Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г. Н. Доровских






Слово об учителе

 

A word about teacher

 

Г. Н. Доровских

G. N. Dorovskikh

 

Автор рассказывает о своих встречах с А. В. Гусевым и сложившихся впечатлениях об этом человеке и ученом.

The author tells about his meetings with A. V. Gusev and prevailing impressions of this man and scientist.

 

Ключевые слова: Гусев Александр Владимирович.

Key words: Gusev Aleksandr Vladimirovich.

 

Исполняется 15 лет как ушел из жизни замечательный человек и ученый Александр Владимирович Гусев − один из организаторов зоологического направления нашего университета. В 2000 году ко мне, как ученику А. В., обратились с просьбой три Олега Николаевича, Бауер, Юнчис и Пугачев, написать для журнала «Паразитология» свои воспоминания о А. В. Гусеве… Честно пытался исполнить эту их просьбу. Но, ничего не получалось… Описывать хронологию деятельности… Это было сделано в официальном некрологе. Написать о своих чувствах, впечатлениях не получалось…

В этом году, готовя очередной выпуск «Вестника…», обратился к Н. Б. Чернышевой с просьбой разрешить опубликовать ее воспоминания о А. В. Гусеве. Когда «добро» было получено, взялся написать небольшое введение к данному выпуску и, неожиданно, «расписался…». Видимо, время подошло…

 

В жизни любого человека, чтобы эта его жизнь сложилась удачно, а сам человек видел в ней вполне определенные ориентиры, осознал, пусть на интуитивном уровне, цель своего пребывания в этом мире, должны быть не только родители, другие родственники и друзья, хотя это весьма значимо, но должен быть еще человек или несколько человек, которого или которых он мог даже на склоне лет назвать «учителем». Учитель, именно учитель, а не преподаватель, − это человек с которым ты попадаешь в «унисон», с которым ты испытываешь родство душ, с которым… Здесь каждый, кому повезло встретить такого человека, может продолжить этот ряд. Думаю, что у всех он будет в значительной мере совпадать.

Мне в жизни повезло, мне встретились такие люди, которых могу назвать своими учителями. Каждый из них на определенном отрезке моей жизни внес в ее течение свои коррективы, возможно даже не подозревая этого. Они в какой-то момент поверили в меня и как-то дали это понять, понять так, что невозможно было обмануть эту их веру. Вполне вероятно, что это мое воображение, но это было так… Во время обучения в Сыктывкарском сельскохозяйственном техникуме это была Роза Николаевна Рослякова, во время учебы в Сыктывкарском государственном университете имени 50-летия СССР − Инна Владимировна Екимова, когда же поступил в аспирантуру Зоологического института АН СССР (ЗИН АН СССР, ныне ЗИН РАН) мне посчастливилось встретиться и учиться у замечательного человека и ученого Александра Владимировича Гусева.

Меня представили А. В. Гусеву в середине мая 1981 года. Это была командировка в ЗИН АН СССР, неофициальная часть которой заключалась в поиске научного руководителя для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук. Меня снабдили рекомендательными письмами к Александру Владимировичу. Письма были написаны И. В. Екимовой и однокурсником А. В. Гусева заведующим кафедрой зоологии нашего университета О. В. Петровым. Кроме того, мне было велено взять с собой дипломную работу и рисунки, сделанные на занятиях по зоологии, а также при подготовке дипломной работы. А. В. очень быстро пролистал рисунки и диплом. Теперь то понимаю, что он получил всю значимую для него информацию, но тогда, не скрою, мне было несколько обидно за столь «пренебрежительное» отношение к «моим трудам». А вот письма он читал долго, видимо, «смакуя» весточки от дорогих ему людей. Далее был разговор, который продолжался с понедельника по пятницу, каждый день с 10− 11 часов и до 17− 18 часов. Было видно, как он колеблется. В какой-то момент я понял, что он не хочет браться за руководство. Просто не-е хо-о-чет… И вот в пятницу, во 2-й половине дня, попрощавшись, направился к выходу. Надо ехать в аэропорт… Чувство было тягостное… И вдруг А. В. задает вопрос: «А когда Вы родились? Дата Вашего рождения?» Получив ответ, он как будто растерялся и быстро ответил: «Хорошо, передайте Петрову, я согласен». И вот с этого момента и вплоть до 28 декабря 1999 года, дня последней нашей встречи, А. В. оставался для меня значительно большим, чем просто научный руководитель…

В начале июня 1981 года А. В. договорился с сотрудниками лаборатории болезней рыб Государственного научно-исследовательского института озерного и речного рыбного хозяйства (ГосНИОРХ) о моей стажировке на их базе, расположенной на оз. Врево (см. статью Н. Б. Чернышевой в этом сборнике). Там под руководством Н. Б. Чернышевой и О. Н. Юнчиса осваивал метод полного паразитологического вскрытия рыб по В. А. Догелю. В конце июня этого же года А. В. приехал в Сыктывкар, встретился с И. В. Екимовой, О. В. Петровым, имел встречу с ректором В. А. Витязевой. Затем мы выехали на биологическую станцию университета, где он уже сам провел мастер-класс по сбору моногеней, изготовлению препаратов, зарисовке их копулятивных аппаратов и прикрепительных крючьев. В целом, насколько помню, А. В. остался доволен результатами поездки.

Далее были письма, писем много, каждый месяц, а при необходимости и 2− 3 раза в месяц. Писал подробные отчеты о проделанной работе, задавал вопросы, высказывал какие-то мысли по поводу работы, интерпретации полученных данных и т.д. И на каждое письмо на протяжении всего нашего общения в обязательном порядке получал подробный, исчерпывающий ответ. Что примечательно, сейчас, уже много лет спустя, понял особенность руководства со стороны А. В. Это не было руководством с целью подготовки диссертационной работы, чем так грешат нынешние руководители. Это было руководство процессом подготовки самостоятельного исследователя. А. В. ненавязчиво, незаметно и постепенно подводил к постижению каждого очередного шага в освоении специальности. Им был представлен список видов моногеней, а О. Н. Юнчисом, по настоятельной просьбе А. В., списки видов миксоспоридий и инфузорий, чьи рисунки мне надо было изготовить, сделать промеры, выполнить определение видовой принадлежности. В Ленинград я приезжал 1− 3 раза в год и в каждый приезд отчитывался перед А. В. по работе в целом и по освоению моногеней в частности. Он тщательнейшим образом проверял определение видовой принадлежности червей по привезенным мной препаратам, оценивал качество препаратов, просматривал рисунки, вносил правки в них, несколько раз проверял и сделанные мной промеры. Каждая такая встреча заканчивалась экзаменом. А. В. ставил под микроскоп препарат и давал задание изготовить «фотографически точный» (выражение А. В.) рисунок. Затем шел подробнейший разбор изготовленного рисунка. После этого он созванивался со специалистами по отдельным группам организмов, и я шел «гулять по рукам» (выражение А. В.).

Замечательнейшим образом А. В. учил готовить публикации в журнал. Первую свою статью под его руководством готовил с октября 1981 года по начало 1984 года. В 1984 году она вышла. Без спешки на первом этапе он прочел представленный вариант статьи объемов в 3 странички рукописного текста и подготовил для меня 5 страничек замечаний по тексту. На подготовку 2-го варианта статьи уже объемом 4 странички у меня ушло около 3-х месяцев, получил замечаний на 3 страницы и предложение подготовить рисунки нескольких видов паразитов для включения в текст рукописи в качестве иллюстрации. Затем последовали 3-й, … и 12-й вариант заметки. Последний предложено было подготовить в виде машинописи, с таблицей, рисунками и списком цитированной литературы. В этот вариант А. В. и О. В. Петров внесли свои правки и, наконец, статейка объемом в 6 страниц была принята к публикации. Собственно это была великолепная школа работы с материалом и текстом. Была осуществлена выработка навыков подготовки своих материалов к представлению в виде публикации. Как выразились А. В. и О. В. «надо не только себя убедить в своей правоте, но и будущих читателей, что важнее и сделать гораздо более сложно».

Взаимоотношения качественно изменились в 1987 году. Шла подготовка текста диссертации, я приехал в Ленинград на несколько дней и, для облегчения работы, А. В. поселил меня у себя в квартире на Полюстровском проспекте, где имелась великолепная библиотека. Здесь был доступ не только к литературе, но и возможность без ограничений во времени получать консультации. Наши вечера проходили в беседах и, постепенно выяснилось, что интересы наши во многом совпадают. Это касалось истории России, ее военно-морского флота, открытия и изучения Южного полюса, освоения Арктики и др. В последующие наши встречи часто говорили на эти и другие темы, много А. В. рассказывал о своих учителях В. А. Догеле и Б. Е. Быховском, поведал и о своей работе в Китае, Индии, о походе на корабле «Витязь», о своих впечатлениях о Дальнем Востоке.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.