Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендуемый библиографический список






1. Гренье Ф. Дневник «странной войны». Сентябрь 1939 - июнь 1940. М., 1971.

2. Смирнов В.П. Франция в XX веке: Пособие для студентов вузов. М., 2001. С.140-165.

3. Смирнов В.П. Новейшая история Франции (1918-1975 гг.). М., 1979.С.163-199.

4. История Франции. Том 3. М., 1973. С.200-229.

5. Ратиани Г.М. Конец «третьей республики» во Франции. М., 1964.

6. История второй мировой войны (1939-1945 гг.). В 12-ти томах. М., 1974-1982. (Материал по Франции выбрать из I-III томов).

7. Лавров Л.П. История одной капитуляции. М., 1964.

8. Борисов Ю.В. Новейшая история Франции (1917-1964 гг.). М., 1966.

9. Смирнов В.П. «Странная война» и поражение Франции (сентябрь 1939 г. - июнь 1940 г.). М., 1963.

 


Содержание

Предисловие 3

ТЕМА 1. НОЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ГЕРМАНИИ 4

ТЕМА 2. ГЕРМАНСКИЙ ФАШИЗМ 11

ТЕМА 3 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 15

ТЕМА 4. НАРОДНЫЙ ФРОНТ ВО ФРАНЦИИ 23


 

 

Автор-составитель Светлана Владимировна Фоменко

 

 

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ

1918 - 1945 гг.

 

 

Планы семинаров и методические указания

для студентов IV курса очного отделения

исторического факультета


 

Введение

Данный курс является продолжением курса новой истории и ещё полвека назад именовался в отечественной историографии " третьим периодом новой истории". Позднее за новым витком исторического развития Запада, начало которому положила первая мировая война и революционные события в крупнейшей стране мира - России, закре­пилось название новейшей истории.

В западной историографии подобного деления всемирной исто­рии на новую и новейшую не существует. В английских университетах новую или современную историю (modern history) просто делят на ран­нюю и позднюю и при этом очень часто заканчивают академические курсы серединой XX в. или 1945 г. Тем не менее в странах Запада имеются понятия, более или менее близкие нашей " новейшей исто­рии" - такие как contemporary history (современная история) или current history (текущая история). Правда, хронологические рамки этих " ис­торий" очень широки и чуть ли не каждым крупным учёным опреде­ляются по-своему. (Так, по убеждению известного французского исто­рика М. Ферро, " великие географические открытия, гуманизм и Ре­формация открывают " новое время", а оно уступает место современ­ной эпохе, ведущей отсчёт от революции 1789 г." 1). Несмотря на эти разночтения в мировой науке, Великая война 1914-18 гг. - общеприз­нанный рубеж, завершающий одну страницу истории и открывающий другую. Мэтр современной британской историографии считает воз­можным говорить об " изменённом мире", возникшем в результате падения старого порядка в Европе после первой мировой войны" 2.

В последнее десятилетие среди отечественных историков-новис-тов развернулась дискуссия по поводу хронологических рамок как но­вой, так и новейшей истории3. Одни предлагают считать началом но-

1 Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. - М, 1992.-С. 13.

гВуллокА. Гитлер и Сталин: Жизнь и власть: Сравнительное жизнеописа­ние: В 2 т. - Смоленск, 1994. - Т. 1. - С. 17.

3 См.: Козенко Б.Д., Садовая Г.М. О периодизации новой и новейшей истории в свете современных трактовок // Новая и новейшая история. - 1993. - №4; " Круглый стол": Проблемы периодизации новой и новейшей истории //Новая и новейшая история. - 1994.-№4-5; - 1995. -№ 1 идр.


Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией исторического факультета ОмТУ

Утверждена кафедрой всеобщей истории ОмГУ

Новейшая история стран Европы и Америки 1918 - 1945 гг.:

Учебная программа (для студентов исторического факультета по спе­циальности 02. 07. 00 - история) / Сост. СВ. Фоменко. - Омск: Омск. гос. ун-т, 2002. - 36 с.

© Омский госуниверситет, 2002


вейшей истории 1914 г., другие - 1914 - 1918 гг., третьи - 1917 - 1918 гг., четвёртые, выделяя особый " переходный период" 1914 - 1923 гг., -1923 г. и т. д. Хронологические рамки нашего курса ограничены пре­имущественно 1918 -1945 гг., хотя во многих случаях суть происходя­щих в эти годы в отдельных странах и мире в целом процессов и со­бытий невозможно понять без тщательного анализа истории периода первой мировой войны. (Особенно это относится к истории Германии и Италии.)

Развитие стран Европы и Америки периода после 1945 г. изучает­ся в отдельном курсе, непосредственно следующим за этим. Поэтому история стран Запада после второй мировой войны в данном курсе почти не затрагивается. Исключение составляют сюжеты, связанные с характеристикой общих тенденций развития капиталистической эко­номики в XIX - XX вв. и со становлением кейнсианской модели регу­лирования этой экономики.

Помимо некоторой " расплывчатости" хронологических рамок изу­чаемого периода особенностью курса является и то, что многие его разделы должны осваиваться студентами самостоятельно. Это отно­сится в первую очередь к истории малых стран Европы, к политичес­кой истории Великобритании и др.

В дисциплину " Всеобщая история стран Европы и Америки" к настоящему времени не входит история стран Латинской Америки. Она изучается отдельно.

Цели данного учебного курса неотделимы от целей общей дис­циплины " Всеобщая история" и заключаются в том, чтобы, дав сту­денту прочные знания по новейшей истории стран Запада, подгото­вить высококвалифицированного историка, способного применять про­фессиональные знания и навыки в различных областях жизни, в том числе в рамках преподавательской, организационно-управленческой, научно-исследовательской, культурно-просветительской, экспертно-аналитической работы.

Прослушав лекционный курс и познакомившись с широким кру­гом исторических источников и научно-исследовательской литерату­ры, студент в ходе анализа социально значимых процессов и явлений всемирной истории периода 1918 - 1945 гг. должен усвоить основную совокупность фактов и материалов из истории стран Европы и Амери­ки указанного периода и научиться использовать применительно к этим


фактам важнейшие теории из области гуманитарных наук. Он должен закрепить своё умение пользоваться методами исторического иссле­дования, овладеть профессиональной лексикой, повысить культуру мыш­ления, умение выражать мысли в устной и письменной форме и т.п.

Помимо лекций у студентов очного отделения предусмотрены семинарские занятия, планы которых изданы в виде брошюры " Но­вейшая история стран Европы и Америки 1918 -1945 гг. Планы семи­наров и методические указания / Сост. СВ. Фоменко" (Омск, 2002). В конце семестрового курса сдаётся экзамен.

Изучение курса студентами-заочниками также завершается эк­заменом.

Наряду с рекомендованной основной литературой можно пользо­ваться также вузовскими (университетскими) учебниками более ран­них лет издания, содержащими в целом гораздо более богатый факти­ческий материал, чем издания недавних лет.

При этом, однако, следует иметь в виду, что эти учебники не по­зволяют получить достаточно адекватного представления о процес­сах, происходивших в западном обществе в 1920 - 1930-х годах, по­скольку в основе их лежит фактически сталинская концепция новей­шей истории, впервые наиболее чётко сформулированная в " Кратком курсе ВКП (б)", а затем в справке " Фальсификаторы истории". Этим же, к сожалению, страдает и большая часть имеющейся научной ли­тературы, а также, как ни странно, и многие учебники последних лет, несмотря на то, что их авторы заявляют о разрыве с теоретико-мето­дологическими подходами, навязываемыми исторической науке " во времена партийно-тоталитарного диктата".

В научной и учебной литературе встречается доктринёрское стремление предречь капитализму как можно более скорую кончину со всеми вытекающими отсюда последствиями. Межвоенная история Запада изображается как период неуклонного упадка и загнивания капитализма с использованием соответствующей терминологии. Так, отрезок времени с 1924 по 1928 г. обычно называется периодом вре­менной частичной стабилизации капитализма, т. е. обозначается тер­мином, который появился впервые ещё в материалах VI конгресса Коминтерна в 1928 г., когда коммунисты поспешили сделать вывод о приближении нового тура пролетарских революций и войн.


Хотя ещё Энгельс писал, что " наше понимание истории есть преж­де всего руководство к изучению, а не рычаг для конструирования", в литературе прослеживается также стремление подогнать конкретную национальную историю под некую единую общую схему. Так, говоря о " временной частичной стабилизации капитализма" в Великобритании 1920-х гг., авторы подразумевают и стабилизацию британской эконо­мики, хотя её в этот период в действительности не было. Экономичес­кий кризис 1930-х гг. во Франции пришёлся на 1930 - 1936 гг., а не на 1929 - 1932 гг., как пишут многие авторы, и т. п.

Наконец, существенным недостатком большинства исследований является обеднение истории, сведение всего многообразия обществен­ной жизни к истории классовой борьбы.

При подготовке к семинарским занятиям и экзаменам нужно по­мнить об этих недостатках имеющейся литературы.

На очном отделении курс рассчитан на 104 часа, включая 24 часа семинарских занятий и 80 часов лекций.


Тематический план курса

" Новейшая история стран Европы и Америки

1918 - 1945 гг."

 

 

Наименование разделов и тем курса Количество часов
лекций семинаров
     
1. Проблема периодизации новой и новейшей истории 2  
2. " Послеоктябрьский революционный подъём" и его итоги    
2.1. Проблема характера Первой мировой войны 2  
2.2. Внутриполитическая ситуация в Гер­мании в 1914- 1918 гг.    
2.3. Проблема характера и хронологиче­ских рамок Ноябрьской революции    
2.4. Ноябрьская революция в Германии    
2.5. Проявления и достижения массовой борьбы 1918-1920 гг.    
3. Версальско-вашингтонская система меж­дународных отношений    
3.1. Итоги работы Парижской мирной кон­ференции    
3.2. Социал-демократические и либераль­ные проекты решения национального вопроса в межвоенной Европе    
4. Общие тенденции социально-экономичес­кого развития капиталистического мира в XX в. и 1920-1930-х гг.    
4.1. История циклического развития капи­талистической экономики и её теоретическое осмысление    
4.2. Основные составные " механизма са­морегуляции" западной экономики в XX в. и оценка ступени развития современного за­падного общества    
4.3. Новая научная революция рубежа XIX - XX вв. и научно-техническое развитие За­пада в межвоенный период    

     
4.4. Теория кейнсианства и условия её формирования    
5. Великобритания    
5.1. Причины особой остроты классовой борьбы в Англии 1920-х гг. и начало актив­ного государственного регулирования эко­номики    
5.2. Аграрная политика британского пра­вительства в XX в.    
6. Франция    
6.1. Общественно-политическая ситуация в стране в 1917 - 1920 гг.    
6.2.Колебания внутри- и внешнеполитиче­ского курса правительства в 1920 - 1924, 1924 - 1926, 1926 - 1932 и 1932 - 1934 гг.    
6.3. Праворадикальное (фашистское) дви­жение конца 1920 - 1930-х гг. и его эволюция    
6.4. Народный фронт во Франции    
6.5. Франко-советское сближение 1930-х гг. и его судьба    
6.6. Проблема причин распада Народного фронта    
6.7. Военная кампания мая - июня 1940 г.    
7. Международное рабочее движение 1920 -1930-х гг.    
7.1. Колебания в стратегии и тактике Ко­минтерна в 1919 - 1935 гг.    
8. Германия    
8.1. Социально-психологические причины подъёма " правой волны" и возникновения национал-социализма    
8.2. Партийно-политическая борьба 1920 -1923 гг.    
8.3. Оценка эволюции ситуации в стране в 1924-1930 гг.    
8.4. Обстоятельства прихода нацистов к власти    
8.5. Экономическая политика гитлеров­ского правительства    

     
8.6. Изменение положения масс в услови­ях " третьего рейха"    
9. Соединённые Штаты Америки    
9.1. Движение за независимые политиче­ские действия 1918 - 1924 гг.    
9.2. " Новый курс" Франклина Рузвельта    
10. Италия    
10.1. Проявления кризиса итальянского " либерального государства" в 1917 - 1920 гг.    
10.2. Специфика внутренней и внешней политики Муссолини в 1920-е гг.    
10.3. Фашистская корпоративная идея и её реализация на практике    
11. Международные отношения в 1924 -1939 гг.    
11.1. Уступки Запада Германии в 1924 -1932 гг. и их причины.    
11.2. Британская политика " умиротворе­ния агрессора" 1933 - 1936 гг. и " послемюн-хенского периода"    
11.3. История подготовки и подписания Мюнхенского соглашения    
11.4. Англо-франко-советская дипломати­ческая переписка марта-апреля 1939 г.    
11.5. Англо-франко-советские политиче­ские переговоры в Москве 15 июня - 25 ию­ля 1939 г.    
12. Испания    
12.1. Испанская революция 1931 г. и её основные этапы    
12.2. Начало фашистского мятежа и пре­вращение гражданской войны в национально-революционную    
12.3. История интернациональных бригад и " политики невмешательства"    
12.4. Позиция Рабочего социалистическо­го и Коммунистического интернационалов в испанском вопросе и вопросе создания На­родного фронта    

 

 

Содержание курса 1. Проблема периодизации новой и новейшей истории

Периодизация всемирной и новой истории в отечественной и за­рубежной историографии. Обзор и характеристика основной литера­туры по курсу и имеющихся учебников.

2. " Послеоктябрьский революционный подъём" и его итоги

Первая мировая война (Великая война) как " режиссёр" региональ­ных и национальных экономических и политических кризисов. Февраль­ская революция в России и обострение общеевропейской ситуации в 1917 г.: забастовки в военной промышленности Германии и Великоб­ритании, волнения во французской и итальянской армиях.

Влияние Октябрьской революции в России на массовое движе­ние в капиталистических странах и на национально-освободительное движение народов колоний и зависимых стран.

Революционная волна в Европе 1918-1919 гг.: события в Фин­ляндии, Прибалтике, Австро-Венгрии, Германии, Венгрии, Словакии. Подъём массовых движений в Европе и в Америке в 1918 - 1920 гг. и его проявления. (" Послеоктябрьский революционный подъём".)

Основные завоевания трудящихся в социально-экономической и политической областях. Демократизация политических режимов. По­нятие " политический режим". Типологизация политических режимов XX в. Тоталитаризм и авторитаризм.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.