Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вползти —






Составить с некоторыми из них словосочетания.

2. Сходны или различны по значению приставки в следующих словах:

придвинул - пододвинул, искупал — выкупал, вымазал — измазал, построил — выстроил,

выгладил — отгладил, напугал — испугал.

3. Какими приставками можно выразить начало, а какими — конец действий, обозначенных данными ниже глаголами (за-, по-, от-, пере-, на-).

гремел, сиял, волновался, шумел, стучал, цвел, смеялся, точил, стучал.

4. Выписать в два столбца слова с приставкой пере-:

а) в значении повторное действия;

б) в значении чрезмерного действия:

перевыборы, перегрелся, переутомился, переписал, перезарядил, переполошил, перезрели, перерос, перестановка, перепроверил, перенёс, пересолил, пересадил, пересмотрел, переварил, переставил, передвинул.

5. Записать словосочетания, подобрав к глаголу соответствующую приставку (в-, из-, под-, за-, у-, пере-, на-, рас-, с-):

— бежать в комнату, — ставить стул, —писать письмо, —брать грибов, —вязать рану, —колоть орех, —бить гвоздь, — кутать куклу, — качаться на качелях, — путать буквы.

6. Записать, выбрав подходящее по смыслу слово:

Машина... мимо дома.

К нам в гости... бабушка. (приехала, проехала)

В Москве пассажиры сделают... (посадку, пересадку)

С деревьев... листья.

Птицы... на юг (улетают, слетают)

7. Под карточками со словами «крепко» и «насквозь» расположить подходящие по смыслу глаголы из данных ниже:

пробил — прибил

промёрз — примёрз

прошил — пришил

проколол — приколол

Устно составить предложения с этими словосочетаниями.

8. Выписать в две колонки слова с приставками: пои под-

подложил, подвинул, подушка, подножка, подорожник, поделил, подумал, подоконник, подружился, подул, пододеяльник, подлокотник, подремал, подрезал, подровнял, подрался, подавился, поддакивать, подавать.

9. Чем различаются слова:

оклик — отклик

опечатки — отпечатки

поделка — подделка

оговорка — отговорка

поставка — подставка

подсказка — присказка

Составить с ними словосочетания.

10. Выборочный диктант (записать глаголы, имеющие приставки):

Солнце нещадно жгло землю. Листья берёз завяли. Лошади забились в кусты. Показалась синяя туча. Она подвигалась быстро, точно кто подталкивал её, и скоро закрыла всё небо. Налетел ветер, заклубилась пыль, закланялись, застонали берёзы, задрожали стёкла в окнах. (По Г. Маркову.)

Суффикс

1. Прослушать отрывок:

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми. (Н. Сладкое.)

Как изменится текст, если из подчеркнутых слов убрать суффиксы?

2. Какое из слов является «лишним»:

избушка, садик, крылечко, деревцо, окно, дворик, скамеечка, дверца.

3.Какие из слоз не только называют предмет, но и указывают на его величину? В какой части слова заключено значение величины:

лесенка, река, болотце, ручища, прудик, ножичек, сапожищи, куст, домина, дынька, бусы, речонка, клюв, туфелька, шнурочек, забор, ямина, мешок, зерно, книжица, паучище, мост?

4. Используя суффиксы, образовать от данных существительных слова со значением очень маленький и очень большой.

Образец: человек - человечек - человечище.

Кулак —... —

нос —... —

рука —... —

сапог — … —

плечи —... —

усы —... —

голос —... —

нога —... —

глаза —... —

волосы —... —

клюв —... —

хвост —... —

5. Составить словосочетания из слов:

§ оглянулся, огляделся (кругом, назад);

§ раскинул, раскидал (игрушки, руки);

§ непонятная, непонятливая (ученица, задача);

§ волнующая, волнистая, взволнованная (линия, музыка, сестра).

Закрепление темы: «Состав слова»

1. К данным ниже схемам подобрать из книг слова соответствующей структуры по образцу:

 

2. Самостоятельная работа.

Данные на доске (на карточке) предложения записать графически, отражая состав слов.

Образец:

 

Солнышко растопило тонкий ледок. Небо затянули осенние тучи. Голоса птиц наполнили весенний лес. Сосульки свисают с крыш. Распугали птиц утренние заморозки. Старик починил рыболовную сеть. Вяз озяб, и дуб замёрз, насквозь продрогли ёлки.

3. В данной ниже юмореске выделить сложные слова (имеющие два корня):

О ПОГОДЕ

По прогнозам синоптиков, в будущем году ожидаются зима, весна, лето и осень. Возможны кратковременные осадки, продолжительные дожди, кое-где грозы, снегопады, метели, оттепели. В некоторых районах земного шара — землетрясения и извержения вулканов. В остальных районах гололед, ледоход, листопад, перелеты птиц, суховей, сухостой, бурелом, сенокос, ледостав...

Среднегодовая температура в пределах нормы.

(По материалам «Клуба ДС» Литературной газеты.)

Глава V. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

Основные задачи работы

1. Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений.

2. Обогащение фразовой речи учеников путем ознакомления их с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций.

В этой работе важно «преимущественное или даже абсолютное внимание к форме... Так обстоит дело, например, при рассмотрении многих норм управления, которые не поддаются семантическому осмыслению и должны быть усвоены в словарном порядке (ср.: рад чему?, но доволен чем? Работать на заводе, но работать в совхозе и т.д.). (СНОСКА: См.: Купалова А. Ю. Работа над синтаксическими средствами языка в аспекте развития речи // Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1980.)

Очень важно привести детей к пониманию связи слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому слову.

Рассмотрение падежей в ходе логопедических занятий не преследует цели обучить детей правописанию окончаний склоняемых частей речи, а является одним из средств изживания аграмматизма в речи учащихся (как экспрессивного, так и импрессивного).

Последовательность расположения падежей соответствует той, какая отмечена А. Н. Гвоздевым в процессе становления устной речи ребенка в онтогенезе.

§1. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Тема: Составление предложений по опорным картинкам.

Цель: Наглядно показать, что предложение составляется из слов. Тренировать в определении количества и последовательности слов в предложении, в составлении схемы предложения, готовящей учащихся к раздельному написанию слов. Сопоставление слова и предложения как речевых единиц.

1) На доске закрепляются предметные картинки:

 

Дети должны составить устно предложение из трех слов: Мышка любит сыр, а затем повторить предложение и обозначить его одной длинной полосой (логопед - на доске, ученики - в тетрадях).

Логопед выясняет у детей, сколько слов в предложении. Слова обозначаются в схеме короткими чертами. Дети по показу логопеда выборочно называют второе, третье, первое слово (можно обратиться к картинкам.)

Аналогично рассматриваются и другие картинки.

2) Логопед демонстрирует сюжетные картинки:

«Мальчик читает книгу», «Девочка гонит козу», «Кролик ест морковку».

Дети называют предложения по этим нерасчлененным картинкам. Определяют количество и последовательность слов в каждом предложении, отыскивают в схеме определенное слово. Читают предложение по схеме.

3) Дети упражняются в составлении распространенных предложений по воросам где? как? когда? (На сюжетных картинках.)

Тема. Предложение.

Цель. Показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений. Тренировать в наблюдении за интонацией понижения голоса, соотнося это с правилом обозначения границ предложения в письме.

1. На доске делается запись, логопед читает ее и поясняет.

Гулять (отдельное слово не всегда передает мысль)

Гулять. Дети. Поле. (Ряд слов, не связанных между собой нормами грамматики, не является предложением.)

Гуляли поле дети в (Слова, записанные в беспорядке, тоже не передают мысли.)

2. Из ряда слов составить предложения:

дымок, идёт, труба, из; орехи, в, белка, прячет, дупло.

3. Логопед предлагает ученикам послушать стихотворение:

БОЛЬШАЯ БУКВА

Буква обычная выросла вдруг,

выросла выше букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги -

но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела.

Букве поручено важное дело.

Ставится в слово не зря и не просто

буква такого высокого роста!

Ставится буква у строчки в начале -

чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города!

Буква большая — совсем не пустяк:

в букве большой - уважения знак!

(Е. Измайлов.)

Дети говорят о том, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.

4. Как по интонации (понижению голоса) угадать, закончилось ли предложение?

Игра. При понижении голоса надо хлопнуть в ладоши. Хлопок будет обозначать точку.

Бабушка вяжет, (хлопок)

Бабушка вяжет (..?) носки, (хлопок)

Бабушка вяжет носки (..?) внуку, (хлопок)

Бабушка вяжет носки внуку (..?) Максиму, (хлопок)

5. Прочитать текст.

было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше

§ Определить тему рассказа.

§ Выделить в тексте законченные смысловые единицы — предложения, отмечая, о чем говорится в каждом из них.

§ Упражняться в чтении текста с интонационным обозначением границ предложений (понижение голоса, пауза).

§ Списать текст, подчеркивая заглавные буквы и точки.

6. Прослушать (прочитать) текст, пересказать по ролям два диалога.

ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР

Мария Ивановна и Петр Иванович, Маша и Петя говорят по телефону. Но связь где-то перепуталась, и вот что получилось.

— Сколько у тебя?

— А сколько у кошки котят?

— Тридцать восемь и пять.

— А доктор приходил?

— Целых шесть.

— А есть хоть один полосатенький?

— Скоро будет. Звонил, что выезжает.

— Может, положить грелку на живот?

— Не знаю... Там что-то копошится и пищит.

7. Определить в данных ниже столбцах словосочетания и предложения:

ранней осенью

Наступила осень,

головки цветов

Цветы увяли.

кудрявая травка

Пожелтела трава,

гнёзда птиц

Замолкли птицы,

промочило дождём

Идут дожди.

Устно распространить предложения.

8. Составить предложения, используя следующие словосочетания:

высокие ели

весёлая песня

забавный котёнок

спелая земляника

полная корзина

широкие улицы

нарядная толпа

белый пароход

колючий куст

свежая булка

9. Из двух предложений составить одно — по образцу.

Образец:

Сегодня пасмурный день. Сегодня дождливый день.

Сегодня дождливый и пасмурный день.

По нашей улице ходят трамваи. По нашей улице ходят автобусы.

У меня есть коллекция марок. У меня есть коллекция-значков.

Мы набрали много рыжиков. Мы набрали много маслят.

В нашем лесу водятся волки. В нашем лесу водятся лисы.

Мы соберём модель катера. Мы соберём модель яхты.

Малыши любят петь. Малыши любят рисовать.

10. Исправить предложения, если есть ошибки.

Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди.

Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм.

Весной луга затопили реку. На тоненьких листьях показались ветки.

Дети набрали костёр для хвороста. Снег засыпало пышным лесом.

11. Из двух простых предложений составить одно - сложное, используя союзы и, а, но.

Выглянуло солнце. Дети пошли гулять.

Солнце светит ещё ярко. Звери уже готовятся к зиме.

Начался дождь. Дети укрылись в шалаше.

Снег ещё не лёг. Заяц оделся в белую шубку.

Прокричал петух. Разом ответили ему петухи с других дворов.

Зимой солнце светит редко. Случаются и ясные деньки.

§2. СОГЛАСОВАНИЕ

Согласование слов в числе

Тема. Изменение слов по числам.

Цель. Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа (без ее определения).

1. Логопед предлагает ученикам решить задачу:

«Две мамы купили своим детям четыре панамки. Первая мама купила белую панамку, вторая — голубые панамки. Сколько детей было у каждой мамы?»

— Как вы догадались, что у первой был один ребёнок, а у второй — трое?

— Белая панамка, значит, одна; остальные из четырёх — голубые панамки, значит, три.

2. Игры с мячом для тренировки в изменении словосочетаний по числам:

один - много

а) душистый ландыш —...

полное ведро — …

чистое стекло — …

дальний путь —...

мощный трактор —…

большое дупло —…

лесное озеро — …

острая пила —…

тонкий стебелёк —…

славное имя —…

старый кошелёк —…

ранняя весна—...

удалой молодец —…

много - один

б) сочные арбузы —...

острые когти —…

смелые воины —…

верные друзья — …

спелые орехи — …

дождевые облака — …

жёлтые листья —…

мелкие семена —…

мягкие стулья —…

новые игроки —…

крепкие вёсла — …

хищные зверьки —…

старые дворцы—...

3. Каждую пару предложений из левого столбца заменить одним — из правого.

Образец: Лена собирает грибы. Саша собирает грибы. Дети собирают грибы.

Земляника зреет.Малина зреет.

Дети умываются.

Мальчик моет лицо.Девочка моет руки.

Сестры обедают.

Лена ест салат.Маша ест суп.

Малыши раздеваются.

Катя снимает варежки.Соня снимает пальто.

Ягоды зреют.

4. Закончить предложения, изменяя слова по образцу.

Образец: Лодки плывут. - Лодка плывёт.

Ракеты летят. — Ракета...

Машины стоят. — Машина...

Ветры гудят. — Ветер...

Сугробы растут. — Сугроб...

Костры дымят. — Костер...

Комары пищат. — Комар...

Сады цветут. — Сад...

Плащи висят. — Плащ...

Толпы спешат — Толпа...

Телята мычат. — Телёнок...

Синицы свистят. — Синица...

Согласование в роде

1. У детей на столах карточки с местоимениям он, она, оно или мой, моя, моё. Логопед показывает им предметные картинки, дети поднимают соответствующую карточку (позже — при назывании слов, обозначающих предметы).

2. Вместо точек написать слова: он, она, оно.

Образец: На столе яблоко. Оно сладкое.

Брат хорошо учится.... отличник. Мама пришла с работы.... устала. Пригревает солнышко.... ласковое. Зацвела липа.... душистая. Развевается флаг.... большой. Растет ёлочка.... пушистая. Шумит море.... огромное. Продают капусту.... свежая. Дедушка любит пчёл.... пчеловод. Птицы оставили гнездо.... опустело.

3. Выписать из текста поочередно предложения со словами среднего, женского и мужского рода:

Подул ветер. Набежало облако. Поднялась пыль. Солнце скрылось. Потемнел лес. Пошёл дождь. Сверкнула молния. Загремел гром.

4. Составить предложения, определив род имен существительных. Соотнести глагольные окончания с родом существительных.

Образец: Море шумело (с. р.).

Шумела

(море, волна, толпа, собрание, река)

Шумело

 

Висело

(картина, объявление, зеркало, вывеска, полотенце)

Висела

 

5. Выписать парами главные слова из предложений, подчеркивая окончания[о] или [а]в глаголах среднего и женского рода. Устно указать вопросы к главным членам предложения.

Образец: Небо дышало (с. р.)... Дышало (ч т о?)... Небо (что делало?)...

а) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. Потемневшее море пенилось, бурлило, шумело. Буря прошла, и земля освежилась. Весной Волга затопила берега. Зазеленела молодая берёзка. Тёмное облако закрыло небо.

б) Приближалась дождливая осень. Поле покрылось снегом. Небо озарилось огнями салюта. Пламя медленно разгоралось. Утка бросилась в заросли. Река затянулась тонким льдом. В июле созрела рожь. За окном промелькнула ласточка. Громко свистела бойкая синица.

6. Списать, поставив выделенные слова в единственном числе. Подчеркнуть родовые окончания глаголов.

Образе ц: В ящике лежало письмо.

В ящике лежали письма. Здесь раскинулись большие озера. Окна выходили на восток. Сверкнули капли утренней росы. Весла упали в воду. Стрекотали на высокой ели сороки Ведра с водой опрокинулись. Гнезда грачей опустели. Скрипели от ветра сосны. На землю упали спелые ягоды.

7. Выписать последовательно словосочетания мужского, женского, среднего рода. В словах, отвечающих на вопрос какой?, подчеркнуть окончания -ой, -ый, -ий; какая? -ая, -яя, какое? -ое, -ее.

Образец: Краска (какая?) синяя, яркая. Пень (какой?) старый, низкий, гнилой.

Рожь густая, спелая; озеро дальнее, синее; море солёное, суровое; весна ранняя, светлая; путь далёкий, трудный; чай горячий, сладкий, крепкий; лес густой, еловый; небо хмурое, осеннее; речка быстрая, прохладная; сено свежее, душистое, сухое; кочан белый, крепкий, тугой; морковь сочная, крупная.

8. Вставить пропущенные окончания, используя вопросы к а - кой? какая? какое? Вопрос ставить от выделенного слова:

В ручье чист., вода. Мальчик набрал полн.. ведро грибов. Краен., ягода смотрит из травы. В стене было кругл., окно. На хорош., цветок и пчёлка летит. Детям дали нов., мяч. Добр., слово всякому приятно. Добр., слава дороже богатства. В зимн.. холод каждый молод. Сереньк.. утро — красненьк.. денёк. Весенн.. лёд толст, да прост, осени., тонок, да цепок.

9. Выписать слова парами, используя вопросы какой? какая? какое? какие?

ГОЛУБАЯ ПОРА. МАРТ.

У каждого месяца свой цвет. Январь — бел.., июнь -зелен.., а вот март - голуб... Голуб., небо, снега голуб... На снегах тени, как син.. молнии. Голуб., даль, голуб., льды, голуб., на снегу следы. Перв.. голуб., лужи и последи., голуб., сосульки. А на горизонте син.. полоска далёкого леса. Весь мир голуб..!

(По Н. Сладкову.)

10. Прочитать и записать текст, вставляя пропущенные окончания. От выделенных существительных поставить вопросы к зависимым словам:

В апреле всё или последнее, или первое. Последи., сосульки, последи., снег, последи., метель. Перв'.. цветы, перв.. бабочки, перв.. комары, перв.. листья, перв.. дождь, перв.. песня жаворонка.

(По Н. Сладкову.)

11. Слуховой диктант. Подчеркнуть в каждом предложении главные члены:

Вдали показалось тёмное облако. Оно быстро надвигалось на рощу. Скоро скрылось солнце. Всё небо потемнело. Приближалась летняя гроза. Вот блеснула яркая молния. Загрохотал гром. Туча пролилась ливнем. Через полчаса гроза промчалась. Небо очистилось. Вновь выглянуло солнце.

§3. УПРАВЛЕНИЕ

1. Прочитать стихотворение:

Спросили Лежебокина:

— А ну-ка, расскажи,

за что так ненавидишь ты,

не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

их знают назубок.

Их за два года выучить

лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

- В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

изменять имена.

Ведь я падеж творительный

нарочно не учу:

трудиться, а тем более

творить я не хочу.

Такой падеж, как дательный,

я с детства не терплю:

давать, делиться чем-нибудь

с другими не люблю.

Предложный ненавижу я:

чтоб не учить урок,

приходится выдумывать

какой-нибудь предлог,

а на падеж винительный

и вовсе я сердит:

отец во всякой шалости

всегда меня винит.

- Да, переделка, кажется,

серьезная нужна.

А сам ты смог бы новые

придумать имена?

— Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

и, наконец, Простительный!

(Г. Граубин.)

§ В каком занчении употреблено здесь слово предлог?

§ Проследить по тексту толкование названий падежей. Проверить знание детьми названий падежей и падежных вопросов.

2. Пронаблюдать изменение формы слова кот в стихотворении:

БУДЕМ СКЛОНЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять -

будем слово «кот» склонять.

У норы добычи ждёт,

притаившись, серый....

Мышь осталась без хвоста,

убегая от...,

а теперь и за версту

не приблизится к....

Крыса старая, и та,

видя грозного

убежит скорей под дом,

чтоб не встретиться с....

Там дрожит и в темноте

вспоминает о....

(А. Грачев.)

Кого? что? (винительный падеж)

1. Почему их так назвали? (Задание выполняется устно.) Образец: Пчеловод разводит (кого)....

а) Рыболов, лесоруб, пчеловод, свинопас, цветовод, землекоп, дровосек, садовод, сталевар, полотер, скотовод;

б) пылесос, мясорубка, хлеборезка, водопровод, нефтепровод, газопровод, соковыжималка, скороварка, молниеотвод.

2. Составить словосочетания, подобрав ряды слов, отвечающих на вопросы кого? что? (Устно.)

Образец: Собирал цветы, орехи, ягоды; значки, марки...

а) Мыл варил застегнул полил купил ловил.... заметил запомнил забыл убрал

б) люблю играть в люблю ходить в люблю смотреть на....

3. Списать предложения, изменив слова в скобках в соответствии с вопросом кого? или что?

Мама шила (юбка). Дети ловят (бабочка). Мы получили {телеграмма). Ученик потерял (закладка). Бабушка напоила (телёнок). Наседка зовет (цыплята). Кот слизал (сметана). Мы увидели большую (толпа). Я узнал нашего (щенок). Лось вышел на (поляна). Лесник вошёл в свою (избушка). Я выронил (корзина) и рассыпал всю (черника). Мы еще издали узнали (пастух).

4. Прослушать и отгадать загадку. Указать в тексте слова, отвечающие на вопросы кого? что?

Мудрец в нём видел мудреца,

глупец - глупца, баран - барана,

овцу в нём видела овца

и обезьяну — обезьяна.

Но вот подвели к нему

Федю Баратова,

и Федя неряху увидел

лохматого. (Зеркало.)

(К. Чуковский.)

5. Сочетать данные ниже слова с глаголом видел, отвечая на вопросы кого? что?

Конь, олень, ребёнок, глухарь, огонь, сирень, лесок, сухарь, вратарь, слесарь, отец, доктор, фонарь, букварь, месяц, семафор, стриж, директор, повар, лётчик, нож, закат, счётчик.

Выяснить с помощью вопросов разницу в значении слова рыба:

Я поймал (кого?) трёх рыб. Мы поджарили (что?) рыбу. Кот вытащил из банки (кого?) рыбок.

Кого? чего? (родительный падеж)

1. У кого какие детёныши?

Образец: Жеребёнок у лошади.

котёнок у...

щенок у...

козлёнок у..

поросёнок у…

ягнёнок у...

телёнок у...

мышата у...

зайчата у...

бельчата у...

лисята у...

волчата у...

медвежата у…

цыплята у..

утята у...

гусята у....

совята у...

галчата у...

скворчата у…

2. Закончить предложения, используя слова, данные в скобках.

Стол изготовлен из.... Стакан сделан из.... Сапоги сшиты из.... Коньки сделаны из.... Носки связаны из.... Шубка сшита из....

Слова для справок: шерсть, стекло, кожа, дерево, мех, сталь.

3. Заменить данное словосочетание другим по образцу. Образец: Костяная ручка - ручка из кости.

Кирпичный дом, глиняный кувшин, снежная баба, серебряное кольцо, деревянная ложка, чугунная плита, фарфоровая ваза, фанерная дверца, стальное перо, кожаный ремень, шерстяной шарф, шёлковая ткань.

4. Изменить слова в скобках в соответствии с вопросами чего? кого?

а) Выпей стакан (кисель). Добавь ложку (масло). Налей чашку (молоко). Отрежь ломтик (хлеб). Возьми кусок (пирог). Набери бидон (малина). Принеси ведро (вода). Выпей ложку (мед). Набери корзину (грибы). Купи два метра (лента). корзину (грибы). Купи два метра (лента).

б) Это плащ моей (мама). Я рассыпал краски (сестра). Я поднял шарф (дедушка). На стуле портфель (брат). Мама выгладила халат (бабушка). Отец смазал лыжи младшей (сестренка).

5. Продолжить перечисление:

Я слышал голос воробья, кукушки... Я видел следы лося...

6. Закончить предложение, ответив на вопросы кого? чего?

Гусь больше (утка). Верёвка крепче (шнурок). Муха меньше (жук). Волос тоньше (нитка). Горы выше (холмы). Ручей мельче (река). Солнце ярче (луна). Тыква крупнее (дыня).

7. Дать обратные сопоставления:

Утка меньше.... Шнурок слабее.... Жук больше.... Нитка толще.... Холмы ниже.... Река глубже.... Луна бледнее.... Дыня меньше

Кому? чему? (дательный падеж)

1. Прослушать рассказ К. Ушинского «Спор животных», понять, кто прав. Ответить на вопросы: кому из животных больше всего нравится молоко? Кому — зёрнышко? Кому — косточка? И т.д.

2. Игра «Передай ключ». Дети рассаживаются кружком и со словами: «Я даю ключ Максиму...» — передают ключ друг другу.

3. Списать предложения, изменив слова в скобках в соответствии с вопросами: а) дательного падежа, б) винительного и дательного падежей:

а) Завяжи бант (сестра). Охотник подкрался к (нора). Мы шли по (тропа). Семья приехала к (море). Бабушка идет к (врач). Расскажи сказку (малыш). Трактор идет по (поле).

б) Отнеси (трава, кролик). Я подал (указка, учитель). Утром принесли (телеграмма, отец). Я купил (газета, дедушка). Братья отдали (рыба, мама). Мы показали (фотография, гость). Надо помочь (старушка) перейти (улица). Мы дали (косточка, щенок). Протяни (рука, товарищ).

О (в, на..) ком? чём? (предложный падеж)

1. Выяснить, как ученики понимают поговорку: «Всякой вещи — свое место».

Где хранят платья? книги? чашки? зубные щётки? мыло? ключи? Образец: Платья хранят в шкафу.

2. Как люди передвигаются?

а) По суше; б) по воде; в) по воздуху.

Слова для справок:

а) лошадь, машина, мотоцикл, велосипед, автобус, трамвай, верблюд, ослик, олени, собаки;

б) плот, лодка, катер, теплоход;

в) самолёт, вертолёт, ракета.

3. Где изготовляют ткань? часы? хлеб? книги? Фабрика, завод, типография, пекарня.

4. Где покупают лекарства? хлеб? газеты? конверты? Аптека, киоск, почта, магазин.

5. Сгруппировать картинки из «Ботанического лото» по темам:

«Растения леса», «Растения поля», «Растения сада»

Образец: Грибы, орехи, ягоды растут в лесу.

6. Добавить подходящие по смыслу слова:

Спорить о вспомнить о скучать о жалеть о узнать о забыть о мечтать о говорить о....

Слова для справок: поход, фильм, дежурство, обещание, друг, соревнование, страх, поручение.

Кем? чем (творительный падеж)

1. Демонстируется набор предметных картинок, изображающих инструменты (пила, топор, лопата, игла, нож, веник и т.д.). Дети составляют словосочетания, отвечая на вопрос чем?

Пилят..., копают шьют колют дрова подметают режут сгребают... и т.д.

2. Написать словосочетания, ответив на вопрос чем? Образец: Рисую карандашом.

Пишу режу вяжу ем вытираюсь расчёсываюсь укрываюсь стригу.... глажу....

3. Назвать предметы парами, сгруппировав их по вопросам: что с ч е м?, кто с кем?

Образец: Чашка с блюдцем. Лошадь с жеребёнком.

Каша с… чай с… ваза с… корзина с… кувшин с… ведро с… катушка с… суп с… косичка с… иголка с… баранки с… лыжи с… пальто с… коробка с....

Кошка с… собака с… корова с… лиса с… волчица с… медведица с… наседка с… утка с....

4. Списать текст, изменяя слова в скобках в соответствии с вопросами кем? чем?

МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ

Мамы нет дома. Мы с (сестра и брат) решили убрать квартиру. Я подмёл пол (веник). Сестра стёрла пыль влажной (тряпка). Брат вымыл посуду горячей (вода), вытер чашки (полотенце). На стол мы поставили вазу с (цветы). Мама была довольна (помощники).

5. Есть ли разница в значении следующих словосочетаний:

плыл по морю - плыл морем; шел по берегу - шел берегом; прошел по переулку — прошел переулком?

Привести аналогичные примеры.

6. Прочитать, изменяя слова в скобках в соответствии с вопросами чем? кем?

Носорог бодает (рог),

не шутите с (носорог).

(С. Маршак.)

И на (горка), и под (горка),

под (берёза), и под (ёлка)

хороводами и в ряд

в шляпах молодцы стоят.

(Грибы.)

7.Заменить по образцу сравнительный оборот творительным падежом.

Образец: Вертится, как волчок - вертится волчком.

Летит, как стрела —....

Смотрит, как волчонок —....

Скачет, как козёл —....

Поёт, как соловей —....

Ходит, как павлин —....

Воет, как волк -....

Смотрит, как баран -....

Вьётся, как вьюн -....

Растёт, как барин —....

Закрепление падежных форм

1. Записать словосочетания, подобрав парами слова из двух данных групп. Указать вопрос (от глагола к существительному).

а) Решили, поймали, встретились, бегут, собирают, мечтали, обрадовались, помирились.

б) На лыжах, яблоки, зайчонка, гостю, с лесником, задачу, с другом, о поездке.

2. Заменить словосочетание глаголом, указать вопрос к существительному

Образец: Принять участие в субботнике — участвовать в субботнике.

Переживать восхищение музыкой —....

Прийти на помощь товарищу —....

Принять руководство фабрикой —....

Осуществить возвращение на землю —....

Возлагать надежды на сына —....

3. Записать словосочетания, изменив существительные в соответствии с вопросами. Сопоставить падежные формы в парных словосочетаниях:

Образец: Интересоваться (чем?) техникой. Интерес (к чему?) к технике.

Назвать(что?)книгу. Уважать (кого?) друга. Решить (что?) задачу. Любить (кого?) отца. Презирать (кого?) труса.

Название (чего?).... Уважение (к кому?). Решение (чего?).... Любовь (к кому?)... Презрение (к кому?)

4. Прочитать данные словосочетания, изменяя слова в скобках соответственно вопросам. Сопоставить падежные формы существительных.

Образец: Удивлялся силе брата. Восхищался силой брата.

Хорошо относился (к чему?)

(книги)

Аккуратно обращался (с чем?)

 

Предъявлять требования (к кому?)

(отличник)

Особый спрос (с кого?)

 

Любоваться (кем?)

(бабочка)

Заглядеться (на кого?)

 

Набраться (чего?)

(силы)

Собраться(с чем?)

 

Начать(что?)

(работа)

Приступить(к чему?)

 

Желать (чего?)

(успеха)

Стремиться (к чему?)

 

Применять (что?)

(правило)

Пользоваться (чем?)

 

Доверять (кому?)

(командир)

Полагаться (на кого?)

 

Иметь (что?)

(выдержка)

Обладать (чем?)

 

Платить (за что?)

(проезд)

Оплатить(что?)

 

5. Прослушать стихотворение. Пронаблюдать изменение формы имени прилагательного при склонении словосочетания зелёный лист.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗЕЛЁНОГО ЛИСТА

Как-то раз с большого клёна

оторвался лист зелёный и

пустился вместе с ветром

путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зелёного листа.

Ветер нёс его и нёс,

бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый пёс —

шмыг к зелёному листу!

Лапой хвать зелёный лист! —

дескать, поиграем...

«Не хочу!» — зелёный лист

головой качает.

Ветер вмиг с листом зелёным

Над землёй взметнулся снова.

Но шалун-листок устал

И ко мне в тетрадь упал...

Я пишу в саду под клёном стих о том листе зелёном.

(Ю. Карасева.)

§4. СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ (СЛОВОСОЧЕТАНИИ). ПРОВЕРОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Объяснить разницу в значении словосочетаний, выделив ведущее слово в каждом из них:

Полевой василёк — васильковое поле. Мамина дочка - дочкина мама. Глубокая река — речная глубина. Сахарный тростник — тростниковый сахар. Весёлый праздник — праздничное веселье.

Включить эти словосочетания в предложения (устно).

2. Найти и подчеркнуть главные члены в предложениях.

Берег размыла весенняя вода. Берег размыт весенней водой. Берёза склонила тонкие ветки. Качаются тонкие ветки берёзы. Скворечник заняли воробьи. Скворцы ищут приют. Долго грызла кость собака. Кость ей кинул повар. Хлопьями падал пушистый снег. Белые хлопья укутали все кусты. Этот бант потеряла подруга. Наше озеро сковал мороз.

3. Ответить на вопросы по каждому предложению.

Петю встречал Миша. — Кто приехал?

Лене написала письмо Катя. — Кто получил письмо?

Внука проводил дедушка. — Кто уехал?

Папоротник ниже куста. — Что выше?

Лента шире пояса. — Что уже?

4. В каждой паре предложений указать правильное и неправильное.

Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце.

У Кати был день рожденья, потому что ей подарили куклу. Кате подарили куклу, потому что у нее был день рожденья.

Грачи прилетели, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что прилетели грачи.

Ребята пошли купаться, потому что был жаркий день. Был жаркий день, потому что ребята пошли купаться.

Костер погас, потому что стало холодно. Стало холодно, потому что костер погас.

Птица кричит «ку-ку», потому что ее назвали кукушкой. Птицу назвали кукушкой, потому что она кричит «ку-ку».

Указать причину и следствие.

5. Закончить предложения, объясняя причину или цель указанного в предложении действия.

При ответе на вопрос почему? использовать союз потому что; на вопрос зачем? — союз чтобы.

Отряд отправился в поход, (почему?)... Отряд отправился в поход, (за чем?)...

На повороте машина остановилась, (почему?)... На повороте машина остановилась, (зачем?)...

Заяц запутывает следы, (за чем?)... Заяц запутывает следы, (почему?)...

Мы торопились, (почему?)...Мы торопились, (за чем?)...

Всадник повернул коня назад, (почему?)... Всадник повернул коня назад, (зачем?)...

6. Данные ниже предложения распространить, используя словосочетания из скобок.

Лес наполнен пением (лес весенний, пением птичьим). С высоты тайга кажется морем (с высоты самолёта, морем огромным). Стая уток поднялась из зарослей (зарослей камыша, зарослей дальних). Отдыхали утомлённые кони (утомленные скачкой, скачкой долгой). Я глядел на небо (небо розовое, розовое от зари, от зари утренней). Смола затягивает рану (рану свежую, рану на стволе, стволе сосновом). Снег подтаял на склонах (склонах южных, склонах холмов, холмов невысоких).

7. Прочитать текст, определить, к каким существительным относятся выделенные прилагательные.

Есть прелесть и в поздней осени — в этом безнадёжном дожде, в этих острых запахах леса, в этих маленьких, синеватых от холода сыроежках, на которых лежат сосновые иголки и дрожит, сверкает, как слеза, дождевая капля. Мягко похлопывает под ногами сизый мох, алеют в своей зелени крупные бусины брусники. Косо, невпопад лежит рыжий лист папоротника.

(По Л. Пантелееву.)

8. Прочитать текст, изменяя слова в скобках. Разобрать словосочетания по образцу.

Образец: Не гоняться за (кем?) лосем, за лосем (каким?) рогатым.

Надо быстрее выучить грамоту леса, чтобы не гоняться летом за (белый заяц), а весной - за (рогатый лось). И не искать жёлуди под (густая ёлка), а шишки - под (старый дуб).

(По Н. Сладкову.)

9. Прочитать текст.

Апрель... Тёплые опушки, мягкий воздух, зелёные клювики травы и зелёные капельки почек.

Май... Гром птичьих голосов, гудение неутомимых пчёл, липкие прозрачные листья, сверкание быстрой воды.

(По Н. Сладкову.)

10. Выписать словосочетания из трёх слов, ставя вопрос от главного слова к зависимому; подчеркнуть те слова, которые являются одновременно зависимыми по отношению к одному и главными по отношению к другому слову.

Образец: Гром птичьих голосов.

Гром (чего?) голосов. Голосов (чьих?) птичьих.

11. Разобрать по образцу предыдущего задания словосочетания:

Острые запахи леса, рыжий лист папоротника, зеленые капельки почек, сверкание быстрой воды, крупные бусины брусники, зелёные клювики травы, гудение неутомимых пчёл, голова рогатого лося.

12. Определить, к какому слову главного предложения относится придаточное, начинающееся словом который. Подчеркнуть определяемое слово. Исправить ошибку в сложном предложении, поставив придаточное предложение сразу после выделенного слова.

Образец: Ребята взяли компас в дальний путь, который им предстоял.

Ребята взяли в дальний путь компас, который им предстоял. Из рыбы сварили уху, которую мы наловили. За селом садилось солнце, которое раскинулось на высоком берегу.

Рассаду высадили на грядку, которую мы вырастили. Сильный дождь освежил сад, который лил как из ведра. Ребята собирали яблоки в корзины, которые поспели. Сельский сад охранял сторож, который раскинулся на три гектара.

13. Рассмотреть возможность двоякого толкования данных предложений. Дополнить их для уточнения смысла высказывания.

Бабушка связала пару носков и чулок. {Один или пару?) К гостям вышла младшая сестра Евгения. (Кто или кого?) Поезда ожидала группа моряков и солдат. (Один или группа?) Эта картина подарена Новиковым. (Кому или кем?)

Образец: Эта картина подарена мною Новиковым (ком у?) - Эта картина подарена мне Новиковым, (кем?)

14. Дать варианты данных ниже предложений — по образцу.

Образец: Буря повалила старую сосну. - Старая сосна повалена бурей.

Тонкий ледок затянул лужицы. Быстрое течение подмыло берег. Снег укрыл поле. Солнце освещает макушки берез.

§5. ПРЕДЛОГИ

Работа начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. Основными задачами изучения этой темы, таким образом, будут:

§ дальнейшее развитие и уточнение пространственных представлений, их выражение посредством данной категории служебных слов;

§ преодоление аграмматизмов как в импрессивной, так и экспрессивной речи школьников.

Тема. Предлоги.

Цель. Уточнение конкретно-пространственных значений предлогов.

1. Выполнить различные действия по указанию логопеда:

Положите книги на стол, где лежат книги? (На столе.) Возьмите книги. Откуда взяли книги? (Со стола.) Положите книги в стол. Где они сейчас? (В столе.) Возьмите их. Откуда взяли книги? (Из стола.) Спрячьте книги под стол. Где они? (Под столом.) Выньте книги. Откуда их вынули? (Из-под стола.)

2. Построиться по указанию логопеда:

Коля за Леной. Рита за Колей.

Рита перед Леной.

Рита между Леной и Колей... и т.д.

Ответить на вопросы:

За кем ты стоишь?

Впереди кого ты стоишь?

Перед кем...?

Позади кого ты стоишь?

Между кем...?

Рядом с кем...?

3. Встать в одну шеренгу. Рассчитаться по порядку. Запомнить свой порядковый номер. При назывании какого-либо номера по предварительному уговору делают шаг вперед:

а) названный номер;

б) впереди стоящий (предыдущий номер);

в) следующий за названным (последующий).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.