Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные подходы в развитии теории управления качеством






В зарубежной теории и практике выделяют четыре основных направления развития науки менеджмента качества, возглавляемые Эд. Деминга, Дж. Джурана, Ф. Кросби, признанными Учителями качества, и японский подход. Дадим краткие о них сведения.

Ведущим специалистом в области управления качеством считается Эдвардс Деминг, статистик по образованию. Свою активную деятельность он начал в Японии с 1947 г., получив приглашение от японского союза ученых и инженеров (JUSE) принять участие в восстановлении японской промышленности. Главным в подходе Деминга к качеству, руководящей идеей, является следующее: признать, что всегда существуют отклонения, отслеживать «неестественные» отклонения и затем выяснять причины, лежащие в их основе. Для успешной работы в этом направлении Деминг активно разрабатывал и продвигал в практику статистические методы управления качеством. Основные его идеи отражены в 14 принципах менеджмента, с помощью которых, как он считал, можно осуществить постоянное улучшение качества. В его честь JUSE в1951 г. учредил престижную ежегодную премию имени Деминга. Среди японских компаний, удостоенных премии Деминга, – Hitachi Ltd., Nissan Motor Co., Toyota Limited, Fuji Xerox Co.

Джезеф Джуран приехал в Японию вслед за Демингом обучать менеджеров концепции качества. Выдвинутая им концепция отражена в трех основных элементах прогресса в области качества: хорошо спланированные ежегодные улучшения, массовое повышение квалификации, ведущая роль высшего руководства. Джуран первым сформулировал определение качества как «пригодность для использования» вместо правила «соблюдение технических требований» и разработал модель управления качеством по всему жизненному циклу продукции, которая является прообразом модели жизненного цикла продукции, развитой стандартами ISO 9000. Основная его заслуга в том, что он выделил значимость «человеческого фактора» – как необходимость организации работы, обмена информацией и координации деятельности. Им сформулировано 10 этапов (принципов) для повышения качества.

Филипп Кросби считается популярным Учителем качества (80– 90-ые годы 20-го века). Он автор таких известных принципов, как «ни одного дефекта», «качество не ограничено ничем». Его подход к качеству обобщен в четырех «абсолютных величинах качества»:

1) качество – это соответствие требованиям;

2) основная роль системы качества – предупредительные мероприятия и соблюдение принципа «делай правильно с самого начала»;

3) мера качества – цена несоответствия требованиям;

4) норматив работы – «ни одного дефекта»

Основные идеи Ф. Кросби, как и его предшественников, отражены в 14 принципах улучшения качества.

К Учителям качества относят и Арманда Фейгенбаума, идеи которого, также как и идеи его соотечественников Деминга и Джурана, были восприняты в Японии раньше чем в США и Европе (80-90-е годы 20-го столетия). Он первый предложил такие термины как «комплексное управление качеством (IQC)», так называлась его статья, опубликованная в 1957 г., и «тотальное управление качеством (TQM)», так называлась его книга, изданная в 1983 г. При TQM вовлекаются все подразделения организации в «систематический поход за качество». В его работах получили развитие такие функции менеджмент качества как ответственность руководства, разработка стратегических решений, ориентированных на потребителя, развитие самоорганизации и самоконтроля.

Под влиянием Учителей качества в Японии сформировался и собственный подход к управлению качеством, именуемый в литературе как «японский подход». Основная его идея сводится к тому, что качество скорее путь, чем пункт назначения, и далее, улучшение качество – это фундаментальный способ жизни, а не цель бизнеса. Направления знаний рассмотренных школ управления качеством даются в табл. 5.2.

Таблица 5.2. Обобщение направлений развития знаний в области

менеджмента качества [20]

 

Элементы управления качеством Деминг Эд. Джозеф Дж.   Кросби Ф. Японский подход
Определение качества Соответствие спецификации Соответствие спецификации Соответствие спецификации Согласие относительно целевых показателей
Чем вызвана забота о качестве? Конкурентная позиция Прибыль, качество жизни Прибыль Качество жизни
Цель программы Улучшить позицию в конкурентной борьбе Снизить стоимость качества (COQ) Снизить затраты Постоянное усовершенствование
Качество цели Отсутствие дефектов Снизить COQ Отсутствие дефектов Отсутствие дефектов
Как отбирать проекты? Анализ дефектов по Парето Анализ затрат Анализ затрат Анализ затрат
Как измерить улучшение? Прямые измерения Данные по COQ Данные по COQ Прямые измерения
Роль отдела контроля качества Низкая Обширная Умеренная Низкая
Роль высшего руководства Руководство, участие Руководство, участие Подчеркивать отсутствие брака Прорывы и усовершенствования
Роль работника Поддержка и обучение Умеренная Умеренная Поддержка и обучение
Статистический анализ Интенсивное применение Менеджеры нижнего уровня Смешанный Интенсивное применение
Решение Оптимизация качества (DMOQ), отсутствие брака Минимизация COQ Внимание к COQ; DMOQ для отсутствие брака Оптимизация DMOQ; отсутствие брака

Вопросы для контроля знаний

1. В чем состоит отличие инспекции от контроля качества?

2. Какие виды деятельности включает контроль качества продукции?

3. Какие предпосылки обусловливают развитие статистического управления качеством?

4. Какие цели устанавливают для статистического управления качеством?

5. Что понимается под обеспечением качества продукции, и какова область приложения этого вида деятельности?

6. Что понимается под менеджментом качества?

7. Какие цели ставит перед организацией менеджмент качества?

8. Какие цели ставит перед организацией тотальный менеджмент качества?

9. В чем состоит общность и различие целей моделей управления качеством?

10. В чем состоит отличие во взаимоотношениях организации с потребителями по моделям деятельности в области качества

11. Какие идеи Деминга являются фундаментальными в теории управления качеством?

12. Какие идеи Джурана являются фундаментальными в теории управления качеством?

13. Какие идеи Кросби являются фундаментальными в теории управления качеством?

14. Какие идеи Фейгенбаума являются фундаментальными в теории управления качеством?

15. По каким элементам управления качеством проявляется существенное отличие японского подхода от подхода Учителей качества?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.