Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы развития деятельности по управлению качеством






Под управлением качеством продукции понимается постоянная, планомерная и целеустремленная деятельность по воздействию на факторы и условия, обеспечивающие соответствие характеристик создаваемой продукции требованиям. В теории и в мировой практике управления качеством пройден путь от инспекции качества до тотального менеджмента качества, когда вся деятельность организации находится в среде непрерывного улучшения качества. В теории управления качеством выделяются основные восемь последовательных этапов развития основных моделей деятельности в области управления качеством:

– инспекция качества Û (quality inspection–QI,);

– контроль качества Û (quality control - QC);

– статистическое управление качеством Û (statistic quality control – SQC);

– обеспечение качества Û (quality assurance– QA);

– комплексное управление качеством Û (integrated quality control – IQC),

– всеобщее управление качеством Û (total quality control –TQC);

– менеджмент качества Û (quality management - QM);

– тотальный менеджмент качества Û (total quality management–TQM).

 

Каждая последующая, усложненная модель деятельности в области качества включает в себя все идеи и возможности предыдущих моделей. Содержание деятельности по управлению качеством по каждой модели дается на основе определений, сформулированных в международных стандартах ISO 9000 версии 1994 г.и версии 2000 г.

Инспекция в области качества – деятельность, осуществляемая для установления степени соответствия характеристик изготовляемой продукции требованиям путем осмотра, проверки и сравнения полученной информации с характеристиками эталона или базового образца.

Контроль – вид деятельности, включающей проведение измерений, экспертизы, испытаний и оценок нескольких характеристик продукции и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения достигнуто ли соответствие по каждой из характеристик. Контроль качества рассматривается как первый этап создания систем управления качеством.

Статистическое управление качеством – совокупность методов обнаружения неслучайных факторов, позволяющих диагностировать состояние процесса, провести его корректировку и, в конечном счете, способствующих улучшению качества продукции. На российских предприятиях функции статистического управления качеством выполняются на стадии оперативного управления качеством (ОУК). Под оперативным управлением качеством понимаются методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству на всех этапах жизненного цикла продукции.

Обеспечение качеством – все планируемые и осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству. Обеспечение качеством – деятельность в области качества, охватывающая все процессы жизненного цикла продукции. Первые версии международных стандартов ISO 9000, получившее распространение в России в 90-е годы, были посвящены разработке систем качества на основе деятельности по обеспечению качества.

В России в 60– 80-е годы наиболее высокий уровень управления качеством – это к омплексное управление качеством, развитое в основном на предприятиях радиотехнической, электронной и машиностроительной промышленности. Понятие комплексное управление качеством – это совокупностьмероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, обращении и эксплуатации или потреблении. В зарубежной практике в качестве модели, аналогичной комплексному управлению качеством, можно поставить модель всеобщего управления качеством (TQC).

В настоящий период на российских предприятиях комплексное управление качеством перерастает в менеджмент качества, выполняющий совокупность всех планируемых и осуществляемых мероприятий, а также методов и средств, устанавливающих (на уровне политики, стратегического планирования), обеспечивающих и поддерживающих необходимый уровень качества продукции по всему её жизненному циклу. Под менеджментом качества в редакции ISO 9000–2000 понимается скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Наивысший уровень управления качеством должен быть достигнут при тотальном менеджменте качества (TQM), под которым понимается подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества. Тотальный менеджмент качества – это новое мировоззрение в области управления компаниями, фирмами. Конечной целью TQM является улучшение жизни производителей, потребителей и инвесторов, иначе, всех заинтересованных сторон.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.