Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медицинские информационные системы ЛПУ как средсва повышения производительности труда среднего медицинского персонала






Цыбуля Оксана Александровна,

ГБОУ ВПО ОмГМУ Минздрава России,

колледж

 

Современные экономические условия требуют иных подходов к организации и структуре оказания медицинских услуг. Оптимизация лечебного процесса в здравоохранении позволяет осуществлять медицинскую деятельность на современном уровне, чему в полной мере способствует внедрение новых информационных систем.

Использование медицинских информационных систем (МИС) в работе клиник и стационаров делает более эффективным процесс оказания медицинской помощи: повышает производительность труда среднего медицинского персонала; дает возможность получать информацию о работе служб и кабинетов; устраняет дублирование назначений и исследований, позволяет выявлять ошибки, допускаемые при выставлении счетов; предоставляет возможность идентификации пациентов, нуждающихся в периодических профилактических осмотрах и других мероприятиях. Планирование нагрузки и потока пациентов в клинике становится проще, что увеличивает пропускную способность и объемы лечения, обеспечивая четкую картину текущего состояния лечебного процесса (загруженность, наиболее востребованные процедуры, финансовый анализ и т.п.) для руководителей.

На рынке специализированного программного обеспечения представлено много медицинских информационных систем, но все они лишь частично удовлетворяют современным требованиям медицинских учреждений, поэтому объектом исследования стала информационная система ЛПУ.

Предмет исследования – функциональные возможности МИС, направленные на повышение качества оказываемой медицинской помощи.

Цель исследования - провести анализ МИС применяемых в ЛПУ.

Задача исследования - поиск оптимальной системы, с доступным и понятным интерфейсом, менее финансово затратной и легко адаптируемой к специфике ЛПУ.

Теоретико - методологическая основа исследования. При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: анализ технической и научной литературы, наблюдение, анкетирование пользователей информационных систем.

Эмпирической базой исследования являются: автоматизированная система ведения амбулаторной истории болезни (АСВАИБ), система МедПомощь и система электронной медицинской карты пациента (СЭМК) используемые в лечебных учреждениях города Омска.

Проведенный анализ основных характеристик и возможностей исследуемых информационных систем позволил выделить ряд достоинств и недостатков их функционала.

АСВАИБ применяемая как в стационарном, так и в амбулаторном лечении имеет в своем арсенале ряд функций, не используемых в клиниках (например, планирование питания и мониторинг состояния пациента в блоке интенсивной терапии), поэтому руководству лечебных учреждений не выгодно тратить средства на используемые опции.

МедПомощь по своим характеристикам подходит исключительно для стационарного лечения и направлена на удовлетворение потребностей администрации больницы, поэтому мало приемлема в поликлиниках и диагностических центрах.

СЭМК легко адаптируется к специфике как стационарного так и амбулаторного лечения и может дополняться любыми необходимыми опциями, она содержит сведения о пациентах и имеет полный набор документов о ходе лечебно-диагностического процесса. Поэтому большинство лечебных учреждений остановили свой выбор именно на этом информационной системе.

Каждая медицинская карта представляет собой папку, разделами которой являются наборы документов того или иного типа.

На следующем слайде представлен внешний вид и основные разделы амбулаторной карты: (зачитай с экрана некоторые)

Каждый документ или папка представлены в удобном виде для просмотра, создания и редактирования данных.
Медицинская карта может включать в себя и несколько специализированных медкарт (гастроэнтеролог, лор, гинекологическую и т.д.), а также записи о проведенных пациенту амбулаторных манипуляциях. Карта может быть напечатана и, в случае необходимости, выдана на руки пациенту.
В состав СЭМК входят Автоматизированные Рабочие Места –

Каждому пользователю системы на основе типового создается персональное АРМ, позволяющее исполнять свои обязанности в соответствии с должностными инструкциями.
АРМ заведующего представляет собой АРМ врача с дополнительными средствами наблюдения и контроля работы (оформление мед.карт и ход лечебно-диагностического процесса; загруженность врачей и т.д.).

Основные возможности АРМ указаны на слайде

Система включает в себя ещё и различные подсистемы, которые позволяют обрабатывать дополнительную информацию:

Регистратура позволяет составлять расписания специалистов, графики работы служб, кабинетов, приборов. Запись пациентов на приём может осуществляться в удобное для них время, с любого рабочего места, в том числе и посредствам Интернет сайта.

Большое внимание уделяется экономике лечения:

Аналитическая подсистема обеспечивает поддержку функций медицинской статистики и оперативного отдела, функции анализа и контроля деятельности учреждения.

На следующем слайде приведена схема Экономической подсистемы, которая п озволяет вести списки организаций, договоров, прейскуранты, списки прикрепления, лицевые счета пациентов, договоров и организаций, учитывать услуги, формировать счета за оказанные услуги и учитывать платежи в различной форме.

 

 

Система электронной медицинской карты (СЭМК) даёт возможность повысить качество, эффективность и доступность лечебного процесса, позволяет легко вести полный учёт всех оказанных услуг. Проведя хронометраж ведения бумажных историй болезни мы выяснили, что на одного медицинского работника среднего звена приходится 5760 выписок за год и это занимает 384 часов рабочего времени. Использование СЭМК позволяет сократить число операций с медицинскими картами на 60-70% и на 52 минуты уменьшить время, потраченное на работу с документами при 8-часовой рабочей смене, что позволяет сократить потребность в среднем медицинском персонале на 11%. В результате сэкономленное времени, можно использовать, по крайней мере, по трем направлениям:

сокращение количества штатных единиц среднего медицинского персонала;

улучшение качества обслуживания пациентов;

возможность принять дополнительных пациентов, не снижая качества услуг.

Существенным недостатком всех исследуемых систем является разный формат представления и хранения информации не позволяющий осуществлять передачу информации от системы одного типа к системе другого типа или из одного лечебного учреждения в другое.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что на сегодняшний день из всех рассмотренных вариантов самой оптимальной системой для здравоохранения является СЭМК. Она имеет доступный и понятный интерфейс, наименее финансово затратна, легко адаптируется к специфике ЛПУ, обладает высокой надежностью и скоростью работы, очень хорошо зарекомендовала себя во многих клиниках на протяжении нескольких лет и поэтому может быть рекомендована для использования в системе здравоохранения города Омска.

Генеральный директор ВОЗ, - указал, что “информационные и телекоммуникационные технологии являются одной из основных движущих сил сегодня в здравоохранении. Развитие адекватных недорогих телекоммуникационных инфраструктур могут помочь обеспечить равный доступ к медицинской помощи богатых и бедных. Конечно, здесь много проблем: защита информации, международные стандарты, этические, правовые аспекты, вопросы обучения. Однако можно утверждать, что информационная революция радикально преобразует технологию медицинского обслуживания”.

Использование СЭМК в работе клиник или стационаров значительно упростит ряд рабочих процессов и повысит эффективность оказания медицинской помощи.

· Улучшит работу с документами.

· Даст возможность получать информацию о расписании работы служб и кабинетов, льготной категории пациентов, стоимости услуг.

· Устранит дублирование назначений и исследований.

· Позволит выявлять ошибки, допускаемые при выставлении счетов.

· Появится возможность идентификации пациентов, нуждающихся в периодических профилактических осмотрах и других мероприятиях.

· Планирование нагрузки и потока пациентов в клинике станет легче.

· Увеличится пропускная способность и объемы лечения.

· Появится четкая картина текущего состояния лечебного процесса (загруженность, наиболее востребованные процедуры, финансовый анализ и т.п.) для руководителей.

Рекомендации для ЛПУ г.Омска:

· стремиться увеличить число пользователей автоматизированными системами одного типа (СЭМК);

· стандартизировать форматы и процедуры обмена данными, что упростит электронную передачу истории болезни из одного учреждения в другое;

· внедрять карточные историй болезни (хранящихся в цифровом виде на пластиковых карточках размера визитки, выданных пациенту на руки) способные оказаться эффективным средством передачи информации от одного лечебного учреждения к другому.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.