Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Толковый словарь иностранных слов






А

Аббревиатура [< лат. abbreviare сокращенно излагать] – сокращение, употребляемое в письменном языке, в устной речи, например, вуз (высшее учебное заведение).

Абстракция [лат. abstractio] – 1) мысленное отвлечение от тех или иных сторон, свойств или связей предмета с целью выделения существенных и закономерных признаков; 2) отвлеченное понятие, теоретические обобщение.

Автореферат [гр. autos + реферат] – краткое изложение научного произведения самим автором, например, автореферат диссертации.

Авторитет [ нем. autoritӓ t < лат. auctoritas] – лицо, пользующееся признанием, влиянием.

Аксиома [гр. axioma] – исходное положение какой-либо науки, теории, принимаемое без доказательств, неоспоримая истина.

Актуальный [< лат. actualis деятельный] – важный для настоящего времени; злободневный.

Анализ [< гр. analysis разложение] – метод научного исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы; разбор, рассмотрение чего-либо.

Аналогия [гр. analogia] – 1) сходство в каком-либо отношении между предметами или явлениями; 2) форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-либо отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях.

Аннотация [лат. annotation примечание, пометка] – краткое изложение содержания книги, статьи и т. п.

Антитезис - положение, суждение, противопоставляемое тезису.

Аргумент [лат. argumentum] – основание, довод, приводимые в доказательство чего-либо.

Архаизм [< гр. arhaios древний] – устаревшее слово или оборот речи, вышедшие из активного употребления.

Аспект [< лат. aspectus взгляд] – точка зрения, с которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления.

Аспирант [< лат. aspirans (aspirantis) домогающийся, стремящийся] – лицо, готовящееся к научной или педагогической деятельности при высшем учебном заведении или научно-исследовательском институте.

Аспирантура [< лат.; см. аспирант ] – система подготовки преподавательских и научных кадров при высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах.

Ассистент [< лат. assistens (assistentis) присутствующий, помогающий] – 1) помощник профессора, преподавателя, и др. при выполнении ими каких-либо научных работ, операций, при приеме экзаменов и т. д.; – 2) должность в вузе.

Атрибут [< лат. attributum] – существенный признак, неотъемлемая принадлежность чего-либо.

Аттестация [< лат. attestatio свидетельство] – определение деловой квалификации, уровня знаний работника или учащегося, отзыв о его способностях, достоинствах или его поведении.

Аутентичный [< гр. autenticos достоверным образом] – соответствующий подлиннику, действительный; основанный на первоисточнике.

Б

Библиография [гр. biblion книга + graphō пишу] – 1) отрасль знания о способах и методах систематизации и описания произведений печати; 2) научное, систематизированное по какому-либо признаку перечисление и описание книг и других изданий; тематический указатель литературы; список литературы, использованной в каком-либо труде.

В

Верификация [фр. verification < лат. verus истинный + facere делать] – установление подлинности, проверка истинности.

Вульгаризация [< лат. vulgaris простой] – чрезмерно упрощенное изложение какого-либо учения, искажающее его сущность; грубое упрощение, опошление.

Г

Генезис [гр. genesis] – происхождение, возникновение.

Гипотеза [гр. hypothesis] - научно обоснованное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее проверки на опыте и подтверждения фактами, для того, чтобы стать достоверной научной теорией.

Гонорар [< лат. honorarium вознаграждение за услуги] – плата автору за произведение искусства, литературный или научный труд и т. д.

Гриф [фр. griffie] – надпись на издании или документе, предписывающая особый порядок пользования им.

Гуманитарный [фр. humanitaire < лат. humanitas человеческая природа, образованность] – относящийся к человеческому обществу, к человеку и его культуре; гуманитарные науки – общественные науки (история, политическая экономия, философия, филология и др.) в отличии от естественных и технических.

Д

Дедукция [лат. deductio] – логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам; в научном познании дедукция непрерывно связана с индукцией.

Детерминизм [< лат. determinare определять] – филос. признание всеобщей объективной закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества, отражаемых в законах науки.

Дефиниция [лат. definitio] – краткое научное определение какого-либо понятия, существенных признаков предмета, явления.

Диалектика [< гр. dialektikē искусство вести беседу] – развитие во всей его сложности, многообразии форм и противоречивости.

Диссертация [< лат. dissertatio рассуждение, исследование] – научная работа, представляемая на соискание ученой степени и публично защищаемая соискателем (диссертантом).

Доминанта [< лат. dominans (dominantis) господствующий] – главенствующая идея, основной признак чего-либо.

Доцент [< лат. docent (docentis) обучающий] – ученое звание и должность преподавателя в высшем учебном заведении, имеющего обычно ученую степень кандидата наук.

И

Иллюстрация [лат. illustratio] – 1) изображение, поясняющее или дополняющее текст в книге, журнале, газете; 2) наглядное объяснение чего-либо, примеры в статье, речи и т. п.

Индукция [лат. inductio] – 1) логический метод, основанный на умозаключении от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям (ср. дедукция); 2) процесс наведения электрических зарядов в проводниках и диэлектриках под действием электрического поля и намагниченности под действием магнитного поля в телах, способных намагничиваться; электромагнитная индукция – возбуждение электрического тока в каком-либо проводнике при движении его в магнитном поле или при изменении вокруг него магнитного поля.

Инициатива [фр. initiative < лат. initiare начинать] – 1) почин, побуждение к началу какого-либо дела; предприимчивость; 2) активная, ведущая роль в каких-либо действиях.

Интеллект [лат. intellectus] – ум, рассудок, разум; мыслительные способности человека.

К

Кадры [< фр. cadre личный состав] – состав работников (всех или наиболее квалифицированных) какой-либо отрасли деятельности.

Кандидат [< лат. candidatus одетый в белое (в Древнем Риме соискатель государственной должности надевал белую одежду)] – 1) лицо, намеченное для избрания или приема куда-либо; 2) кандидат наук – ученая степень в Российской Федерации.

Кардинальный [< лат. cardinalis главный] – самый важный, существенный, главный.

Кафедра [< гр. kathedra стул, скамья] – объединение профессорско-преподавательского состава научных работников одной или нескольких тесно связанных между собой дисциплин в высшем учебном заведении Российской Федерации.

Классификация [лат. classis разряд + facere делать] – распределение предметов, явлений, и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Комментарий [лат. commentarium] – рассуждение, пояснительное и критическое замечание по поводу чего-либо.

Компетенция [лат. competentia соответствие, соразмерность] – круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное (компетентное) лицо обладает познанием, опытом.

Компиляция [< лат. compilatio кража] – несамостоятельная литературная или научная работа, основанная на использовании опубликованных произведений, трудов разных авторов.

Конкурс [< лат. concursus столкновение, схватка] – соревнование, соискание в какой-либо области, дающее возможность выявить наиболее достойных из числа его участников (напр., конкурс при поступлении в учебное заведение.

Конспект [< лат. conspectus обзор] – краткое письменное изложение какого-либо сочинения, запись лекции, речи и т.п.

Констатировать [фр. constater] – устанавливать факт, наличие, несомненность чего-либо.

Контекст [< лат. contextus сплетение, соединение] – законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи (текста), точно определяющий смысл отдельно входящего в него слова или фразы.

Концепция [лат. conceptio] – 1) то или иное понимание явления, система взглядов; 2) основная мысль произведения.

Критерий [гр. kritē rion] – отличительный признак, мерило, на основании которого дается оценка какого-либо явления, действия, идеи; критерий истины – мерило достоверности наших знаний, их соответствия объективной действительности; критерием истины является общественно-историческая практика людей, на деле доказывающая истинность познания.

Курсив [< лат. cursiva littera скоропись] – печатный шрифт с наклоненными вправо буквами, напоминающий рукописное письмо.

Л

Лаконизм [гр. lakō nismos] – краткое, сжатое выражение мысли, идеи, замысла.

Лексика [гр. lexicos относящийся к слову] – совокупность слов, употребленных каким-либо автором или относящихся к какой-либо в сфере деятельности.

Лексикон [гр. lexicon] – словарь; запас слов.

Логика [гр. logikē ] – 1) наука о законах и формах мышления; 2) разумность, внутренняя закономерность, последовательность.

М

Метод [гр. methodos] – 1) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; 2) прием или система приемов в какой-либо деятельности.

Методика – 1) совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо; 2) учение о методах преподавания той или иной науки.

Методология [< гр. logos учение] – 1) учение о научном методе познания; 2) основные принципы или совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке.

Модель [фр. modé le] – 1) образцовый экземпляр какого-либо изделия; образец для изготовления, создания чего-либо; 2) вид, тип конструкции; 3) копия, воспроизведение предмета в уменьшенном размере; 4) исследуемый объект, представленный в наиболее общем виде.

Монография [ моно …+ гр. graphō пишу] – научное произведение, всесторонне с возможной полнотой разрабатывающее какой-либо отдельный вопрос, тему.

Номенклатура [< лат. nomenclatura список] – перечень названий, терминов и т. д., употребляемых в какой-либо отрасли науки, производства.

О

Объективный [< лат. objectivus предметный] – беспристрастный, непредвзятый, соответствующий действительности.

Оппонент [< лат. opponens (opponentis) возражающий] – 1) противник в споре; 2) лицо, заранее назначенное для выступления при защите диссертации, обсуждении доклада и т. п.

П

Пагинация [< лат. pagina страница] – порядковая нумерация страниц книги, журнала и т.п.

Парадокс [< гр. paradoxos неожиданный, странный] – неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.

Параметр [< гр. parametron отмеривающий] – величина, характеризующая какое-либо основное свойство процесса, явления или системы.

Плагиат [< лат. plagiatus похищенный] – выдача чужого произведения за свое или использование в своих трудах чужого произведения без ссылки на автора.

Полемика [гр. polemika военное искусство < polemos война] – спор при обсуждении каких-либо вопросов (научных, литературных, политических и т.д.).

Постулат [лат. postulatum] – утверждение, принимаемое без доказательства в качестве исходного положения.

Постфактум [< лат. post factum после сделанного] – после того, как что-либо уже произошло, совершилось.

Прерогатива [< лат. praerogativus преимущество, первенство] – исключительное право.

Престиж [фр. prestige] – авторитет, влияние.

Претендент [лат. praetendents (praetendentis)] – заявляющий притязания, домогающийся чего-либо; добивающийся получения какой-либо должности, звания, первенства в конкурсе или соревновании.

Претенциозный [фр. pré tentieux] – претендующий на значительность, оригинальность; лишенный простоты, вычурный, манерный.

Примитивный [< лат. primitivus первоначальный, первобытный] – простой, несложный; осуществляемый простыми средствами, методами; недостаточно глубокий, упрощенный.

Принцип [< лат. principium начало, основание] – основное исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; внутреннее убеждение человека, взгляд на вещи.

Приоритет [нем. prioritӓ t < лат. prior первый] – первенство (в открытии, изобретении и т.п.); преобладающее, первенствующее значение чего-либо.

Проблема [< гр. problē ma задача, задание] – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

Провоцировать [нем. provozieren < лат. provocare] – вызывать что-либо или на что-либо; подстрекать, побуждать к чему-либо с предательской, враждебной целью.

Прогноз [гр. prognosis < pro вперед + gnosis узнавание] – предвидение, предсказание, основанное на определенных данных.

Прогресс [лат. progressus] – развитие нового, передового; движение к более высокой ступени развития, более совершенному состоянию; изменение к лучшему.

Продуктивный [лат. productivus] – производительный, плодотворный.

Пропорция [лат. proportion] – соразмерность, определенное соотношение частей между собой.

Процедура [< лат. procedere продвигаться] – официально установленная последовательность действия для осуществления или оформления какого-либо дела.

Процесс [< лат. processus движение вперед] – последовательная закономерная смена каких-либо явлений, состояний и т. п., ход развития чего-либо.

Публикация [< лат. publicare объявлять всенародно] – 1) обнародование, объявление, доведение чего-либо до всеобщего сведения посредством печати, радио, телевидения; печатание в различных изданиях (газетах, журналах, книгах) отдельных произведений и работ; 2) опубликованный, напечатанный текст.

Пунктуация [< лат. punctum точка] – система расстановки знаков препинания.

Р

Ранг [фр. rang] – звание, чин; разряд, категория.

Рационализация [< лат. rationalis разумный] – усовершенствование методов какой-л. работы, деятельности; улучшение организации чего-л.

Реализация [< лат. realis вещественный] – осуществление, проведение в жизнь (какого-л. плана, проекта, идеи и т.п.).

Реальный [< лат. realis вещественный] – практический, соответствующий действительному положению.

Редактировать [< лат. redactus приведенный (в порядок)] – руководить изданием газеты, журнала, книг и т.п.

Резюме [фр. ré ́ ́ sumé ́ ] – краткое изложение сути речи, статьи и т.п.; заключительный итог речи, доклада и т.п.; краткий вывод из сказанного, написанного или прочитанного.

Рекомендация [лат. recommendatio] – 1) письменный или устный благоприятный отзыв; 2) совет, указание.

Ректор [< лат. rector управитель, руководитель] – руководитель высшего учебного заведения.

Репутация [фр. ré ́ ́ putation] – создавшееся общее мнение о достоинствах и недостатках кого-л., чего-л.

Ретроспективный [< лат. retro назад + spectare смотреть] – посвященный рассмотрению прошлого, обращенный назад к прошлому.

Реферат [< лат. referre докладывать, сообщать] – 1) краткое устное или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной книги и т.п.; 2) доклад на какую-л. тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

Рецензия [< лат. recensio рассмотрение, разбор] – 1) критическая оценка научного произведения; 2) статья в газете, журнале, содержащая такую оценку.

Рубрика [< лат. ruber красный] – раздел, подразделение чего-л., графа.

С

Семантика [< гр. semantikos обозначающий] – смысловое значение слова, оборота речи и т.п.

Синоним [< гр. synonymos одноименный] – слово, отличающееся от другого по звучанию, но совпадающее с ним или очень близкое ему по значению, напр. «труд» и «работа»; * тождественное понятие.

Синтаксис [гр. syntaxis] – строение предложения и правила сочетания слов в предложении.

Синтез [< гр. synthesi соединение, сочетание] – метод исследования какого-л. явления в его единстве и взаимной связи частей; обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом.

Ситуация [фр. situation < лат. situs положение] – обстоятельства, положение, обстановка.

Скурпулезный [лат. scrupulosus] – точный до мелочей, чрезвычайно тщательный.

Софизм [гр. sophisma] – умышленно ложное умозаключение, построенное на неправильных положениях.

Стадия [гр. stadion] – определенная ступень (период, этап) в развитии чего-л.

Стандарт [англ. standard] – установленный образец, норма.

Стиль [< гр. stylos палочка для письма] – приемы использования средств языка, манера словесного выражения.

Структура [лат. structural] – взаиморасположение и связь составных частей чего-л.; строение, устройство чего-л.

Субъективный – односторонний, пристрастный, определяемый личными взглядами, интересами, вкусами.

Схема [< гр. sche̅ ma наружный вид, образ, форма] – изображение или описание чего-л. в общих, основных чертах.

Т

Тезис [гр. thesis] – положение, суждение, которое автор или оратор намерен доказать, защищать или опровергать; одно из основных положений доклада, сообщения, научного труда и т.п. (тезисное изложение предполагает систематичность расположения материала по пунктам и сжатость формулировок).

Тематика [< гр. thema букв. то, что положено в основу] – совокупность тем большого произведения, исследования, творчества ученого в целом, периодического издания и т.д.

Тенденция [нем. Tebdenz < лат. tendere стремиться, направляться] – стремление, склонность к чему-либо; направление, в котором совершается развитие какого-л. явления.

Термин [< лат. terminus предел, граница] – слово (или сочетание слов), являющееся точным обозначением определенного понятия какой-л. области науки.

Терминология [< гр. logos учение] – совокупность терминов, употребляемых в какой-л. области науки.

Технология [гр. techne̅ мастерство + logos учение] – процессы (технологические процессы), при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта.

Тираж [фр. tirage < tirer выиграть, вытянуть; печатать, множить] – количество экземпляров, в котором печатается какое-л. издание.

Титул [лат. titulus] – первая страница книги, на которой напечатаны фамилия автора, заглавие, место и год издания и т.п. (титульный лист).

Традиция [< лат. traditio передача; повествование] – установившийся порядок чего-л.

Трактат [< лат. tractatus обсуждение, рассмотрение] – научный труд, в котором подробно рассматривается какой-л. отдельный вопрос, отдельная проблема.

У

Универсальный [< лат. universalis всеобщий] – разносторонний, всеобъемлющий; пригодный для многих целей, с разнообразным назначением, выполняющий разнообразные функции.

Университет [нем. Universitä t лат. universitas (universitatis) совокупность] – высшее учебное заведение, имеющее разные отделения (факультеты, институты), на которых представлена совокупность дисциплин, составляющих основы научного знания; университет ведет также научно-исследовательскую работу.

Уникальный [< лат. unicum единственное] – единственный в своем роде, исключительный.

Ф

Фактор [< лат. factor делающий, производящий] – движущая сила какого-л. процесса, явления.

Фиксировать [фр. fixer < лат. faxus твердый, прочный, закрепленный] – 1) устанавливать, определять; 2) отмечать, записывать; 3) закреплять в определенном положении что-л.

Фиктивный [фр. fictiv < лат. fictio вымысел] – ложный, мнимый, вымышленный.

Формат [< лат. formatus сделанный, получивший форму] – 1) размер книги, листа, карточки и т.п.; 2) тип, длина строки; длина и высота полосы набора.

Формула [< лат. formula форма, правило] – условное выражение (числами, буквами, специальными знаками,) совокупности каких-л. величин, отношений, состава и т.п.

Формулировать [< лат.: см. формула ] – кратко и точно выражать какую-л. мысль, давать словесное определение.

Форсировать [фр. forcer] – усиливать, ускорять; увеличивать напряженность, темп какой-л. деятельности.

Х

Хаос [гр. chaos] – беспорядочное (хаотическое) смешение чего-л., отсутствие системы, стройности в чем-л.

Хронологический [гр.chronos время + logos учение] – построенный в порядке последовательности во времени.

Ц

Цитата [нем. Zitat < лат. citare проводить, провозглашать] – дословная выдержка из какого-л. текста, приводимая для подтверждения излагаемой мысли.

Ш

Штудировать [нем. studieren < лат. studere учиться, прилежно заниматься] – тщательно изучать, добросовестно учить что-л.

Э

Эвристика [< гр.heuriskō нахожу, открываю] – наука о творческом мышлении человека, о психических процессах решения каких-л. задач.

Эклектизм, эклектика [< гр. eklektikos выбирающий] – механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, стилей; эклектик произвольно выбирает из различных систем те положения, которые ему хотелось бы сохранить или отстоять.

Экспериментальный – основанный на эксперименте; полученный путем опыта.

Эксперт [< лат. expertus опытный] – специалист в области науки, приглашаемый для экспертизы, т.е. для исследования и разрешения вопроса, требующего специальных знаний.

Эмпирический [< гр. еmpeiria опыт] – основанный на опыте, опирающийся на практику.

Энциклопедия [< гр. enkyklopedeia круг знаний] – научное издание, дающее систематический (по алфавиту или темам) свод знаний (универсальная э.) либо совокупность сведений по одной какой-л. отрасли знания (отраслевая э.).

Эристика [< гр. eristikos спорящий] – искусство вести спор, полемику.

Эссе [фр.essai] – очерк (научный, исторический и т.д.).

Этика [гр. ē thikē < ē thos нрав, обычай] – совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной общественной среде или профессиональной группе.

Эффект [< лат. effectus исполнение, действие] – результат, следствие каких-л. причин, действий.

Эффективный [лат. effectivus] – достигающий определенного эффекта, нужного результата, действенный.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.