Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система изучения имен прилагательных.






Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики.

Методика изучения имен прилагательных обусловлена их лингвистическими особенностями.

Имя прилагательное — это лексико-грамматический разряд слов, являющийся самым многочисленным после имени существительного. Семантической основой имен прилагательных является понятие признака, который при­надлежит предмету. Признаки предмета разнообразны и могут характеризовать предмет со стороны цвета, формы, величины, материала, назначения, принадлежности и т.д.

Будучи грамматической категорией, формирующей и объединяющей слова, которые означают признак предме­та, имена прилагательные являются определяющими име­на существительные и обычно согласуемыми с ними в роде, числе и падеже. Система склонения имен прилагательных, так же как и существительных, основана на совмещении в окончании признаков рода, числа и падежа, но в формах множественного числа родовые различия отсутствуют.

В начальных классах дети усваивают следующие признаки имени прилагательного:

1) имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам;

2) имена прилагательные употребляются в предложе­нии с именами существительными и согласуются с по­следними в роде, числе и падеже;

3) имена прилагательные часто образуются от имен суще­ствительных и других частей речи при помощи суффиксов;

4) имя прилагательное является частью речи.

Последовательность работы по годам обучения:

2 класс. Первоначальное ознакомление с прилагатель­ными (без термина) начинается с наблюдений над лексиче­ским значением прилагательных и вопросов, на которые они отвечают. Первоклассники узнают, что:

— среди слов, которые мы употребляем в речи, есть слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?;

— каждое такое слово связано в речи по смыслу с другим словом, обозначающим предмет;

— предметы отличаются друг от друга своими признаками:

— у одного и того же предмета может быть несколько разных признаков;

— признаками предмета может быть цвет, вкус, запах, величина, форма и т.д.;

— по признакам можно узнать предмет.

Рассматривается роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдение за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически в процессе составления предложений).

Все указанные знания и навыки формируются у уча­щихся в процессе выполнения практических работ, среди которых видное место занимают письменные упражнения. Рекомендуются такие виды работ, которые связаны с раз­витием речи.

В 3 классе рассматривается общее значение имени прилагательного, вопросы к словам данной части речи, их роль в предложении. Дети знакомятся с изменением прилагатель­ных по родам и числам, с родовыми окончаниями и оконча­ниями множественного числа. В программе уделяется внимание именам прилагательным, близким и противоположным по смыслу, употреблению в речи прилагательных-антонимов, а также правописанию окончаний – ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые.

4 класс. В этом классе программа предусматривает изучение следующего материала: изменение имен прилага­тельных по падежам, родам и числам в зависимости от существительного, правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Формирование понятия «имя прилагательное» начинается во 2 классе. Главной целью в это время является раскрытие многосторонности значения прилагатель­ных. Учитель, показывая предмет или рисунок предмета, просит учащихся назвать признаки этого предмета. Дети называют и записывают, например: мяч (какой?) красный, круглый, резиновый, легкий, маленький. Обязательно отмечается, что написаны слова, а предмет с его признаками есть в жизни, нас окружающей.

Осознание учащимися роли прилагательных в нашей речи способствует упражнение в сравнении текста без имен прилагательных и с ними. Отмечается, что точность описания значительно повышается, если используются слова, обозначающие признаки предметов.

Правильная постановка к словам вопросов какой? какая? какое? по сути своей, связана с пониманием рода имен существительных и имен прилагательных и синтаксической зависимости первых вторых от. Первоклассники учатся ставить вопрос практически, руководствуясь смыслом слов. В 3 классе формирование понятия «имя прилагательное» находится в прямой зависимости от уровня овладения учащимися обобщенной категорией «признак предмета». С этой целью проводится классификация слов, обозначающих цвет, вкус, размер и т.д., и обобщение особенностей таких слов. На основе обобщения свойств конкретных имен прилагательных второклассники выделяют показатели, свойственные именам прилагательным как части речи:

— обозначают признак предмета;

— отвечают на вопрос какой?;

— изменяются по родам и числам:

— относятся к существительным, вместе с которыми образуют словосочетание.

Род и число имен прилагательных. Категории рода и числа у имен прилагательных не имеют того самостоятель­ного значения, которое свойственно существительным, и являются только выразителями связи прилагательных с су­ществительными. Следовательно, усвоить учащимися род и число прилагательных — это значит прежде всего усвоить сущность связи этих двух частей речи. Средством выраже­ния связи являются окончания. На окончание и должно быть направлено внимание детей, например: день какой? теплый, ночь какая? теплая, утро какое? Теплое. В ре­зультате наблюдения над именами существительными, со­четаемыми с одним и тем же прилагательным, учащиеся определяют род имен существительных иимен прилага­тельных и делают выводы о прилагательных:

1. Имена прилагательные в единственном числе изменя­ются по родам (в отличие от имен существительных).

2. Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано. Если существительное мужского рода, то иприлагательное мужского рода и т.п.

3. Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос какой? и имеет окончание -ый (-ий), -ой. Имя прила­гательное женского рода отвечает на вопрос какая? и имеет окончание -ая (-яя). Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос какое? и имеет окончание -ое(-ее).

Наблюдая над прилагательными во множественном числе, учащиеся убеждаются в том, что во множественном числе прилагательные по родам не изменяются.

В ходе работы над окончаниями следует обратить внимание и на следующий факт: после твердых согласных пишется окончание -ый, -ой, -ая, -ое, -ые, после мягких согласных — -ий, -яя, -ее, -ие.

Согласно программе, у учащихся формируется умение писать родовые окончания имен прилагательных. На форми­рование данного умения положительное влияние оказывает овладение учащимися алгоритмом (порядком) действий:

1) Узнаю, с каким существительным связано имя прилага­тельное, и определю его род.

2) По роду имени существительного узнаю род имени прилагательного.

3) Вспомню окончание имени прилагательного этого рода и напишу.

4) Сравню окончание имени прилагательного и окончание вопроса.

Ознакомление с изменением имен прилагательных по родам можно построить по следующему плану:

1. Наблюдение над сочетаниями существительных с прилагательным:

Запишите имена существительные:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.