Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика человека и его потребностей с точки зрения теории зигмунда Фрейда.






 

Одним из крупных достижений современной психологии является создание модели внутреннего мира человека.

Согласно этой модели психику человека можно представить как результат взаимодействия трех составляющих: ПОДСОЗНАНИЯ (БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО), СОЗНАНИЯ и СВЕРХСОЗНАНИЯ. Согласно Фрейду это - «ОНО», СУПЕР-ЭГО (СУПЕР «Я») и ЭГО («Я»).

 

1. «ОНО» (по латыни «ИД»), или БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (ПОДСОЗНАНИЕ) представляет собой природную компоненту человека, его желания, инстинкты и врождённые потребности.

«ОНО» полностью функционирует в бессознательной области психики человека и тесно связано с его первичными потребностями (едой, сном, дефекацией, половым влечением и т.д.), которые наполняют поведение человека энергией.

Согласно Фрейду, «ОНО» - нечто биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам и сохраняет свое центральное значение для человека на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, «ОНО» выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными).

 

«ОНО» функционирует в соответствии с принципом удовольствия.

Из-за него человек стремится к немедленному удовлетворению всех своих желаний и потребностей. Если эти потребности не удовлетворены вовремя, возникает состояние тревоги или напряженности. Например, за усилением голода или жажды у младенца последует попытка поесть или попить. «ОНО» играет очень важную роль в самом начале жизни, поскольку гарантирует, что потребности младенца будут удовлетворены. Если ребенок голоден или чувствует себя некомфортно, он будет плакать до тех пор, пока требования «ОНО» не будут удовлетворены.

Однако немедленное удовлетворение этих желаний и потребностей в жизни не всегда возможно. Если бы человек всегда управлялся бы исключительно этим принципом удовольствия, то в какой-то момент жизни мог бы осознать, что для удовлетворения своих потребностей он поступает в ущерб другим. Например, желание владением какой-то вещью, которой нет в данный момент у человека, ведёт к воровству её у других. Такое поведение оказалось бы разрушительным, так как оно социально неприемлемо и неодобряемо. По этому, согласно Фрейду, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ пытается ослабить напряженность, созданную принципом удовольствия, через первичный процесспредставления, включающий в себя формирование мысленного образа желаемого объекта — как способ удовлетворения потребности. «ОНО» формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным ребенком данный первичный процесс может вызвать образ материнской груди или бутылочки молока. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в сновидениях, галлюцинациях или психозах.

Для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети понимают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, ЭГО.

 

2. СУПЕР-ЭГО (СУПЕР «Я»), или СВЕРХСОЗНАНИЕ - это система программ, запретов и установок, заложенных человеку в процессе воспитания, ограничивающих или направляющих его действия, поступки и желания в социально приемлемых рамках.

Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе “социализации ”; на языке структурной модели психоанализа - посредством формирования СУПЕР-ЭГО (от лат. “super” — “сверх” и “ego” - “Я”).

Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Например, в ранние годы. родители. детский сад, школа формируют у ребёнка нормы поведения в обществе.

С точки зрения Фрейда, организм не рождается с СУПЕР-ЭГО. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими “формирующими” жизнь ребёнка фигурами. Будучи морально-этической силой, СУПЕР-ЭГО является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться, когда ребенок начинает различать “правильно” и “неправильно” (примерно в возрасте от 3 до 5 лет).

 

Фрейд разделил СУПЕР-ЭГО на две подсистемы совесть и эго-идеал.

 

Совесть – аспектСУПЕР-ЭГО, который приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют “непослушным поведением” и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины и угрызения совести.

Эго-идеал – это поощрительный аспект СУПЕР-ЭГО. который включает в себя ограничения, правила и стандарты хорошего поведения. Это действия, которые одобрили бы родители или другие, обладающие достаточным авторитетом для человека, люди. Следуя этим правила, человек наполняется чувством гордости за себя, он осознаёт свою ценность для других и ощущает внутреннюю целостность.

СУПЕР-ЭГО считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем.

СВЕРХСОЗНАНИЕ, или СУПЕР-ЭГО, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, или «ОНО», пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. То есть, «ОНО» пытается убедить «ЭГО», или СОЗНАНИЕ в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

 

3. ЭГО (от лат. “ego” – «Я»), или СОЗНАНИЕ человека или его внутреннее «Я» является безусловно, наиболее интересной частью его психического мира. Прежде всего, потому, что сознание является одной из позднейших психических образований, которые присущи только людям, да и то не всем. Именно наличие индивидуального сознания, внутреннего стержня, является признаком человека, его эволюционным атрибутом,

ЭГО - это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений.

ЭГО действует на основе принципа реальности, который стремится удовлетворить желания «ОНО» возможными и социально приемлемыми способами. Принцип реальности взвешивает средства и результаты действия, прежде чем приступать к нему либо отказаться от побуждения. Во многих случаях желания «ОНО» могут быть удовлетворены за счет отсроченного вознаграждения. ЭГО, в конечном счете, позволит поведение, но только в определённое время и в определённом месте. ЭГО также ослабляет напряжённость, созданную неудовлетворенными потребностями через вторичный процесс, в ходе которого ЭГО уже в реальном мире пытается найти объект, соответствующий мысленному образу, созданному «ОНО» в первичном процессе.

 

Функции СОЗНАНИЯ состоят в следующем:

 

1. СОЗНАНИЕ или ЭГО, «Я» является инструментом, осуществляющим процедуру свободного выбора из нескольких альтернатив. Такой выбор не может осуществляться «ОНО» или БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ (ПОДСОЗНАНИЕМ), ибо подсознание, состоит из инстинктов и всегда ведет человека к реализации наиболее сильного желания. Такой выбор не может быть осуществлен и СВЕРСОЗНАНИЕМ, или СУПЕР-ЭГО (СУПЕР «Я»), ибо оно содержит четкие программы и формулировки, строго регламентирующие действия человека. Отметим, что важнейшая из функций Выбора, лежащих на " плечах" сознания - это выбор между подсознательными желаниями и сверхсознательным установками, уравновешивающими позиций " Хочу" и " Надо".

2. СОЗНАНИЕ является инструментом активного познания мира, позволяющим выделить закономерности, абстрагироваться от процессов, создавать модели реальности. Обладая сознанием человек в состоянии познавать мир, а следовательно, и эволюционировать намного быстрее, чем это можно сделать методом проб и ошибок.

3. Как следует из самого названия " Сознание" - (со-знание - совместное знание), именно сознание позволяет людям общаться, формулируя знания посредствам знаковых систем - языков.

4. Сознание является инструментом осознания. Более того, процесс осознания по сути, является пропусканием через сознание тех или иных элементов психической жизни.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.