаменовались возникновением многочисленных социально-культурных общностей и общественных формирований в самых различных областях духовной жизни общества, в том числе и в социально-культурной сфере. Сам по себе данный факт для России представляет собой объективную и исторически оправданную закономерность. На протяжении прошлых столетий в результате активно действовавших альтернативных структур, общественных объединений и формирований в России издавна были известны такие явления, как меценатство, благотворительность, попечительство, вспомоществование, социальное донорство, гранты и грантодатели, предпринимательство и спонсорство без цели извлечения прибыли, ассоциации самопомощи и т.д.

Исходными понятиями для характеристики общественных субъектов социально-культурной деятельности являются термины «общество», «общности», «общественные формирования».

В контексте нашего предмета общество рассматривается как социально-культурная система, представляющая собой результат взаимодействия двух подсистем - культуры и социальной системы. От других социально-культурных образований (институтов) - общностей, групп, общественных формирований и организаций - общество как субъект социально-культурной сферы отличается длительностью своего существования и самодостаточностью, поскольку обладает всеми необходимыми ресурсами для своего воспроизводства и нормального развития.

В истории мировой цивилизации широко известны два вида общества, которым свойственен соответствующий тип социально-культурной системы - общество традиционное (доиндустриальное) и общество современное (индустриальное). Традиционное (доиндустриальное) общество характеризуется сг дбой дифференциацией социально-культурных институтов, духовно ть и социальная сплоченность в нем обеспечиваются главным образом за счет конфессиональных ценностей. Напротив, современное (индустриальное) общество демонстрирует социально-культурную систему с ярко выраженной дифференциацией и специализацией социально-культурных институтов, высоким уровнем развития науки, искусства, техники, всей социально-культурной инфраструктуры.

Неотъемлемой и необходимой составляющей общества является совокупность многочисленных общностей и общественных формирований, прямо либо косвенно являющихся субъектами социально-культурной деятельности. Гражданское общество нигде, никогда и никому не удавалось «учредить сверху». Поэтому и сеть многочисленных дееспособных социально-культурных общностей и формирований не возникает по указу «свыше», а инициируется снизу, вырастает постепенно и спонтанно.

Сегодня существует объективная потребность не только в достаточно четких и обоснованных описаниях государственных и негосударственных институтов, функционирующих в социально-культурной сфере, но и в научно обоснованной типологии существующих социально-культурных общностей и общественных формирований.

В последние годы значительно активизировалась деятельность многочисленных социально-культурных общностей и общественно-добровольных институтов - фондов, объединений и движений, действующих самостоятельно. Особенно это относится к многочисленным общественно-добровольным формированиям типа социально-культурных фондов, движений, инициатив, землячеств, обществ и объединений.

Механизм их возникновения и развития позволяет проследить исследования, проведенные российскими педагогами и психологами в течение последних лет. Как свидетельствуют результаты этих исследований, нижнюю возрастную границу участников общностей и формирований составляют дети 12-13 лет. По мнению ученых, именно в этом возрасте возрастает потребность в расширении социальных и культурных контактов, интенсивно развивается тяга к самоопределению и самоутверждению в сфере искусства, спорта, моды, игры и т.д. Одновременно отмечается, что в современных условиях указанный возрастной барьер имеет тенденцию к снижению до 7- 8 лет.

Область культуры, досуга и творчества является постоянной сферой социального участия и социального лидерства граждан в виде формальных, полуформальных и неформальных общностей.

Однако многочисленность организационных субъектов не всегда приводит к адекватному качественному обогащению и многообразию видов общественной практики, не способствует ощутимым переменам в структуре и технологиях социально-культурной деятельности. Численный рост социально-культурных общностей и формирований далеко не во всех случаях сопровождается их активным воздействием на качество и организацию социально-культурной сферы, на расширение оказываемых социально-культурных услуг.

Именно поэтому крайне необходимым для развития личности, формирования её субъектной позиции является создание условий, при которых человек или общность людей смогут проявить в полной мере и удовлетворить свои потребности и интересы в сфере культуры, образования, искусства, спорта, туризма, отдыха Одной из форм реализации этих потребностей и интересов являются социально-культурные общности и формирования.

Социально-культурные общности и их типология

Термин «социально-культурная общность» в контексте нашего предмета имеет собирательный смысл. В принципе он распространяется на самые различные по количественному и качественному составу участников группы, выступающие в качестве объектов и субъектов социально-культурной деятельности.

Под социально-культурной общностью, задействованной в сфере культуры, искусства, спорта, туризма, отдыха, подразумевается по преимуществу неформализованная совокупность людей, объединенных общими социально-культурными, досуговыми интересами и увлечениями, общими целями и задачами своей деятельности, более или менее прочными связями и взаимодействием, общим типом поведения, умозрения и умонастроения.

Данное определение характеризует социально-культурную активность людей, представляющих не только однородные, но и различные возрастные, социальные, профессиональные, этнические и другие группы. Общим связующим для них моментом является, как минимум, осознанная постановка целей (как личных, так и социально значимых) и мера личной и коллективной ответственности и заинтересованности.

В зависимости от количества участников и условий внутри-группового взаимодействия социально-культурные общности делятся на малые, средние и большие.

К малым социально-культурным общностям относят небольшие по численности объединения участников социально-культурной деятельности, включающие от двух до нескольких десятков человек (оптимально 7-9), находящихся в непосредственном эмоционально-личностном контакте друг с другом, что порождает у них особое психологическое чувство - «мы - группа». В повседневном социально-культурном обиходе, в процессе массовых и кружковых мероприятий в качестве таких групп фигурируют семья, коллектив кружка, любительского объединения, спортивная команда, команда участников КВН, проектная группа и другие. В организационном отношении малая группа, таким образом, представляет собой первичную социально-культурную ячейку.

К группам среднего масштаба, или корпоративным, относятся сравнительно устойчивые производственные, учебные, бытовые, воинские и другие аналогичные коллективы, для которых наиболее определяющими являются смысловые понятия «корпорация» и «корпоративная культура». Корпоративные общности объединяют людей, работающих в одном учреждений или предприятии социально-культурной сферы, обучающихся в высшем или среднем специальном учебном заведении культуры и искусств и т.д.

Большие социально-культурные общности, выступающие в качестве субъектов социально-культурной деятельности, как правило, представляют собой крупную устойчивую группу людей, отличающихся характерными признаками и чертами, действующих совместно в социально-культурных ситуациях и функционирующих в масштабах отдельно взятого региона или всей страны. К ним относятся социальные слои, общественно-политические движения, партии, объединения, профессиональные группы, этнические, демографические или конфессиональные объединения, включающие нередко десятки и сотни тысяч людей. Большую социально-культурную общность составляют жители, проживающие на достаточно большой, но ограниченной территории (города, района, области).

Целый ряд малых, средних и частично крупных общностей одновременно выступают и как корпоративные социально-культурные общности, поскольку являются субъектами формирования и реализации собственной корпоративной культуры.

К группе корпоративных социально-культурных общностей с полным основанием можно отнести государственные, акционированные, совместные и частные фирмы, предприятия, учреждения и организации разных типов в сфере промышленности, торговли, культуры, образования, искусства, спорта и т.д. В эту группу также входят различные формализованные и неформализованные ассоциации и объединения представителей социальных слоев общества, делового мира, интеллигенции, молодежи, любые другие нарождающиеся предпринимательские структуры и инициативные формы.

Характеризуя ту или иную социально-культурную среду, мы говорим о наличии в ней и определенных территориальных, профессиональных, этнических, конфессиональных и иных социально-культурных общностей.

Корпоративные социально-культурные общности

Как социально-культурная общность, любой производственный, творческий, учебный коллектив фирмы, предприятия, компании, любой другой аналогичной структуры обладает характерными особенностями, ассоциируется с терминами «организация», «корпорация» и соответственно - «организационная культура» и «корпоративная культура».

Социально взвешенная политика коллектива учреждений и организаций в сфере культуры и досуга определяется сущностными чертами этого коллектива. Прежде всего каждая корпоративная общность в социально-культурной сфере выступает в качестве источника формирования и носителя групповых целей, определенных принципов деятельности и поведения, этических и эстетических норм и ценностей. Уровень коллективного сознания как важнейшего фактора, определяющего отношение людей к культуре, включает в себя нравственные установки и мотивы поведения.

Каждая социально-культурная общность в лице корпорации отличается присущими ей определенными нормами и ценностями, которые в совокупности составляют ее корпоративную или организационную культуру.

Ценности, составляющие содержание коллективного сознания, в различных социально-культурных общностях не одинаковы. В одних высоко ценится добросовестный труд, в других — нет. В одних коллективах в качестве ведущей задачи выступает создание условий для полноценного использования свободного времени не только своих сотрудников, но и членов их семей. Немалая доля средств корпорации расходуется на развитие и укрепление базы досуга, на проведение экскурсий, организацию коллективных дней отдыха, посещение театров, музеев, работу творческих самодеятельных коллективов. Словом, делается все возможное, что-бы обеспечить интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, физическое развитие человека.

В других коллективах духовная или физическая культура не престижны, расцениваются как третьестепенное дело. Заметим, что подобные ценностные установки свойственны не только обанкротившимся или отстающим в экономическом отношении коллективам. Нередко и в экономически благополучных коллективах побеждает желание потратить деньги из фонда социально-культурных мероприятий или отчислений от членских профсоюзных взносов на дорогостоящие поездки — перелеты по маршрутам выходного дня (кстати, такие поездки, как правило, «съедают» большую часть средств на культурно-досуговую работу) вместо, например, обеспечения деятельности детских, подростковых клубов, объединений, студий.

К элементарным нормам корпоративной культуры, присущим каждой организации, правомерно отнести наличие у её сотрудников стратегического мышления (навыков прогнозирования будущего), их способности проявлять социальную ответственность перед окружающей их средой - коллегами, потребителями культурных благ и услуг, партнерами, конкурентами и т.д., эффективного сотрудничества всех участников социально-культурной общности, их готовности к оправданному риску и нововведениям, проявления демократичного стиля руководства, адекватного использования системы мотивации труда по конечным творческим результатам и т.д.

Аналогичной социальной направленностью обладают и ценности, лежащие в основе корпоративной культуры и объединяющие сотрудников учреждений и организаций социально-культурной сферы. Это престиж и имидж организации, власть, служебный долг, высокий профессионализм, эффективное сотрудничество работающих, вера в Бога, карьерный рост и стремление к материальному благополучию; безопасность и независимость; возможности для самореализации и свобода проявления своих чувств и эмоций и т.д.

Уже сам перечень норм и ценностей, активно используемых как во внутренней среде, во внутрифирменных межличностных и межгрупповых отношениях, в поведении и общении сотрудников, так и во взаимодействии с внешней средой, даёт достаточно полное представление о социально-культурной природе любой корпоративной общности.

Таким образом, любое из учреждений и предприятий социально-культурной сферы - это нечто большее, чем экономический организм, главной и единственной заботой которого является получение прибыли, достижение максимальных экономических результатов, не нарушая, естественно, при этом законов, юридических норм и установлений. Каждая современная социально-культурная корпорация (фирма, компания), занятая в сфере бизнеса, являясь экономической структурой, всегда была и остается сложной частью окружающей социальной среды.

Корпоративная культура не может механически заимствоваться или внедряться, она органически складывается в естественном процессе зарождения и развития любого из учреждений. Её основными, «несущими» элементами служат главное предназначение, миссия (философия, идеология) данной социально-культурной общности, её базовые цели и кодекс поведения её участников.

В корпоративной культуре уникальным образом отражаются и сочетаются возрастной, половой, этнический, конфессиональный составы социально-культурной общности, а также множество составляющих, от которых зависит самое существование организации: её социально-культурная принадлежность, биография, традиции и опыт, межличностные отношения, общие воспоминания о наиболее значительных событиях, наконец, множество субъектов, среди которых - сотрудники, акционеры, потребители, партнеры, поставщики, чиновники, средства массовой информации, группы -носители общественного мнения и группы - источники общественного давления. Корпоративная культура объективно не может отгородиться от местной общины, жителей окружающего района или города, проигнорировать массу проблем, сопровождающих социально ослабленные и незащищенные слои населения - малообеспеченные, многодетные или неполные семьи, инвалидов, одиноких пожилых людей и других.

Эта многослойная часть общины не может не оказывать влияния на престиж, «общественное лицо» фирмы или предприятия, прозрачность их помыслов и действий в достижении своих целей и задач. Следовательно, каждой организации недостаточно руководствоваться чисто юридической ответственностью. Приходится невольно брать на себя ответственность социальную, уравновешивать свои экономические цели с экономическими и социальными интересами своего окружения.

Не только юридическая, но и социальная ответственность бизнеса обязывает организацию направлять часть своих ресурсов и усилий на решение социальных проблем окружающей среды, жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе сложились и существуют определенные представления о том, как должна вести себя любая фирма или компания, чтобы считаться добропорядочным, корпоративным членом того социума, в котором она функционирует.

В этих целях она добровольно берет на себя социальные обязательства, участвует в благотворительных социально-культурных акциях, заботится об экологическом равновесии в регионе, защите интересов потребителя, занимается проблемами здравоохранения и многими другими вопросами.

Как социально-культурная общность, любая корпорация обязана заботиться о своих сотрудниках, проявлять надлежащую заботу об их досуге, здоровье, культурном развитии, благоприятном психологическом самочувствии. В «социальный пакет» входит перечень различных льгот и услуг за счет фирмы, предоставляемых сотрудникам по медицинскому и культурному обслуживанию. В последние годы существенно расширилась практика участия коммерческих структур, больших и малых фирм, бирж, совместных предприятий, акционерных обществ в организации социально-культурных, досуговых программ для своих сотрудников и членов их семей.

«Фирменное» обслуживание, направленное на удовлетворение интересов и потребностей членов коллектива в тех или иных видах социально-культурной деятельности, предусматривает: организацию посещения выставок, концертов, спектаклей, спортивных соревнований, проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, вплоть до отдыха в здравницах, использование спортивных площадок, саун и т. д.; содействие в приобретении видеокомплексов, аудиосистем и других предметов домашней «индустрии досуга». Однако подчеркнем, что уровень «фирменного» социально-культурного обеспечения зависит не только от социально-экономического положения коллектива, эффективности его трудовой деятельности, но и от определенного уровня коллективного мышления, ценностей и социальных норм, проявляющихся в коллективных интересах.

Социально-культурная деятельность содержит неисчерпаемые возможности для формирования корпоративного имиджа той или иной организации, который по сути представляет собой основу корпоративной культуры, а также для эффективного рекламно-информационного продвижения «брэнда» - товарного знака выпускаемой продукции

Как социально-культурная общность, любая корпорация создает собственный имидж с помощью внешних и внутренних составляющих. В качестве внешних составляющих имиджа обычно выступают фирменный стиль и репутация фирмы в глазах общественности.

В последние годы существенно расширяется практика участия коммерческих структур в лице больших и малых фирм, бирж, совместных предприятий, акционерных обществ по организации социально-культурных, досуговых программ для своих сотрудников и членов их семей.

Организация такого своеобразного «фирменного досуга» имеет ряд характерных особенностей. Во-первых, справедливо полагая, что подобный «фирменный досуг» является существенной разновидностью бизнеса, многие частные предприятия не торопятся приглашать профессиональных организаторов досуга и передают разработке и проведение рекреационных программ в руки самих сотрудников и членов их семей. Поэтому, если специалист по досугу и привлекается, то от него требуются, в первую очередь, квалифицированная консультация, совет, методическая помощь. Во-вторых, коммерческие предприятия кровно заинтересованы в обеспечении регулярной физической подготовки своих работников и поддержании их спортивной формы. Предприниматели не скупятся на финансовые затраты в поисках оптимальных возможностей организации отдыха персонала предприятий, так как эти затраты окупятся повышением уровня работоспособности людей.

Фирменный стиль предполагает разработку дизайна и оборудования офиса, товарного знака, логотипа фирмы, бланков, сувениров с рекламой и т.д., а также создание имиджа персонала фирмы - фирменного поведения и фирменной одежды сотрудников, навыков делового общения и соблюдения правил фирменного этикета. Репутация фирмы является результатом успешного проведения пиар-кампании, мероприятий по продвижению фирмы на потребительском рынке.

В создании внешнего имиджа участвуют сотрудники фирмы и приглашенные специалисты: имиджмейкеры, дизайнеры, рекламисты и др. Многие фирмы и предприятия в рамках концепции «социально-культурной ответственности современного бизнеса» разрабатывают и реализуют проекты и программы, связанные с проведением рекламных кампаний, выставок, ярмарок и презентаций, благотворительных концертов, спектаклей, вечеров, марафонов в пользу экономически и социально ослабленных групп населения, выделением субсидий на поддержку талантливой молодежи, помощь медицинским и социальным центрам, учреждениям культуры и образования. Масштаб фирмы не имеет принципиального значения: порой скромный магазин заботится об уборке прилегающего двора, а предприятие, производящее пиццу, становится спонсором хоккейной команды близлежащей школы.

С одной стороны, учреждения и организации, находящиеся в частной или акционерной собственности, выступают в качестве экономического (коммерческого) сектора, активно участвующего в финансовом, материально-техническом и рекламно-информационном обеспечении социально-культурной сферы, производстве, хранении, распределении, обмене и потреблении культурных благ и услуг.

С другой стороны, именно эти субъекты формируют и развивают свою собственную корпоративную культуру, являясь её носителями и проводниками и тем самым оказывая существенное влияние на окружающую социально-культурную макро- и микросреду.

Для выполнения этой миссии коллективы фирм, предприятий, компаний и других организаций, занимающихся бизнесом, обладают необходимыми нормативно-правовыми, материальными, финансовыми, кадровыми ресурсами. Для того чтобы полнее представить специфику воздействия корпоративной культуры на развитие их «фирменного» имиджа и стиля, характер и возможности влияния этой разновидности социально-культурных институтов на область досуга и творчества занятых здесь сотрудников, проведение их ежедневного, воскресного, праздничного и отпускного отдыха, необходимо уяснить некоторые особенности их социального статуса и сферы функционирования.

Осуществляя оценку участия представителей делового мира в решении проблем социально-культурной сферы, социологи берут за основу два важнейших критерия: сферу их функционирования и форму собственности, на которых базируется их деятельность.

Кроме того, коллективы учреждений и организаций данного вида со сходными сущностными чертами и исходным социальным положением могут входить в один из следующих типов: первый тип - остропроблемные, отстающие в экономическом отношении коллективы; второй тип объединяет стабильные, развивающиеся коллективы. Более подробно с критериями типологии коллективов можно ознакомиться в специальных изданиях1.

В условиях приватизации, перехода к частной собственности на средства производства, образования различных фирм, коммерческих центров, корпораций и т. п. все большее развитие получает «фирменное обслуживание». Социально-культурная среда очень чутко отзывается на все изменения в производственной, общественной жизни коллектива. Например, негативные процессы в социально-экономической деятельности предприятия или фирмы самым непосредственным образом отражаются и на досуговой, социально-культурной сфере. Нарушения хозяйственных связей, дефицит в поставках сырья, комплектующих деталей, противоречия между отдельными социальными группами коллектива и т.д. -все эти и другие аналогичные «заболевания» трудового коллектива обязательно отражаются на его морально-психологическом климате, усиливают нервозность работающих, не способствуют их сплочению как в трудовой, так и в досуговой деятельности.

В формировании и реализации научно обоснованной и социально обеспеченной культурной политики коллектива фирмы, компании, предприятия самое активное участие принимают социальные работники - педагоги, психологи, медики, юристы, организаторы досуга.

Существенно возрастает влияние такого коллектива на сферу свободного времени его работников, их семейно-бытовую среду. Распространена весьма упрощенная точка зрения, будто воспитательная функция коллектива подразделяется на внутреннюю (воспитание своих членов, как правило, непосредственно в коллективе, на производстве) и внешнюю (воспитательное влияние на подрастающее поколение: детей сотрудников, учащихся подшефных учебных заведений). В современных условиях происходит постепенное слияние внутренней и внешней функций. С усилением внимания к семье, воспитанию детей повышается ответственность коллектива за жизненное благополучие своих членов и во внерабочее время, за выполнение ими своих родительских обязанностей.

При этом благоприятными условиями для воздействия коллектива обладает семейно-бытовая среда. В ней взрослые и дети проводят большую часть времени, обсуждают свои производственные и школьные дела, включаются в общественно полезный труд и разные формы организационного досуга. Она обладает дополнительными резервами для совершенствования воспитательной работы различных социальных институтов. В силу объективных причин воспитательная деятельность трудового коллектива в жилой среде эффективна в том случае, когда члены данного коллектива сгруппированы по месту жительства: проживают в одном микрорайоне, рабочем поселке, сельской зоне. На практике такая ситуация встречается крайне редко, и воспитательное воздействие трудового коллектива на семьи трудящихся по месту их жительства затрудняется в силу «разбросанности» семей, проживания их в разных микрорайонах. В подобных случаях наиболее целесообразными представляются поиск и установление «точек соприкосновения», взаимодействия между различными сферами жизнедеятельности людей: трудом, учебой, бытом, отдыхом.

Первый этап такого взаимодействия - связь между общественными организациями и формированиями. В воспитательной работе по месту жительства речь идет об интеграции усилий коллектива, школы, общественности микрорайона (координационного совета, депутатской группы, а также социальных служб, правоохранительных органов), учреждений культуры и спорта, территориально приближенных к семье.

Приоритетная роль в организации социально-культурной деятельности населения социума принадлежит общественности. Она представляет, как правило, две группы. Первая включает наиболее социально активную часть членов трудовых коллективов, шефствующих над школами, дошкольными и внешкольными учреждениями, профессионально-техническими училищами, в целом над микрорайонами; вторая - население самого микрорайона (воспитательная работа проводится там, где оно живет). Вторая группа обычно бывает представлена многочисленными самостоятельными общественными формированиями, объединяющими женский актив, совет ветеранов, любительские клубы, родительский патруль и др. Взаимодействие этих двух групп в процессе дальнейшего совершенствования работы в социуме должно привести к постепенному их слиянию.

Изначальными конструктивными условиями организации менеджмента в социально-культурной сфере служат:

-реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе;

-диалог с семьей, отдельными гражданами, их общественными представителями и другими членами экосоциоси-стемы, а не авторитарное давление на социокультурную среду;

-решение досуговых проблем методом инновационных подходов, а не путем разрушения и переделки сложившегося.

Характер предпринимательской деятельности частных фирм, компаний и совместных предприятий в социально-культурной сфере далеко не однозначен и определяется в соответствии с основными целями данной деятельности. Например, некоторые частные предприятия, фирмы и компании преследуют чисто коммерческие интересы, осуществляя те или иные досуговые программы в целях извлечения максимальной выгоды. Другие представители частного сектора, принимающие участие в досуговом бизнесе, не рассматривают его в качестве экономически выгодного дела, а ставят целью предоставление согражданам - детям, подросткам, престарелым пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и т. д. - права на пользование социально-духовными благами, возможности духовного обновления во имя высоких целей добра и милосердия. Именно этот мотив обусловливает тесное сотрудничество деловых кругов с общественно-добровольными формированиями: фондами, движениями, объединениями социально-защитной направленности.

Многие досуговые программы, осуществляемые в социально-культурной сфере по принципу самоокупаемости, для представителей делового мира, например, отечественных и зарубежных бизнесменов, сотрудников фирм и совместных предприятий, финансируются за счет частных вкладов и членских взносов.

Пользователями программ клубов закрытого типа, дорогостоящих шоу-программ, круизов, конкурсов являются люди, которые могут позволить себе сделать солидный вступительный взнос, оплатить стоимость путевки или входного билета. При всем многообразии этих программ - мужских, женских, детских, спортивных, концертно-зрелищных и развлекательных, служебных и внеслужебных - в их реализации преобладает ярко выраженная социальная обособленность.

Существует целый ряд разновидностей предпринимательской (коммерческой) деятельности в социально-культурной сфере, которую ведут не столько государственные, сколько, главным образом, частные организации.

Среди них:

-оказание информационно-консультативной помощи, проведение экспертизы социально-культурных проектов и программ, формирование мониторинга социально-культурной жизни, сбор и анализ статистических данных, размещение заказов на социологические исследования, отбор программ и проектов для финансирования по заказам;

-посредничество и участие в осуществлении инвестиционной политики, финансировании социально-культурных проектов и программ, изыскании дополнительных возможностей в обеспечении финансовой и другой поддержки социально-культурных инициатив, кредитовании самоорганизации культурной жизни, заключении контрактов на культурное обслуживание,

учреждении дочерних фирм, малых предприятий и коопера-тивов; развитие и укрепление материальной базы, -оказание помощи социально-культурным учреждениям в поставках оборудования и материалов, размещение заказов на изготовление декораций, костюмов, инструментов, оборудования, оказание транспортных услуг, размещение полиграфических заказов и т. д., подготовка и переподготовка кадров; -развитие зарубежных связей, контактов и обменов в социально-культурной сфере, участие в организации и финансировании международных детских, молодежных, взрослых программ социально-культурного профиля. В процессе формирования социально-культурной среды конкретного региона необходимо найти свое место каждому из досу-говых учреждений и центров: государственным, частным (коммерческим) и общественно-добровольным, хозрасчетным, самоокупаемым и существующим на дотации (за счет государства, ведомства, спонсора и т. д.), формальным и неформальным, ведомственным и неведомственным.

Как государственные, так и частные (коммерческие) предприятия обладают правом добровольного вклада своих средств в социально-культурную сферу, выступать в качестве заказчика, спонсора, инвестора, мецената в том или ином виде социально-культурной деятельности, по отношению к любому клубу, кинотеатру, театру, парку, музею, артисту, художнику, писателю и т.д.

К важной составляющей части социально-культурной сферы, где не столько государство, сколько особенно частный (коммерческий) сектор проявляет активную предприимчивость и инициативу, следует отнести курортный и турбизнес и тесно связанные с ним развитие гостиничного и сервисного дела (отелей, мотелей, ресторанов и кафе, туристических баз и кемпингов, спортивных и оздоровительных лагерей и т.д.), производство товаров для спорта и туризма. Частные (коммерческие) предприятия и фирмы, чутко реагирующие на все изменения запросов и потребностей населения, делают ставку на рост средств передвижения (автомашин, мотоциклов, лодок, катеров и т. д.), находящихся в личном пользовании граждан, на приток зарубежных туристов, а также на привлечение иностранных инвесторов в доходную отрасль, какой являются туризм и курортное хозяйство. Коммерческие фирмы и компании активно приобретают и осваивают земельные участки вне городской черты для последующего создания здесь коммерческих зон и домов отдыха.

Существует много механизмов вовлечения финансовых средств в реализацию социально-культурных проектов и программ. Это объединение финансовых средств, трудовых, материальных и других ресурсов потенциальных партнеров в лице государственных и общественных организаций, частных предприятий, фирм и кооперативов; создание совместных социально-культурных или культурно-досуговых предприятий, центров, учреждений, подкрепленное соответствующим разделением доходов или убытков (за вычетом необходимых расходов и отчислений); добровольное объединение материально-финансовых средств для восстановления или ремонта историко-культурных памятников, организации благотворительных акций для воспитанников детских домов, интернатов, инвалидов, пенсионеров и т.д.; формирование местного фонда социального и культурного строительства, образуемого за счет нормативного отчисления доходов, а также обязательных взносов предприятий, фирм, учреждений и граждан; всемерное поощрение и создание льготных условий для стимулирования добровольного материально-финансового участия государственных и частных предприятий, фирм, компаний в развитии социально-культурной сферы.

Действенным инструментом поддержки социально-культурных инициатив и движений являются меценатство и благотворительность. Российское меценатство, как известно, имеет глубокие историко-культурные корни. Традиционными чертами российских меценатов, добровольно финансировавших деятельность и художников-одиночек, и целых творческих коллективов, являлись полное обеспечение свободы творчества и творческого самовыражения деятеля культуры, непременное глубокое понимание целей и позиций художника. При этом меценаты, оказывая помощь, оставляли за собой лишь право выбора кандидатуры, которая нуждалась в первоочередной поддержке. Ныне в роли меценатов выступают не только отдельные предприниматели, представители делового мира, но и целые группы, коллективы, общности людей. Меценатство в таких материально не обеспеченных отраслях, как социальная работа, культура, образование, досуг, просвещение, медицина, закономерно является необходимым условием и результатом демократизации социально-культурной политики.

Территориальные социально-культурные общности

В отличие от корпоративных общностей, территориальная социально-культурная общность - это реальная или воображаемая общность, представители которой соотносят свою культуру, нравственные и эстетические нормы и идеалы, духовные ценности и традиции, мнения, оценки и самооценки с постоянным местом своего проживания - конкретным регионом, областью, краем.

Типичной как в историческом, так и в современном контексте территориальной социально-культурной общностью является город. Употребим термин «город» в самом смысле - как обобщенную селенческую единицу. Являясь территориальной и одновременно социальной общностью, город всегда представлял и представляет собой общественно значимое самодостаточное культурное явление.

Основания, ценностные ориентации, социальные ожидания, которыми живет современный город, принадлежат изначально определенной культурной традиции этого города тому кругу культурных норм, идей, взглядов, представлений, которые город исповедует.

Издавна город в научном понимании и в обыденном сознании современников был центром притяжения духовных и материальных устремлений, переплетения социальных и культурных отношений эпохи. Расширение культурной стороны деятельности с древних времен становилось сутью жизни города, развития и изменения его характера. Отнюдь не случайно называя древнейшие цивилизации «городскими», мы тем самым подчеркиваем наличие у каждого из городов особого социально-культурного статуса, который уже сам по себе служил принципиально новой формой экономического, социального и культурного единства населения.

Для обеспечения жизнедеятельности своего населения город постепенно накапливал всё, что вырабатывалось культурой региона: образцы и стандарты деятельности, стереотипы поведения, образа жизни, освоенные достижения техники и искусства И в античных Греции и Риме, и в средневековой Руси для каждого города наиболее приоритетной всегда оставалась культурная деятельность. Даже в периоды упадка, утраты многих функций город дольше всего сохранял именно свой культурный статус.

Поскольку многие элементы культуры вообще воспроизводились только в рамках городских форм разделения труда, постольку упадок города или его гибель приводили, как правило, к резкому культурному регрессу всего региона. Городская среда на всех этапах истории брала на себя и трансляцию культуры от поколения к поколению (Дукельский В.Ю. Город как источник культуры // Культура города: проблемы качества городской среды. - М, 1986. - С. 67).

Развивая свою самобытность, каждый город создает или целенаправленно выявляет свою культуру, обретает свой «норов». В результате реализации культурной функции город и горожане адаптируются друг к другу. На укрепление такого взаимодействия, на формирование неповторимой культурной индивидуальности города практически работают все составляющие элементы городской инфраструктуры - производство, архитектура, быт, учреждения культуры, искусства, образования, досуга, спорта и многое другое.

Традиции, обычаи, обряды, ритуалы, бытующие в городе и других близких ему социально-территориальных общностях (например, поселках, отдельных регионах), представляют собой крайне подвижную, динамичную социально-культурную структуру. Именно здесь, в каждой социально значимой ситуации, происходит активный взаимообмен индивидуальным и коллективным опытом. Многие обряды и ритуалы как бы провозглашают изменение социального статуса каждого жителя -члена городского либо сельского сообщества.

Например, свадьба является свидетельством общественного признания новой семьи, а ритуал крещения способствует сохранению чувства принадлежности человека к сообществу верующих.

Каждый из традиционных обрядов и ритуалов привносит что-то свое, очень важное и необходимое в духовную жизнь сообщества, социальной группы, слоя, отдельно взятой семьи. Благодаря традициям, обрядам, ритуалам складываются определенные навыки поведения и общения людей в социально значимых обыденных ситуациях. Эти навыки распространяются на все виды и способы социально-культурной деятельности, быта, досуга граждан.

Общественные формирования и их типология

Близкими по сути и смыслу социально-культурным общностям является общественные формирования, организации, объединения, движения. Каждое из них представляет собой добровольный, самоуправляемый, некоммерческий общественный институт, созданный по инициативе граждан, объединившихся на основе общности социальных и культурных интересов для реализации общих целей, обозначенных в уставе объединения.

Как видим, в отличие от социально-культурной общности общественное формирование (движение, объединение) обладает чертами социальной организации. По существу это целостная, активно проявляющая себя в определенной социально-культурной среде система с присущими ей специализацией функций и взаимодействием между индивидами, группами, структурными подразделениями, созданная для удовлетворения разнообразных общественно-политических, экономических, социальных и духовных интересов и потребностей людей.

К общественным формированиям, например, относятся общероссийские и межрегиональные партии, международные, общероссийские и международные движения.

Многие из них имеют сеть собственных культурных центров и филиалов, клубов, библиотек, выпускают собственные периодические издания, активно сотрудничают с государственными и общественными структурами.

В общественные формирования входят дети, подростки, молодежь, взрослые, представляющие как малые, так средние и большие социальные группы. Общественные формирования составляют основу многочисленных прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере: общественных организаций, движений, инициатив, фондов и объединений. Классификация добровольных общественных формирований основана на специфических особенностях профиля и содержания их работы, состава участников, форм и методов деятельности.

В соответствии с принятыми с 1995 года Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1), законами РФ «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях», заложена достаточно полная правовая основа для создания и функционирования общественных некоммерческих социально-культурных организаций. Некоммерческие общественные институты обрели четкие организационно-правовые формы в виде общественных организаций, фондов, учреждений, объединений и союзов. В своей деятельности эти формирования и организации не преследуют цели получения прибыли и не имеют права распределять полученные средства между участниками.

На основании Закона РФ «Об общественных объединениях» (1995) классификация общественных формирований, функционирующих в социально-культурной сфере, предстаёт в следующем виде.

Общественная организация основана на обязательном членстве, создается гражданами для защиты общих интересов и достижения своих уставных целей в социально-культурной сфере, располагает собственным имуществом, собственностью и правом юридического лица (отдельно взятые члена права собственности не имеют).

В отличие от общественной организации общественное движение членства не имеет. Под общественным или социальным движением обычно подразумевают массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, связанных с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением как материальных, так и духовных потребностей. Как массовый институт, общественное движение в социально-культурной сфере объединяет участников, выступающих за достижение определенных целей в области охраны и реставрации историко-культурных памятников, защиты окружающей среды, продвижения юных талантов в сфере науки, искусства, спорта и т.д.

Нередко в области культуры, как свидетельствует практика, острие общественных движений направлено на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном противодействии с органами власти или другими социальными группами. К общественным движениям тесно примыкают другие виды аналогичных по направленности общественно-добровольных формирований: социально-культурные инициативы, землячества, попечительства и т.д.

Так, например, под социально-культурной инициативой (детской, подростковой, молодежной, гражданской, женской, этнической и т.д.) правомерно рассматривается выдвижение и последующая реализация предложений, идей, проектов, программ, связанных с созданием новых или совершенствованием существующих объектов, явлений и качеств социально-культурной сферы.

Общественный фонд, как один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого состоит в формировании имущества, на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и его использовании на общественно полезные начинания. Учредители или участники фонда - это те, кто учредил, основал фонд, разработал и утвердил его устав и руководящий орган (правление) путем его избрания на учредительном съезде или конференции.

Общественные фонды различаются по целевым категориям населения, для социального обслуживания которых они предназначены (детские, женские, молодежные, семейные фонды, фонды военнослужащих, фонды бывших спортсменов и др.), по направленности содержания своей деятельности (социальные, пенсионные, страховые, образовательные, медицинские, фонды милосердия и благотворительные, оздоровительные и т.д.); по составу учредителей и характеру ресурсного обеспечения: ассоциированные фонды (ассоциированы с коммерческой структурой, на средства которой они существуют); благотворительные фонды (не имеющая членства благотворительная организация, учреждаемая гражданскими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные цели); благотворительные корпоративные фонды (фонды предприятий, фирм и иных юридических лиц, сформированные за счет этих лиц и осуществляющие благотворительную деятельность); независимые фонды (фонды, образованные одним или несколькими частными лицами, и существующие на дивиденды с вложенного капитала).

Любое общественное объединение, равно как общественное учреждение или орган общественной самодеятельности, это добровольное, самоуправляемое, не имеющее формального членства, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан для оказания конкретного вида социально-культурных услуг или совместного решения социально-культурных проблем по месту жительства, работы или учебы.

Сам по себе факт наличия сегодня в сфере культуры, искусства, образования, досуга и спорта огромного количества малых, средних и больших групп, многочисленных общественно-добровольных формирований и социальных инициатив дает основание рассматривать их как реальную социальную силу, обладающую качественными чертами самодвижения, саморазвития, самоорганизации в процессе социально-культурной деятельности.

Сегодня общественные движения и инициативы, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей, один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды каждого города и села. Они являются и результатом, и необходимым условием непосредственного общения разных поколений, детей, подростков, взрослых. Их возникновение обусловлено живой потребностью человека отстаивать свои гражданские права и свободы, активно участвовать в общественно-полезных делах.

По сути дела, мы имеем перед собой коллективные усилия многих десятков, сотен тысяч людей, чья социально-культурная активность, с одной стороны, не ограничивается узкими семейными рамками, чисто домашним кругом, а с другой - по тем или иным причинам часто носит стихийный, спонтанный характер и поэтому, естественно, не всегда «вписывается» в деятельность существующих социально-культурных институтов.

Практически нет такой социальной группы, отдельного человека в стране, чей образ жизни не был бы связан, прямо или косвенно, с общественными формированиями и социальными инициативами - массовыми движениями, организациями, фондами и т.д. В своей совокупности они охватывают буквально все детское и взрослое население страны. Подавляющая масса людей состоит в каких-либо партиях, фондах, движениях, объединениях, общественных инициативах. Государство призвано гарантировать этим социальным институтам необходимые условия и поддержку для успешного выполнения ими своего предназначения и задач.

Общественные формирования и социальные инициативы дают человеку возможность применить свои силы и способности в различных видах социально-культурной деятельности, начиная с выполнения простейших поручений и обязанностей.

Массовые общественные организации, фонды и движения тесно связаны с политической, экономической, духовной жизнью людей. Чрезвычайно важная сторона их деятельности - реализация непрерывно возрастающих социально-культурных функций. Эти функции осуществляются как на общегосударственном уровне, так и в муниципальном, местном, локальном масштабе - в производственной, учебно-воспитательной, бытовой, досуговой сферах. При этом одни общественные формирования по характеру своей деятельности связаны с ней целиком или в большей степени, другие - в меньшей степени или косвенно.

Среди общественных формирований постоянно функционирует большое число общественных организаций, фондов и движений. Их социальная значимость состоит в том, что в них человек развивает свои склонности и способности, удовлетворяет свои интересы, как правило, в тех сферах, которые не связаны непосредственно с его профессиональной деятельностью. Участие в социально-культурных общественных формированиях дает возможность гражданам разумно использовать скромный бюджет своего свободного времени, гарантирует широкое поле для их социального, научно-технического, художественного и прикладного творчества, приложения творческих сил и знаний.

В основу типологии общественных формирований, объединений и организаций закладывается несколько определяющих критериев. Во-первых, факт их регистрации как общественных организаций в органах юстиции; во-вторых, наличие в их названии ключевых слов, благодаря которым может быть установлен их профиль, назначение и характер их деятельности; в-третьих, указание на ареал их деятельности (общероссийские федеральные, региональные, городские, районные и т.д.)

Сегодня полноценная организация социально-культурной деятельности среди населения любого региона невозможна без участия различных общественных инициативных формирований. Среди различных типов социальных общностей и формирований, прямо или косвенно задействованных в сфере культуры, искусства, образования, в зависимости от их функционально-содержательного признака можно выделить несколько видов.

К общественным формированиям в первую очередь следует отнести профессиональные союзы. Это наиболее массовые общественные организации, объединяющие граждан, связанных общими интересами по роду их деятельности на производстве, в сфере обслуживания и культуры. Одной из приоритетных задач профессиональных союзов и обществ является борьба за предоставление социальных гарантий и соблюдение прав граждан в сфере производства, быта и культуры, содействие охране их труда и здоровья, поддержанию материального и культурного уровня жизни трудящихся.

За многолетнюю историю своего существования профсоюзные организации внесли несомненный вклад в создание необходимых условий для развития уровня культуры трудящихся, в эффективное использование в этих целях материально-технического и кадрового потенциала социально-культурной сферы. Обновилась нормативно-правовая база деятельности профсоюзных клубов и библиотек, на развитие культурно-массовой работы стало выделяться больше средств из профсоюзного бюджета. Возросли объем и качество платных услуг населения. Профсоюзы накопили определенный опыт поисков эффективных форм кооперирования сил и средств различных организаций и учреждений в рациональном использовании материальной базы для досуга и творчества трудящихся.

Многое было сделано и для решения кадровой проблемы. Совершенствовалось материальное стимулирование труда работников культуры. Профсоюзные учреждения культуры эффективно использовали свое право самостоятельно определять структуру и штаты, оплачивать труд специалистов, проводить платные мероприятия и самостоятельно расходовать полученные за это средства на производственное и социальное развитие и оплату труда.

Были достигнуты позитивные сдвиги в развитии художественного, технического и социального творчества трудящихся, воспитания у них культуры межнациональных отношений. В профсоюзных учреждениях культуры активизировалась работа по оживлению подлинно народных, национальных фольклорных ансамблей. В художественную самодеятельность включились самобытные исполнители, семейные коллективы, многое делается для развития самодеятельных молодежных эстрадных ансамблей и групп. Профсоюзным организациям удалось учесть в культурно-воспитательной работе обострение межнациональных отношений и во многом смягчить его. Национально-культурные центры, создаваемые при непосредственном участии профсоюзов и трудовых коллективов, организация неповторимых по колориту национальных и межнациональных праздников и массовых гуляний придавали большинству форм и жанров досуга и творчества ярко выраженную направленность на воспитание у трудящихся культуры межнационального общения и уважительного отношения к языку, обычаям и традициям разных народов.

Однако постперестроечный период заставил серьезно задуматься о необходимости глубоких качественных изменений в деятельности профсоюзных организаций, осуществить переоценку многих ценностей, дать современное объяснение многим процессам в жизни.

Долгое время наряду с идеологическим штампом о профсоюзах как «школе коммунизма» господствовали явно преувеличенные представления о бурном росте культуры рабочих и служащих, о процессах «неуклонного» культурного сближения города и села, культурной однородности различных социальных групп. Культурно-массовой работе, проводившейся профсоюзами, часто совершенно необоснованно, огульно приписывались достижения в «небывалом» духовном росте советского рабочего, который непомерно возвышал его над другими классами и слоями общества. В то же время за пределами общественного внимания оставалось немало негативных явлений в рабочей среде, таких, как рост числа алкоголиков, высокая текучесть кадров, размывание квалификационного уровня рабочего класса и самого существенного — серьезной деформации его национальной, социально-классовой структуры. Поскольку о качественных сдвигах в культурном росте рабочего класса на фоне низкой производительности труда, большой доли тяжелого ручного труда, высокого уровня занятости женщин на производстве не могло быть и речи, многие исследователи довольствовались анализом количественных изменений: рост уровня образованности, развитие сети клубов, школ, библиотек, количество участников художественной самодеятельности и т.д.

В условиях застоя, а особенно последовавшего затем перехода к рыночным отношениям, профсоюзам не удалось избежать обострения кризисных тенденций в духовной сфере, найти эффективное противопоставление остаточному принципу выделения средств на культуру. Строительство и ремонт учреждений культуры затягивался на долгие годы, они плохо обеспечивались необходимым оборудованием - инструментами, инвентарем. Отказ некоторых трудовых коллективов финансировать содержание производственной базы досуга, спорта и отдыха, неумение, а порой и нежелание руководителей профсоюзных очагов культуры использовать действенные рычаги для достижения экономической самостоятельности, преодоления ведомственной разобщенности, поиска партнеров для объединения материальных ресурсов, финансовых средств и организаторских усилий поставили в некоторых случаях профсоюзную сеть учреждений культуры на грань фактического развала.

В настоящее время сказывается длительное влияние административно-командных методов регулирования процессов досуга и самодеятельного творчества, по-прежнему сильны тенденции к жесткой регламентации, к силовому давлению на местах. Остается устойчивой зависимость самодеятельного коллектива от внимания и поддержки профкома, его взаимодействия с администрацией, компетентности и инициативы клубного руководителя, состояния и использования материальной базы, контактов с творческими союзами и т.д. В результате экономического кризиса, охватившего госпредприятия, произошел существенный спад традиционных жанров самодеятельности, ощутимо сократилось число ее участников. Перед лицом необходимости адаптации к условиям рынка, существенного обновления социально-экономических и межнациональных отношений многие профсоюзные органы не сразу определили свои позиции, порой проявляя растерянность, излишнюю осторожность, с трудом избавляясь от прежних идеологических и психологических стереотипов и подходов.

Не произошло кардинального улучшения и в решении кадровой проблемы. Не только в сельской, но и в городской местности резко снизился удельный вес дипломированных специалистов, высокой осталась текучесть кадров, недостаточно справляются со своими обязанностями методические службы организации досуга и самодеятельного творчества, далеко не всегда и не везде используется набор эффективных методов и приемов повышения квалификации.

Жизнь потребовала сформулировать конкретные выводы и рекомендации, столь необходимые сегодня, когда от профсоюзов требуется возвращение к их исконным функциям.

Существует определенная закономерность взаимодействия между людьми, занятыми на производстве, и профсоюзами: общая, политическая и экономическая культура работающих напрямую зависит от активной позиции профсоюзного органа. Профсоюзам всегда были свойственны возможности эффективно влиять на формирование благоприятных условий труда, быта и отдыха, защиту интересов людей. Любой «сбой» или несоответствие элементов этого механизма приводят к конфликтным ситуациям в коллективах. Поэтому так актуально и необходимо изучение возможных средств и методов, которые позволяют не только предупреждать, но и разрешать эти конфликты и противоречия.

Для деятельности профсоюзов на современном этапе характерен принципиальный переход от роли номинального участника и организатора культурного развития трудящихся к роли непосредственного защитника социальных прав человека труда, в том числе и в культурном процессе. Это относится и к материальной базе досуга и творчества, где все вопросы решаются профсоюзами только на основе жестких договорных отношений и контроля за их соблюдением.

При существующей текучести кадров подобным образом решается и проблема подготовки и закрепления специалистов в социально-культурной сфере. Наиболее перспективными путями здесь служит преодоление «экстенсивного», «затратного» характера работы действующей системы учебных заведений и центров повышения квалификации, создание таких социальных и экономических условий для специалистов, при которых возможно их привлечение в профсоюзные учреждения культуры на конкурсной или контрактной основе.

В сложной социально-экономической ситуации, когда государство не в состоянии полностью выполнять взятые на себя обязательства перед сферой культуры, возникает необходимость не только в сбалансированном сочетании бюджетных и внебюджетных ассигнований, но и в поиске альтернативных вариантов финансирования этой сферы. Такая миссия возложена на благотворительные организации и общества социальной защиты и помощи - общественные формирования, благотворительные общества, фонды и движения, ассоциации, попечительские службы.

Одна из них - Всероссийский фонд культуры, которая является самоуправляемой общественной благотворительной организацией, призванной поддерживать и пропагандировать отечественное культурное наследие, содействовать возрождению и развитию национального самосознания, духовной жизни народов России. По инициативе этой общественной организации были учреждены Фонд славянской письменности и славянских культур, Общество русской православной культуры Святителя Иоанна, в регионах созданы национально-культурные центры, особенно для диаспор - народов, проживающих вне своих государственно-территориальных образований. Фонд оказывает материальную поддержку одаренной молодежи. Регулярно проводимые Фондом фестивали, выставки, благотворительные концерты, аукционы, сборы средств на финансирование социально-культурных проектов и программ, мероприятия по восстановлению историко-культурных памятников вызывают большой резонанс в духовной жизни российского общества.

Еще один влиятельный социально-культурный институт -Общество охраны памятников истории и культуры - ведет активную работу по защите, ремонту, реставрации памятников, выявляет их и проводит первичный учет. Его местные организации руководят общественной инспекцией, оказывают большую помощь в финансировании реставрационных работ, издают тематические сборники, журналы, информационные бюллетени. Члены Общества выступают с лекциями и докладами в учреждениях культуры, участвуют в организации праздников, обрядов, ритуалов, концертов фольклорных самодеятельных коллективов.

Российский фонд милосердия и здоровья, Всероссийское общество инвалидов; Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество трезвости и здоровья; Союз женщин-инвалидов, региональные общества и союзы родителей, подростков, детей-инвалидов и т.д.; Всероссийское общество Красного Креста; ассоциация «Семья и здоровье», как и многие другие общественные организации и формирования, вместе с государственными службами оказывают систематическую материальную, социальную, медицинскую помощь десяткам и сотням тысяч одиноких престарелых людей, инвалидов, беженцев, хронически тяжело больным на дому, ветеранам, многодетным и неполным семьям и другим категориям нуждающихся. Профессиональные сотрудники этих организаций на местах и привлекаемые ими добровольцы (волонтеры) помогают конкретным людям и семьям с учетом их индивидуальных нужд, физического состояния и социального положения.

Детские и молодежные объединения, ассоциации, центры и клубные организации. В стране существует множество организаций и предприятий, так или иначе оказывающих помощь детям и молодежи: некоммерческие организации и детско-подростковые клубы, акционерные общества и частные предприятия. Учитывая огромный диапазон в профиле и содержании их социально-культурной деятельности, для их отбора и классификации, как правило, пользуются следующими типологическими признаками: 1) официальная регистрация в местных органах юстиции в качестве общественного объединения; 2) решение проблем детей и молодежи как основной вектор деятельности, зафиксированный в уставе организации; 3) наличие в названии организации одного из ключевых слов «молодежь», «дети», «подростки» и других, 4) четкое обозначение региона, на который распространяется деятельность организации (область, район, город, поселок).

Назовем некоторые из них: ассоциация скаутов (всемерная поддержка и развитие способностей ребенка, работа с подростками по месту жительства, организация досуга и отдыха во время каникул, проведение международных обменов со скаутами других стран), Ассоциация социальной защиты молодежи (объединение усилий государственных и общественных организаций для содействия в разработке и реализации проектов и программ, направленных на социальную защиту молодежи), Московская городская пионерская организация, Московский союз молодых предпринимателей и Ассоциация молодых журналистов, Московская молодежная палата, Союз юных авиаторов и Союз подростковых клубов десантного профиля и многие другие.

Неформальные группы и объединения, в которых ассоциируются различные социальные и возрастные категории населения: объединения социальной инициативы (политические, экологические, национально-культурные, культурозащитные и т.п.); объединения, отличающиеся демонстративным характером и эпатажным поведением (металлисты, фанаты, хиппи, панки, рокеры, люберы, качки, мажоры и др.); объединения любительские и клубы по интересам (спорт, оздоровление, восточные единоборства, народная медицина, йога, авторская песня, филателия и т.д.).

Весьма тесно соприкасаются с социально-культурными проблемами молодежные движения - массовые действия, в которые включаются подростки и молодые люди, выступающие за обеспечение их права на создание собственной субкультуры и дистанцирование от чуждого для них образа и стиля жизни; права обучаться на родном языке; права на трудоустройство и предоставление условий досуга и т.д.

На решение комплекса вопросов, связанных с положением женщин в экономической, политической, социально-культурной сферах, направлена деятельность женских (феминистских) организаций, центров и фондов. Среди них - Союз женщин России, Движение солдатских матерей России, Федерация «Женщины за мир во всем мире», объединение «Женщины за социальную демократию» и другие.

В учредительных документах этих общественных формирований записано, что они выступают за социальную справедливость, гуманное, демократическое устройство общества, соблюдение положений Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, достижение их подлинного равноправия, создание в обществе равных условий для реализации возможностей личности, активное вовлечение женщин в управление делами общества и государства, продвижение их на уровень принятия решений, профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации женщин, социальную защищенность и реализацию их права на труд, оказание им поддержки в предпринимательской деятельности и многое другое.

Культурно-этнические организации и региональные землячества, культуроохранные совместно с социально-медицинскими центрами и центрами социальной психологической помощи, учреждения интернатного типа (интернатуры): детские дома, школы-интернаты и специальные интернаты, социальные (в том числе детские) приюты, дома ребенка, приюты-убежища для бездомных детей, семейные детдома, наркологические службы и центры; социально-педагогические центры адаптации, реадаптации и реабилитации воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов.

Объектом их усилий, направленных на оказание социальной, медицинской и психологической поддержки, проведение социально-культурной реабилитации, являются: 1) семья, материнство и детство, дети-сироты, дети и взрослые-инвалиды, престарелые граждане, трудные подростки и другие кризисные категории населения; 2) благотворительные фонды и движения, фонды социализации, попечительские организации; 3) городские консультации и службы по вопросам семьи и брака; общества и объединения самих лиц, нуждающихся в социальной помощи и социальной защите. Вторая группа объединяет многочисленную сеть центров и служб социально-медицинской реабилитации, включающую: центры социального выживания, социально-медицинские центры, комплексы, консультации; социальные и семейные гостиные. В третьей группе представлены центры и службы психологической помощи детям, подросткам, семьям






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.