Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развития российского образования

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Выход России из нынешнего кризиса и положения сырьевого придатка мировой экономики возможен лишь при существенном обновлении качества обучения и воспитания юношей и девушек. Отечественная система образования находится в процессе перманентных преобразований уже почти четверть века, а в последние годы уже начинают говорить о необходимости модернизации средней и высшей школы. К сожалению, за годы этих «реформ» наша Родина во многом утратила достигнутые в советские годы передовые позиции в сфере образования.

Тенденции трансформации российского образования можно определить следующим образом. Во-первых, знания стали преподноситься модулями, фрагментами, слабо или совсем не связанными друг с другом. Во-вторых, установка на обучение творческому мышлению и действию заменена обучению компетенциям, умениям и навыкам потребителя, исполнителя. В-третьих, компетентные специалисты всё чаще устраняются из процесса образования и заменяются чиновниками, что ведёт к непрофессионализму учебных материалов. В-четвёртых, сокращён объём реальных фундаментальных знаний. В-пятых, инженерные, технические и естественнонаучные специальности оттеснены на периферию в пользу гуманитарных в соотношении примерно 20: 80. В-шестых, введены механизмы, существенно расширяющие уровень платности обучения. В-седьмых, примитивная форма контроля в виде глобального тестирования стала строго обязательным и, по сути, единственным способом аттестации обучаемых. [5, с. 134-135]

До развала СССР в России функционировало более 500 государственных высших учебных заведений, где обучалось около 2, 8 млн. студентов, то есть в среднем примерно 6000 человек в одном вузе. По неполным данным, ныне в РФ действует 2650 вузов, где обучаются более 7 млн. студентов, то есть среднее число студентов в одном вузе составляет около 2, 64 тыс. человек. Если же исключить наши наиболее крупные государственные вузы, то можно утверждать, что современные высшие учебные заведения стали в два с лишним раза маломощнее главным образом за счёт существенного роста числа небольших коммерческих вузов.

Важно также отметить, что в вузах РСФСР число студентов, приходившихся на одного преподавателя, было 10-11, а в РФ их стало 15-20, между тем в США, для примера, на одного педагога приходится 7-8 студентов при зарплате, превышающей российскую в 8-9 раз. К тому же за последние годы в России значительно увеличилась учебная нагрузка преподавателей, которым приходится вести 3-5 и более дисциплин.

В связи с этим представляет определённый интерес тот факт, что, согласно статистике, среднемесячная зарплата сотрудника российского министерства образования и науки на сентябрь 2011 г. была вдвое выше средней зарплаты школьного учителя и преподавателя вуза. К тому же надо иметь в виду, что в министерстве образования США работает всего лишь 5 тысяч чиновников, а в России, где население меньше в два с лишним раза, чиновников от образования более 4 миллионов. [1]

И хотя консолидированные расходы на образование растут (в 2011 г. они составили 2 трлн. 100 млрд. рублей против 10 млрд. рублей в 1999 г.), неуклонно снижается число студентов, обучающихся в вузах за счёт федерального бюджета (в 2012 г. их было 490, 8 тыс. человек), а число студентов-платников в госвузах за 2000-2010 гг. увеличилось вдвое.

Представляет определённый интерес тот факт, что доля россиян с законченным средним образованием составляет 72%, в США — 87%, в Канаде — 83%. Высшее образование имеют: в России - 16% граждан, в США — 29%, в Канаде — 21%. В России доля расходов на образование составляет 3, 5% ВВП, в США — 7%, то есть вдвое больше. К тому же в США объем выданных образовательных кредитов приближается к $1 трлн., что во много раз превышает аналогичные затраты в РФ.

Одним из социальных последствий проводимой властями образовательной политики стало то, что по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) наша страна сместилась с 26-го места в 1990 г. на 66-е место из 187 стран-членов ООН в 2011 г. США, которые мы небезуспешно догоняли в дореформенный период, занимали в 1990 г. 19-ю позицию, а ныне наше отставание составляет 62 позиции. В 1995 году Россия была даже на 114 месте вследствие резкого сокращения ВВП и повышения смертности. РФ занимает ныне одно из последних мест и по качеству жизни (105-е из 111 государств).

Вместе с тем в начале двадцать первого века ценность образования вновь, как и до внедрения рыночных отношений, приобретает особое значение в сознании молодежи, поскольку жизненный успех молодые россияне все чаще связывают с высоким уровнем и качеством знаний, особенно в сфере естественных и технических наук, что, вероятно, в определённой мере связано с перенасыщением рынка предложением специалистов управленческих, экономических и юридических профессий в условиях нехватки работников промышленности и сельского хозяйства, где, по данным статистики, занято 50% трудоспособного населения.

Однако стремление молодежи к образованию нередко наталкивается на барьеры социального характера, поскольку растущая коммерциализация учебных заведений затрудняет детям из малоимущих семей доступ к знаниям (лишь 10% молодых людей считают, что могут получить хорошее образование). В выступлении осенью 2012 года думского вице-спикера от «Единой России» Людмилы Швецовой отмечалось, что даже по российской статистике 12% людей в возрасте от 16 до 34 лет – те, кто учился в 90-е годы, не имеют среднего образования. В советское время таких было 3%.

В результате социальной дифференциации в молодёжной среде доходы значительной части молодых россиян находятся за чертой прожиточного минимума. По оценке экономистов, уровень заработной платы в России является одним из самых низких среди всех экономически развитых стран мира. Между тем, на один доллар заработной платы российский работник производит в три раза больше продукции, чем специалист той же квалификации в США. Снижение уровня и качества жизни вызывает нарастающее недовольство молодёжи, что нередко выражается в «утечке умов», которая наносит невосполнимый ущерб для развития нашей страны.

Убытки России от «утечки умов» составляют 45-50 млрд. долларов в год, а американцы оценивают их даже в 200 млрд. долларов в год. За годы «реформ» из России, по оценке МОМ (международной организации по миграции), выехало 1, 5-2 млн. российских специалистов, в том числе 140 тыс. кандидатов наук. По мнению американцев, наш кандидат стоит 2 млн. долларов, а доктор наук – 5 млн. долларов

Российские специалисты за рубежом способствуют распространению демпинговых цен на рынке труда, они получают втрое меньше, чем титульное население. Выезд не только ослабляет научно-технический потенциал России, но и ухудшает её генофонд. Россия становится донором мозгов, затратив большие средства на их подготовку, тем самым снижается уровень экономической и технологической безопасности страны.

Эмиграция во многом связана с невостребованностью высококвалифицированного труда в якобы «модернизирующейся России. Согласно официальным данным, из 1, 5 миллиона специалистов, выпускаемых ежегодно высшими учебными заведениями, только треть находят вакантное место на рынке труда по своему профилю. Остальные начинают работать не по специальности либо на рабочих местах, не требующих высокой квалификации. Около 38% молодых людей, окончивших учебные заведения в возрасте до 29 лет, числятся безработными. [4]

Не случайно, видимо, большинство юношей и девушек справедливо считают, что действия федеральных органов государственной власти по решению проблем в сфере образования «слишком незначительны» (менее 2% ВВП выделяется ныне российскому образованию, а необходимо, по мнению специалистов, не менее 7%).

Это подтверждает и тот факт, что по показателю интеллектуализации молодежи наша страна в 50-е годы прошлого века делила с Канадой второе-третье место в мире (первое место было у США), а ныне она находится на 57-м месте. Между тем подсчитано, что в целом каждый рубль, инвестированный в образование, дает 15-20—кратную отдачу. Специалист же производит ценности, в среднем в 11 раз превышающие затраты на образование. [3, с.41]

Ныне Россия существенно отстает от развитых стран мира не только в доле государственных ассигнований на образование, но и в сроках подготовки кадров для последующей работы в различных сферах экономики: у нас этот срок составляет 10, 5 лет, в передовых странах Азии – 12-13 лет, а в США - 14 лет. Не случайно, видимо, производительность труда в России в пять раз ниже, чем в США, где в расчете на душу населения расходы на образование в 30 раз больше отечественных.

Разумеется, решение данной проблемы нецелесообразно связывать только с увеличением расходов на образование и удлинением его сроков. Гораздо более важным представляется поиск интенсивных методов обучения; повышение качества преподаваемых знаний на основе разработки новых теорий, прежде всего экономических, позволяющих более глубоко проникнуть в сущность мироздания; усиление значимости гуманистической функции образования, которая рассматривает процесс получения знаний как самоцель и благо само по себе, способствует формированию таких ценностных ориентаций личности, которые помогают жить в согласии с природой, обществом и самим собой, способствуют утверждению уважительных, доброжелательных отношений между людьми.

Образование призвано не только обеспечить каждому человеку понимание его места в обществе (статусных позиций, социально-профессиональной роли и т.п.), но и содействовать реализации его творческого потенциала, в определенной мере компенсируя дегуманизирующее влияние рыночных отношений на духовный мир личности.

Поэтому для подлинного преображения нашего общества одной из самых актуальных задач становится формирование у подрастающего поколения положительных моральных ориентаций на непрерывное повышение образовательного уровня, воспитание у каждого молодого человека осознанной потребности учиться всю жизнь.

Это необходимо не только для превращения накопленных обществом знаний в непосредственную производительную силу, качественного обновления страны, но и для активной, возвышающей личность деятельности в профессионально-трудовой, общественно-политической, семейно-бытовой и других сферах жизни. Только высокая общая культура, развитые профессиональные умения и навыки личности могут обеспечить достижение желаемых, полезных для конкретного трудового коллектива и всего общества результатов.

Важно также учитывать, что в двадцать первом веке происходит значительное сокращение циклов обновления знаний. Молодой работник, приходящий на наукоемкое производство, согласно общемировой закономерности, вынужден в среднем шесть раз на протяжении своей трудовой деятельности осваивать более совершенную технику и технологию производимой продукции. В связи с этим возрастают и требования к социально-профессиональной мобильности работников, их готовности постоянно осваивать новое, совершенствовать свои навыки и знания.

Всё большее значение приобретает сообразительность (умение принимать правильные решения даже на основе неполных или противоречивых данных), эвристические, творческие способности (умение найти наилучший вариант действий во все более часто встречающихся нетипичных ситуациях кратчайшим путем, не перебирая все возможные пути достижения цели). Все эти качества зависят от уровня интеллектуального, культурного и профессионального развития молодежи.

Таким образом, в современных условиях возникает общественная необходимость в новых способах подготовки непосредственных производителей: непрерывное образование, интеллектуальные занятия, формы отдыха, не только воспроизводящие рабочую силу, снимающие напряжение, но и обогащающие личность. Как справедливо заметил И.С. Кон, хорошее общее образование «социально рентабельно» даже там, где оно пока ещё является вроде бы «избыточным» в сфере профессиональной деятельности. [2, с.361]

Как доказывают социологи, повышение уровня образования помогает молодому человеку не только преодолеть неизбежную ограниченность своей профессиональной деятельности, но и оказывает все более глубокое влияние на мотивы всей жизнедеятельности личности, расширяет сферу сознательного отношения человека к объективному миру, позволяет предвидеть возможные последствия предстоящих поступков.

Нереальные цели деятельности человека в процессе познания могут сниматься, но, вместе с тем, становится возможным обнаруживать и принимать новые, реальные цели. Расширение круга знаний дает возможность открывать также новые средства достижения целей. Но, в конечном итоге, лишь в результате практической деятельности происходит постепенное осознание личностью интересов общества как своих собственных, осуществляется определенная перестройка шкалы нравственных ценностей молодого человека.

При этом важно иметь в виду, что систему научных знаний, а также способы преобразования и усвоения информации может дать только доступное самым широким массам народа, тесно связанное с практикой преобразования общества, эффективно организованное обучение, которое все более перестает быть делом одного из этапов жизни человека и объективно превращается в непрерывное занятие в течение всей его активной жизнедеятельности.

Современная эпоха предъявляет, таким образом, повышенные требования к уровню общего образования, культуры молодежи, вступающей в процесс общественного производства. Ныне уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы сведений, необходимо стремиться всегда и везде прививать молодым людям умение самостоятельно пополнять свои знания, уверенно ориентироваться в стремительном потоке социальной информации.

В связи с нарастающим в мире потоком разнообразной и противоречивой информацией человек зачастую бывает не в состоянии осмыслить постоянно увеличивающееся количество знаний, объем сведений нередко остается неупорядоченным, несистематизированным. Это является определенным препятствием на пути формирования прочных идейных, в том числе и моральных, убеждений личности. Однако, на наш взгляд, нет оснований излишне драматизировать ситуацию, ибо по мере развития науки происходит так называемая генерализация идей – повышение степени обобщения, систематизации информации.

Важно также подчеркнуть, что интенсификация всех сторон общественной жизни, быстрая сменяемость политических и культурных событий, открытий науки и достижений техники заставляют человека постоянно переоценивать установившиеся понятия и представления, вызывают стремление подвергать все сомнению, усиливают требовательность к глубокой аргументации пропагандируемых общественно-политических и научных положений.

Для оценки с гуманистических нравственных позиций различных жизненных коллизий человеку с каждым днем необходимо использовать все больший объем знаний технических, естественных и общественных наук. И только систематическое приобретение и осмысление новых знаний может явиться надежной основой для ориентации человека на истинные ценности жизни, для избирательного отношения к нарастающему потоку информации, связанному с дальнейшим развертыванием научно-технической революции, которая потому и называется революцией, что представляет собой, прежде всего, коренное изменение качества, скачок, перерыв постепенности, и проявиться это может в интенсификации процесса передачи знаний, совершенствовании методов образования, обучения, просвещения и воспитания, внедрении новейших технических средств передачи знаний и т.д.

В этих условиях наиболее остро встает вопрос о поиске путей дальнейшего повышения эффективности нравственного воспитания подрастающего поколения в учебных заведениях всех типов, более органичного сочетания интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов процесса воспитания, обеспечения более тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, неразрывного соединения теоретических знаний с формированием прочных научных убеждений и практическим участием в качественном обновлении общества.

Нельзя не остановиться и еще на одном аспекте связи морали с образованием. В современных условиях, когда в мире все шире развертывается и углубляется революция в науке и технике, особое внимание общественности привлекают вопросы взаимодействия человека с машиной, ведь именно при таком взаимодействии могут возникать (а в последнее время все чаще возникали, в том числе и в нашей стране) серьёзные аварии и катастрофы, которые объясняют недостатком знаний и умений персонала действовать в определенных инструкциями ситуациях, небрежностью, халатностью, разгильдяйством и безответственностью.

Академик В.А. Легасов утверждал, что советские люди, создававшие в трудные 30-е – 50-е годы прошлого века виды техники, поражавшие мир смелостью замысла и надежностью исполнения, «были воспитаны на величайших гуманистических идеях. На прекрасной литературе. На высоком искусстве. На прекрасном и правильном нравственном чувстве.… Это высокое нравственное чувство было заложено во всем: в отношениях друг с другом, отношении к человеку, к технике, к своим обязанностям». [6, с.48]

Этот известный ученый, много сделавший для укрепления могущества нашего Отечества, подчеркивал, что та техника, которая финишировала полетом Ю. Гагарина и которой народ законно гордился, была создана людьми, стоявшими на плечах Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Пушкина, А. Чехова... А вот в следующих поколениях, пришедших на смену, многие инженеры стоят на плечах «технарей», видят только техническую сторону дела. Но если человек воспитан только на технических идеях, он может лишь тиражировать технику, совершенствовать её, но не может создавать нечто качественно новое, надежное.

Да и тому, кто эксплуатирует ныне технику, подчас недостает добросовестного отношения к выполняемым профессиональным обязанностям, поскольку за последнюю четверть века лет при обучении в школе и вузе проявилась не только недооценка воспитательной значимости гуманитарных дисциплин, прежде всего литературы и истории (значительно сократилось количество учебных часов на их изучение), но и произошла определённая подмена истинно гуманистических моральных ценностей на фальшивые, подрывающие и уничтожающие основы народной нравственности, разлагающие, развращающие и растлевающие молодёжь, формирующие циников, пошляков, космополитов.

Это обнаруживается как при социологическом анализе состава авторов и идейного содержания их произведений, включённых в учебные программы, так и при идеологической интерпретации событий российской истории, особенно советского периода.

В двадцатые же годы, на заре советской власти, в программе средней школы, например, технические, естественные и гуманитарные (музыка, хореография, изобразительное и сценическое искусство) предметы распределялись поровну (по одной трети). Характерно, что в развитых странах мира даже при подготовке будущих специалистов технического профиля гуманитарным дисциплинам отводится ныне от одной трети до половины учебного времени.

В ХХ1 веке становится все более очевидным, что процесс формирования многосторонне развитой личности невозможен без овладения всеми сторонами современной культуры в силу их гармонического единства, неразрывности и неделимости, и если что-то изъять в гуманитарной сфере, это неизбежно отзовется и на уровне профессиональной подготовки подрастающего поколения, может привести не только к экономической и технической отсталости нашего общества, но и к нарастанию социально-нравственной неудовлетворенности человека, который почувствует себя лишь частичным работником, простым исполнителем в административной системе и не пожелает принимать на свои плечи груз ответственности за результаты собственной работы, необходимой для общества, других людей.

Преображение нашего общества невозможно, видимо, без разработки концепции и практической реализации целостной системы непрерывного образования (понимаемого как гармоничное единство обучения и воспитания) отечественной молодежи. Для этой общественно-государственной системы, охватывающей все типы, виды и формы образования, необходимо не только четко определить цели, задачи и критерии эффективности деятельности каждого из её элементов, но и сформировать консолидированный бюджет, который бы позволил ей оптимально функционировать.

Особое внимание при этом требуется обратить на важность органического соединения и сочетания труда, общественно-политической деятельности и учебы у каждой из социальных групп молодежи с учетом реального творческого потенциала молодых людей, на обязательное привлечение к производительному труду всех здоровых членов общества. Каждый молодой человек должен являться не только носителем определенной суммы знаний, но и быть активным участником обновления нашего общества по законам социальной справедливости и разума, добра и красоты.

Важно подчеркнуть, что точно так же, как труд и общественно-политическая деятельность, познание имеет широкий диапазон нравственной значимости: от утилитарного отношения к нему до глубокого осознания его социальной и личностной значимости. Это одна сторона морального выбора в сфере ориентации личности на приобретение новых знаний. Вторая его сторона заключается в выборе человеком такого профиля образования, где он может с наибольшей пользой для других людей раскрыть все свои способности.

В 90-е годы прошлого века " демократы" в борьбе за власть умело развенчивали нравственные ориентиры молодежи. Конечным результатом деятельности " прорабов перестройки и реформ" был не только развал существующей общественно-экономической формации, ликвидация социальных гарантий, авторитаризм в политике, рост преступности и вооруженных конфликтов, восприятие весьма значительной частью юношей и девушек культа чистогана и барыша, нарастание противоречий в их системе ценностей между взаимоисключающими нормами и правилами, но и ускоряющееся отчуждение широких масс молодежи от ценностей мировой и отечественной культуры, их духовное одичание, усилившийся нигилизм по отношению к нашему прошлому, даже к несомненным, признанным всеми странами историческим достижениям России, в том числе и в сфере образования.

Преодоление существующих угроз интеллектуальному развитию подрастающего поколения связано с выработкой более эффективной молодежной политики, способной стать действенным средством всестороннего совершенствования юношей и девушек, повышения их инновационного, творческого потенциала, который требуется интенсивнее использовать в деле преображения нашего Отечества. Общество и государство должны, наконец, обратить особое внимание на необходимость опережающего развития культуры подрастающего поколения.

Список использованной литературы:

1. Вахитов Р. Корпорация «Минобраз» /Советская Россия, 2012, 5 июня.

2. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.

3. Пищулин Н.П., Ананишнев В.М. Образование и управление. - М. 1999.

4. Сперанский А. Отвёрточные специалисты /Советская Россия, 2012, 25 августа.

5. Тавокин Е.П. Российское образование под прицелом «реформ»./Социс, 2012, № 8.

6. Щербак Ю. Чернобыль. Документальная повесть. /Юность, 1987. № 7.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мектепалды сыныбы: 9 1-11 сынып - 50 | Начнем с общественно-политической ситуации, которая складывается в Вашем регионе




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.