Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Молодежь как социальная группа. Исследовательские подходы к определению понятия «молодежь»






Исследовательские подходы к определению понятия «молодежь». Молодежь как референтная, социально-демографическая группа. Определение молодежи как группы. Многоаспектность изучения молодежи. Теории Ж.-Ж.Руссо, З.Фрейда, Э.Шпрангера, Ш.Бюлер, Г.Стенли Холла, К.Грооса, И.М.Ильинского, К.Манхейма, Х. Ортега-и-Гассета, П.Бергера, Т.Лукмана, Ю.Халасиньского, Г.Гризе, Т.Парсонса, Х.Вульф, С.Айзенштадта, Р.Ф.Бенедикт, М.Мид, С.Н.Иконниковой, Н.Д.Саркитова, В.С.Овчинского и др. Дифференцирующие признаки молодежи. Возрастные характеристики молодежи и связанные с ними особенности социального положения и социально-психологические качества. Достоинства и недостатки каждого подхода.

Тема 3. Неформалитет и контркультурность молодежи. История становления. Сущностные характеристики. Российские и западные молодежные субкультуры: компаративный анализ. Функции субкультур

Социокультурные основы формирования молодежных субкультур. Критерии определения феномена субкультур: нормы, система ценностей, стиль жизни (М.Брейк); нормы, стилевые особенности, акценты, которые выражают специфику жизнедеятельности и истории; идеологические различия в понимании путей развития общества (А.Г.Эфендиев); сфера жизнедеятельности человека, которую отличает специфическая система ценостей (В.А.Гришин); убеждения, ценности и выражающие их символы (включая искусство и литературу) (Н.Смелзер); способ дифференциации развитых национальных и региональных особенностей (Н.Д.Саркитов); система ожиданий и целей определенной социальной группы (Б.Филипс); «идеологический заряд», несущий ценностно-ориентационные, социально-политические и религиозные отличия (С.Я.Матвеева) и др.

Определение формальной и неформальной молодежной организации. Связь неформалитета и контркультуры. Неформальные группы как средство социальной адаптации. Философские основы образования молодежных субкультур. Понятие «культурного отчуждения молодежи». Понятие «отчуждение» в культурологическом значении: «психологическое» (Э.Фромм); «религиозное» (К.Хорни); «экзистенциальное» (А.Камю, Ж-П.Сартр). Экзистенциализм как основа культурного отчуждения молодежи.

Молодежная субкультура как одно из средств адаптации и средство самовыражения молодых людей. Молодежная субкультура как феномен индустриально развитых и развивающихся обществ. Источники формирования молодежных субкультур. Оппозиционность молодежной среды, маргинализация сознания; специфика конфликта поколений в переходную эпоху; культурная дезинтеграция; ускорение темпов жизненных перемен, происшедших под влиянием научно-технической революции; новые технологии и средства массовой коммуникации; «технократическое мышление» и главные «объекты отрицания» контркультуры – массовая культура и «узурпированный» технократией рационализм как мировоззренческая основа бытия человека – порождения общемировых тенденций техногенной цивилизации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.