Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика основных периодов истории средних веков.

Средневековье возникло из взаимодействия двух миров – позднеримского и варварского. Так что история поздней империи – это предыстория средневекового мира.

На рубеже II-III вв. н.э. империя достигла своих максимальных размеров (от Британии до Северной Африки и от Пиренейского полуострова до верховьев Тигра и Ефрата и пустынь Аравийского полуострова). Но в результате мощного кризиса III в. единство римского мира стало разваливаться. Возвышение провинций свидетельствовало об укреплении центробежных сил: выходцы с Востока заполонили Сенат, эдикт Каракаллы 212 г. предоставил право римского гражданства всем жителям империи, император Константин основал новую столицу империи на востоке – Константинополь (324-330). Рим уже не мог вести победоносные войны и перешел к оборонительной стратегии из-за регулярных вторжений варваров. К внешним неудачам добавилась и внутренняя стагнация, и прежде всего демографический кризис, обостривший нехватку рабской рабочей силы.

Вместо труда рабов владельцы римских вилл все больше стали использовать труд колонов свободные земледельцы-арендаторы), которых государство в фискальных целях лишало права покидать место жительства. Это вело к размыванию экономической модели античного общества, предполагавшей в качестве основной единицы аграрного строя римскую виллу, основанную на труде рабов, а также достаточно высокий уровень развития товарно-денежных отношений.

Во II-III вв. среди жителей империи все большее влияние стало приобретать христианство. В период правления Константина Великого оно было признано официальной религией империи. Император был и инициатором созыва в 325 г. Первого Вселенского Никейского собора, утвердившего Символ веры.

Тенденция к децентрализации империи, возрастание роли колоната и крупных землевладельцев, натурализация и аграризация экономики в позднем Риме расцениваются современной исторической мыслью как «протофеодальные» элементы. Более того, некоторые историки (в частности, Ж. Ле Гофф), считают, что распространение христианства является решающим обстоятельством отнесения начала Средневековья ко II-III вв.

Германцы – под этим общим названием римлянам были известны многочисленные племена, жившие от Рейна до Эльбы и даже до Черного моря и от Альп до Балтийского и Северного морей и Скандинавии. На западе германцы смешивались с кельтами, а на востоке со славянами. Римляне их называли «варварами», что по-гречески значило «бормочущие». В настоящее время термин «варварство» понимается в контексте периодизации истории Моргана (дикость – варварство – цивилизация) и означает догосударственную, дописьменную, догородскую и т.д. стадию развития конкретного общества.

Представления об общественном строе древних германцев до середины ХХ в. строились на данных письменных источников, прежде всего Цезаря и Тацита. Со второй половины столетия в научный оборот были введены результаты археологических исследований, которые существенно изменили сложившееся в науке мнение по данному вопросу. Так, если Цезарь и Тацит свидетельствовали, что древние германцы были скотоводами и земледельцами, жившими родовой общиной и не знавшими частной собственности. То по данным археологии земледельческие навыки германцев выглядят более совершенными, чем казалось ранее. Жили они в основном хуторами, что отрицает существование у них общинной собственности на землю и сильной родовой общины, на что прямо указывали античные авторы. Система управления обществом древних германцев получила в исторической науке название «военная демократия», так как органами управления были народное собрание, совет старейшин и военный вождь. Во II-V вв. у германцев возникает институт королевской власти, хотя в полной мере реконструировать функции короля (rex) сегодня не представляется возможным.

Начало массового распространения христианства в среде германцев относится к середине IV в. и связано с миссионерской деятельностью вестготского священника Ульфилы.

Если в кризисе римского мира III в. можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад, то варварские нашествия V в. ускорили преобразование, придали ему катастрофическое ускорение.

 

Период IV-VII вв. вошел в историю Европы как эпоха Великого переселения народов. Причины варварских вторжений связаны и с демографическим ростом, и с климатическими колебаниями, и с социальными изменениями в среде варваров, и с ослаблением Римской империи, и с желанием более плодородных земель. Движение народов началось с того, что оказавшись победителями в войне с аланами (360-370), гунны из района Северного Причерноморья вторглись в места обитания союзников аланов - готов в Северном Причерноморье, которые в свою очередь перешли Дунай и стали передвигаться на север Балканского полуострова. В 378 г. в битве при Адрионополе между готами и римлянами императорская армия была разгромлена. Борьба между варварами и Римом переросла в завоевание Империи. Верно и то, что варвары пользовались в своих целях активной или пассивной поддержкой римского населения.

Западная Римская империя пала в 476 г., на ее территории образовалась серия варварских королевств: Вестготское королевство (418 – н.VIII в.), королевство вандалов и аланов в Северной Африке (439-534), Бургундское королевство (457-534), Остготское королевство (493-555) и королевство лангобардов (568 – 70-е гг. VIII вв.) в Италии, англосаксонские королевства в Британии. Самым сильным оказалось Франкское королевство, возникшее в Северной Галлии, что в первую очередь объяснялось его территориальной близостью с прародиной германцев.

Оседание варваров, вступление их в контакт с местным галло-римским населением в разных регионах имело свои особенности. Важно, что у них повсеместно шли процессы образования государства, обнаруживала себя тенденция к формированию частной собственности, а от арианства они переходили к ортодоксальному христианству. Варвары по возможности пытались воспринять наследие Римской империи, особенно в области культуры и политической организации. Но если в VI в. еще сохранялись римские традиции, что позволяет говорить об определенной романизации завоевателей, то в VII в. процесс варваризации Западной Европы стал необратимым. Регресс виден в полной аграризации жизни, что выражалось в исчезновение городов, римских дорог, средиземноморского региона торговли, в уничтожение памятников античной культуры и системы образования, в жутком падении нравов. В некоторых районах наблюдался даже откат к язычеству.

 

В VIII-X вв. германцы пытаются объединить христианский мир в рамках империи, но это удается им лишь на короткий срок. Так в 751 г. власть во Франкском королевстве перешла к династии Каролингов, а в 800 г. Карл Великий (768-814), давший имя династии, был провозглашен в Риме императором. К этому времени в состав государства франков была включена почти вся Западная Европа, и только Пиренейский полуостров после арабских вторжений входил в состав Халифата.

В правление Каролингов проходили и важнейшие изменения в экономических и социальных отношениях. Бенефициальная реформа майордома Карла Мартелла (715-741) заложила основы феодальной собственности на землю и определила характер отношений внутри правящего класса как отношений вассально-ленных. В результате аграрного переворота VIII-IX вв. произошел переход от свободного общинника-аллодиста к наследственному держателю земли, т.е. зависимому крестьянину. В это время оформляется и крупная феодальная вотчина.

Несмотря на стремление воспользоваться римским политическим и административным наследием, франки так и не прониклись государственным духом, деля королевство между всеми наследниками. В итоге в 843 г. в Вердене состоялся окончательный раздел империи Карла Великого, положивший начало современным Франции, Германии и Италии. Однако грандиозное здание каролингской монархии в течение IX-Х вв. разваливалось не только под воздействием внутренних сил, но и благодаря вторжениям норманнов, арабов и венгров. Внешняя опасность заставляла слабых отдаваться под покровительство сильных, а сеньоров действовать самостоятельно, независимо от королевской власти. Инерция распада нарастала повсеместно, но классические формы феодальная раздробленность, а вместе с тем и система феодализма приобрели во Франции. Западная Европа, утратив дух государственности, вновь стала погружаться во мрак хаоса, и только на восточных рубежах христианского мира, в германских землях была сохранена идея порядка: в 962 г. король Германии Оттон I получил императорскую корону в соборе св. Петра в Риме. Империя уберегла под своим крылом те силы, прежде всего культурные, которые обеспечили подъем средневекового мира после 1000 г.

 

XI-XIII вв. – это своего рода «узел истории», когда все сферы жизни общества переживали состояние подъема. Никогда больше средневековая Европа не испытывала такого взлета. Внешним, наиболее блестящим признаком его было «новое белое платье церквей», в которое оделся христианский мир, когда епископальные, монастырские и даже маленькие деревенские церкви были перестроены или построены заново, чтобы вместить все возраставшее население.

Демографический рост в данный период средневековой истории привел к возрастанию населения в среднем в 2-2, 5 раза был и причиной, и следствием ряда обстоятельств. Так уже в Х в. прекратились нашествия, стали развиваться установления «Божьего мира» и «Божьего перемирия», что повысило безопасность населения. Аграрная революция X-XIII вв. (внедрение трехполья; появление новых культур, прежде всего бобов, чечевицы, гороха; распространение новых орудий труда и технологий обработки почв) привела к росту производства и разнообразию продуктов питания. Все это создавало возможности для широкой внутренней и внешней колонизации Западной Европы.

Внутренняя колонизация шла за счет обширных тогда еще лесов, осушения болот, строительства дамб на низменных морских побережьях. На карте Европы появились новые поселения, отток населения со старых мест способствовал в целом улучшению положения крестьянства. И до XVIII в. Западная Европа не ощущала потребности во введении в сельскохозяйственный оборот новых земель.

Внешняя колонизация значительно раздвинула границы христианского мира. Под руководством феодалов шли завоевательные походы немцев в Заэльбье и Прибалтике, христианскими государствами стали Польша, Венгрия, Дания, Норвегия и Швеция. Скандинавская экспансия шла в направлении Исландии, Гренландии, Англии. Выходцы из Нормандии в 1066 г. завоевали Англию, обосновались в Средиземноморье, создав там Сицилийское королевство. Рыцари из Северной Франции участвовали в экспансии против Южной Франции, а также помогали в вытеснении мусульман с территории Пиренейского полуострова. Но все-таки самым широкомасштабным военно-колонизационным движением в XII-XIII вв. стали крестовые походы западноевропейских рыцарей на Восток.

Наиболее важным результатом и проявлением общего хозяйственного подъема XI-XIII вв. в Западной Европе был массовый рост городов как центров ремесла и торговли. Наиболее урбанизированными районами Запада, за исключением тех, где греко-римская, византийская и мусульманская традиция оставила прочные основы (Италия, Прованс, Лангедок, Испания) стали те, где завершались крупные торговые пути. Это Северная Италия, Северная Германия и Фландрия, северо-восточная Франция. Но это были одновременно и районы наиболее устойчивого прогресса в сельском хозяйстве. В свою очередь и города оказывали влияние на сельскую округу, где денежное хозяйство все в большей степени теснило натуральную экономику. Речь идет в первую очередь о сокращении земель домена и развитии арендных отношений, коммутации ренты и личном освобождении сервов.

Не менее глубокое воздействие оказало появление городов и на развитие духовной, художественной сферы. Именно в город из монастыря переместился центр культурной жизни средневекового общества. Ясно проявилось первенство городов в образовании и архитектуре, они стали местом, где выросли готические соборы и возникли средневековые университеты.

В XI-XIII вв. переживала подъем и католическая церковь. Этому способствовали клюнийское движение и борьба за реформу церкви, укрепившие авторитет папства и монашества. Церковь одержала верх над светской властью германских императоров в борьбе за инвеституру, стала организатором и вдохновителем крестовых походов. Наконец, церковь смогла справиться с главной опасностью в лице мощных еретических движений, особенно катаров и вальденсов, которые проповедовали культ бедности, путем признания нищенствующих орденов францисканцев и доминиканцев.

Усиление папства спровоцировало обострение центрального политического конфликта XI-XIII вв. – конфликта между папой и императором. Борьба между этими двумя силами достигла максимального накала в период борьбы за инвеституру при императоре Генрихе IV (1056-1106) и папе Григории VII (1073-1085), противостояние значительно оживилось в результате проведения активной итальянской политики Фридрихом I Барбароссой (1152-1190). Кульминации борьба достигла в правление Фридриха II Штауфена (1212 –1250), умершего отлученным от церкви и разбитым почти везде в Германии и Италии. Но, одержав победу над германскими императорами, папство столкнулось с новой политической силой – повсеместно возвышающейся властью королей. Конфликт короля Франции Филиппа IV Красивого (1285-1314) и папы Бонифация VIII (1294-1303) завершился оскорблением понтифика и пленением папства в Авиньоне («Авиньонское пленение» пап 1305-1376 гг.).

И хотя в XI-XIII вв. даже самые сильные государства не имели ни династической преемственности, ни точно определенной территории, очевидной становится тенденция перехода от феодальной раздробленности к централизации государства. К концу периода и Франция, и Англия, и Шотландия представляли собой уже более менее централизованные государства. Происходил процесс централизации и в землях Германии, но на уровне отдельных территориальных княжеств. Укрепление королевской власти стало результатом ее перехода от чисто сеньориальных форм управления к общегосударственным, публично-правовым средствам. В конце XIII-начале XIV вв. складывающаяся система управления дополняется сословно-представительными собраниями, ограничивающими королевскую власть. В 1265 г. в Англии в ходе гражданской войны между баронами и короной возникает парламент, а во Франции по инициативе королевской власти в 1302 г. были созваны Генеральные штаты. Через органы сословного представительства к некоторому управлению страной были допущены духовенство, светские феодалы и горожане.

Подъем Западной Европы в XI-XIII вв., ускорение темпов общественного развития нашло свое отражение и в представлениях людей Средневековья. Происходит существенное изменение в системе ценностей средневекового общества, когда наряду с ценностями небесными в нее были включены и ценности земные. Силами церкви положительную окраску приобрели производительный труд, богатство, человеческое тело, земная любовь и т.д. Произошла десакрализация буквы, числа, интеллектуальной деятельности, времени. Изменилось отношение к типу святости, смеху. Мироощущение средневекового христианина стало более радостным: Бог представлялся ему уже не столько в образе карающего судии Бога-Отца, сколько в образе страдающего за человека Бога-Сына.

Творческий потенциал Западной Европы оказался столь значительным, что именно в XI-XIII вв. сформировалась и достигла своей зрелости собственно средневековая культура, выразившая себя прежде всего в философии и архитектуре.

 

XIV-XV вв. в истории средневековой Западной Европы – это период, который исследователи называют по-разному: кризис феодализма, кризис христианского мира, упадок средневековых институтов. Но самое образное, схватывающее суть процесса название было дано известным голландским историком Йоханом Хейзингой (1872-1945) – «Осень Средневековья». И эта метафора все чаще используется историками.

В начале XIV в. христианский мир остановился в своем продвижении к расширению границ. Средневековая экспансия закончилась. Практически завершилась и внутренняя колонизация: распашка и освоение новых земель прекратились, окраинные земли забрасывались. Демографическая кривая поползла вниз. Символом того, что творческий потенциал западноевропейцев иссяк, является тот факт, что на рубеже веков остановилось строительство больших соборов. Причину сложившейся ситуации видят в перенаселении Европы (кто в абсолютном, кто в относительном), то есть в несоответствии численности населения и способности ареала прокормить его.

Кризисные явления дали о себе знать в финансовой сфере (порча монеты, ее девальвация, банкротства итальянских банков), в текстильном производстве, в строительстве, наконец, в сельском хозяйстве. Усугубили положение дел ненастная погода 1315-1317 гг. и последующие за этим неурожаи. Начался голод, до тех пор практически неведомый Западу.

Кризис превратился в катастрофу после страшной эпидемии чумы 1347-1349 гг., унесшей от одной трети до 60% населения Западной Европы и получившей название «Черная смерть». Повторные эпидемии имели место до второй половины следующего века, в результате чего даже в середине XV в. население составляло одну треть от численности населения накануне «Черной смерти», количество поселений сократилось, например, в Англии, на 25%. Экономика впала в состояние «экономического кризиса», «низкой хозяйственной конъюнктуры», «затяжной депрессии» из-за того, что владельцы вотчин не могли найти держателей земли, даже несмотря на «рабочее законодательство», обязывавшее крестьян наниматься на работу. Сеньориальная реакция еще больше осложнила положение трудящихся.

Но кризис XIV в. не означал «общего кризиса феодализма», потому что он достаточно быстро окупился перестройкой экономики. Феодалы смогли приспособиться к условиям простого товарного производства за счет перехода от земледелия к скотоводству, изменения характера платежей, облегчения сеньориальных повинностей и т.д.

Одним из вариантов выхода правящего класса из кризиса стала война. Наиболее знаменательным тому примером является Столетняя война (1337-1453) между Францией и Англией.

Кризис и война значительно ухудшили положение крестьянства, социально приниженных слоев населения. Поэтому не случаен широкий размах народных движений в XIV-XV вв., размах, которого Западная Европа раньше не знала. Крестьянские восстания этого времени отличались тем, что охватывали большие территории и в ходе них выдвигались доже политические требования. Первые крупные крестьянские восстания такого рода вспыхнули во Фландрии и Северной Франции. Наиболее серьезными выступлениями были Жакерия 1358 г. во Франции, восстание под руководством Уота Тайлера 1381 г. в Англии, серия выступлений под знаменем «Башмака» в Германии, восстание Дольчино 1304-1307 гг. в Италии. Бурные конфликты происходили и в городах, наиболее известны Парижское восстание горожан 1356-1358 гг., восстание чомпи 1378 г. во Флоренции.

Но, с другой стороны, кризис и война в конечном итоге создали благоприятные условия для государственной централизации. Во Франции, опустошенной и экономически ослабленной после Столетней войны, королевская власть Карла VII (1422-1461) и Людовика XI (1461-1483) достигает невиданной ранее силы. В правление Людовика XI появляются даже признаки новой формы феодального государства – абсолютизма. В Англии на протяжении всего периода шла борьба феодальных клик, которая вылилась в войну Алой и Белой розы (1455-1485), завершившуюся приходом к власти династии Тюдоров. При Тюдорах шло стабильное укрепление центральной власти, положившее начало абсолютизму в стране.

Государственная централизация способствовала существенному изменению политического положения папства. Авторитет папской власти был значительно подорван периодом «авиньонского пленения» пап, а по возвращении папской курии в Рим в 1378 г. начался длившийся в течение сорока лет «великий раскол» (великая схизма), когда за папский престол вели борьбу то два, а то и три претендента. Во всех странах региона усиливаются антицерковные настроения, светские государи стремятся к официальной автономии церкви в своих странах. К концу XV в. католическая церковь и папство и в организационном, и в идейном, и в политическом отношении уже не пользовалась столь большим влиянием, как в предшествующие периоды.

Кризис XIV в. прервал зародившееся еще в XIII в. движение Возрождения, связанное с именами Роджера Бэкона (1214-1294), Дунса Скота (1264-1308) и др., Джотто (1266-1337) и Данте (1265-1321). Бедствия и эпидемии, поразившие Европу, привели к резкому обострению переживания обществом идей смерти, Страшного суда и спасения души, искупления грехов через аскетизм, страдания, самоистязания. Только в XV в. гуманистическая идея вновь окрепла. Высокое Возрождение рубежа XV-XVI вв. относится по сути дела уже к другой эпохе, эпохе перехода от средних веков к Новому времени.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Права и обязанности сторон. Об Организации и проведении практики | для 1-го курса Московской Духовной Семинарии




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.