Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы оценки уровня качества продукции. Под оценкой уровня качества продукции понимается результат, представленный в количественной или качественной форме и полученный сопоставлением показателей






 

Под оценкой уровня качества продукции понимается результат, представленный в количественной или качественной форме и полученный сопоставлением показателей качества оцениваемой продукции с их базовыми (эталонными, нормативными) значениями. В количественной форме оценка выражается одним число, в качественной форме – в виде утверждения о соответствии продукции определенной категории или классу качества. Базовыми значениями являются показатели, выбранные для сравнения аналогов продукции. Аналог – это продукция, имеющая сходное (подобное) функциональное назначение.

При оценке уровня качества используют классификационные, ограничительные и оценочные показатели. По значению классификационных показателей подбирают группу аналогов оцениваемой продукции. Ограничительные показатели регламентированы международными и отечественными стандартами, законами и другими нормативными документами. Каждый оценочный показатель характеризуется направлением его влияния на качество продукции: если повышение качества продукции соответствует увеличению значений показателей, то их называют позитивными, если уменьшению – негативные.

Оценка уровня качества осуществляется для принятия решений по вопросу:

а) разработки или модернизации продукции;

б) выхода на конкретный рынок;

в) текущей оценки контролируемых показателей;

г) установление конкурентоспособности продукции.

Для оценки уровня качества продукции применяются следующие методы:

– дифференциальный метод, основанный на использовании единичных показателей качества продукции и их сравнении с базовыми значениями;

– комплексный метод, основанный на применении главного единичного или комплексного, а также обобщенного или интегрального показателя качества;

– смешанный метод оценки применяется, когда совокупность одномерных показателей качества достаточно обширна и анализ дифференциальным методом не позволяет получить обобщенную оценку, и когда, показатель качества в комплексном методе недостаточно полно учитывает все существенные свойства продукции и не позволяет получить выводы относительно важных единичных её свойств.

Дифференциальный метод. Оценка уровня качества заключается в том, что одномерные показатели сравниваются с соответствующими базовыми показателями. Имеется, как правило, некоторая совокупность (или вектор) измеренных показателей X1, X2, …, Xn и соответствующие им стандарты или базовые значения Xб1, Xб2, …, Xбn. Сопоставление их осуществляется или сравнением по абсолютным значениям или по уровню их отношения.

В первом случае имеем:

i=1, 2, …, n. (3.6)

Во втором случае уровень качества продукции () рассчитывается по отношениям (3.7) и (3.8). Для «позитивного» показателя уровень качества определяется отношением вида: (3.7)

для «негативного» как: (3.8)

По результатам оценки показателей с применением дифференциального метода, сформулированы следующие суждения о качестве оцениваемой продукции:

– уровень качества оцениваемой продукции выше уровня качества базовой продукции, если все значения единичных показателей больше единицы, Y i > 1;

– уровень качества оцениваемой продукции не уступает уровню качества базовой продукции, если хотя бы один показатель больше единицы, Yi > 1, а остальные (n – 1) значения равны единице, Yi = 1,

– уровень качества оцениваемой продукции ниже базового, если хотя бы одно значение единичного показателя строго меньше единицы, Yi < 1.

В случае, когда часть значений Yi > 1, а другие Yi < 1, тодифференциальный метод не приносит результата, и здесь необходимо использовать комплексный или смешанный методы.

Комплексный метод. Чтобы перейти от множества к одному или двум показателям уровня качества применяется комплексный метод. Он предусматривает использование следующих приемов:

1) выбор главного комплексного или обобщенного показателя;

2) определение показателя уровня качества продукции как средней величины различной природы: арифметическая, геометрическая или квадратичная средняя, рассчитываемой по стандартным формулам математической статистики;

3) определение показателя уровня качества продукции соотношением интегральных показателей качества оцениваемой и базовой продукции.

Смешанный метод предусматривает использование показателей уровней качества, установленных по единичным и комплексным или обобщенным показателям качества продукции. Уровень качества при смешанном методе определяется по формуле вида:

. (3.9) Показатель является обобщенным и комплексным одновременно.

 

Вопросы для контроля знаний

1. В чем особенность показателей назначения, и какими группами показателей они представлены?

2. В чем особенность показателей надежности, и какими группами показателей они представлены?

3. Какие основные условия работы изделия должны учитываться при определении надежности изделия?

4. В чем особенность эргономических показателей, и какими группами показателей они представлены?

5. В чем особенность эстетических показателей, и какими группами показателей они представлены?

6. В чем особенность экологических показателей, и какими группами показателей они представлены?

7. В чем особенность показателей стандартизации и унификации?

8. В чем особенность показателей патентной и правовой защищенности?

9. На какие виды разделяют показатели, используемые для оценки качества продукции?

10. На какие виды разделяют показатели в зависимости от количества оцениваемых свойств?

11. Что понимается под уровнем качества продукции, и каким образом он определяется?

12. Какие известны методы оценки уровня качества продукции?

13. В чем особенности комплексного показателя качества?

14. В чем особенности обобщающего показателя качества?

15. В чем особенности интегрального показателя качества?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.