Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс регулирования через внешнюю символику






работа, творение как новый объект

Предметизация конфликтов через символообразование ведет таким образом к свободному от страха перерабатыванию, не допускает импульсивных действий и подвергания себя опасности. Это пробные действия особого рода. Функции вторичного процесса также участвуют в этой проработке, усиливая дифференцирующие функции «Я», такие как мышление, речь и моторные исполнения действий для участия в интеграции. Она основана на обратном ответе бессознательных фантазий в форме «креативной работы» (кататимного образа) как специфической формы поступления возбуждения. Создан новый объект, для которого возможен постоянный контроль только что осуществлённых действий (пробные действия и вышеупомянутые психотерапевтические шаги прорабатывания в символдраме). Они могут быть тут же проверены в действии и при необходимости отыграны назад, как это похоже происходит при развитии и совершенствовании художественных эскизов и научных проектов. Они позволяют увидеть всю совокупность их воздействия. С этим связано свободное от страха принятие креативной системы функционирования «Я» в целом. Процессы рефлексии и структурирования фантазий (соответственно и кататимных образов), процессы коммуникации как важные факторы психотерапевтического процесса также относятся к подтверждающему исполнение контролю. Тем самым креативный процесс продолжается в формировании «Я», особенно в незрелых субсистемах «Я». Вырабатываются новые возможности решения, не в последнюю очередь создающие систему регулирования, распространяющуюся и на психотерапевта, динамика которой развёртывается как на превербальном, так и на вербальном уровнях (психотерапевт как «вспомогательное «Я»). Несформировавшиеся структуры «Я» могут постепенно сформироваться заново или быть воссозданы, психотерапевт при этом направляет фантазию в определенное место и тем самым облегчает ее интеграцию. Общий процесс может пониматься как последовательность катарсиса, рефлексии, либидонозной разрядки, нарциссической подпитки, спонтанной интерпретации и, наконец, интеграции. Это новый подход к пониманию психотерапевтического процесса, исходя из функций креативного «Я» и коммуникации с психотерапевтом. Указанный позитивный эффект обратной связи дает, по крайней мере, на время успокоение и чувство безопасности.

новая формулировка процесса психотерапии

психотерапия как последовательность

1) катарсиса;

2) рефлексии;

3) либидонозной разрядки;

4) нарциссической подпитки;

5) спонтанной интерпретации;

6) интеграции

«Креативное творение» (кататимный образ) вступает в контакт с внешней реальностью и способствует объективированию. Этот процесс является больше чем простым отражением, так как уникальные особенности его протекания и его результатов постоянно приводят к возникновению новых ответов при взаимодействии с его материалом. С возникающим объектом происходит интенсивный обмен. Предметизация (объективирование) ведет в процессе обратной информации (обратной связи) также к большему чувству безопасности и может сделать излишними ранее необходимые защитные реакции.

 

Заключение

Установлено, что третья составляющая символдрамы – креативное раскрытие и способствование решению проблем – вносит существенный вклад в то, чтобы символдрама заняла свое особое место среди методов психотерапии, в том числе глубинно-психологических. Опираясь на короткий обзор психологии креативного процесса, было показано, что уже в течение отдельного психотерапевтического сеанса по методу символдрамы спонтанно происходят креативные процессы и решение проблем. Более того, они могут быть также индуцированы в различных формах психотерапевтом в решающие моменты развития психотерапии. Более точное знание психологических функций для способствования креативности помогает психотерапевту по методу символдрамы существенно содействовать креативному раскрытию в деталях и личностному развитию в целом. Особое положение занимает независимое от психотерапии стимулирование креативных способностей. В форме кататимного опыта по Герхарду Грюнхольцу оно служит креативному раскрытию оптического материала. Но его можно использовать и для целенаправленного решения проблем в самых разных областях, где креативность играет важную роль: в социальной сфере, в дизайне, для преодоления стагнации креативных процессов у художников, писателей и поэтов, артистов и архитекторов и т. п. Этой стороне креативного стимулирования при помощи символдрамы здесь не уделено достаточно внимания, поскольку эта книга посвящена психотерапии. Опыт, накопленный на соответствующих семинарах по развитию креативности, требуют особого рассмотрения.

 

Перевод с немецкого Наталии Серебренниковой, научная редакция Якова Обухова

 

Литература

1. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П. Голубев.--М.: ACADEMIA, 2002.

2. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М.: “Эйдос” 1996.

3. Лёйнер Х. Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога, 1996, № 3, 4.

4. Beres D. Symbol and object. Bull. Menninger Clin. 29, Nr. 1 and 2. Topeca, Cansas 1965.

5. Ehrenzweig A. The hidden order of art. Univ. Calif. Press, Berkeley/Los Angeles 1967.

6. Freud S. (1923) Das Ich und das Es. G. W. XIII, Imago, London 1940.

7. Glover E. A psychoanalytic approach to the classification of mental disorders. J. Ment. Sci. 78, 819, 1932.

8. Grü nholz G. Psychedelische Erfahrung und Kunst durch Selbsthypnose. Dü sseldorfer Hefte, H. 13, Michael Triltsch, Dü sseldorf 1970.

9. Klages L. Die Sprache als Quelle der Seelenkunde. Hirzel, Zü rich (1933).1948.

10. Klages L. Grundlegung der Wissenschaft vom Ausdruck. Bouvier, Bonn 1950.

11. Kohut H. Formen und Umformen des Narziß mus. Psyche 20, 561, 1966.

12. Kretschmer E. Medizinische Psychologie. Thieme, Stuttgart (1922) 1950.

13. Kris E. Psychoanalytic Exploration in Art. Int. Univ. Press, New York 1952.

14. Landau E. Psychologie der Kreativitä t. Reinhardt, Mü nchen 1971.

15. Landau E. Kreatives Erleben. Reinhardt, Mü nchen/Basel 1984.

16. Leuner H. Lehrbuch der Katathyme-imaginativen Psychotherapie: Grundstufe, Mittelstufe, Oberstufe. - 3., korrigierte und erw. Aufl. - Bern; Gö ttingen; Toronto; Seattle: Huber, 1994.

17. Maslow A.H. Peak experience as acute identity. Am. J. Psychoan. 21, 254, 1961.

18. Maslow A.H. Psychologie des Seins. Kindler, Mü nchen 1973.

19. Masters R.E.L.; Houston J. Psychedelische Kunst. Droemer-Knaur, Mü nchen / Zü rich 1969.

20. Matussek P. Untersuchungen ü ber die Wahrnehmung. Arch. Psychiat. Nervenkr. 189, 4, 1952.

21. Meadow A.; Parnes S.J. Influence of brain-storming instructions and problemsolving. J. Appl. Psychol. S. 189, 1959.

22. Mü ller-Braunschweig H. Die Funktion der Symbolbildung fü r den Spannungsausgleich in psychopathologischen und kreativen Prozessen. Psychol. Diss. Frankfurt a. M. 1975

23. Sander F. Experimentelle Ergebnisse der Gestaltpsychologie. Gestaltpsychologie und Kunsttheorie. Neue psychologische Studien 4, 1932.

24. Sandler J.; Joffe W.G. Die Persistenz in der psychischen Funktion und Entwicklung mit besonderem Bezug auf die Prozesse der Fixierung und Regression. Psyche 21, 138, 1967.

25. Simmet H. Wechselwirkungen von Katathymem Bilderleben und kreativem Prozeß bei einem Fall von Enteritis regionalis (Morbus Cron). In.: Leuner H. (Hrsg.) Katathymes Bilderleben, Ergebnisse in Theorie und Praxis. Huber, Bern/Stuttgart/Wien 1983.

26. Werner H. Einfü hrung in die Entwicklungspsychologie. Barth, Mü nchen 1953.

 

 

[1] Перевод главы 3.2. «Третья составляющая символдрамы: развитие креативности и творческое решение проблем» из третьего исправленного и расширенного издания «большого учебника» Ханскарла Лёйнера «Учебник Кататимно-имагинативной психотерапии» (Leuner H.: Lehrbuch der Katathyme-imaginativen Psychotherapie: Grundstufe, Mittelstufe, Oberstufe. - 3., korrigierte und erw. Aufl. - Bern; Gö ttingen; Toronto; Seattle: Huber, 1994, с. 282-299).

[2] Ханскарл Лёйнер (08.01.1919-22.06.1996) - проф., др. мед., основоположник Кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы), Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психологии и психотерапии (МОКПО), а также Европейского медицинского общества психолитической терапии, долгие годы руководил отделением психотерапии и психосоматики в психиатрической клинике Гёттингенского университета в Германии.

 

[3] Этот случай знаком многим коллегам по видеозаписи сеанса, который проводит Х. Лёйнер, когда испытуемая представляет вместо одного сразу три луга (первый луг с зеленой травой, а третий выжженный); затем она идёт вдоль ручья с обжигающе холодной водой и оказывается на краю водопада, напоминающего ей Ниагарский водопад, где она реально раньше была; после долгой паузы замешательства и нерешительности она после уточняющих вопросов психотерапевта находит креативный выход – внизу она видит приветливый ландшафт с коровами, лошадьми, трактором, которым управляет добрый пожилой мужчина. (Прим. ред.)

[4] Имплицитный – подразумеваемый, скрытый; неявный. (Прим. пер.)

[5] Цит. по Герхарду Грюнхольцу (Grü nholz 1977).

[6] Сравните также со случаем, описанным Х. Зиммет (Simmet 1983).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.