Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 9






ОФТАЛЬМОЭРГОНОМИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА*

  Виды глазной патологии   Противопоказанные факторы и условия учебного процесса Рекомендации по применению средств и специальных приемов обучения   Эргономические условия
  Миопия высокой степени     Заболевания хрусталика (афакия, подвывих хрусталика, катаракта)   Глаукома   Атрофия зрительного нерва   Врожденные аномалии развития глаз   Патология сетчатки       Значительная зрительная нагрузка (мелкая работа). Резкие и длительные наклоны головы и туловища; подъем тяжестей, сотрясение тела; вынужденная рабочая поза.     Резкие наклоны головы и туловища, подъем тяжестей, сотрясения тела; вынужденная рабочая поза. Ограничить физические нагрузки.     Резкие наклоны головы и туловища; подъем тяжестей; пребывание в природе в жару и на солнцепеке; вынужденная неудобная поза; работы и задания с мелкой деталировкой. Очень ограничены физические силовые нагрузки. Особый контроль детей с гидрофтальмом. При резком повышении внутриглазного давления снять нагрузку, освободить от занятия. Исключается показ кино-диа-видеофильмов при длительном затемнении помещения.   Значительная физическая нагрузка; работа, связанная с быстрым утомлением. Темповые нагрузки на занятиях снижаются на 60% по сравнению с нормой. Загруженность практической деятельностью снижается в 3-4 раза по сравнению с нормой.   Рекомендуется частая сменяемость заданий с учетом физических нагрузок.     Значительная физическая нагрузка, резкие движения, подъем тяжестей; ограничить наклоны головы и туловища. Темповые нагрузки для детей (особенно с суженным полем зрения) в 3-4 раза медленней по сравнению с нормой. Под особый контроль берутся дети с отслойкой сетчатки.   Крупный печатный шрифт (16-18 кегель). Высота буквы (цифры) при письме в тетрадях 5-5, 5 мм, на доске – 12-14 см. Межбуквенные (межцифровые) пространства – 3мм. Мелкие натуральные объекты заменяются увеличенными изобразительными пособиями без мелкой деталировки. Используются пособия для бисенсорного типа восприятия (зрительного и осязательного) с контрастным (90-100%) исполнением, с минимальной загруженностью перцептивного поля. Цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в оранжево-желтых и зеленых тонах. Черные изображения следует давать с увеличением контрастности в два раза. Постоянный контроль осанки. Упражнения на тренировку аккомодации (предъявление объектов для опознания на различном расстоянии).   Натуральные объекты и их изображения различной величины, сложности и деталировки в зависимости от разновидности патологии и остроты зрения. Цветоисполнение изобразительных пособий преимущественно в желто-красно-оранжевых тонах. При плеоптическом лечении – упражнения для тренировки амблиопичного глаза для стимуляции сетчатки с использованием мелких деталей и выполнением мелких операций с объектами.   Натуральные и изобразительные пособия без мелкой деталировки с рельефно-цветовым исполнением. Контрастность изобразительного материала в пособиях 80-100%. Выделение существенных признаков предметов в изобразительных пособиях контрастным цветом и рельефом. Замена мелких натуральных объектов их адаптированными изображениями.   При подготовке раздаточного дидактического материала обращается внимание на информационную нагрузку перцептивного поля (снижение нагрузки на 40% по сравнению с нормой). Контраст изобразительных пособий, изучаемых объектов 80-100%. Практикуются коррекционные упражнения на совершенствование реакций прослеживания и фиксации взора, развитие периферического зрения.   Изобразительные наглядные пособия с резким выделением контуров объектов (рельефной или четкой плоской линией). Цветоконтрастное изображение существенных признаков строения предметов. Контрастный фон представить на тех участках изображения, где встречается красный, белый и зеленый цвета. Контраст в изобразительных пособиях 80-100%. При рассматривании натуральных объектов рекомендуется использовать фоновые контрастные экраны. Рекомендуются коррекционные упражнения по определению формы объектов по их контуру, задания на воспроизведение формы объекта по эталону (вылепить, нарисовать, обвести фломастером контур и т.д.).   При подборе и изготовлении наглядных пособий используется цветовая контрастность в соединении с рельефным изображением. Изобразительная информация в рисунках не должна быть перцептивно перегружена. Контраст изображений 90-100%. При значительном сужении поля зрения сложные изображения разделяются на составляющие и используется поэтапная методика подачи материала с выходом на целостный образ без второстепенных деталей. Рекомендуются упражнения с подвижными зрительными ориентирами.     Место ребенка на занятии в передней половине, ближе к источнику естественного освещения (окну). Освещенность поверхности рабочего стола – 500 лк. Допустимая зрительная нагрузка (старший дошкольный возраст) – 10 мин., отдых (работа с опорой на слух) – 10 мин. Зрительная гимнастика не менее двух раз на протяжении занятия. Наличие на рабочих столах подставок для рассматривания изображений и чтения. Строгое соблюдение режима дня, занятия на свежем воздухе, закаливание.   Место ребенка на занятии в большинстве случаев во второй половине помещения. Освещенность поверхности рабочего стола – 300-500 лк. Допустимая зрительная нагрузка – 10 мин., отдых -7-10 мин. (работа на слух, устное выполнение заданий).   Место ребенка на занятии в передней половине помещения. Освещенность поверхности рабочего стола 500 лк. Дополнительное освещение рабочего стола. Допустимая непрерывная зрительная нагрузка 10 мин., отдых – 10 мин. (работа с опорой на другие анализаторы).     Место ребенка на занятии во второй (от доски) половине помещения. Освещенность рабочего стола 500-1000 лк. Допустимая зрительная нагрузка до 10 мин., отдых 3-5 мин. Не менее двух зрительных гимнастик за занятие. Постоянный контроль за утомлением ребенка.     Место на занятии во второй половине помещения, в ряде случаев (фотофобия) вдали от окна. Освещенность поверхности рабочего стола от 800 до 1200 лк в зависимости от разновидности глазной патологии. Допустимая зрительная нагрузка индивидуальная, 10-15 мин.   Место ребенка на занятии в первой половине и в середине помещения (в зависимости от остроты зрения). Освещенность поверхности рабочего стола 1000 лк. Допустимая зрительная нагрузка на занятии до 10 мин. (индивидуально) с отдыхом 3-5 мин.  

 


* Заносятся результаты обследования ребенка врачом-офтальмологом

** н.г. – начало года, с.г. – середина года, к.г. – конец года

*** С незрячими детьми вместо обследования зрительного восприятия проводится обследование осязательного восприятия формы, величины, осязательных признаков предметов.


* Предложенные рекомендации следует сочетать с индивидуальными характеристиками детей со зрительной патологией. Приведенные данные следует рассматривать и использовать в коррекционно-педагогической работе с учетом динамики развития ребенка, его возрастных характеристик, изменений в ходе заболевания органа зрения и результатов коррекции.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.