Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Модуль 2. Математические утверждения и их структура






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (Г. ЯЛТА)

 


ГЛУЗМАН Н.А.

 

НАЧАЛЬНЫЙ КУРС МАТЕМАТИКИ

Модуль 1. Множества

Модуль 2. Математические утверждения и их структура

Модуль 3. Различные подходы к построению множества целых неотрицательных чисел

Модуль 4. Геометрические фигуры и величины

 

 

Ялта, 2008


УДК

ББК

 

 

Печатается по решению ученого совета Крымского гуманитарного университета от ___ 2008 (протокол №___)

 

Глузман Н.А. Начальный курс математики: Учебное пособие по изучению курса „Математика” – Ялта: Редакционно-издательский центр КГУ, 2008. - 311 с.

 

 

Рецензенты:

Яковец В.П. – доктор физико-математических наук, профессор, зав.кафедрой высшей математики Нежинского государственного университета им.Н.В.Гоголя

Игнатенко Н.Я. –доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник образования Украины, первый проректор РВУЗ „Крымский гуманитарный университет (г. Ялта)

 

 

В учебном пособии изложены теоретические основы начального курса математики. Профессионально–педагогическая направленность учебного пособия обеспечивается за счет отбора теоретического материала и методических подходов к его изложению.

Учебное пособие адресовано преподавателям математики педагогических факультетов по специальности: «Начальное обучение» университетов, институтов и колледжей, аспирантам и студентам, учителям начальной школы.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...........................................................................  
СТРУКТУРА КУРСА.............................................................................................  
МОДУЛЬ 1. МНОЖЕСТВО
Тема 1. Множества и операции над ними......................................................  
Практическая работа. Понятие множества...................................................  
Тема 2. Операции над множествами..............................................................  
Практическая работа. Операции над множествами....................................  
Тема 2.1. Понятие разбиения множества на классы...................................  
Практическая работа. Разбиение множества на классы............................  
Тема 2.2. Декартово произведение множеств..............................................  
Практическая работа. Декартово произведение........................................  
Тема 3. Понятие соответствия......................................................................  
Практическая работа. Соответствия между двумя множествами......................................................................................................  
Тема 4. Числовые функции.............................................................................  
Практическая работа. Функция и ее свойства.............................................  
Тема 5. Отношения на множестве..................................................................  
Практическая работа. Отношения на множестве.........................................  
Тема 6. Выражение. Уравнение. Неравенство.............................................  
Практическая работа. Выражения и их преобразования. Числовые равенства и неравенства с одной переменной...........................................  
Практическая работа. Уравнения и неравенства с одной переменной.........................................................................................................  
Контрольная (зачетная) работа......................................................................  
МОДУЛЬ 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ И ИХ СТРУКТУРА
Тема 7. Математические понятия...................................................................  
Практическая работа. Математические понятия.........................................  
Тема 8. Высказывания и высказывательные формы...............................  
Практическая работа. Высказывания и высказывательные формы..................................................................................................................  
Тема 8.1. Высказывания с квантором. Отрицание высказываний и высказывательных форм................................................................................  
Практическая работа. Высказывания с кванторами. Отрицание высказываний и высказывательных форм ................................................  
Тема 8.2. Отношения следования и равносильности между предложениями..................................................................................................  
Практическая работа. Отношения следования и равносильности между предложениями.....................................................................................  
Тема 8.3. Структура теоремы. Виды теорем.................................................  
Практическая работа. Структура теоремы. Виды теорем..........................  
Тема 9. Математическое доказательство......................................................  
Практическая работа. Математическое доказательство............................  
Тема 10. Текстовая задача и процесс ее решения.......................................  
Практическая работа. Текстовая задача и процесс ее решения................................................................................................................  
Тема 11. Комбинаторные задачи и их решение...........................................  
Практическая работа. Комбинаторные задачи и их решение................................................................................................................  
Вопросы для коллоквиума..............................................................................  
МОДУЛЬ 3. ЦЕЛЫЕ НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Тема 12. Аксиоматическое построение системы натуральных чисел….  
Семинарское занятие. История возникновения понятия натурального числа……………………………………………………………………………………..  
Тема 13. Теоретико-множественный подход к построению натурального ряда чисел. Теоретико-множественный смысл арифметических действий…………………………………………………………  
Практическая работа. Теоретико–множественный смысл суммы, разности, произведения, частного и отношения «меньше»……………….  
Тема 14. Позиционные и непозиционные системы исчисления…………  
Практическая работа. Запись целых неотрицательных чисел…………..  
Тема 15. Алгоритмы действий над целыми неотрицательными числами…………………………………………………………………………………  
Практическая работа. Алгоритмы арифметических действий...…………  
Тема 16. Отношение делимости и его свойства...........................................  
Практическая работа. Делимость натуральных чисел...............................  
Тема 17. О расширении множества натуральных чисел............................  
Практическая работа. Действия над положительными действительными числами..............................................................................  
Вопросы для коллоквиума..............................................................................  
МОДУЛЬ 4. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ И ВЕЛИЧИНЫ
Тема 18. Натуральное число как мера величины. Измерение величин..  
Практическая работа. Понятие положительной скалярной величины...  
Практическая работа. Обоснование выбора действий при решении текстовых задач в начальной школе.............................................................  
Тема 19. Геометрические фигуры на плоскости и их свойства................  
Практическая работа. Решение геометрических задач...............................  
Практическая работа. Основные задачи на построение на плоскости...  
Тема 20. Изображения пространственных фигур........................................  
Практическая работа. Изображение пространственных фигур на плоскости.............................................................................................................  
Тема 21. Геометрические величины...............................................................  
Практическая работа. Геометрические величины…………………………...  
Список литературы............................................................................................  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Центральным, ключевым вопросом деятельности высшей школы был и остается вопрос обеспечения качества подготовки специалистов. В связи с этим учебный процесс в вузе, как система организационных и дидактических мер, должен быть направлен не только на реализацию содержания образования на определенном образовательном уровне, но и на организацию с учетом возможностей современных технологий обучения и ориентирован на высокий конечный результат – формирование образованной, гармонично развитой личности, способной к постоянному обновлению научных знаний, профессиональной мобильности и быстрой адаптации к переменам и развитии в социально-культурной сфере, системах управления и организации труда в условиях рыночной экономики.

Сегодня в университетах осуществлен комплекс организационно-педагогических мер по обеспечению внедрения кредитно-модульной системы организации учебно-воспитательного процесса с использованием системы ЕСТS.

Модульно-рейтинговое обучение - это такая система организации учебного процесса, которая базируется на индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивает стимулирующую и развивающую функцию получения знаний, их самостоятельность и мобильность в процессе личностно-ориентированного обучения.

Основным средством модульного обучения является модульная программа, которая состоит из отдельных модулей (частей, разделов). Модуль включает в себя отдельные учебные элементы, которые могут быть представлены: теоретическими и практическими занятиями; упражнениями и тренингами; ролевыми и деловыми играми и т.д.

В соответствии с положением университета о рейтинговой системе обучения, учитывая особенности учебного предмета математики, в частности, количество отведенных на него аудиторных часов, цели и задачи курса разработана модульная программа по математике для студентов специальности: «Начальное обучение». Содержание данной программы реализовано в данном учебном пособиии.

Цель курса математики на педагогическом факультете по специальности «Начальное обучение» – сформировать у студентов математические знания, умения и навыки, необходимые учителю начальных классов для:

- обучения младших школьников математики по альтернативным программам;

- ориентирования в содержании математики средней и старшей школы;

- дальнейшей самостоятельной работы по углублению и расширению математических знаний;

- понимания использования математических методов в других науках.

- Задачи курса

- раскрыть значение математики в общем и профессиональном образовании человека;

- раскрыть психолого-педагогический аспект усвоения предмета;

- раскрыть взаимосвязь школьного курса математики с математикой начальных классов;

- воспитывать у будущих учителей начальных классов творческий подход к решению проблем преподавания математики;

- сформировать умения и навыки самостоятельного анализа процесса обучения;

- создать благоприятные условия для реализации самообразования.

Исходя из этих требований к математической подготовке учителя начальных классов в вузе, содержание материала по математике при модульной организации обучения, можно распределить по следующим отдельным учебным единицам (модулям):

Модуль 1. Множества.

Модуль 2. Математические утверждения и их структура;

Модуль 3. Различные подходы к построению множества целых неотрицательных чисел;

Модуль 4. Геометрические фигуры и величины.

Выделение модулей «Множества» и «Математические утверждения и их структура» связано с необходимостью обеспечить логическую грамотность учителя. Такая подготовка нужна ему не только для усвоения арифметического, алгебраического и геометрического материала курса, но и, ее высокий уровень, является залогом успешной работы учителя по развитию умственной деятельности младших школьников, методологической основой его методической деятельности, осуществляемой учителем как в процессе ознакомления учащихся с новыми понятиями и их свойствами, так и в процессе освоения ими этого материала. Чтобы формировать у детей умение логически рассуждать, развивать их мышление, учителю необходимы знания об особенностях математических понятий, предложений, доказательств; учитель должен знать операционный состав основных приемов умственной деятельности, возможность применения их в учебном процессе. Естественно и сам учитель должен владеть соответствующими логическими умения и обобщенными приемами умственной деятельности. Так как основной задачей современной начальной школы является умственной развитие младших школьников. Данные модули можно рассматривать и как необходимый для понимания трактовки курса начальной математики. В модуль «Множество» включен и алгебраический материал, чтобы систематизировать содержащийся в стандарте алгебраический материал, что позволит углубить алгебраическую подготовку учителя за счет освоения этого материала на более высоком теоретическом уровне.

Изучение модулей « Различные подходы к построению множества целых неотрицательных чисел», «Геометрические фигуры и величины» позволит подготовить будущего учителя к грамотному и осознанному изучению арифметического и геометрического материала учащимися в начальной школе. Осваивая материал этих двух модулей, студенты должны также уточнить и расширить свои представления о величине и ее измерении.

Исходя из этого, после изучения курса «Математика» студент должен уметь:

- изображать при помощи кругов Эйлера отношения между множествами и выполнять над ними операции;

- производить разбиение множества на классы с помощью свойств и отношений; оценивать правильность выполненной классификации;

- анализировать логическую структуру определений понятий, находить логические ошибки в определениях знакомых понятий;

- пользоваться определениями при решении задач на распознавание принадлежности объекта объему данного понятия;

- анализировать логическую структуру высказываний (высказывательных форм) и находить значение истинности составных высказываний (в том числе высказываний с кванторами);

- строить отрицание высказываний различной структуры;

- устанавливать наличие (отсутствие) отношения логического следования (равносильности) между высказывательными формами;

- строить дедуктивные рассуждения, используя правила заключения, отрицания, силлогизма; устанавливать правильность умозаключений при помощи кругов Эйлера;

- строить умозаключения, используя обобщенные процессуальные и содержательные приемы умственной деятельности (в частности, аналогию, индукцию и дедукцию);

- распознавать прямую и обратную пропорциональность при различных способах задания функции;

- формулировать свойства знаковых бинарных отношений на множестве и определять их вид;

- решать текстовые задачи различными методами и способами; обосновывать выбор действия при арифметическом методе решения, используя соответствующую математическую теорию;

- иллюстрировать примерами из учебников математики для начальной школы различные подходы к определению натурального числа и действий над числами;

- рационально выполнять и обосновывать устные и письменные вычисления с натуральными и положительными рациональными числами;

- записывать числа в различных позиционных системах счисления и производить над ними арифметические действия;

- решать элементарные задачи на построение с помощью циркуля и линейки в объеме, определенном содержанием обучения;

- решать несложные задачи на доказательство и вычисление числовых значений геометрических фигур;

- изображать на плоскости призму, прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус, шар, используя правила проектирования.

При модульном контроле ведущей формой сообщения новой информации является лекция, в ходе которой, преподаватель ориентирует студентов на самостоятельное творческое овладение материалом, дает установки и рекомендации для следующей самостоятельной работы над учебниками и пособиями. На лекции, которая выполняет информативную функцию, предлагаются обобщенные, узловые вопросы определенной темы учебной дисциплины, выясняются методы и алгоритмы решения основных задач темы. В лекционном курсе раскрываются цели и задачи изучения определенной темы, структура, идеи и методы начального курса математики, ознакомление будущих учителей начальных классов с основыми вопросами методологии математики.

Цель практических занятий – научить решать задачи по математике различных типов, решать уравнения и неравенства с одной переменной, строить графики различных видов функции, упращать выражения с переменной и десятичными дробями, решать геометрические задачи на построение, вычисление и доказательство и т.д.

На практических и семинарских занятиях, кроме строгого выполнения плана занятия, необходимо организовать проверку самостоятельной работы студентов по подготовке теоретического материала, который будет актуализироваться на занятии. Преподаватель специально отводит несколько минут в начале занятия для проверки готовности студентов к работе на практическом занятии, проверки состояния выполнения домашних задач, которые предлагались студентам на занятиях, выставляет оценки.

Практическая работа состоит из заданий различной сложности. Они делятся - на обязательные и творческие (по желанию студента) задания. Каждая обязательная задача сдается преподавателю студентом индивидуально. Оценивается задача соответствующей оценкой (или определенным баллом при 10-балльной системе). Если студент сдает преподавателю задания не своевременно (без уважительных причин), то оценка снижается (или студент получает лишь 0, 5 балла). В случае, если студент обязательные задачи не выполнил, то он получает оценку " неудовлетворительно" (или от рейтинга студента отнимается 1 балл за каждую задачу). За каждую творческую задачу студенту выставляется дополнительная оценка (или дополнительно 2 балла).

Самостоятельная учебная работа студентов завершает решение задач всех других форм обучения в высшей школе. Самостоятельная работа не только формирует навыки и умения самостоятельного поиска знаний, которые важны для осуществления непрерывного образования на протяжении всей будущей профессиональной деятельности, а и имеет важное воспитательное значение, поскольку формирует самостоятельность как положительную черту характера, которое играет существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.

Самостоятельная работавключает в себя задачи для студентов, которые выполняются во вне учебное время. Они делятся - на теоретические и практические. Теоретические вопросы выносятся на коллоквиум или проверяются в форме экспресс-опроса на практических занятиях, который проводится в форме 10-15 минутной контрольной работы, тестового машинного (компьютерного), или без машинного контроля или устного опрашивания, практические задания сдаются индивидуально.

Оценка знаний студента за каждый модуль осуществляется с учетом всего объема учебного модуля и выставляется в зачетке по результатам контроля, который проводится в виде: письменной контрольной работы; тестирования; методом накопления оценок; коллоквиума

Проведение контрольной работы осуществляется двумя преподавателями по принятой для данного модуля методике. Контрольная работа включает в себя, как правило, два теоретических и два практических вопроса (или расчетные задачи). К каждой задаче преподаватель предлагает литературу из перечня, который предлагался на лекции. Преподавателем к каждому модулю разрабатывается не меньше 15 вариантов контрольных работ. Контрольная работа оценивается четырех балльной оценкой (а при 10-балльной системе - каждая задача оценивается баллами, при этом за оригинальность ответа преподаватель может прибавить еще и поощрительный балл).

При тестировании большого количества вопросов оценку осуществляет ЭВМ с помощью заданной программы. Если тестирование осуществляется без использования ЭВМ, оценка устанавливается пропорционально количеству верных ответов.

Одним из средств контроля за изучением теоретического материала являются коллоквиумы, которые проводятся не чаще как 1-2 раза на семестр. Коллоквиум ставит цель выяснить уровень понимания прочитанного теоретического материала и того, что выносится на самостоятельную работу, обнаружить проблемы и вопросы, которые возникли у студентов во время самостоятельной работы.

Модульная оценка — это итог оценок (или баллов), полученных студентом в результате выполнения контрольного задания во время модульного контроля, а также при текущих формах контроля на коллоквиумах, практических, лабораторных, семинарских занятиях и за выполнение индивидуальных задач, предусмотренных учебным планом.

Знания студентов оцениваются по 10-ти балльной шкале целыми числами от 2 до 10. Неявка студентов в определенное время на модульный контроль (контрольную работу, защиту) отражается в ведомости проставлением цифры " 0" - нуль.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.