Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 17. Для детей, получивших жизненный опыт в детском доме, особенно важно чувство причастности к группе






ТЕРАПИЯ КОЛЛЕКТИВА

Для детей, получивших жизненный опыт в детском доме, особенно важно чувство причастности к группе. Подросток, скорее, поделится страшной тайной с товарищем во дворе, чем с любящим его родителем.

Поле сознания окружающих, «своих», оказывается во многих случаях самым главным стимулом для развития или остановки этого развития. Измените окружение, измените характеристики «своих» — изменится и вектор развития юной личности.

Пи интересная книга, ни компьютер, ни заботливые родители не могут заменить радость общения с себе подобными. Мнение неформальных лидеров в этих условиях оказывается более весомым, чем па- ставления учителей и родителей.

Наши слова и паши образы действий могут достигать сознания детей через ту среду, которая воспринимается ими как своя, то есть через «полупроводников» — старших друзей.

Из разговора с шестнадцатилетним

— Какая самая страшная кара- в коллективе?

— Перестать быть крутым.

— Правильно. Ты как раз и перестаешь быть крутым, когда над тобой смеются. Это самая, страшная кара в любом коллективе.

Детей можно понять. Как еще они проверят истинность того, что мы им сообщаем о мире? Как они убедятся в том, что мы их не бросим и не предадим? II тут дети часто переходят любые границы морали. Они рассказывают друг другу о том, что подслушали за дверью комнаты родителей, дают свою интерпретацию обрывкам разговоров. Редкий ребенок может удержаться от соблазна повысить свой статус в коллективе, посвятив одноклассников в семейные тайны. Они не видят в этом греха, так как в их мире скабрезный рассказ — это только рассказ.

Надо сказать, что это сильно осложняет жизнь взрослых. Но как же еще дети испытают реальность семейных отношений? Ведь только будучи допущены во взрослую реальность, они могут и сами чему- то научиться.

К списку тайн, за которыми охотятся дети, относятся любые намеки на противоречия между взрослыми. Так они выясняют, а правду ли мы им говорим, истинный ли ОБРАЗ МИРА предлагаем.

Если все окружающие взрослые дают одну и ту же оценку поступкам ребенка, если он вновь и вновь убеждается в единой системе ценностей, то эта система становится частью его ОБРАЗА МИРА. Зачем тратить силы и перепроверять то, что для всех старших уже очевидно?

Разумеется, дети, испытавшие больше насилия, менее доверчивы и склонны чаще перепроверять границы невидимого мира наших законов. Но и они в конце концов поддаются убеждению. Вернее, под давлением неопровержимых доказательств — общего видения взрослых — они начинают смотреть на мир их глазами.

Поэтому каждый взрослый, находящийся в пашем Терапе вти ч ес ко м сооб i цестве, неза в и с и м о от

Когда я только приехала в Китеж, мне объяснили, что важнейший принцип Китежа состоит в том., что обо всем можно договориться... и, что еще важнее9 можно передоговориться.

Максим Аникеев

— Человек чувствует себя уютно в Китеже, когда он сам творит, пишет книги, ставит спектакли. рисует картины, что-то создает. И скорее я имею в виду творчество в широком смысле, яая процесс создания нового, начиная от рисования, заканчивая отношениями. Когда, человек постоянно находится в позиции подчиненного и ему только указывают, что делать, ом не будет счастлив.

Маша Кривенкова

— Сотворчество и сотрудничество. Сотрудничество для нас — взаимодействие на уровне ролей и выполняемых функций, доброе, удобное. Взаимное удовлетворение потребностей. Сотворчество — вкладывание, отдача, совместное бытие творцов, вклад каждого, нерегламентированный постоянный вклад.

Самая высокоразвитая корпорация., с развитой культурой отношений диктует своим сотрудникам образ действий и значимость целиа значит, лишает осознанного участия, это эффективное функционирование, а сотворчество в Китеже — это добровольный нерегламентированный вклад как основа каждодневной жизни.

Еще раз об интерпретации. Дети любят подглядывать и подслушивать. Так они получают самую достоверную информацию о жизни взрослых.

 

Глава 16

ПОПЫТКА НАПИСАТЬ ДОЛЖНОСТНУЮ ИНСТРУКЦИЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

КИТЕЖСКИ Й ПЕДСОВЕТ

Миша Щуров

— Я чувствую Китеж по-разному в разное время, потому что на самом деле Китеж — это процесс. Для меня это проработка, своего внутреннего мира. Предсказуема одна вещь — непредсказуемость. Это заставляет быть все время настороже, собранным. Китеж стимулирует во мне мощные внутренние процессы, интроспекции), самоанализ. И такого со мной до Китежа не было, хотя я представлял себя человеком духовным,, развивающимся.

В Китеже происходит одновременно развитие и столкновение с реальностью. Это позволяет соотнести себя реального и того, каким себя; видишь.

Женя Ряжская

— В Кит еже остаются те люди, которые рады изменениям, испытывают удовольствие от трудного процесса изменения. И очень сложно жить людям,, которые в какой-то момент хотят успокоиться и сказать с облегчением: «Ну все, мы договорились». Иллюзия окончательного договора.

ле каждое занятие должно превращаться в диалог, совместный поиск истины. Дети в Китеже обращаются к взрослым на «ты» и по именам. Мы не любим лишних барьеров между учеником и учителем. Авторитет дает не должность, а умение найти общий язык с каждой маленькой личностью.

Учителями могут быть только психически устойчивые, сбалансированные личности, привлекательные для детей, образованные и вдохновенно относящиеся к своему предмету.

Учителя должны изучать особенности детской психологии, стремиться действовать в рамках тех психологических законов и методов, которые сложились в Китеже.

Учителя должны сочувствовать всем детям, независимо от их интеллектуальной или социальной компетенции, и быть способными перевести это сочувствие в практическую плоскость.

Учителя должны поощрять самостоятельную деятельность детей, их стремление использовать свои знания и умения в любой отрасли жизни.

Учителя должны признавать вклад других членов сообщества в развитие детей и постоянно обмениваться информацией о путях развития каждого конкретного ребенка.

Одним словом, рабочий день учителя не ограничен временными рамками, а его поведение не мотивировано зарплатой. Ключевым понятием здесь становятся призвание и осознание своей ответственности. В Китеже быть приверженным этим ценностям — и нравственная задача, и насущная экономическая необходимость.

мышления. Наша работа выходит за рамки четких методических разработок, вернее, делает возможными и применение конкретных методик, и творческий поиск, и импровизацию, то есть расширяет сферу контакта учителя с учеником. Тут уже речь идет не столько о передаче интеллектуальной информации, сколько о трансформации личности ученика в опре- дел е н н о м, зара н ее зада ином наира в л е н и и. М ожет быть, ради этого развития не жалко пожертвовать временем, отпущенным на выполнение школьной программы?

Как правило, в китежской школе мы позволяем нашим питомцам чувствовать себя на уроке хозяевами. В зависимости от ситуации, младшеклассники могут принести с собой на урок игрушки, старшие вместе с учителем могут побаловать себя чашечкой кофе или стаканом чая. Если мы видим, что та или иная тема не вызывает адекватного образа у учеников, а это выясняется, как правило, прямо на уроке, нашим учителям разрешено отойти от первоначального плана и посвятить разбору базовых понятий или созданию целостного образа столько времени, сколько требуется. Без этого просто невозможно двигаться дальше.

Учителя в Китеже проводят с детьми больше времени, чем родители, иногда даже интеллектуальный контакт с детьми у них бывает более тесным. Процесс образования не ограничен формальными уроками в классе, а охватывает весь спектр взаимодействия личностей. Поэтому к преподавателям в Китеже предъявляются особые требования.

Учитель песет ответственность за жизненный выбор ребенка, за формирование его характера. В идеа-

циальной общности с едиными нравственными и, в более широком смысле, культурными ценностями. Ребенок со своими проблемами, сомнениями и страхами погружается в единое поле культурных ценностей, традиций, устремлений. Это и есть основа нашей терапии! А вот высокая успеваемость в школе зачастую создает лишь серьезные проблемы на жизненном пути выпускника, если параллельно не решались иные задачи его личностного становления.

Миша, 9-й класс

— Раньше я учился и жил в Москве. Я спал на уроках, играл в компьютерные игры целый день. Здесь, в Китеже, я круто изменил свою жизнь. Я стал делать уроки, толерантиее относиться к людям. Мне нравится- в Китеже. Здесь царит равноправие, человеческие отношения. Учеба у китежских преподавателей мне доставляет радость. Мне впервые стало интересно на уроках.

Успехом мы считаем ситуацию, когда очередной «дозревший» ученик начинает получать удовольствие от процесса познания, дискуссий на уроке, отличных отметок.

Когда внутренняя мотивация приходит на место внешнему принуждению, сознание учеников как-то по-иному обрабатывает полученную на уроке информацию. У растущей личности появляется желание не зазубривать факты ради хорошей оценки, а добираться до сути вопросов, щеголять новой информацией, пытаться использовать новые знания иа практике.

Конечно, основой учебного процесса остаются обычные уроки, по нам в Китеже удалось избежать рутины, губительной для развития творческого

первый взгляд мы столкнулись с противоречием свободное гуманное воспитание, развитие самостоятельности, а с другой стороны — жесткий контроль, коллективная ответственность.

Написал и сам удивился парадоксу. С одной стороны, мы каждый день убеждаемся, что детей надо мотивировать, используя весь разнообразный арсенал способов, — от кнута до пряника. (Страсть к знаниям — самый лучший, но практически не встречающийся мотив.) С другой стороны, наилучших результатов мы добились, только отменив систему совместной подготовки уроков после 2002 года.

Научив всех наших учеников учиться, мы отпустили их в свободное плавание. Время приготовления уроков теперь жестко фиксировано, но дети готовят их самостоятельно и так приучаются к ответственности и самодисциплине.

Мы в Китеже практикуем уроки-погружения, часто проводим игровые уроки-соревнования, где младшие и старшие, объединенные в общие команды, сообща работают над решением проблем. За пару часов интенсивной работы на таком уроке ребенок может достигать действительно решающих прорывов в осознании изучаемых проблем. Победа команды и здесь оказалась мощнейшим стимулом для активного участия всех детей в образовательном процессе, причем и в роли учителей, и в роли учеников.

Школа в Китеже призвана не только давать знания, но и воспитывать детей, тренировать их волю, поднимать самооценку, формировать ОБРАЗ МИРА.

Совместные усилия педагогов и приемных родителей Китежа направлены на создание единой со-

 

Из откровений десятиклассника

— Я не могу сам себя усадить за, урони. Мне нужен кто-нибудь, кто заставит не отходить от книг, пока не закончу...

В Китеже с 2000 по 2002 год из тридцати детей лишь трое находили силы самостоятельно садиться за подготовку домашних заданий. Остальные более или менее откровенно признавали, что им нужна чужая воля, чтобы на нее опереться. Проанализировав эффективность самостоятельной подготовки и количество потерянной родителями нервной энергии, мы пришли к необходимости организовывать двухчасовые сессии по подготовке домашних заданий.

Школа закончилась? Да здравствует школа! Час работы, час активных игр на улице и назад в школу. Не бойтесь дети: учителей там не будет, да и отметок тоже. Вы снова вместе в едином поле сознания.

В большом зале собрались ученики всех классов. Шуршание страниц, деловитое сопение, но никаких разговоров. За соблюдением тишины наблюдают наставники. Они же проверяют сделанные упражнения и примеры, а еще пытаются делать и свои уроки. Как ни странно, двойная нагрузка в данном случае полезна. Чуть больше организации собственного времени, чуть больше усилий, и наши старшеклассники стали сами лучше учиться, к тому же резко выросло их чувство ответственности и престиж. Сработал испытанный афоризм: «Трираза объяснишь сам поймешь».

Помогая, главное — не перестараться. Наставники понимают, что надо стимулировать поиск правильного решения, выводить мысли из тупика, но нельзя подменять сам процесс самостоятельного решения. Конечно, были и сомнения: не получится ли у нас что-то вроде лагеря строгого режима. На

 

В первые годы строительства Китежа у нас* были и такие преподаватели, которые верили только в школьную программу и силу воли и жали изо всех сил. Дело доходило до истерик с обеих сторон, до криков и изгнания с урока. Единственное до чего не дошло, так это до хороших результатов у детей. Впрочем, эксперимент нельзя считать полностью законченным. Достаточно быстро в Китеже такие преподаватели оказывались в вакууме и уезжали из общины по собственному желанию.

В китежской школе мы стараемся избежать излишней соревновательности. Даже без поощрения учителем, дети всегда склонны сравнивать успехи друг друга. Ученики младших классов беспощадны к тем, кто проявляет слабость. Стремление указать на недостатки других особенно присуще именно неуверенным в себе пятиклассникам и шестиклассникам. Так им удобнее отвлекать учителя от собственных недостатков. Попытка, конечно, наивная, но от этого она не становится менее болезненной для отстающих.

Итак, лозунг учителей, работающих с проблемными детьми, — не сравнивать!

Самосознание ученика часто не соответствуют возрасту. Поэтому педагогический совет китежской школы оставляет за собой право в отдельных случаях перемещать учеников из класса в класс, исходя из их реального развития, а не возрастного признака. И уж, конечно, сам учитель должен реально представлять, кто сидит перед ним в классе, исходя не из очевидного облика, а из реальной внутренней готовности постигать знания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.