Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ административных барьеров






Административные барьеры — это установленные решения­ми законодательных и исполнительных органов власти правила, соблюдение которых является обязательным условием ведения хо­зяйственной деятельности на соответствующих рынках товаров и услуг. В соответствии с данными правилами устанавливаются платежи за прохождение процедур, без которых легальное про­должение деятельности затруднительно или практически невоз­можно. Несоблюдение установленных процедур сопряжено с при­менением санкций, которые также регламентируются существую­щими формальными правилами, например Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Иными сло­вами, правила, конституирующие административные барьеры, подкреплены механизмами, обеспечивающими соблюдение дан­ных правил.

Это направление анализа включает в себя широкий круг орга­низационно-правовых вопросов. При рассмотрении различных факторов, влияющих на эффективность инвестиционного проек­та, необходимо учитывать и такие правовые явления, как государственная регистрация предприятия, лицензирование деятельнос­ти, указанной в инвестиционном проекте, сертификация продук­ции или услуг, которые предполагается выпускать, патентование и т.д. При этом, проводя расчеты эффективности инвестиционно­го проекта, необходимо учитывать как денежные расходы, связан­ные с преодолением этих барьеров, так и затраты времени.

К указанным барьерам относятся следующие.

Создание и государственная регистрация юридического лица. В соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регист­рации. Прежде чем приступить к процедуре государственной ре­гистрации, участникам инвестиционного проекта необходимо оп­ределить организационно-правовую форму реализации проекта (общество с ограниченной ответственностью, акционерное обще­ство и т.п.). Этот вопрос определяет порядок управления, размер уставного капитала, принципы распределения прибыли, рисков, права, обязанности и ответственность учредителей, а также иные вопросы, имеющие важное значение. Данные вопросы закрепля­ются в учредительных документах (уставе, учредительном догово­ре), определяя таким образом управленческую структуру и отношения участников инвестиционного проекта.

Для осуществления некоторых видов деятельности предпочти­тельна определенная организационно-правовая форма, иногда под­крепляемая требованиями нормативных актов (например, в соот­ветствии с указаниями Центрального банка РФ кредитные орга­низации создаются в форме акционерных обществ).

После государственной регистрации юридическое лицо в те­чение 10 дней обязано встать на учет в налоговую инспекцию (не­исполнение этого требования грозит организации штрафом в со­ответствии с налоговым законодательством) и внебюджетные фон­ды. Как правило, после этого юридическому лицу открываются банковские счета. На этом процедура создания и регистрации за­канчивается. Важность соблюдения установленных законом тре­бований и сроков регистрации, постановки на учет, уведомления налоговых и иных органов обусловливаются ответственностью юридического лица в виде существенных штрафных санкций.

Лицензирование. При определении вида деятельности участни­кам инвестиционного проекта необходимо учесть, что некоторые виды деятельности требуют лицензирования в соответствии с Фе­деральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензиро­вании отдельных видов деятельности». Закрытый перечень таких видов деятельности содержится в ст. 17 указанного Закона. Поми­мо этого в п. 2 ст. 1 Закона указаны специфические виды деятель­ности (кредитных организаций, в области связи, таможенного дела, страховая, нотариальная деятельность и т.п.), вопросы лицензи­рования которых рассматриваются в отдельных законах и иных нормативных актах.

Также нужно учитывать, что для получения некоторых лицен­зий требуются затраты времени и средств (например, строительные, туристические и т.п.). Для некоторых видов деятельности изначально нужно предусмотреть существенные вложения и длительный пери­од времени. Например, лицензирование в области связи может осу­ществляться в течение 6 месяцев, а для банков уставный капитал в соответствии с требованиями Центрального банка должен состав­лять 5 млн евро. Этот факт нужно брать во внимание при расчете не только прямых затрат, связанных с осуществлением лицензионных требований. Ведь если процедура лицензирования по какой-либо причине затягивается, то будут иметь место и косвенные расходы в виде простоя оборудования, уплаты арендных платежей и т.п.

Сертификация. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О сертифи­кации продукции и услуг» сертификация представляет собой процедуру подтверждения соответствия, посредством которой не за­висимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует определенным требованиям. Таким об­разом, при анализе затрат, связанных с реализацией продукции, нужно учитывать затраты, связанные с процедурой сертификации (срок рассмотрения заявки, расходы на проведение экспертиз, ис­следований, маркировка знаком соответствия). Перечень товаров, работ (услуг) и производств, подлежащих обязательной сертифи­кации, утверждается правительством РФ.

Патентование. При необходимости организация может запа­тентовать торговую марку, торговый знак либо знак обслужива­ния. Для этого необходимо обратиться с заявкой в Патентное ве­домство, которое осуществляет все необходимые действия в сфере патентования (проверки, экспертизы, внесение в реестр и т.п.) в течение периода от 6 месяцев до 1, 5 лет.

Иные организационно-правовые вопросы. В процессе становления проекта приходится сталкиваться с вопросами, требующими согла­сования различных административных органов. Например, для от­крытия пункта общественного питания (кафе, ресторана) требуется получение санитарного заключения от санитарно-эпидемиологичес­кой службы, заключения органов пожарного надзора, согласования с органами милиции, местными органами власти и т.п. Такая про­цедура (если учитывать и процедуру лицензирования) в среднем за­нимает 4—6 месяцев. В ряде случаев непосредственно процедуре со­гласования, как правило, предшествует период, в течение которого производятся различного рода проектно-изыскательские работы, и осуществляется разработка необходимой технической документации.

Использование имущества. Необходимо отметить, что Граждан­ский кодекс РФ подразделяет имущество на движимое и недвижи­мое. Это объясняется тем, что право собственности и иные права на недвижимое имущество (здания, сооружения, землю, предприятия как имущественный комплекс) в соответствии со ст. 131 ГК РФ подлежат государственной регистрации. Такая регистрация осу­ществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Так, при расчете затрат инвестицион­ного проекта, в котором планируется создавать либо приобретать в собственность объекты недвижимости, нужно учесть стоимостные и временные затраты на подготовку пакета документов и осуществ­ление регистрации. В соответствии со ст. 13 указанного Закона го­сударственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Государственной регистрации подлежит не только право соб­ственности на недвижимое имущество, но и договор аренды тако­го имущества, если договор заключен на срок свыше 1 года (ст. 609 ГК РФ).

И это не все проблемы, с которыми может столкнуться орга­низация в начале своей деятельности. Таким образом, существует множество организационно-правовых вопросов, возникающих в процессе реализации инвестиционного проекта и оказывающих на практике существенное влияние на величину затрат и период вре­мени осуществления инвестиционного проекта.

Отличительными чертами институтов этого уровня является то, что они:

• инициируются и приобретают характер «правил игры» только по решению законодательных или исполнительных органов власти (управления экономикой). Эти институты отражают го­сударственные интересы, включая механизм санкций за их не­исполнение;

• носят затратный характер для инициаторов проектов;

• создают предпосылки стабильности хозяйственной деятельно­сти в перспективе, позволяя говорить о жизнеспособности про­екта в будущем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.