Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дворец Фонтенбло






https://www.youtube.com/watch? v=rldZIVGLV3w – видеоролик про Фонтебло

(фр. Châ teau de Fontainebleau) — дворец эпохи Ренессанса во французском департаменте Сена и Марна, вокруг которого со временем сформировался город Фонтенбло. Здесь жили многие правители Франции начиная с Людовика VII и заканчивая Наполеоном III. Три монарха родились во дворце — Филипп IV Красивый, Генрих III Валуа и Людовик XIII.

Ныне существующий дворец был заложен на месте предыдущих королём Франциском I. Это была первая в северной Европе королевская резиденция, лишённая какой-либо оборонительной функции. Король пригласил для строительства и украшения дворца мастеров итальянского маньеризма, таких, как Приматиччо и Бенвенуто Челлини. Именно отсюда мода на маньеризм распространилась по Европе (см. школа Фонтенбло).

После смерти Франциска дворец достраивали Генрих II Валуа и Екатерина Медичи. Строительные работы при их жизни курировал знаменитый архитектор Филибер Делорм. Генрих IV также благоволил к Фонтенбло. Именно он велел прорыть ко дворцу 1200-метровый канал и наполнить его рыбой для ужения. После переезда Людовика XIV в Версаль дворец его предков был позабыт и обветшал, но Наполеон вернул Фонтенбло былой блеск, проводя здесь много времени и обновив его интерьеры в духе ампира. Симпатию к Фонтенбло унаследовал Наполеон III, заказавший архитектору Лефюэлю новое здание театра.

Фонтенбло. Западный фасад

 

Фонтенбло. Лестница подкова

 

Фонтенбло. Двор Белой лошади

 

Сначала этот двор назывался Большим Нижним двором. В XVI веке его украшала скульптура лошади, которую (по одной версии) привез из Италии художник Ф. Приматиччо. Это был гипсовый слепок с древнеримской статуи императора Марка Аврелия верхом на коне, установленной великим Микеланджело в центре Капитолийской площади в Риме. По другой версии, будто бы в сентябре 1560 года Екатерина Медичи просила Микеланджело сделать эскиз памятника своему покойному супругу — королю Генриху II — в виде всадника. Знаменитый скульптор принял заказ, возложив на себя только руководящие работы, а исполнителем порекомендовал скульптора Даниэле да Вольтера, который и сделал каменную модель. Вскоре перелили в бронзу часть памятника — лошадь очень большого размера, намного больше, чем лошадь статуи Марка Аврелия.

У этого двора есть еще и другое название — двор Прощания. В апреле 1814 года Наполеон Бонапарт подписал в Фонтенбло свое отречение от престола и 20 числа этого же месяца на дворе Белой Лошади прощался со своей старой гвардией, чтобы отправиться на остров Эльбу.

 

Замок Фонтенбло и пруд карпа Дата между 1890 и 1905

 

Замок Фонтенбло. Галерея Франциска I. 1533–1540

В замке-дворце Фонтенбло расположился один из самых значительных памятников французского Возрождения — Галерея Франциска I. Галерея является прообразом зеркального зала в Версале!

 

Она представляет собой очень длинное и довольно узкое помещение. (64х6 метров), перекрытое коробовым сводом. Стены галереи до половины обшиты резными панелями из темного дерева, по которым идут изображения герба Франции и монограммы короля, заключенные в овалы, а над ними располагаются крупные фрески работы итальянского художника Россо, которые обрамлены скульптурными барельефами белого цвета, созданными другим итальянцем Приматиччо.

Высокие окна, уходя в стены, образуют неглубокие ниши: льющиеся сквозь них потоки света озаряют живопись с ее оригинальной оправой и скользят по золотистой поверхности дубовых паркетов. Галерея Франциска I стала первым помещением во Франции, которое было украшено монументальными росписями светского характера. Все фрески до единой посвящены Франциску І — его победам, мужеству и благочестию, а также его благоволению к наукам и искусствам.

В галерее нет мебели, кроме прикрепленных к стенам резных деревянных скамей с тремя ножками и с ручками в виде крылатых грифонов.

 

Замок Фонтенбло. Галерея Франциска I. 1533–1540

 

 

Замок Фонтенбло. Галерея Франциска I. 1533–1540

 

Замок Фонтенбло. Галерея Франциска I. 1533–1540. Деталь

 

 

Фонтенбло. Александр, укрощающий Буцефала. Приматиччо

 

 

Фонтенбло. Аллегорические фрески Россо Фьорентино в обрамлении стукко

 

Фонтенбло. Фрески в обрамлении стукко. Приматиччо

 

Некоторые фрески в Галерее Франциска I являются парными, что позволило художникам показать основную идею в разных аспектах. Например, в ансамбле фресок «Воспитание Ахилла» и «Венера наказывает Амура» зашифрована идея государственных добродетелей. В основе всех изображений лежат сюжеты из мифологии и произведений древних авторов, но содержание большинства из них было зашифровано в аллегории, смысл которых во многом не раскрыт еще и до сих пор.

 

(Франческо Приматиччо (итал. Francesco Primaticcio, по прозвищу Болонец, итал. il Bologna, 30 апреля 1504, Болонья – 1570, Париж) — итальянский живописец, архитектор и скульптор, работал в Италии и во Франции.

Учился в Мантуе у Джулио Романо, с 1532 работал при дворе Франциска I. Один из крупнейших представителей итальянского и французского маньеризма. Принимал участие в росписи дворца Фонтенбло, после смерти своего напарника Россо Фьорентино (1540) возглавил группу художников, работавших в королевском поместье (так называемая «школа Фонтенбло»). Этот пост он занимал и при следующих королях вплоть до Карла IX Валуа.)

 

Фонтенбло. Галерея Франциска I. 1533–1540. Франческо Приматиччо. Даная

 

Картина Франческо Приматиччо «Даная».
Обнаженная полулежащая на ложе Даная со своей служанкой и Амуром изображена художником в богато убранной комнате. В центре композиции ниспадает золотой дождь. Согласно греческому мифу, Даная была заперта в бронзовой башне ее отцом, аргосским царем Акрисием, которому дельфийский оракул предсказал смерть от руки внука. Однако Зевс проник в башню в виде золотого дождя.

 

 

Фонтенбло. галерея Франциска I - фрагмент

Галерея Франциска I являлась соединительным коридором, который вел в один из корпусов Овального двора. Двор этот был замкнут однообразными по архитектуре фасадами хозяйственных построек, сжимавших собой основной корпус.

Архитектор Ж. Лебретон поставил Золотые ворота — укрепленный вход в замок. Они и сейчас кажутся неприступными. Золотые ворота представляют собой нарядный, чуть вытянутый вверх павильон, сложенный из светлого камня и красного кирпича. Фасад его четко поделен на три части в длину и в высоту, а по боковым сторонам его архитектор расположил одно над другим окна, завершив каждое обложенным кирпичом фронтоном. Бесценной реликвией Фонтенбло времен Франциска I являются часы, установленные на одном из корпусов Овального двора. Часы украшены монументальными скульптурами, олицетворяющими семь планет, а древнеримский бог Вулкан молотом отбивает каждый час.

Стены Бального зала на высоту двух метров от пола обшиты дубовыми панелями, на филенках которых многократно повторяются изображения эмблемы и герба Франции, а также вензеля с инициалами Генриха II и его фаворитки Дианы де Пуатье. Пространство Бального зала между потолком и панелями заполнено живописью, в которой основная роль принадлежит фрескам. Их исполнил по эскизам Ф. Приматиччо итальянский художник Никколо дель Абате, сделавший восемь больших фресок на мифологические сюжеты: «Церера и жнецы», «Вулкан, кующий по приказу Венеры стрелы любви» и другие. Все росписи Бального зала объединены особой, необыкновенно трепетной по характеру исполнения живописной техникой.

 

Фонтенбло. галерея Франциска I

За караульным помещением, салоном Людовика XV и апартаментами морганатической жены Людовика XIV мадам де Ментенон расположен великолепный танцевальный зал, который после смерти Франциска I распорядился достроить его сын Генрих II. Он был женат на представительнице богатейшей флорентийской семьи Екатерине Медичи, но всю жизнь поддерживал отношения с любовницей, которая была старше его на 19 лет – знаменитой французской красавицей Дианой де Пуатье.

Танцевальный зал представляет собой просторное помещение с резным кессонированным потолком и наборным паркетом, рисунок которого соответствует рисунку сводов. Строить его начинал еще архитектор Ж. Лебретон, а достраивал и отделывал уже Ф. Делорм.

Вдоль зала с обеих сторон установлены мощные арочные пилоны, нижняя часть которых покрыта деревянными панелями, а верхняя – украшена фресками на мифологические сюжеты по эскизам Приматиччо.

В резной отделке повсеместно используются инициалы Генриха II и его геральдический символ – луна или месяц: латинскую букву «H», помещенную поверх римской цифры «II», пересекают два полумесяца. Существует легенда о том, что король уверял свою супругу, будто речь идет об их совместном вензеле, в котором переплетаются инициалы «H» и «C», но на самом деле полумесяцы в сочетании с вертикальными чертами цифры «II» воспроизводили первую букву имени Дианы де Пуатье.

Бальный зал площадью в 300 квадратных метров был перекрыт сводом, который лежит на мощных опорах, создающих систему аркад-амбразур. Они уходят в стены на глубину трех метров и тем самым образуют ниши-окна. Пять таких окон обращены в сад, а через пять других можно детально рассмотреть Овальный двор.

В Фонтенбло пять лет провел итальянский скульптор Бенвенуто Челлини, который «создал много произведений из золота и серебра». В салоне Франциска I сохранился алебастровый барельеф, имитирующий античную камею, на котором Б. Челлини представил богиню Диану с оленем. Многое из того, что было сделано великим итальянцем для замка-дворца Фонтенбло, впоследствии разошлось по разным музеям мира. После смерти Генриха IV Фонтенбло на протяжении многих лет пустовал и постепенно ветшал. Родившийся здесь Людовик XIII мало занимался украшением дворца и благоустройством парка. При Людовике XIV на первое место среди загородных резиденций выходит Версаль, который вскоре затмит собой все остальные.

Но Фонтенбло не был забыт, для королевского двора он стал осенней резиденцией в сезон охоты. Тогда преобразования в основном коснулись парков, а в самом дворце многое осталось прежним.

Замок Фонтенбло. Бальный зал

 

Замок Фонтенбло. Бальный зал

 

Фонтенбло. Бальный Зал_Камин

 

Фонтенбло. Бальный Зал_Хоры зала

 

Следующая галерея - Генриха II уже с буквой " H". Его связь с фавориткой Дианой де Пуатье, которая была старше короля на 20 лет, была всепоглощающа: король заказывал изображения и статуи богинь с лицом Дианы.

Фонтенбло. галерея Генриха II

 

К танцевальному залу примыкает капелла святого Сатурнина, которая состоит из нижней и верхней церкви. Нижняя капелла расположена на месте капеллы, которую в 1169 году освятил Томас Беккет. Построенная заново при Франциске I, она была отреставрирована при Луи-Филиппе: по эскизам его дочери принцессы Марии были выполнены огромные витражи. Верхняя капелла пронизана светом: ее пышный декор создан Делормом.

Рядом с танцевальным залом также находится бывшая спальня фаворитки Франциска I мадам д’Этамп, которая при Людовике XV была переделана в лестницу: на стене сохранилась фреска Приматиччо «Александр и Роксана».

За караульным помещением расположены Большие апартаменты. В двух залах Людовика Святого над камином находится мраморный рельеф, изображающий Генриха IV, и датированные 1725 годом часы из мастерской известного мастера-краснодеревщика А.-Ш. Буля. Декоративная отделка относится к эпохе короля Людовика XV, при котором два мрачных зала донжона приобрели свой современный облик. В салоне Франциска I привлекает внимание алебастровый барельеф с изображением богини Дианы, который исполнил для короля знаменитый итальянский скульптор Бенвенуто Челлини, проживший в замке около пяти лет.

 

Через несколько залов открывается построенная в начале 17 века галерея Дианы, которая прежде называлась «галереей королевы», так как она вела в покои королевы Екатерины Медичи. Ее длина составляет 80 метров, а ширина – всего 10. Первоначально она была украшена сценами на сюжет мифа о Диане и Аполлоне. В годы Французской революции в галерее была устроена тюрьма. При Наполеоне I галерея была приведена в порядок, и затем, в эпоху Реставрации, ее своды были покрыты росписями на мифологические темы в стиле художника Жака-Луи Давида. Края сводов украшены фресками в так называемом «трубадурском» стиле, из которых до наших дней дошло восемь изображений: в частности, «Карл Великий, переходящий через Альпы». В период правления Луи-Филиппа галерея использовалась в качестве банкетного зала, а в годы Второй Империи – в 1858 году – в ней разместили библиотеку. Сегодня она насчитывает около 16000 изданий, начиная с 1530 года. В центре галереи находится большой глобус, который был установлен на этом месте в годы Второй Империи: в 1810 году Наполеон I заказал его для дворца Тюильри.

Рядом с галереей Дианы расположена анфилада комнат, связанная с эпохой правления Наполеона I.

Внутренние апартаменты Наполеона I расположены параллельно галерее Франциска I и ведут к началу осмотра – в галерею тарелок. Далее можно пройти в крыло Людовика XV, 15 залов которого в 1986 году были отведены под музей Наполеона I. Крыло Людовика XV возводилось в два приема – в 1738-1741, а затем в 1773-1774 годах – вместо построенной при Франциске I галереи Одиссея, известной благодаря тому, что на ее стенах когда-то располагалось около 58 картин.

 

Замок Фонтенбло. Грот с атлантами-сатирами

 

К западу от Пруда с карпами расположен Английский сад, который в качестве парка существовал со времен Франциска I (1498-1555): по приказу короля в этом месте попытались выращивать приморские сосны. В северо-западном конце парка был возведен павильон Помоны (римской богини фруктовых и ореховых деревьев), украшенный фресками итальянских художников Россо и Приматиччо. Однако в 1566 павильон был разрушен.

До наших дней сохранился грот, который расположен с внешней стороны юго-западного крыла двора Белой Лошади. Он состоит из рустованных аркад, которые поддерживают грубо вылепленные атланты в виде сатиров: внутренние помещения грота прежде были украшены росписями, выполненными Приматиччо.

К северу от замка, за левым крылом двора Белой Лошади находится Сад Дианы. Он был устроен по приказу Екатерины Медичи и поэтому именовался Садом королевы. При Генрихе IV (1553-1610) в саду появилась оранжерея. При Людовике XIV (1638-1715) сад вновь претерпел изменения.

Нынешнее название парка связано с фонтаном Дианы, который был выполнен в 1603 году итальянским инженером Франчини. В центре фонтана находится копия античной статуи Дианы, оригинал которой находится в Лувре. До 1813 года на ее месте находилась бронзовая статуя работы Приёра, которая сейчас стоит в замке в Галерее Оленей. Нынешняя скульптурная группа называется «Диана с ланью» и датируется 1684 годом. Спроектированный инженером Франчини фонтан украшают четыре охотничьи собаки и четыре головы оленей, выполненные в 1603 году скульптором Биаром.

Замок Фонтенбло. Сад Дианы

«Диана с ланью» датируется 1684

 

Замок Фонтенбло. Канал

 

К северо-востоку от партера лежат 80 гектаров парка, созданного в период правления Генриха IV. Прежде парк обозначал границу королевских владений: со стороны деревни Авон через парк шла единственная дорога в замок Фонтенбло. В 1606-1609 годах в парке были проложены расходящиеся в форме звезды аллеи, а с его южной стороны – прорыт канал длиной 1, 2 километра, который вскоре стал местом увеселительных прогулок на лодках. Вода в канал поступает посредством нескольких акведуков, сооруженных в 16 веке.

 

Анна де Писслё, герцогиня д'Этамп. Фаворитка Франциска I

Фонтенбло_Диана Де Пуатье

 

Фонтенбло_Диана Де Пуатье

 

 

Школа Фонтенбло — название группы мастеров (живописцев, архитекторов, ювелиров и пр.), работавших во дворце Фонтенбло, который был центром Ренессанса в северной Европе при короле Франциске I и его преемниках. С их работами во французское искусство вошёл маньеризм.

Различают две, разделенные периодом примерно в пятнадцать лет, эпохи. Деятели искусства первой эпохи были выходцами из Италии. Они объединяются под именем первой школы Фонтенбло. Мастера второй школы Фонтенбло, работавшие вплоть до начала XVII столетия, были, в основном, выходцами из Франции и Фландрии.

Первая школа Фонтенбло (1530—1570)

После вторжения Франции в Италию в период между 1494 и 1499 годами образцы произведений искусства, литературы и науки Италии оказались во Франции, знания итальянского Ренессанса в его расцвете. После восшествия на престол, Франциск I стремился подкрепить свои притязания на господство в Европе строительством великолепного дворца, сравнимого с дворцами во Флоренции, Мантуе или Милане.

Он пригласил во Францию, наряду с гуманистами, известных итальянских художников, таких как Леонардо и Микеланджело, который не откликнулся на приглашение короля, архитекторов Виньолу и Серлио, ювелира Челлини, который в Фонтенбло создавал по заказу Франциска свою знаменитую салиеру. Они пробыли, однако, во Франции недолго, не оставив значительного следа.

Ключевым оказалось прибытие в 1531 году Россо Фьорентино, который работал в Фонтенбло вплоть до своей смерти в 1540 году. В 1532 году за ним последовал Франческо Приматиччо, который уже более не покидал Францию, не считая его короткую поездку в Италию по поручению короля. Третьим из первой школы Фонтенбло прибыл в 1552 году из Болоньи Никколо дель Аббате, которого король Генрих II подрядил по рекомендации Приматиччо.

Главной их задачей было создание внутреннего интерьера дворца, украшение его картинами, фресками, скульптурами, рельефами, лепниной, шпалерами и другими предметами декоративно-прикладного искусства. Главной шедевром Россо стала, хорошо сохранившаяся до наших дней, галерея Франциска I, над украшением которой он работал с 1531 по 1540 годы. После смерти Россо Приматиччо продолжил его дело. Созданная им спальня короля была полностью разрушена, от салона герцогини д’Этамп остались только фрагменты. Его подмастерья и Никколо дель Аббате отделали бальный зал и галерею Одиссея, которые были снесены в 1697 году. Однако внутренний интерьер остался запечатленным на многочисленных коврах и шпалерах.

Из-за религиозных войн в период с 1584 по 1595 года и смерти последнего короля Франции из династии Валуа Генриха III работы были прерваны и дворец был брошен.

 

Фонтенбло. Диана-охотница, 1-я школа Фонтенбло, 1550-60

 

Сабина Поппея. Школа Фонтенбло. Около 1580

Вторая школа Фонтенбло (1590—1620)

Во время правления Генриха IV дворец был полностью реставрирован. Король пригласил фламандских и французских мастеров в Фонтенбло, которые считаются мастерами второй школы Фонтенбло. К их числу принадлежали Амбруаз Дюбуа (фр.)русск. из Антверпена, парижане Туссен Дюбрей (фр.)русск., Антуан Карон и Мартен Фремине (фр.)русск., а также группа безымянных художников. Кисти Дюбрей принадлежали росписи павильона Поэзии, разрушенного в 1703 году. С 1606 по 1616 год Фремине расписал капеллу св. Троицы, сохранившуюся до наших дней.

Из мастерских второй школы Фонтенбло вышел целый ряд эротических картин, которые были одним из её излюбленных мотивом. Характерно для картин этого рода с их до сегодняшнего дня не до конца расшифрованной иконографией полотно неизвестного художника, изображающее Габриэль д'Эстре с сестрой, герцогиней де Виллар.

Типичны для второй школы Фонтенбло отказ от религиозных мотивов, предпочтение тем из греческой и римской мифологии, эротических сюжетов, любовь к орнаменту и гротеску, объединение живописи, скульптуры и лепнины в одну композицию, а в фигурах их удлинение типичное для художников-маньеристов Италии. Особенность эротических картин заключается в их подчеркнуто рафинированной эротике и одновременно отрешенной чопорности и отсутствии эмоций и чувственности. Иконография полотен полна загадок, зашифрованного смысла, нравоучительных намёков, а в воплощении преобладают фигуры с ясными контурами, изображенные в холодной и приглушенной цветовой гамме

 

Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой, вторая школа Фонтенбло, ок.1594, Лувр

 

 

Портрет Дианы де Пуатье, Франсуа Клуэ, 1571

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.