Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психодинамика творческого процесса






теоретический экскурс

Хотя в этой работе я не собирался рассматривать теоретические вопросы, здесь я все же хочу дать некоторые указания по психодинамическим предпосылкам креативной составляющей. Она известна также и в других областях психотерапии, например, в арт-терапии – отображении снов и фантазий в рисунках (Simmet 1983).

Эту тему освещал Х. Мюллер-Брауншвайг (Mü ller-Braunschweig 1975). Его анализ (художественной) креативности может быть свободно перенесен на креативную составляющую символдрамы, тем более она также включает в себя функцию символообразования. «Креативное Я» - это инстанция креативных достижений.

 

6.1. Креативные системы «Я»

системы Я

Формирование и расширение креативных систем «Я» основано на способности к психической гибкости с доступом к предсознательным и бессознательным процессам ранних этапов развития. Это касается, например, возврата к первичным формам (праформам) восприятия, суждения и мышления. Они могут стать контролируемыми посредством образования оптических или акустических символов (во время имагинации), которые при других обстоятельствах должны быть отвергнуты. Следующая благоприятная предпосылка – это известная степень утраты объекта, вследствие чего усиливается интроверсия. Это делает возможным лучшее взаимодействие с образами этих интроектов (например, кататимные сцены, образы символдрамы). Если патология не экстремальна, внутренние образы могут быть экстернализированы с приданием формы. Тем самым на время снимаются чувства дефицита и разлуки, а с клинической точки зрения, смягчаются депрессивные состояния. Этот частичный отвод заполнения от реальных значимых лиц может быть связан с вторичным нарциссизмом. И наоборот, экстернализация внутреннего образа может привести к возникновению новых внешних объектов. Например, это может быть «работа» (дело, труд, произведение, научный труд), которая либидонозно заполняется. Это может быть также содержание образов символдрамы и их отображение в рисунке. – В соответствии с этими предпосылками образуются креативные системы, при этом ранее бессознательные, вызывающие страх фантазии теперь упорядочиваются, развивается способность к символообразованию и навык его применения. Соответствующие техники (например, символдрама) служат расширению и совершенствованию этих функций, повышая уверенность при столкновении с деструктивными и страшными проявлениями. Стимулируется открытость к работе с конфликтами в целом. Креативная система возникает рядом с некреативными патологическими проявлениями (фиксированными образами в символдраме). Элементы креативной системы коммуникабельны и пластичны (описание имагинации, рисование образов символдрамы). Относительно самостоятельно работающие подсистемы (субсистемы) встречаются как в патологических, так и в креатхивны сферах. Их можно рассматривать как «примитивные ядра Я» (Glover 1932). В отличие от стабильных креативных систем, они восприимчивы к нагрузкам и предрасположены к регрессии.

Внутри Я-структур можно выделить несколько ступеней развития различного уровня в зависимости от степени одаренности (Beres 1965). Смещение либидонозного заполнения на символическую (креативную) область удовлетворяет патологические эмоции равным образом как и потребности. Признание креативного продукта может увеличить возможности для коммуникации: вознаграждение через подтверждение значимости и последующее раскрытие личности (например, при коммуникации с проводящим сеанс символдрамы психотерапевтом[6]). Оптические продукты (имагинации и рисунки) отвечают потребности в аффективной разрядке в качестве психотерапевтического выигрыша от произведенной креативной работы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.