Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия эффективности социально-психологического тренинга






 

В качестве взаимодополняющих условий, обусловливающих эффективность социально-психологического тренинга, мы рассматриваем: личность тренера и его профессиональную компетентность, особенности состава Т-группы, условия и методы работы с тренинговой группой.

Тренер должен твердо стоять на гуманистических позициях и реализовывать их на всех этапах работы с группой. Тренер, ведущий группы по социальному обучению в условиях межкультурного взаимодействия, должен знать основы этнической и социальной психологии, психологии развития, педагогической психологии, иметь опыт организации групповой работы, владеть методикой проведения тренинга (Жуков, 1996).

Необходимо владение методическими приемами и способами воздействия, которые являются наиболее адекватными именно для этой группы и ее участников. Таким образом, тренер при разработке содержания тренинга должен учитывать характеристики тренинговой группы (количественный и статусный состав), которые влияют на проведение тренинга.

Опыт тренинговой работы показал, что наиболее эффективно работают группы, состоящие из 10-20 человек, хотя некоторые тренеры работают и с большим количеством участников. В группах оптимальной численности создаются благоприятные условия для тренинговой работы, каждому участнику уделяется достаточно внимания со стороны тренера и группы. В таких условиях каждый человек имеет большие возможности для того, чтобы проявить себя, активно участвовать в упражнениях, дискуссиях, получить информацию о себе посредством обратной связи, а также познакомиться с межличностными и межкультурными различиями, осознать их многообразие и сходство, получить опыт взаимодействия с представителями различных социальных групп.

Если группа насчитывает более 20 участников, то необходимо учитывать возникающую сложность при обсуждении и привлечении всех участников к рефлексии, так это занимает значительное время. Также возможно снижение мотивации участников тренинга. Поэтому можно увеличить объем работы в подгруппах, а упражнения подобрать так, чтобы вовлекать в работу всех участников тренинга. В этой целью также успешно используются роли наблюдателей, которые должны получить четкие инструкции о том, за кем и за чем они наблюдают, каким образом фиксируют результаты наблюдения. Обсуждение упражнений и рефлексию следует проводить в виде публичных выступлений представителей подгрупп, а не каждого участника тренинга. Тренеру следует особенно четко контролировать ход дискуссий, время выступлений, выбор лиц, которым предоставляется слово, комплектовать подгруппы для выполнения заданий и использовать специальные приемы привлечения внимания группы.

Существует незначительное количество упражнений, в которых возможен произвольный выбор партнеров. В остальных случаях подгруппы следует сознательно комплектовать. Для социально-психологического тренинга в условиях поликультурности это особенно важно, так как есть задания, проводимые в моноэтнических или в полиэтнических группах. Цели выполняемых заданий должны определять комплектацию подгрупп по гендерному, этническому, конфессиональному признаку, с учетом социально-психологических характеристик участников тренинга (Лебедева и др., 2004).

В больших тренинговых группах можно использовать методику «аквариум». В этом случае одна часть группы об­разует внутренний круг, а вторая - внешний (наблюдатели). В процессе обсуждений тренер может обращаться и к участникам внешнего круга, поддерживая их активность.

Опыт тренинговой работы показывает, что если группа насчитывает 16 и более участников, то целесообразно проведение тренинга не одним, а двумя-тремя тренерами (Верещагина, Дзгоева, Дреева, 2006). Отметим, если тренинг ведут два тренера, то при расположении в «рабочем кругу», им следует находиться друг напротив друга; если три тренера – то занимать места следует так, чтобы они являлись вершинами вписанного треугольника. Таким образом, важно, чтобы тренера не сидели рядом друг с другом, создавая впечатление оппозиции группе. Важным моментом в одновременной работе двух и более тренеров является согласованность их действий, что характеризуется схожими направленностью и стилями. Спорные моменты, которые возникают в процессе тренинга и по организации его лучше обсуждать вне группы (за исключением упражнений, когда необходимо высказывать противоположные точки зрения). В упражнениях, где дается две инструкции для «добровольцев» и всей группы, ситуация с двумя тренерами очень удобна, так как позволяет проводить инструктаж одновременно и не оставлять без внимания участников тренинга.

Характеристика группы является важным условием эффективности социально-психологического тренинга. Необходимо при комплектации группы соблюдать несколько требований.

Желательно, чтобы по гендерному призна­ку тренинговая группа была смешанной. Конечно, не всегда у тренера бывает возможность комплектования группы, но отметим, что соотношение полов 30-40% к 60-70% является желатель­ным и благоприятным для процессов групповой динамики и самочувствия личности в группе (Лебедева и др., 2004 с.128).

Статус участников группы должен быть горизонтальным, т.е. одинаковым. Нельзя, напри­мер, включать в тренинговую группу школьников, взрослых людей, работников школы. Особенно значимой статусная характеристика становится, когда в тренинге участвуют знакомые люди. Если этот момент не учитывать при комплектовании групп, то нарушается условия освоения нового опыта. Развитие личности происходит только в ситуации свободы и доверительности отношений в группе. В. Стефан и К. Стефан отмечали, что достижение равностатусности в межкультурном взаимо­действии – одно из важнейших условий снижения этнических предубеждений и негативных стереотипов (Stefan, Stefan, 2001).

Помимо рассмотренных характеристик группы, важное значение имеет соотношение участников по этническому, конфессиональному и образовательному уровню. Учет этих показателей должен соотносится с целями, задачами и спецификой тренинга.

Если у тренера есть возможность комплектования группы, что в реальной практике встречается довольно редко, следует учитывать психологические характеристики кандидатов для участия в тренинге. Кроме того, необходимо исключить возможность попадания в группу лиц с пограничными психическими состояниями, патологическими акцентуациями характера и поведения. Вопрос о включении в тренинго­вую группу людей с ограниченными возможностями необходимо каждый раз рассматривать индивидуально и учитывать как степень ограничения этих возможностей, так и цель тренинга.

В школьных условиях нельзя исключать из работы детей с физическими проблемами. В этом случае от тренера и человека, комплектующего группу, требуется особая деликатность.

Тренеру желательно познакомиться с участниками тренинга заранее. При отсутствии такой возможности и недостатке информированности стоит быть особенно внимательным во время первого занятия. Эта работа является для тренера чрезвычайно ответственной и деликат­ной, требует серьезной психотерапевтической подготовки и опыта, ду­шевной тонкости и психологической грамотности, словом, всего того, что входит в профессиональную компетентность тренера.

Следует помнить, что на раз­ных этапах тренинга, развития Т-группы и в возникающих си­туациях к стилю ведущего предъявляются различные требования. Традиционно используется деление на «жесткий» и «мягкий» стили: авторитарный, демократический и попустительский. Несмотря на то, что некоторые авторы подчеркивают необходимость использования в тренинге любой направленности только один вариант стиля в течение всех занятий, опыт тренинговой работы показывает, что тренер должен обладать способностью «быть разнообраз­ным и гибким», стремиться осваивать различные стили и модели поведения.

Тренер должен обладать умениями перцептивной диагностики, способностью к интерпретации психических процессов, происходящих во время тренинговой работы и использованию в процессе тренинга информации о групповой и личностной динамике. Тренеру необходимо иметь равную дистанцию со всеми участниками тренинга: все члены группы должны понимать и чувствовать равноудаленность тренера от всех, видеть, что симпатий и личных предпочтений у тренера нет, т.е. нет любимчиков. Кроме того, ведущему примером своего поведения необходимо демонстрировать важнейшую черту трене­ра, которую он и развивает в участниках: безоценочное принятие людей.

Тренер должен уметь включать в работу всех участников группы. Иногда тренеры непроизвольно начинают опираться в своей работе с группой на «удобных» для них людей. Причем это происходит порой неосознанно. В результате работает только часть группы. Конечно, разговорить говорливого легче, чем молчуна. Но тренер всегда должен пом­нить, что его важнейшая задача - внимание к каждому человеку. Именно поэтому возникает сложность выполнения этой задачи в больших группах, и эффективность тренинга в них существенно снижается. Следовательно, тренер должен понимать психологические особенности участников группы и учитывать их в организации всей групповой работы, реализуя принцип индивидуального подхода.

Формирование социально-психологического климата группы является важной составляющей работы тренера. Тренер-ведущий должен понимать его психологическое содержание, факторы, которые влияют на него. Тренеру важно уметь управлять всеми составляющими климата, создавая нужный настрой группы в соответствии с конкретными целями работы на разных этапах.

Психологический климат группы является сложным психологическим образованием, включающим наряду с другими элементами эмоциональ­ное отражение групповой динамики, а также показатели удовлетворения потребностей личности (познавательных, статусных, самореализации и др.) (Парыгин, 2003). Благоприятный климат означает, что участники тренинга довольны тем, что происходит в группе, что оправдываются их ожидания, они получают ценный опыт и с удоволь­ствием идут на занятия, испытывая доверие к группе и тренеру. Тренеру необходимо постоянно чувствовать эмоциональный настрой группы в це­лом и каждой личности, интерпретировать его и, в случае необходимости, корректировать. Однако сказанное не означает, что в группе постоянно должны царить благодушие и эмоциональный комфорт. Регуляция эмоционального состояния тренинговой группы должна осуществляться с учетом следующих моментов.

Во-первых, теория и практика развития коллектива предполагают наличие эмоциональной динамики (Лутошкин, 1998). Отсутствие таковой является призна­ком застоя, прекращения развития группы. Во-вторых, личностный рост человека и развитие группы происходит, как правило, через сильные переживания, катарсис и другие состояния, которые специально вызыва­ются при необходимости и регулируются специальными психотерапевти­ческими приемами. Тренеру также важно уметь создавать и разрешать в группе кон­фликты, вызывать и снимать агрессию. В социально-психологическом тренинге в условиях межкультурного взаимодействия выполнение этих задач осложняется социальными табу, особой этнокультурной окраской социальной желательности, запретом на обсуждение в полиэтнических группах многих этнокультурных проб­лем, особенностями проявления гендерных аспектов поведения у пред­ставителей разных этнических групп, возможным делением на «своих» и «чужих». Все это предъявляет повышенные требования к тренеру, ко­торый должен быть компетентным в проблемах психологии личности, социальной психологии межгрупповых и межличностных отношений, этнической и кросс-культурной психологии. В-третьих, именно через реальное воздействие тренера на эмоциональную сферу участников, их позиции, отношение к происходящему проявляются наиболее ярко. Благодаря этому соз­даются наиболее благоприятные возможности для обучения и развития личности.

Тренер, работающий в Т-группах должен обладать и развивать в себе способность к критической оценке своих действий и учету результатов ее анализа на последующих этапах тренинговой работы.

Важно всегда помнить, что тренинг – это активная форма обучения, и максимально наполнять занятия именно тренинговыми методами, избе­гая соблазна превратить занятия с группой лишь в лекцию, в урок, транслирование информации. Но при этом тренеру важно помнить, что одной из важнейших целей тренинга является формирование социальных навыков, поэтому необходимо конструировать тренинг на четырех взаимосвязанных уровнях: гностическом, конструктивном, деятельностном и аналитико-коррекционном. Следует тщательно продумывать, в какой форме должен осуществляться в группе этот процесс, сочетая дидактические и интерактивные формы групповой работы.

Как в малых, так и больших тренинговых группах особое внимание необходимо уделять мотивации всех участников. Особая ответствен­ность тренера заключается в том, что он должен заложить основы поведения в группе каждого участника через осознание и групповых ценностей и формирование отношения к ним. Поэтому чрезвычайно значима вся атмосфера разговора, проявление уважения к каждому участнику и его мнению, поведение тренера в целом. Эффективность создания информационно-мотивационной основы тренинга во многом определяет успешность всего тренинга. На наш взгляд, целесообразно проводить в группе дискуссию на задан­ную тему таким образом, чтобы участники пришли к осознанию как самой проблемы, так и недостаточности имеющихся у них знаний и умений для ее ре­шения. Это создаст мотивационную основу усвоения знаний и внимание к той научно-практической информации, которую тренеру необходимо передать группе.

Формируя мотивацию участников, следует подчеркнуть отличие лекционных, информационных занятий от активного обучения, к кото­рым относится и тренинг. Тренеру важно отметить, что социально-психологический тренинг может быть эффективным и полезным для каждого только тогда, когда группа сможет, соединяя возможности всех участников, проявлять свою заинтересованность и активность при решении возникающих задач.

Разговор о целях тренинга призван не только информировать участников, но и мотивировать их на достиже­ние цепей, стимулировать личную активность. Сам стиль дискуссии должен способствовать формированию атмосферы доверия и чувства безопасности у каждого члена группы. Кроме того, обсуждение всех вопросов должно строиться на доступном для участников уровне. Очень важно, чтобы они приводили примеры, осознавали проблемы, а не просто слушали тренера и соглашались с ним (Парыгин, 1996).

Например, обсуждая цели и задачи межкультурного тренинга, следует очень кратко обозна­чить актуальную социально-политическую ситуацию (с одной сторо­ны, – теракты, заложники, войны; с другой – расширение межкультур­ных контактов, формирование полиэтнических сообществ). Затем можно перейти к вопросу о необходимости развития у каждого челове­ка способностей к эффективному и толерантному межкультурному взаимодействию. Тренеру важно не спровоцировать дискуссию о слож­ных проблемах, не имеющих однозначной оценки. Н.М.Лебедева, Т.Г. Стефаненко, О.В. Лунева рекомендуют ограничиться констатацией известных фактов и выражением к ним своего отношения. Например, «война – это всегда трагедия, горе, боль, тягост­ные последствия... Следует отметить, что сложная тема противостояния не является предметом тренинга. Напротив, наша задача – научиться жить в мире» (Лебедева и др., 2004). Тренеру желательно получить согласие группы следовать целям тренинга, не отвлекаясь на обсуждение социально-политической ситуации. Чтобы это условие было принято группой и не воспринималось как подавление прав участников, тренер может попро­сить группу контролировать и наказывать за нарушение договорен­ности его самого.

Рекомендуется, не заостряя внимания на этом моменте, переклю­читься на позитив и подчеркнуть важность направленности внимания группы на этнокультурные проблемы, на особенности поведения, обусловленные культурой, наличие межкультурных барьеров. А затем подвести участников к необходимости выработки стратегий их пре­одоления в целях достижения взаимопонимания, мирного урегулирования возможных межэтнических конфликтов.

Формируя мотивацию участников социально-психологического тренинга, следует подчеркнуть отличие лекционных, информационных занятий от активного обучения, к которым относится и тренинг. Тренеру важно отметить, что тренинг может быть эффективным и полезным для каждого только тогда, когда группа сможет, соединяя возможности всех участников, проявлять свою заинтересованность и активность при решении возникающих задач.

На этапе формирования мотива­ции и климата группы проблема осознания участниками целей тренинга и путей их достижения обсуждается достаточно подробно. У членов группы складывается понимание того, что без объективности взаимо­оценок, конструктивности критики, умений ее высказывать и прини­мать группа не сможет продвигаться вперед к решению поставленных задач. По этому поводу принимается специальное групповое решение. Кроме того, здесь следует обсудить готовность школьников к разгово­рам о межличностных и межкультурных отношениях, о важности развития навыков конструктивного межэтнического взаимодействия.

В процессе обсуждения вопросов, связанных с климатом группы и мотиваций (групповой и индивидуальной), следует попросить всех участников высказать свои опасения и переживания, связанные с ожиданиями от тренинга, а затем, поощряя искренность высказываний, подвести группу к выражению конструктивных пожеланий себе, группе и тренеру (Оллпорт, 2009). Здесь тренеру важно правильно позиционировать себя перед группой, подчеркнув, что он не руководитель, не учитель, не директор, а участник группы, прежде всего человек, помогающий группе идти к достижению целей тренинга в процессе совместной деятельности. Целесообразно сказать участни­кам о демократических принципах, а также о том, что они имеют право корректировать поведение тренера, вносить предложения по улучшению работы группы.

Поддержанию рабочего тонуса способствует и некоторая неопределенность по поводу предстоящей работы, особенно у тех участников, которые участвуют в тренинге впервые. Однако каждый участник тре­нинга должен быть уверен в том, что никаких деструктивных действий в отношении него не будет, что тренер твердо стоит на гуманистических позициях и гарантирует психологическую безопасность всем членам группы. Сформировать у группы такую уверенность – важнейшая задача тренера.

При отсутствии времени на дискуссию в большой группе можно сформулировать вопросы для подгрупп, а затем обсуждать варианты решений, выработанные в них. При такой форме проведения работы тренеру необходимо грамотно резюмировать итоги дискуссий, подводя группу к формулировке нужных вопросов, формируя мотивационную основу познавательной деятельности. Очень важно в конце занятия, при подве­дении итогов проконтролировать усвоение новых знаний.

Безусловно, непосредственные условия проведения тренинга являются важным фактором эффективности межличностного и межкультурного тренинга. Идеально, чтобы это была просторная (около 60 кв. м) комната с возможностью разделения на относительно изолиро­ванные зоны, с ковровым покрытием, хорошими вентиляцией, звукоизо­ляцией и освещением, свободными стенами, большим зеркалом площа­дью 4 кв. м, закрытому жалюзи. Желательно, чтобы эта комната была обо­рудована аудио- и видеотехникой, компьютером, кодоскопом. В подобном тренинговом кабинете желательно, чтобы были удобные, легкие стулья, 3-4 стола, доска или флип-чарт, напольные коврики. Стены и жалюзи должны быть спокойных теплых тонов и соотноситься с типом освещения в кабинете. Предварительное знакомство с помещением и максимально полная ин­формация о группе позволяют тренеру учитывать возможности кабинета при подборе упражнений и игр, создании оптимальных условий для всех видов работы.

Включение видеотехники и использование видеоматериалов в процессе тренинга существенно повышает его эффективность, но и предъявляет дополнительные требования к специальной подготовке самого тренера. Эффективность использования видеоматериалов про­исходит за счет получения участниками дополнительного источника обратной связи, мотивирующей силы эффекта «видеоконфронтации», возможности повторного просмотра неоднозначных ситуаций, выделе­ния фрагментов и т.п.

При этом следует учитывать, что видеосъемка требует от тренера специальной подготовки, опыта проведения видеоадаптации, увеличивает время, затрачиваемое на сни­маемые упражнения (просмотр), требует овладения методикой перцеп­тивного анализа ситуаций. Целесообразно пригласить специально подготовленного оператора с целью повышения эффективности тренинга и во избежание ухудшения психологического самочувствия участников группы или проводить запись конкретных упражнений с помощью настроенной видеокамеры со штативом.

Методы тренинговой работы, их подбор и содержательная часть выступают значимым условием эффективности социально-психологического тренинга. Необходимо внимательно изучать рекомендации по подбору методов тренинга, описание целей, инструкций, содержания упражнений и необходимых материалов для их проведения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.