Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






по вопросу обязанностей классного руководителя.

Пояснения по позиции Профсоюза

Обязанности «классного руководства» в основные обязанности «учителя» не входят, являются дополнительными обязанностями, соответственно должны оформляться дополнительно к основному трудовому договору учителя.

В соответствии со статьей 57 ТК РФ, о бязательной для включения в трудовой договор является указание трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Таким образом, произвольно расширять обязанности «учителя» нельзя. Также как нельзя в соответствии со ст.60 ТК РФ требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

В соответствии со статьей 60.2.ТК РФ, с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Статьей 151 ТК РФ определено, что при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

 

В соответствии с " Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год" (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015, протокол N 12):

20. При заключении трудовых договоров с работниками рекомендуется использовать примерную форму трудового договора с работником учреждения, приведенную в приложении N 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, и рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении " эффективного контракта", утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты от 26 апреля 2013 г. N 167н.

 

В соответствии с разделом IX. «Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования», при заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктом 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:

- размерами и факторами, обуславливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы;».

 

Приказ Минтруда России от 26.04.2013 N 167н (ред. от 20.02.2014) " Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта", установил:

- в пункте 8 следующие положения:

«В дополнительное соглашение к трудовому договору рекомендуется включать условия, предусмотренные статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации (в случае отсутствия этих условий в ранее заключенном трудовом договоре), в частности:

условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника учреждения, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). При этом рекомендуется конкретизировать условия осуществления выплат: компенсационного характера (наименование выплаты, размер выплаты, а также факторы, обусловливающие получение выплаты); стимулирующего характера (наименование выплаты, условия получения выплаты, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер выплаты);

- в пункте 9 следующие положения:

«Рекомендуется отражать должностные обязанности работника учреждения непосредственно в тексте трудового договора. В случае поручения работнику учреждения с его письменного согласия выполнения дополнительной работы, связанной с совмещением профессий (должностей), расширением зон обслуживания, увеличением объема работы или исполнением обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, конкретный вид и объем поручаемой работнику работы рекомендуется отражать в дополнительном соглашении к трудовому договору».

- в пункте 11 следующие положения:

«В системах оплаты труда, трудовых договорах и дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками учреждений рекомендуется использовать следующие выплаты стимулирующего и компенсационного характера:

..

ж) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема выполняемых работ, сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных):

доплата за совмещение профессий (должностей);

доплата за расширение зон обслуживания;

доплата за увеличение объема работы;

доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;

доплата за выполнение работ различной квалификации;

доплата за работу в ночное время;

..

В системах оплаты труда, трудовых договорах и дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками учреждений могут быть предусмотрены другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами и соглашениями».

- в пункте 14 следующие положения:

«Если работнику учреждения поручается с его письменного согласия дополнительная работа по другой профессии (должности), в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору рекомендуется указывать размер доплаты за совмещение профессий (должностей), определяемый по соглашению сторон трудовых отношений исходя из сложности выполняемой работы, ее объема, занятости работника по основной и совмещаемой работе и других факторов».

 

- в пункте 15 следующие положения:

«В трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору могут предусматриваться также случаи, связанные с возложением на работников учреждения с их согласия дополнительных обязанностей с указанием размеров доплат (например, за выполнение функций классного руководителя)».

По функционалу «классного руководителя» существует следующий нормативный акт -Приказ Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21
" Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений". В методических рекомендациях расписаны в том числе, «Цель и задачи деятельности классного руководителя», «Функции классного руководителя».

Устаревшими по сравнению с положениями Приказа Минтруда России от 26.04.2013 N 167н (ред. от 20.02.2014) " Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта", с учетом также прекращения действия Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196, представляются следующие положения методических рекомендаций: «В соответствии с пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 13, ст. 1252) (далее - Типовое положение), на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе».

Учитывая положения Трудового кодекса РФ, Приказа Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21, Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, привлечение работника с его согласия к выполнению функций «классного руководителя» целесообразно оформлять дополнительным соглашением к трудовому договору или внесением положений о выполнении работником функций «классного руководителя» в трудовой договор по основной должности.

Относительно обязанностей «классного руководителя», необходимо отметить, что иногда на «классного руководителя» пытаются возложить слишком много обязанностей, что явно не соизмеримо с существующей оплатой за классное руководство. Полагаем, что такое положение вещей, во-первых, может привести к массовому отказу учителей брать на себя функции «классного руководителя», а во-вторых, может быть признано нарушением трудовых прав работника.

Отдельно считаем необходимым обсудить такие функции, налагаемые отдельными руководителями организаций на «классного руководителя», как:

1) обязанность «классного руководителя» по контролю заполнения электронного журнала учителями-предметниками;

2) обязанность посещения квартир учеников, чья семья является «неблагополучной».

 

По обязанности «классного руководителя» по контролю заполнения электронного журнала учителями-предметниками, необходимо отметить, что прямое наложение такой обязанности на «классного руководителя» противоречит, как Квалификационному справочнику (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
(ред. от 31.05.2011) " Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел " Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)), так и положениям Письма Минобрнауки России от 15.02.2012 NАП-147/07 (с изм. от 21.10.2014) " О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде".

В соответствии с Квалификационным справочником, функции контроля других работников организации отнесены к обязанностям по следующим должностям:

1) Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения:

- Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников образовательного учреждения.

2) Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения:

- Координирует работу преподавателей, воспитателей, мастеров производственного обучения, других педагогических и иных работников, а также разработку учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности образовательного учреждения.

- Осуществляет контроль за качеством образовательного (учебно-воспитательного) процесса, объективностью оценки результатов образовательной деятельности обучающихся, работой кружков и факультативов, обеспечением уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований.

- Координирует работу подчиненных ему служб и структурных подразделений.

3) Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения:

- Организует текущее и перспективное планирование деятельности структурного подразделения с учетом целей, задач и направлений, для реализации которых оно создано, обеспечивает контроль за выполнением плановых заданий, координирует работу преподавателей, воспитателей и других педагогических работников по выполнению учебных (образовательных) планов и программ, разработке необходимой учебно-методической документации.

- Обеспечивает контроль за качеством образовательного процесса и объективностью оценки результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся, воспитанников, обеспечением уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта.»

 

К обязанностям «учителя» по вопросу электронных документов, в соответствии с Квалификационным справочником, относятся только следующие:

- Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

-Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

 

К функционалу «классного руководителя» в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 03.02.2006 N 21 " Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений", контроль работы других «учителей» не относится.

К контрольным функциям «классного руководителя» относятся только:

- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

 

В Письме Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07 (с изм. от 21.10.2014) " О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде", содержатся следующие положения относительно функционала «классного руководителя» и обязанностей по заполнению и контролю заполнения электронных документов:

 

«Учет реализации учебных программ ведется распределенным образом всеми Педагогическими работниками ОУ. В начале года классные руководители должны внести на все предметные страницы журнала списки учебных групп своего класса.

Распределение предметных страниц по журналу и закрепление их за Педагогическими работниками ОУ осуществляется на основании учебного плана и распределения нагрузки между Педагогическими работниками ОУ.

Педагоги осуществляют заполнение классных журналов в части информации о датах проведения занятий (в соответствии с расписанием занятий), о темах уроков, домашних заданиях, оценках обучающихся и об отсутствии обучающихся на уроках.

В конце отчетных периодов Педагогические работники ОУ подводят итоги учебного процесса.

 

Контроль за ведением учета учебно-педагогической документации и хранение журналов осуществляет Администрация ОУ. При наличии кадровых ресурсов работа распределяется между несколькими сотрудниками учебной части. Контроль подразумевает несколько направлений:

- проверка своевременности отражения в журнале занятий;

- проверка своевременности выставления отметок;

- проверка наполняемости отметок (в течение отчетного периода);

- проверка отражения посещаемости занятий;

- проверка выполнения учебной программы;

- проверка заполнения раздела домашних заданий;

- проверка домашних заданий на соответствие возрастным особенностям обучающихся, требованиям по содержанию и объему;

- учет замененных и пропущенных уроков (занятий);

- ведение табеля учета рабочего времени Педагогических работников.

Для полной замены традиционного документооборота ОУ на бумажных носителях необходимо обеспечить инструментарий для отражения в электронной форме как минимум тех же функций».

«3. ЭЖ должен обеспечивать Педагогическим работникам ОУ, исполняющим функции классных руководителей, следующие возможности:

- актуализация (корректировка) списков класса и учебных групп;

- актуализация (корректировка) данных обучающихся класса;

- анализ успеваемости обучающихся и посещаемости ими занятий».

 

Таким образом, полагаем, что обязанности контроля внесения информации учителями предметниками не может налагаться на «классного руководителя» именно как обязанность, но при разработке локальных актов организации, регламентирующих основания для стимулирования работников, можно предусмотреть стимулирование «классных руководителей» в случае сообщения ими в администрацию о случаях невыполнения «учителями-предметниками» своих обязанностей по заполнению электронных журналов.

По обязанности посещения «классными руководителями» квартир учеников, чья семья является «неблагополучной».

Считаем, что данные должностные обязанности для «классного руководителя», устанавливаются неправомерно.

В Квалификационном справочнике должностей образования предусмотрена специальная должность - Социальный педагог, в чьи обязанности входит взаимодействие с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

Кроме того, обязанностью работодателя является обеспечение для работников безопасных условий и охраны труда.

В соответствии со статьей 219 ТК РФ, каждый работник имеет право, в том числе, на:

рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;

отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

В соответствии со статьей 352 ТК РФ к способам защиты трудовых прав и свобод отнесены:

самозащита работниками трудовых прав;

защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

судебная защита.

 

В соответствии со статьей 379 ТК РФ, в целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

 

Так как посещение «неблагополучных семей» объективно может представлять опасность для «классного руководителя», даже при наличии в договоре, соглашении или инструкции такой обязанности, имеются все основания для отказа работника от выполнения данной функции, в случае отсутствия действий со стороны руководства образовательной организацией по обеспечению безопасности данных мероприятий. Действиями по обеспечению безопасности данных мероприятий может являться, например, организация взаимодействия с участковыми уполномоченными полиции – получение информации о лицах, проживающих в квартире которую собираются посетить сотрудники образовательной организации, о иных потенциально опасных лицах, проживающих в подъезде или доме, в котором находится квартира ученика. При наличии опасности жизни и здоровью работника в результате подобных мероприятий необходимо либо отказаться от данного мероприятия либо обеспечить сопровождение педагогам со стороны сотрудников полиции, вневедомственной охраны и т.п.

 

Также необходимо отметить, что в соответствии с положениями городского отраслевого соглашения (п.10.9.), Стороны (представители работников и работодателей образовательных организаций г.Череповца) договорились, что обязательному согласованию с профкомом образовательного учреждения подлежат должностные обязанности работников. То есть должностные инструкции, в том числе «учителя» и «классного руководителя» должны согласовываться с профкомом.

В случае выявления работниками нарушений своих трудовых прав по обозначенным в настоящем пояснении моментам, при нежелании администрации образовательной организации устранить такие нарушения, со стороны профкома прекратить такое незаконное положение дел можно направлением работодателю Уведомления о прекращении нарушения трудового законодательства, которое должно быть рассмотрено работодателем в течение недели.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Иллюстрации. | Научно-исследовательская работа




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.