Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика тренинга по формированию толерантности и навыков межкультурного взаимодействия






 

Существуют различные способы формирования толерантности и межкультурного общения: лекции, форумы, диспуты, тренинги и пр., которые опираются в большей степени на когнитивный, эмоциональный или поведенческий аспекты сознания. Однако, мы, развивая идеи Э.Эриксона, Дж. Марсиа, Г.Тэджфела, С.Московичи, Г.Оллпорта А.М.Грачевой, Г.У.Солдатовой, В.С.Собкина, Т.Г.Грушевицкой, Л.Г.Почебут, А.П.Садохина, В.И.Леонтьева, Л.М.Дробижевой и др. об определяющем характере поведенческого компонента в формировании социальных установок (толерантности, идентичности, готовности к межкультурному взаимодействию и пр.), считаем социально-психологический тренинг наиболее эффективным средством оптимизации межкультурного общения.

Отметим, что дидактические модели, повышая этнокультурную грамотность, недостаточно эффективны для развития этнокультурной компетентности, так как представляют собой пассивное обучение, анализ информации, «хотя на практике приходится формировать умения, необходимые для заряженного эмоциями взаимодействия с людьми» (Лебедева и др., 2004 с.103). Как подчеркивают некоторые исследователи, «теоретического знакомства с собственной и чужой культурой недостаточно, так как не учитывается поведенческий компонент (овладение навыками конструктивного взаимодействия) и аффективный (установление эмоциональных отношений). В таком случае, информация не будет соответствовать характеру конкретных межкультурных контактов» (Лебедева и др., 2004, с.104). Кроме того, можно быть знатоком культуры, «в то же время проявляя более или менее острую антипатию к людям или группам, ее составляющим» (Перотти, 1995 с.48).

Межкультурный тренинг ориентирован на непосредственное взаимодействие с представителями других социальных групп и культур, призван научить людей – на основе их собственного опыта – справляться с трудностями в ситуациях культурного многообразия, помочь им жить, учиться и работать в поликультурной среде, приспособиться к жизни в новом культурном окружении, научить их эффективно общаться с членами других групп и просто ознакомить с особенностями представителей других социальных и этнических групп. Межкультурный тренинг помогает обучаемым понять, как стереотипы влияют на их взаимодействие с членами других групп. Как показали исследования эффективности тренинга межкультурного взаимодействия, проведенные российскими исследователями, он благоприятно сказывается на этнической идентичности участников, повышая ее позитивность и ясность, снижает уровень тревожности и дискомфорт, переживаемые при взаимодействии с представителями иноэтнических групп, а также способствует повышению толерантного отношения к другому этносу (Лебедева, 2002; Оллпорт, 2003; Лебедева, Лунева, Стефаненко, 2004; Татарко, 2004).

Главная цель тренинга межкультурного взаимодействия – представить культурные различия таким образом, чтобы люди смогли понять и уважать их, что является основой опыта межкультурного контакта с установкой на высоконравственный тип отношений, проявляющийся в личностных действиях и активной позиции субъектов межкультурного общения.

Согласно так называемой «гипотезе контакта» Г.Оллпорта, на которой базируется социально-психологический тренинг, предубеждения (если они не коренятся глубоко в структуре характера индивида) могут быть снижены путем равностатусного контакта между членами большинства и меньшинства в ситуации достижении общих целей. Эффект усилится, если этот контакт поддержан общественными институтами (т. е. законами, обычаями или местной атмосферой) или если он ведет к восприятию общих интересов и формирует гуманные взаимоотношения (Оллпорт, 2003).

Согласно исправленной и дополненной В. и К.Стефанами «гипотезе контакта», на последствия межэтнического контакта влияют четыре группы факторов: социальные, ситуационные, личностные и опосредующие. Социальные факторы рассматри­ваются как влияющие на ситуационные и личностные, которые, в свою очередь, обусловливают индивидуальные представления и эмо­ции, и эти опосредующие факторы затем влияют на последствия контакта. К социальным факторам относятся: структура общества (в ка­кой степени оно организовано иерархически в зависимости от вла­сти, расы, пола или религии); историческая канва отношений меж­ду группами, включенными в контакт; отношения между группами в настоящее время; культурная принадлежность индивидов, вклю­ченных в контакт. Ситуационные факторы – условия, в которых происходит кон­такт, природа взаимодействия и тип заданий, которые участники выполняют. К личностным факторам относятся: демографические характеристики участников контакта; черты личности; установки и ве­рования, которые они привносят в эту ситуацию контакта.

Воздействие этих факторов, как через фильтр, пропускается че­рез когнитивные и эмоциональные реакции индивидуальных участ­ников взаимодействвия. Эти реакции рассматриваются как опосредующие факторы (медиаторы), поскольку они проходят от начала контакта до его конца. Межэтнический контакт приводит к межличностной аттракции. Далее, последствия контакта распространяются на всю группу, приводя к групповой симпатии. Наконец, контакт приводит к осознанию того, что все индивиды, включенные в контакт, – это некая общая, объеди­ненная группа. Это восприятие общей группы ведет к снижению значимости групповых (социальных, этнических) различий.

Ситуацию контакта можно использовать для улучшения межкультурных (межэтнических, межрелигиозных) отношений в раз­ных сферах, в том числе в сфере образования. Ценность тео­рии межгруппового контакта в том, что она предоставляет ин­формацию, которая может быть напрямую приложима к созда­нию эффективных программ по уменьшению предубеждений, стереотипизирования и дискриминации. Она полезна также в по­нимании причин успешности или неуспешности некоторых про­грамм.

Г. Триандис выделяет две основные задачи, которые должен решать межкультурный тренинг:

1. знакомить обучаемых с межкультурными различиями в межличностных отношениях, что требует проигрывание ситуаций, в которых что-то протекает по-разному в двух или более культурах;

2. сделать возможным перенос полученных знаний на новые ситуации, что достижимо, если обучаемый знакомиться с самыми характерными особенностями чужой для него культуры (Triandis, 1999 p.127).

Для решения этих задач в тренинговых процедурах должны быть задействованы многие психологические процессы: снижение тревожности, в частности относительно воспринимаемой и реальной угрозы; развитие когнитивной и эмоциональной эмпатии; рост саморегуляции; осознание сходства между культурами; коррекция ложных атрибуций; снижение несоответствия между декларируемыми ценностями и реальным поведением; моделирование и усиление позитивного поведения.

Выполняя эти конкретные задачи, межкультурный тренинг направлен и на достижение более глобальных целей, так как способствуют:

1) изменению социальной и культурной ситуации: ослаблению расизма, шовинизма и других форм существующих в обществе предубеждений и дискриминации;

2) урегулированию конфликтов и пропаганде более гармоничных отношений.

Л.Г. Почебут рассматривая принципы толерантного взаимодействия, приводит пять основных социально-психологических способов формирования толерантности.

1.Формирование правильных атрибуций о личности и поведе­нии человека.

2.Обучение общению, свободному от предубеждений и предрассудков.

3.Профилактика предубеждений.

4.Точное и полное информирование людей с целью снижения интолерантности к неопределенности.

5.Создание условий для тесного и взаимовыгодного взаимодей­ствия предубежденных групп (Почебут, 2007 с.83).

Мы, опираясь на воззрения Д. Тейлора, считаем, что позитивное взаимодействие с физической, и социальной средой, сложным изменяющимся миром возможно только при четкости и определенности собственной идентичности. Многочисленные исследования показывают, что «формирование по типу «нормы» (позитивная этническая идентичность) предполагает соотношение в структуре идентичности позитивного образа собственной этнической группы с позитивно ценностным отношением к другим этническим группам», что в межэтнических отношениях характеризуется высокой толерантностью и готовностью к межэтническим контактам (Стефаненко, 2004). Именно поэтому необходимо формирование позитивной идентичности, влияющей на этническую толерантность.

Английские психологи Г. Тэджфел и Дж. Тернер, создавшие теорию социальной идентичности, отмечали, что у всех людей есть потребность в позитивном мнении о себе. Эта потребность оказывает влияние на мотивацию и когнитивные процессы, направленные на то, чтобы нравиться самим себе. Существует два способа добиться позитивного самомнения: путем своих собственных достижений и путем принадлежности к определенным группам (Tajfel, 1981 p.144). В тех случаях, когда человек в своей жизни не сделал никаких достижений, которые бы вызвали чувства удовлетворения и повышения самооценки, он ориентируется на принадлежность к определенным группам. Другими словами, если самооценка человека немного занижена (если сам человек ниче­го не достиг, что повысило бы ее), то он пытается восстановить свое самомнение, думая, что принадлежит к наиболее престиж­ной группе в обществе. Так он может повысить свою занижен­ную самооценку и удовлетворить потребность в высоком самомне­нии.

В теории социальной идентичности утверждается, что у че­ловека есть потребность воспринимать свои собственные группы как превосходящие остальные группы по особо значимым показа­телям. Так создается пристрастие в пользу своей собственной груп­пы – групповой фаворитизм (термин введен в категориальный аппарат социально-психологической науки Г. Тэджфелом) – и возникают дискриминационные дей­ствия в отношении чужих групп. Согласно этой теории, человек может повысить свои позитивные чувства по отношению к своей группе путем принижения или негативной оценки чужих групп. В тех случаях, когда собственная группа традиционно принадлежит к числу групп с низким статусом, человек пытается подчеркнуть уникальность своей группы, ее существенные отличия от других.

Таким образом, человек склонен проявлять сильное внутригрупповое пристрастие (фаворитизм) по отношению к собственным группам и давать негативную оценку чужим группам и их чле­нам. Такие межгрупповые пристрастия являются основной при­чиной возникновения предубеждений относительно чужих групп. Данный подход позволяет объяснить причину, по которой человек начинал вести се­бя групповым образом, идентифицируясь с группой членства. Автор теории социальной идентичности стремился доказать, что простое, чисто номинальное разделение людей на группы может порождать внутригрупповой фаворитизм и дискриминацию по отношению к членам других групп, даже при отсутствии сколько-нибудь тесных взаимоотношений между ними.

Основываясь на положениях концепции Дж. Берри и М. Плизента о психологической природе этнической толерантности и ее роли в регуляции жизнедеятельности социальной группы и на результатах собственных исследований, Н. М. Лебедева пришла к выводу, что позитивная этническая идентичность является основой этнической толерантности (Лебедева, 2002). Позитивная этническая идентичность понимается как отнесение себя индивидом к данному этносу на основе позитивной оценки его культуры, способствующей укреплению этнического самосознания группы и сохранению ее целостности как этнокультурного организма.

Исследования под руководством Н. М. Лебедевой позво­лили вывести социально-психологический закон связи между пози­тивной этнической идентичностью и этнической толерантностью: в норме для группового (этнического) сознания характерна тесная внутренняя связь между позитивной групповой (этнической) идентичностью и аутгрупповой (межэтнической) толерантностью» (Лебедева и др., 2004 с. 23). В неблагоприятных социально-исторических условиях данная прямая связь может распадаться и становиться обратной — возникает этническая интолерантность. При возникновении этнической интолерантности в действие вступают механизмы социаль­ной перцепции, направленные на восстановление баланса в сфере сознания — этническая идентичность усиливается. Таким образом, этническая интолерантность служит пер­вым сигналом неблагополучия в когнитивной области, и это может привести к антиэтническому поведению. В благоприятных услови­ях механизмы социальной перцепции, направленные на восстанов­ление позитивной этнической идентичности, приводят и к восстановлению нормальной этнической толерантности.

Этническая идентичность, рассматриваемая как социальная установка, проявляется в отношении себя в связи с принадлежностью к определенному этносу и обладает трехкомпонентной структурой: когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов.

Социально-психологические исследования показали (Верещагина, 2009), что позитивная этническая идентичность обусловлена выраженностью аффективного компонента этнической идентичности, т.е. высокими оценками этнической принадлежности, ее качеств и отношения к собственной этнической группе и членству в ней; поведенческого компонента, заключающего в проявлении себя как члена этнической общности при соблюдении традиций и обычаев, и выраженностью представлений об особенностях собственной этнической группы – когнитивный компонент – осознанием себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков. Такая сбалансированность структуры этнической идентичности приводит к позитивной этнической идентичности и выраженной этнической толерантности, т.е. отсутствию негативного отношения к иной этнической культуре, социально адекватному восприятию представителей иных этнических культур, развитым навыкам межкультурного взаимодействия, с осознанием и принятием культурных различий.

Гипопозитивная этническая идентичность характеризуется низкими показателями по когнитивному, аффективному и поведенческим компонентам, и связана с интолерантностью. Следовательно, низкие показатели этнической компетентности (когнитивный компонент этнической идентичности), на что указывали некоторые исследователи (Лебедева, 2002; Стефаненко, 1999), приводят к национальной ограниченности и снижению конструктивного межэтнического взаимодействия. Снижение эмоционально-оценочного компонента в структуре этнической идентичности приводит к стремлению к этническому доминированию и склонности к этноцентризму, что проявляется в виде напряженности и раздражения при общении с представите­лями другого народа, убеждениях в превосходстве своего народа, стремлении к «восстановлению чистоты своей нации», готовности защищать этнические интересы и права своего народа.

Гиперпозитивная идентичность связана с повышением когнитивного компонента при снижении показателей по аффективному и поведенческому компонентам, что отражает связи с интолерантностью. Это означает, что выраженные когнитивные ориентации приводят к актуализации механизмов психологической защиты, обусловленных процессом усиления архетипа «они-враги» и чувства «мы», что, безусловно, обедняет живое, конструктивное взаимодействие с представителями других этносов (Поршнев, 1973). При этом гиперпозитивность этнической идентичности характеризуется расхождением по выраженности компонентов: увеличение объема знаний о признаках своей этнической группы (ее истории, традициях и пр.) характеризуется снижением механизма проявления себя как члена этнической группы в процессе этнических контактов, и снижением аффективного компонента в отношении своей этнической принадлежности, в сравнении с соотношением структурных компонентов при позитивной этнической идентичности.

Отметим неоспоримое влияние социального контекста поликультурного пространства на формирование этнической идентичности и соответственно этнической толерантности и необходимость регулирования этническими процессами, связанными с мобильностью представителей различных этносов и расширением этнических контактов.

Идентичность и толерантность – динамические образования, выполняющие функцию социальной регуляции межэтнических отношений и характеризующие готовность представителей эт­нической группы к эффективному межэтническому диалогу, а потому, важно создавать условия для формирования определенности и позитивности этнической идентичности с целью оптимизации межкультурных отношений.

В межкультурном тренинге через повторяющиеся контакты, по мнению С.Московичи, возможно актуализировать осознание принадлежности к определенному этносу, т.е. этническую идентичность: «взаимодействуя, мы постепенно научаемся понимать действия или ситуации определенным способом внутри нашей культуры, становимся способны согласовывать свою деятельность с деятельностью прочих членов нашей культурной группы и участвовать в передаче этих культурных значений тем, кто связан с нами» (Московичи, 1996 с. 98). В этноконтактной ситуации, в поведении представителя определенного этноса находят свое отражение его знания, как о собственной этничности, так и о других национальностях, а также его оценка своей и чужой культуры (Triandis, 1999). С.Московичи, определяя социальные представления как бессознательные, считает также, что они связаны с навыком, получаемым в процессе социализации, и способностью передавать специфические культурные значения (Московичи, 1996). Именно поэтому, формирование позитивной и четкой этнической идентичности и этнической толерантности, основанное на непосредственном взаимодействии с представителями других культур, позволит научить участников тренинга справляться с трудностями в ситуациях культурного многообразия, взаимодействовать в поликультурной среде, минимизировать конфликты, основанные на межкультурном непонимании.

Замечено, что эффект тренинга в одной области переносится на все другие сферы взаимодействия, т.е. тренинг имеет так называемый кумулятивный эффект. Люди, прошедшие тренинг межкультурного взаимодействия, становятся менее предубежденными в результате роста эмпатии по отношению к другим, чувства общно­сти, дружбы с членами других групп, повышения уровня межкультурного понимания.

Применение активных форм социально-психологического обучения с использованием рефлексивных упражнений и опорой на групповые формы работы в гетероэтнических Т-группах, непосредственное общение участников тренинга и соотнесенность полученных установок и навыков толерантного взаимодействия с реальными социальными ситуациями на практике выступают основными формами работы в процедуре тренинга.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается главная задача межкультурной коммуникации?

2. Назовите психологические основания межкультурной коммуникации?

3. Каких принципов межкультурной коммуникации необходимо придерживаться, а каких нет?

4. Какие правила межкультурной коммуникации Вы знаете?

5. Какие существуют социально-психологические способы формирования оптимизации межкультурной коммуникации и межэтнической толерантности?

6. Назовите достоинства и недостатки способов оптимизации межкультурного взаимодействия. Какие способы, на Ваш взгляд являются наиболее эффективными? Почему?

7. Какие задачи позволяет решить тренинг межкультурного взаимодействия?

8. Назовите установки межкультурного взаимодействия и их основные компоненты.

 

Библиография

 

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕКС», 1996.-769с.

2. Баклушинский С.А., Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование / Труды по социологии образования. Т. IV, Вып.VI – М., 1998.- С.248-267.

3. Безносов С.П., Почебут Л.Г. Психологические смыслы понятия «толерантность» // Социальная психология: наука и практика // Сборник статей / СПб., Изд-во СПб. ГУП, 2009, С. 31–34.

4. Берри Дж. В. Как мы будем жить все вместе? Альтернативное видение межкультурных отношений / Кросс-культурная психология: актуальные проблемы: Сб. статей / Под ред. Л. Г. Почебут, И. А. Шмелевой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 377 с.

5. Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев С.А. Дружбой сплоченные: Культура межнационального общения в СССР.- М., 1986.

6. Верещагина М.В. Влияние социального контекста на характер этнической идентичности и этнотолерантной культуры. //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. №34 (74). Аспирантские тетради. Ч.I. (Общественные и гуманитарные науки): Научный журнал. –СПб., 2008.-580с.- С.106-110. (7 стр.)

7. Верещагина М.В. Исследование структурных компонентов этнической идентичности. Материалы II Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: реальность и будущее». 3 марта 2009 НИЭУП.- Невинномысск, 2009. – 99-101.

8. Верещагина М.В., Дзгоева Н.М., Дреева С.В. Опыт проведения тренинга по формированию этнической толерантности и компетентности в образовательной среде. Тезисы докладов научно-практической конференции «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона».- Нальчик, Изд-во КГУ, 2006. Часть 1.- С.67-75.

9. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.2. Проблемы общей психологии.-М., 1982.

10. Гасанов Н.Н. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе//Педагогика. 1994.- №5. -С. 12.

11. Грецов А. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов.- СПб: Питер, 2008.-192с.

12. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.

13. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации.- М., 2002.

14. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.-М.: Рольф. 2002.-560с.

15. Гуцунаева С.В. Теоретический подход к исследованию взаимосвязи этнической идентичности и психологических стратегий межэтнического взаимодействия. Материалы II Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: реальность и будущее». 3 марта 2009 НИЭУП.- Невинномысск, 2009. - С. 132-134.

16. Дзгоева Н.М., Дреева С.В., Юрченко-Верещагина М.В. Перспективы формирования толерантного сознания в полиэтническом обществе.//Современные технологии обучения: Сб. ст. и тезисов, Вып. 6, Владикавказ, 2006.-228с.- С. 22-24.

17. Дреев О.И. Этническая идентичность или потребность в соответствии Материалы II Международной конференции «Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества».- Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2008, 12-13 мая.- Ч.1, С.122-125.

18. Дреева С.В. Стратегии межэтнического взаимодействия в многонациональном обществе. // Научно-методический журнал для работников образования «Диалог». / Под ред. Л.А. Кучиевой; Северо-Осетинский государственный педагогический институт. Владикавказ: Издательство СОГПИ, № 1, 2006. С.28 -30.

19. Дробижева Л. М., Хомяков М. Б. Новые подходы в изучении и преподавании идей толерантности как результат реализации программы Уральского МИОН: https://www.humanities.edu.ru/db/msg/31867

20. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.- Л, 1985.

21. Епишева И.И.Воспитание толерантности студентов в системе профессионального образования. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / Епишева И.И.- Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2007.-21с.

22. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении.- М., 1990.

23. Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования.- 1996.- №12.- С.23-32.

24. Золотухин В.М. Терпимость, как общечеловеческая ценность // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Ч. 1 – М.: Наука. 1997.- 242с.

25. Калмыкова Е.М. Этническая идентичность и самоактуализация личности студентов //Психология в вузе, 2008, №1.-С.57-68.

26. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. -М.: Академический Проект. 2004 - 175 с.

27. Козлова М.А. Взаимосвязь этнической идентичности, толерантности и личностной зрелости: Дис. канд. псих. н. -М., 2004.

28. Кон И.С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры // Социальная психология личности.- М., 1979.-С.85-113.

29. Кондаков А.М. Формирование установок толерантного сознания //Всероссийская научно-практическая конференция «Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России»: сборник материалов.- М.: ИТАР-ТАСС, 1999. С.37-38.

30. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты.- М., 1991.

31. Кучер В. А. Педагогические условия формирования культуры толерантности курсантов в условиях вуза. Дисс. канд. пед. наук, Владикавказ, 2004.

32. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. Учебное пособие для студентов психологических специальностей.- М: «Привет», 2004.-358с.-С.13-14.

33. Лебедева Н. М., Стефаненко Т. Г., Лунева О. В. Межкультурный диа­лог в школе. Кн. 1: Теория и методология.- М., 2004.

34. Лебедева Н. М., Стефаненко Т. Г., Лунева О. В. Межкультурный диалог в школе. Кн. 2: Программа тренинга.- М., 2004.

35. Лунева О.В. Социально-психологический тренинг. Мастер-класс.- М., 2002.

36. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.- М., 1988.

37. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе.- М., 2001.

38. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс / Пер. с фр.; Предисл. А.В. Брушлинского; ИП РАН, Дом наук о человеке (Франция).- М.: Центр психологии и психотерапии, 1996.-478с.

39. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 455с.

40. На пути к толерантному сознанию /Отв. Ред. А.Г.Асмолов.-М.: Смысл, 2000.-255с.

41. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М., 2005.

42. Обучение толерантности / Под ред. Г. Л.Бардиер. СПб., 2005.

43. Оллпорт Г.В. Толерантная личность // Век толерантности. 2003. Вып. 6. С. 39-50.

44. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / ИГУП.-СПб.: ИГУП, 1999.

45. Перотти А. Аргументы в пользу мультикультурного образования: Подход Совета Европы.-М., 1995.

46. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.- М., 1989.

47. Пилиева Г.И. Формирование этнотолерантности будущих социальных педагогов// Психология в вузе. №7, 2008. С.63-67.

48. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. - М., 1973.

49. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие, 2-е изд.- СПб.: Изд-во.-Петерб. ун-та, 2007.-281с.

50. Почебут Л.Г.Психология межэтнической толерантности/ Кросс-культурная психология: актуальные проблемы: Сб. статей / Под ред. Л. Г. Почебут, И. А. Шмелевой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 377 с.

51. Практикум по социально-психологическому тренингу// Под ред. Парыгина Б.Д. – СПб., 1994.

52. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой.- СПб: Речь, 2006.-С.11-12.

53. Резникова И.Б. Способы повышения толерантности в период профессионального обучения // Вестник ГУУ. № 10, 2007.- С.186-187.

54. Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение.- СПб, 2001.

55. Садохин А.П. Толерантное сознание: сущность и особенности. // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: Сб. науч.-метод. ст. – 2-е изд., М. - Воронеж, 2003.-368с.

56. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология.-М, 2000.

57. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности.- М.: Смысл, 1998.-252с.

58. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Макарчук А.В., Хухлаев О.Е., Щепина А.И. Позволь другим быть другими: тренинг толерантности для подростков по преодолению мигрантофобии.- М., 2002.

59. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.Г., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для детей и подростков. – М., 2000.

60. Стефаненко Т.Г., Солдатенков А.Н. Мастерская «Культурный ассимилятор» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник.- 2001.- №3-4.- С.136-145.

61. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г.Стефаненко.-3-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004.-368с.

62. Стимсон Н. Подготовка и представление тренинговых материалов.- СПб, 2002.

63. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Оценка результатов тренинга межкультурного взаимодействия // Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Лунева О.В. Межкультурный диалог в школе. Книга 1: Теория и методология.- М., 2004.- С.149-181.

64. Технология формирования социальных навыков: Методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ.- Самара: СамГУ, 1999

65. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников.- М., 1980.

66. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. В 4-х томах. Т.2. М.: Генезис, 1998. С.32.

67. Хорни К. Женская психология.- СПб, 1993.

68. Хотинец В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // Социологические исследования.- 1999.- № 9.- С.67-74.

69. Хугаева Ф.В.Поликультурное образование как основа становления толерантной личности //Современные технологии обучения.- Вып. 6. –Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2006.-228с.- С.194-198.

70. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М., 1978.

71. Ямагучи С. Культура и контроль // Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото.- СПб., 2003

72. Stefan W.G., Stefan C.W. An Integrated Threat Theory of Prejudice // Reducing prejudice and discrimination / S. Oscamp (Ed.). - Hillside (NJ), 2000.- P. 225-246.

73. Stefan W.G., Stefan C.W. Improving Intergroup Relations.- Thousand Oaks (CA), 2001.

74. Triandis H. C. Cross-Cultural Psycology // Asian journal of Social Psychology. 1999.-Vol.2.-P.127-143.

75. Tajfel H. Social Stereotypes and Social Groups // Intergroup Behaviour.- Oxford, 1981.-P. 144-167.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.