Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерный перечень оборудования кабинета тифлопедагога




 

 

Наименование Категория детей Назначение
1. Программы, методические рекомендации, экспериментальные разработки по обучению и воспитанию дошкольников с нарушением зрения.   Изучение и использование в работе тифлопедагога; использование педагогами, родителями детей с нарушением зрения (по рекомендации тифлопедагога)
2. Набор материалов для тифлопедагогического обследования Дети с нарушением зрения всех категорий Выявление готовности ребенка к обучению, индивидуальных особенностей и возможностей его познавательной деятельности
3. Учебная доска с подсветкой, окрашенная в темно-зеленый или коричневый цвет, с матовой поверхностью; часть доски – с магнитным покрытием. Слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием Демонстрация учебных пособий, выполнение различных графических заданий; в качестве наборного полотна
4. Демонстрационный фланелеграф (с темной и светлой стороной для соблюдения контрастности предъявляемых объектов по отношению к фону) Слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием Обучение составлению узоров, изображений с учетом пространственных положений и отношений, сюжетных картин и т.п.
5. Индивидуальные двухсторонние фланелеграфы Слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием Обучение составлению узоров, изображений с учетом пространственных положений и отношений, сюжетных картин и т.п.
6. Индивидуальные магнитные доски и пособия с магнитным креплением Дети с нарушением зрения всех категорий Обучение составлению узоров, целого из частей, изображений с учетом пространственных положений и отношений и др.
7. Подставки для фланелеграфов, для демонстрации наглядности Дети со сходящимся косоглазием, миопией, афакией, глаукомой Обеспечение вертикальной и наклонной плоскостей рабочей поверхности
8. Тетради в клетку (обычную и крупную) с обычной и усиленной разлиновкой, бумага с матовой поверхностью Слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием Обучение рисованию, раскрашиванию и штриховке изображений; выполнению графических элементов; рисованию схем пространства и т.п.
9. Наборы фломастеров, карандашей Слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием Обучение рисованию, раскрашиванию и штриховке изображений; выполнению графических элементов; рисованию схем пространства
10. Контрастные экраны Незрячие с остаточным зрением, слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием Обеспечение контрастности предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону
11. Магнитофон Дети с нарушением зрения всех категорий Прослушивание аудиозаписей
12. Диапроектор Слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием Просмотр диафильмов, слайдов
Развитие осязания и мелкой моторики
1. Наборы образцов различных материалов (дерево, пластмасса, металл, резина, кожа, стекло, бумага, ткань, мех, картон) Дети с нарушением зрения всех категорий Обучение дифференцированию различных материалов с помощью осязания
2. Набор предметов, выполненных из различных материалов Дети с нарушением зрения всех категорий Обучение соотнесению предметов с образцами материалов
3. Эталоны формы (плоскостные и объемные) Дети с нарушением зрения всех категорий Обучение различению геометрических фигур с помощью осязания
4. Эталоны величины Дети с нарушением зрения всех категорий Обучение различению различных измерений величины с помощью осязания
5. Набор предметов различной формы, величины, фактуры, веса; тепловые, весовые, шероховатые таблички Дети с нарушением зрения всех категорий Сортировка по различным признакам и свойствам с помощью осязания
6. Конструкторы, мозаика, пластилин, различные сорта бумаги, фольга, счетные палочки, клубки, нити, шнуры; книги, выполненные рельефно-точечным шрифтом Дети с нарушением зрения всех категорий Обучение использованию осязания при выполнении предметно-практических действий
7. Контурные рисунки, лекала, трафареты (внутренние и внешние) Слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием Обучение обводке, раскрашиванию, штриховке
8. Предметные и сюжетные рельефные картинки Незрячие, незрячие с остаточным зрением, слабовидящие Обучение чтению рельефных рисунков
9. Макеты, муляжи, скульптурные изображения, барельефы, шарнирные модели Дети с нарушением зрения всех категорий Обучение осязательному и зрительно-осязательному обследованию
10. Прибор для рельефного рисования Незрячие, незрячие с остаточным зрением Обучение элементам рисования
11. Основы (рельефные рисунки) для рельефной лепки, пластилин Незрячие, незрячие с остаточным зрением, слабовидящие Обучение приемам аппликационной лепки
12. Настенные модули: - с замочками и задвижками; - движение по прорези Дети с нарушением зрения всех категорий Развитие мелкой моторики, упражнение в развитии запястья
13. Манипуляторы для шнуровки, завязывания узлов, застегивания на кнопки, пуговицы, приклеивания на липучки и др. Дети с нарушением зрения всех категорий Развитие мелкой моторики
Развитие зрительного восприятия
1. Эталоны цвета, формы (плоскостные и объемные) Незрячие с остаточным зрением, слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием Обучение обследованию, узнаванию, называнию
2. Набор предметов и игрушек разной формы, цвета, величины     -//- Обучение соотнесению сенсорных признаков предметов с сенсорными эталонами; определению формы, цвета, величины предметов; группировке по одному из сенсорных признаков
3. Наборы одинаковых предметов, отличающихся по величине   -//- Обучение соотнесению предметов по величине
4. Дидактические игры по развитию зрительного восприятия       -//- Использование в коррекции нарушений зрительного восприятия и связанных с ним познавательных процессов
5. Альбом по развитию зрительного восприятия       -//- Использование в коррекции нарушений зрительного восприятия и связанных с ним познавательных процессов
6. Движущиеся предметы, игрушки (машинки, мячи, шары, кресты-вертушки, горки-волны для прокатывания предметов и др.)   -//- Обучение прослеживанию движения предметов глазами в различных направлениях; восприятие дидактического материала в режиме движения
7. Пирамидки на конической и прямой основе, формы-вкладыши, двух-трехместные дидактические игрушки, мозаика разного размера и формы     -//- Закрепление представлений о сенсорных свойствах предметов в процессе предметно-практической деятельности
8. Набор картинок по развитию речи (Л.И. Плаксиной)     -//- Обучение словесному описанию воспринимаемого изображения
9. Разрезные картинки   -//- Обучение составлению изображения из частей
10. Набор сюжетных картинок     -//- Обучение плану восприятия сюжетных изображений; обучение восприятию глубины пространства и удаленности на основе изобразительных признаков
11. Натуральные предметы, объекты, муляжи, скульптурные изображения, модели, макеты, чучела животных и птиц, дидактические игрушки, фотоматериалы, слайды, иллюстрации; предметные картинки, контурные и силуэтные изображения предметов, объектов окружающего мира.   -//- Формирование предметных представлений; обучение сличению контурных, силуэтных, предметных изображений и их соотнесению с реальным объектом  
12. Набор предметов, предметных картинок с тифлопедагогической доработкой, дидактических игрушек по обобщающим понятиям, классификации, исключениям, сравнениям       -//- Развитие психических процессов (память, мышление, внимание, воображение)
13. Оптические средства: бинокли, лупы, линзы   -//- Обучение использованию оптики при рассматривании вблизи и вдали
14. Набор для обводки предметов по контуру     -//- Обучение обводке по контуру, дорисовыванию частей предметов
15. Зеркало Слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием   Формирование восприятия своего отражения в зеркале; сравнение действительного расположения предметов в пространстве и их отражения в зеркале
16. Специальные игры для развития зрительных функций (в соответствии с этапом лечения) Дети с амблиопией и косоглазием Подготовка к лечению на аппаратах, закрепление результатов аппаратного лечения зрения
Развитие слухового восприятия
1. Звучащие игрушки Дети с нарушением зрения всех категорий Обучение дифференцировке звуков, соотнесению их с соответствующей игрушкой; локализации звуков в пространстве
2. Фонотека магнитофонных записей (звуки живой и неживой природы, шум улицы, транспорта и т.д.) Дети с нарушением зрения всех категорий Обучение дифференцировке звуков окружающего пространства, соотнесению их с источником
Развитие обоняния
1. Коллекция запахов (продуктов питания, растений, моющих средств, парфюмерных запахов, медицинских запахов и др.); фломастеры с различными запахами Дети с нарушением зрения всех категорий Обучение дифференцированию запахов, соотнесению их с соответствующим предметом, локализации запахов в пространстве
Ориентировка в пространстве
1. Куклы Дети с нарушением зрения всех категорий Ориентировка в частях тела куклы
2. Подвижные фигурки кукол (шарнирные модели) Незрячие, незрячие с остаточным зрением, слабовидящие Изучение поз человека при ходьбе
3. Картинки-иллюстрации поз человека при ходьбе Слабовидящие и дети с косоглазием и амблиопией Изучение поз человека при ходьбе
4. Фонотека: звуки живой и неживой природы, шум улицы, транспорта Дети с нарушением зрения всех категорий Обучение дифференцировке звуков окружающего пространства с целью использования этой информации в практической ориентировке
5. Набор различных запахов Дети с нарушением зрения всех категорий Обучение детей дифференцированию запахов с целью использования этой информации в практической ориентировке
6. Набор объемных и плоскостных геометрических фигур Дети с нарушением зрения всех категорий Обучение зрительно-осязательному обследованию, выделению характерных признаков, узнаванию. Обучение сравнению по принципу сходства и различия.
7. Набор предметов и игрушек разной формы Дети с нарушением зрения всех категорий Обучение соотнесению формы предметов с эталонами формы. Обучение определению формы предметов. Обучение ориентировке в пространстве с использованием предметов разной формы в качестве ориентиров.
8. Эталоны величины Дети с нарушением зрения всех категорий Обучение детей зрительно-осязательному обследованию, выделению характерных признаков, узнаванию эталонов величины.
9. Наборы одинаковых предметов, отличающихся по величине Дети с нарушением зрения всех категорий Обучение соотнесению предметов по величине. Обучение ориентировке в пространстве с использованием предметов разной величины в качестве ориентиров.
10. Эталоны цветов Незрячие с остаточным зрением, слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием Обучение детей цветоразличению
11. Набор крупных игрушек разного цвета Незрячие с остаточным зрением, слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием Обучение ориентировке в пространстве с использованием цветовых ориентиров
12. Набор мелких игрушек разного цвета Дети с нарушением зрения всех категорий Обучение ориентировке в микропространстве
13. Набор игрушечной мебели Дети с нарушением зрения всех категорий Демонстрация детям пространственных отношений. Обучение моделированию пространственных отношений.
14. Настольный строительный конструктор Дети с нарушением зрения всех категорий Демонстрация детям пространственных отношений. Обучение моделированию пространственных отношений.
15. Условные обозначения различных предметов и игрушек (рельефные и плоскостные) Дети с нарушением зрения всех категорий Ознакомление детей с условными обозначениями предметов и игрушек; обучение соотнесению реальных предметов с их условными обозначениями
16. Схемы помещений дошкольного учреждения (рельефные и плоскостные) Дети с нарушением зрения всех категорий Обучение детей чтению схем, ориентировке с помощью схем
17. Схемы различных маршрутов (рельефные и плоскостные) Дети с нарушением зрения всех категорий Обучение детей чтению схем, ориентировке с помощью схем
18. Картинки с изображениями в перспективе Слабовидящие, дети с амблиопией и косоглазием Обучение восприятию глубины пространства и удаленности с помощью изобразительных средств
19. Трости Незрячие дети Знакомство с элементарными приемами ориентировки в пространстве с помощью трости

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.