Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели, задачи анализа производства и реализации продукции. Система показателей. Информационная база анализа.






Расчет финансового левериджа

Финансовый леверидж – один из показателей, применяемый для оценки эффективности использования заемного капитала.

 

ЭФЛ = (1 – Снп)*(ЭР - СПк)*ЗК/СК,

 

где ЭР - экономическая рентабельность совокупного капитала до уплаты налогов (отношение суммы балансовой прибыли к среднегодовой сумме всего капитала);

Снп - ставка налога на прибыль;

СПк - сумма процента за кредит;

ЗК - заемный капитал;

СК - собственный капитал.

Рассматривая приведенную формулу расчета эффекта финансового левериджа, можно выделить в ней три основные составляющие:

1) Налоговый корректор финансового левериджа (1-Снп), который показывает в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли.

2) Дифференциал финансового левериджа (ЭР-СПк), который характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента за кредит.

3) Коэффициент финансового левериджа (ЗК/СК), который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.

Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять эффектом финансового левериджа в процессе финансовой деятельности предприятия.

Для того, чтобы эффект финансового левериджа в дальнейшем не уменьшался, необходимо поддерживать экономическую рентабельность. Добиться увеличения эффекта финансового левериджа предприятие может либо, сдерживая рост активов, либо увеличивая массу прибыли, путем снижения себестоимости услуг; либо стремиться ускорить оборачиваемость оборотных средств, что также даст увеличение массы прибыли.

Нормативов соотношения заемных и собственных средств практически не существует. Они не могут быть одинаковы для разных отраслей и предприятий. Доля собственного и заемного капитала в формировании активов предприятия и уровень финансового левериджа зависят от отраслевых особенностей предприятия. В тех отраслях, где медленно оборачивается капитал высокая доля внеоборотных активов, коэффициент финансового левериджа не должен быть высоким. В других отраслях, где оборачиваемость капитала низкая, он может быть значительно выше.

Уровень финансового рычага зависит также от конъюнктуры товарного и финансового рынка, рентабельности основной деятельности, стадии жизненного цикла предприятия и т.д.

 

ТЕМА 9: Анализ производства и реализации продукции (работ, услуг)

Цели, задачи анализа производства и реализации продукции. Система показателей. Информационная база анализа.

Многие показатели, характеризующие доходность предприятия связана с формированием объема реализации и находятся под его влиянием. Большая часть объема реализации предприятия планируется самостоятельно на основе заключенных договоров, поэтому по продукции, которая должна быть выпущена и реализована предприятием, проводится маркетинговые исследования, то есть определяется спрос на продукцию, предложения конкурентов на рынке и изучается конкурентоспособность продукции.

Цели анализа сведены к трем направлениям:

1. Оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности с целью подведения итогов работы и обоснованного стимулирования.

2. Анализ результатов и хода выполнения производственной программы с целью прогнозирования возможных результатов:

- на стадии формирования «портфеля» заказов;

- при построении уточненного плана производства и увязки его с производственными мощностями;

- при формировании бизнес-плана для оценки перспектив развития производства и его объемов, т.к. выручка является отправным пунктом в формировании источников средств предприятия;

- при разработке сметы затрат на производство в зависимости от объема и номенклатуры продукции;

- для формирования плана поставок материально-технических ресурсов и ввода в действие основных фондов и производственных мощностей;

- для оценки потребности в трудовых ресурсах.

3. Анализ производства и реализации продукции с целью оперативного воздействия на ход производственного процесса.

 

Анализ производственных результатов проводится по следующим основным направлениям:

- оценка динамики производства и реализации,

- анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту,

- анализ влияния факторов на объем продукции,

- анализ влияния структурных сдвигов на объем продукции,

- анализ ритмичности работы предприятия,

- анализ качества продукции.

Объекты анализа:

- объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту,

- качество продукции,

- структура производства и реализации продукции,

- ритмичность производства и реализации продукции.

На основании «портфеля» заказов формируется план производства. Детальный план с расшифровкой объемов и сроков называется производственной программой. Способность предприятия к выпуску продукции в определенных объемах характеризуется его производственной мощностью.

Производственная мощность – это максимально возможный годовой объем производства продукции при наиболее эффективном использовании ресурсов.

При этом коэффициент фактического использования производственной мощности равен:

 

V факт.

К исп.пр.мощн. = ------------------ à 1 (норма = 0, 8),

ПМ

 

где К исп.пр.мощн. – коэффициент фактического использования производственной мощности;

V факт. – фактический годовой объем производства продукции;

ПМ – производственная мощность предприятия.

Основными показателями объема производства является товарная, валовая, отгруженная и реализованная продукция.

Валовая продукция - стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Иначе, это количество изделий, работ и услуг, которые находились в отчетном периоде в производстве, несмотря на степень их готовности. Характеризует объем работ.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Иначе, это количество изделий полностью законченных в производстве и предназначенных для реализации. Характеризует объем продукции.

Отгруженная продукция – продукция, оформленная и отгруженная покупателю независимо от оплаты.

Реализованная продукция – стоимость отгруженной и оплаченной покупателями продукции.

Все показатели взаимосвязаны между собой формулой балансовой увязки показателей:

 

ГПн + ТП + Отн = РП + Отк + ГПк,

 

→ РП = ГПн + ТП + Отн – Отк - ГПк,

 

где ГПн, ГПк – остатки готовой продукции на начало и конец периода;

ТП – стоимость выпуска товарной продукции;

Отн, Отк – остаток товаров отгруженных на начало и конец периода.

Влияние факторов на величину объема реализации продукции за отчетный период (РП) рассчитывается балансовым методом.

Товарная продукция показывается в фактических и сопоставимых ценах, объем продаж – в фактически действующих ценах за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных (статистических) измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.

Измерители объема производства и

реализации продукции

Натуральные измерители Стоимостные измерители
Количество продукции в натуральных измерителях (шт., кв.м., кг, ц) Объем производства и реализации продукции в оптовых ценах предприятий: стабильных и фактически действующих.
Условно-натуральные измерители (производство тракторов в пересчете на л.с.) Нормативно-чистая продукция (в сопоставимых нормативах)
Нормативная стоимость обработки
Объем производства по трудоемкости в нормо-часах Условно-чистая продукция (за вычетом прямых затрат на материалы)
Объем продукции в приведенных единицах трудоемкости Объем реализации в оценке по себестоимости: производственной, полной, плановой, фактической

Изучение объемов производства осуществляется в определенном диапазоне деловой активности, то границах максимального и минимального объема. Анализ может проводится с точки зрения минимально допустимого, максимально допустимого, оптимального и фактического объема выпуска и реализации продукции.

Минимально допустимый (безубыточный) объем реализации – это такой объем, при котором достигается равенство доходов и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.

Максимальный объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов.

Оптимальным считается такой объем реализации, который обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне.

В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты.

Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы:

- пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);

- корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:

 

∑ VВП11

Iц = ---------------------

∑ VВП10

 

где VВП1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;

VВП0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;

Ц0 – цена единицы продукции в базисном периоде.

Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП1, 0) рассчитывается по формуле:

 

ВП1, 0 = ВП1 / Iц,

 

где ВП1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.

Основным документом для проведения анализа является хозяйственный договор, содержащий информацию о номенклатуре, объеме, качестве, комплектности, цене, сумме договора, порядке и сроках отгрузки, упаковке, порядке расчетов, доставки, сроках договора, санкциях за нарушение условий.

Главным блоком фактической информации является учетная информация. Она включает учет наличия продукции на складе: приходно-расходные документы, оперативный учет поступления и отгрузки готовых изделий, карты складского учета, инвентаризацию остатков, сортовые и оборотные ведомости.

Информация о реализации продукции – это счета, платежные требования, ведомости отгрузки и реализации, накладные на отгрузку, товарно-транспортные накладные, счета покупателей, выписки банка.

Планово-нормативная документация – это «портфель» заказов, конкретные договоры, план производства, план отгрузки и реализации, производственная программа, оперативные планы, графики производства и сбыта, бизнес-план.

 

Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации

Анализ стоимостных показателей объема продукции целесообразно начинать с изучения динамики товарной продукции за ряд лет. При анализе динамического ряда определяются уровни показателей по отношению к базисному периоду и к предшествующему в ряду динамики периоду: абсолютные и относительные отклонения величин показателей.

Анализ производства и реализации продукции проводится с помощью показателей: базисных темпов роста, цепных темпов роста, среднегодовых темпов роста (прироста).

Среднегодовой темп роста можно рассчитать по среднегеометрической:

Троста = n-1Ö Т123*…*Тn;

Тприроста = Тр –100.

Следующим этапом является анализ выполнения плана по выпуску продукции. Он проводится сравнением фактических показателей объема продукции с показателями плановых расчетов (рассчитываются абсолютные отклонения от плановых расчетов, уровни выполнения плана в процентах). Однако до проведения сопоставлений следует представить обоснованность самого плана производства.

Качество плана определяется сопоставлением запланированного объема продукции с производственной мощностью предприятия и объемом выпуска продукции за предшествующий плану год.

При этом коэффициент планового использования производственной мощности равен:

V план.

К исп.пр.мощн. = ------------,

ПМ

 

где К исп.пр.мощн. – коэффициент фактического использования производственной мощности;

Vплан. – планируемый годовой объем производства продукции;

ПМ – производственная мощность предприятия.

Коэффициент напряженности плана равен:

 

V план. 1

К исп.пр.мощн. = --------------------------,

V базис. 0

 

где V план. 1 – товарная продукция по плану на отчетный год;

V базис. 0 – товарная продукция за предыдущий год.

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период путем расчета следующей таблицы:

Изделие Объем производства продукции Реализация продукции
план факт ± % к плану план факт ± % к плану
                 
А     3-2 4/2*100        
Б…                
Итого                

 

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом договорных обязательств по поставкам продукции. В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается:

 

Опл. – Н

К вып. д.о. = ------------------,

Опл.

где Опл. – объем отгрузки по договорным обязательствам плановый;

Н – недопоставка продукции.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на деятельность анализируемого предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций.

Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.