Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И качеством продукции






Управление процессами и качеством продукции, согласно – это функция, осуществляющая виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству и направленные как на управление процессами, так и на устранение причин неудовлетворительного их функционирования в контурах ЖЦП. На практике этот вид деятельности относят к оперативному управлению.

Целью оперативного управления качеством является увеличение выхода продукции соответствующего качества путем своевременного выявления существенных отклонений (несоответствий) в измеряемых показателях продукции и параметрах процессов и оперативной их ликвидации применением корректирующих мероприятий. Корректирующее мероприятие – это действие, предпринятое для того, чтобы исключить причины обнаруженного несоответствия, дефекта или другого нежелательного явления и, таким образом, предотвратить повторение этих явлений. Причины отклонений или проявленных несоответствий требованиям могут быть следующими:

– отказы, неисправности или несоответствия нормативам качества материалов, процессов, инструментов, оборудования или помещений, где продукция производится, хранится или перерабатывается;

– неадекватные требованиям методики и документация, рабочие условия и ресурсы;

– отсутствие опыта и плохое планирование;

– изменчивость, присущая параметром процессов и др.

Оперативное управление качеством ведется в режиме минимизации отклонений фактических результатов деятельности от требований. К его функциям относят [10]:

- оперативное планирование качества продукции и процессов;

- контроль качества продукции и процессов;

- информационное обеспечение;

- корректирования процессов обеспечения качества;

- принятие оперативных решений по корректирующим действиям;

- разработка и реализация корректирующих мероприятий.

Перечисленные функции тесно связаны с оперативным управлением технологическими процессами производства. Оперативное планирование состоит в разработке календарных (месячных, суточных) планов при обязательном вводе показателей качества продукции как результата деятельности каждого технологического процесса производство продукции. Контроль качества продукции и процессов включает контроль качества поставляемых ресурсов, параметров технологических процессов и показателей качества в процессе производства и приемочный контроль готовой продукции.

При оперативном управлении качеством особое значение придается сбору и обработке информации в режиме «on line» для анализа исполнения оперативных планов. Основой информационного обеспечения управления качеством является автоматизированная система технологических процессов (АСУ ТП). Она включает динамический учет (сбор и передача данных), мониторинг соответствия оперативных данных требованиям, а также принятие решений по корректированию хода процессов в случае нарушения регламента их функционирования, т.е. отклонений от требуемых параметров. По корректирующим действиям (ГОСТ Р ИСО 9004 –2001) в организации должна быть разработана документированная процедура, определяющая требования к операциям по их проведению.

В принятии решений по разработке корректирующих действий особое место отводится статистическим методам оценки качества процессов и продукции. На уровне оперативного управления всегда существует несколько вариантов выполнения мероприятий для того, чтобы привести систему в устойчивое относительно плана состояние. Например, функционируют несколько производственных линий: можно остановить линию, снизить нагрузку, подключить резервную и т.д.

 

11.5. Улучшение качества: принципы, концепция, алгоритм

Деятельность по улучшению качества – функция менеджмента качества, направленная на увеличение способности организации выполнять требования к качеству. Улучшения качества включает мероприятия, предпринимаемые с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды, как для организации, так и для потребителей. При внедрении на предприятии СМК руководство должно убедиться в том, что эта система будет способствовать непрерывному улучшению качества. Основные идеи по улучшению качества продукции изложены в следующих принципах:

– качество изделий или услуг предприятия определяется тем, насколько удовлетворены запросы потребителя и зависит от эффективности и результативности процессов, обеспечивающих производство этой продукции;

– улучшение качества представляет собой непрерывную деятельность, направленную на регулярное повышение эффективности и результативности процессов производства;

– усилия по улучшению качества в первую очередь следует направлять на постоянный поиск возможностей улучшения качества, а не на выявление возможностей в результате уже возникшей проблемы;

– рост или уменьшение значимости проблем с качеством должны регулироваться предупреждающими, проверочными и корректирующими действиями;

– цели улучшения качества должны быть установлены для всех подразделений СМК, тесно связаны с общими деловыми целями, поддаваться измерению, доступными для понимания, перспективными и значимыми для дела;

– достижению целей улучшения качества способствует открытая связь и коллективная работа, распространяемая на систему поставки.

Концепция улучшения качества формулируется так: постоянной целью управления на всех уровнях должно быть стремление удовлетворить запросы потребителя путем непрерывного улучшение качества для обеспечения конкурентоспособности предприятиия. Базой для улучшения качества служит развитие инновационной деятельности по разработке и изготовлению новых изделий, услуг и процессов. При этом показатели и критерии оценки качества применяются не только к конечному продукту или услуге, предоставляемой потребителю, но также ко всем соответствующим процессам: разработка, проектирование, производство, послепродажное обслуживание и др.

Мотивация для улучшения качества возникает из необходимости обеспечить особую ценность производимой продукции для потребителя. Каждый сотрудник предприятия должен развивать в себе сознательную озабоченность тем, что каждый процесс может быть осуществлен с большей эффективностью и результативностью, а также с наименьшими издержками и наименьшим потреблением ресурсов. Непрерывное улучшение качества дает возможность предприятию повысить конкурентоспособность, а его сотрудникам – вносить свой вклад в деятельность предприятия, повышать уровень знаний и умения.

Алгоритм улучшения качества продукции включает следующие этапы.

1. Вовлечение всего персонала предприятия в процесс тотального улучшения качества путем цикличного осуществления проектов, способствующих улучшению качества и охватывающих сотрудников на всех уровнях выпуска продукции. Проекты начинаются с признания возможности улучшения качества, которое основано на измерении потерь из-за некачественной продукции или на сравнении продукции с конкурирующими образцами на предприятиях, признанных лидерами в данной области.

2. Инициирование проектов по улучшению качества при условии подготовки обоснования проекта, исторической справки, сведений о состоянии качества продукции и связанных с ним потерях, выраженных в известных числовых характеристиках. Реализация проекта проводится на основании составленной программы и положений о периодическом проведении анализа полученных результатов работы по проекту.

3. Исследование возможных причин необходимости улучшения качества путем изучения природы улучшаемого процесса на основе эксперимента. Эксперимент всегда должен проводиться на основе тщательно разработанного плана.

4. Установление причинно-следственных связей путем тщательного анализа причин необходимости улучшения качества и следствия этого улучшения. К обоснованию характера причинно-следственных связей необходимо привлечение экономических факторов.

5. Осуществление превентивных и корректирующих действий в отношении выявленных причин путем разработки и оценки альтернативных предложений. Преимущества и недостатки каждого предложения должны быть проверены и оценены сотрудниками предприятия, вовлеченными в реализацию этих действий.

6. Подтверждение улучшения качества, основанное на сборе и анализе данных по тем же источникам, что и при вскрытии причин необходимости улучшения качества, а также на проведении дополнительных исследований сопутствующих явлений, которые могли бы произойти.

7. Закрепление достигнутого успеха после подтверждения улучшения качества путем изменения технических условий и методик, обучения персонала, выдачи гарантии на то, что изменения становятся составляющей частью деятельности каждого сотрудника.

9. Если желаемое улучшение достигнуто, то должны быть выбраны и осуществлены новые проекты и виды деятельности по улучшению качества. Рекомендуется установить приоритеты и временные пределы для каждого проекта или вида деятельности.

Вопросы для контроля знаний

1. В чем заключаются задачи руководства в области менеджмента процессов ЖЦП?

2. Какие общие функции в менеджменте качества являются основными?

3. Какие сведения должны предшествовать планированию процессов ЖЦП?

4. Что понимается под термином «валидация»?

5. Что понимается под термином «верификация»?

6. Какие при планировании предъявляются требования к «входу» процессов ЖЦП?

7. Какие при планировании предъявляются требования к «выходу» процессов ЖЦП?

8. По какой причине требуется валидация выхода процессов?

9. На какие этапы разбивается ЖЦП для упорядочения требований к ним по обеспечению качества продукции?

10. В чем состоят основные требования по обеспечению качества к процессам производства и обслуживания?

11. В чем состоят основные требования по обеспечению качества к процессам проектирования и разработки продукции?

12. В чем заключается оперативное управление процессами и качеством продукции, и какова его цель?

13. Какие причины вызывают несоответствие качества продукции требованиям?

14. Что понимается под корректирующими мероприятиями?

15. В чем заключается деятельность по улучшению качества продукции?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.