Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешнеэкономической деятельности






Особенности ценообразования на предприятиях, функционирующих на внешнем рынке. Виды цен, которые применяются во внешнеэкономической деятельности. Состав цены внешнеэкономического договора. Мировые цены как основа внешнеэкономического договора. Понятие контрактной цены, способы ее фиксации в контрактах. Факторы, которые необходимо скрывать при определении цен контрактов. Таможенные тарифы как составляющая цены на импортные и экспортные товары. Методика обоснования цен внешнеэкономических контрактов. Таможенная стоимость товара и методы ее определения. Специфика ценообразования на экспортную продукцию. Особенности расчета цен на импортную продукцию.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»

Тема 1. Рыночный механизм ценообразования и его содержание

По данной теме предусматривается изучение следующих вопросов:

1.1. Место и роль цены в рыночной экономике.

1.2. Теории ценообразования, их содержание и особенности применения в ценообразовании.

1.3. Механизм формирования цен в условиях рыночной экономики.

 

1.1. Цена играет центральную роль в системе рыночного механизма и является объективной экономической категорией, которая характерна для товарного производства. Цена тесно связана со стоимостью товара. Товар приобретает стоимость в процессе обмена на рынке.

Цена - это денежное выражение стоимости товара. Стоимость товара определяется количеством общественно необходимого труда, воплощенного в товаре. Следовательно, цена связана со стоимостью товара, она ее отображает в денежной форме.

Однако по некоторым причинам цена отличается от стоимости:

1. Разные условия производства товаров, а именно: разная техническая оснащенность производств, разный уровень организации производства и труда из-за разной технологии производства.

2. Разные условия реализации продукции: соотношение спроса и предложения в определенное время, когда реализуются товары, географический фактор, естественный фактор, конкурентная борьба на рынке.

3. Инфляция - обесценение денег, когда цена товара может превышать его реальную стоимость.

В экономической литературе цена как экономическая категория трактуется по-разному. Согласно формулировке некоторых современных экономистов «цена - это количество денег, которые платится за определенное количество товара или услуг (включая посреднические), определенного качества».

Другие экономисты считают, что «цена - это стоимость товара, которую покупатели соглашаются оплатить на рынке товаров и услуг за продукцию».

С точки зрения предприятия, «цена продукции - это цена, которая возмещает затраты производства и обеспечивает предпринимателям равновеликую прибыль на равновеликий капитал».

С точки зрения покупателя, цены нас окружают со всех сторон: цена товаров, цена услуг (коммунальных, бытовых, транспортных, оздоровительных, образовательных, туристических), цена за медицинское обслуживание, цена зрелищ (театр, кино, концерт, спорт), цена земли (рента), цена банковских услуг (процент), цена за труд (зарплата), цена заграничных перевозок (пошлина).

Роль цены в хозяйственном механизме определяется следующим:

1. Цены выступают как общественная мера затрат на уровне производства продукции, потому что уровень расходов определяет уровень цен. Эта роль цены характерна как для плановой, так и для рыночной системы ведения хозяйства.

2. Цены выступают регулятором объемов производства и потребления продукции. Эта роль цены проявляется и на государственном уровне, и на уровне отдельного предприятия: если продукция имеет спрос, ее производство увеличивается.

3. Под воздействием цены формируются себестоимость продукции, прибыль предприятий, рентабельность, система материального стимулирования, поступления в бюджет.

4. Цены используются для определения эффективности капиталовложений и новой техники.

5. Через цены достигается заинтересованность в повышении качества труда, внедрении достижений научно-технического прогресса в производство.

6. Цены определяют производственные связи между отраслями материального производства, они используются во внутриотраслевой, межотраслевой кооперации, международных экономических связях.

7. Цены используются для определения размера национального дохода, народнохозяйственных пропорций, отраслевой структуры экономики.

8. Цены влияют на состояние национальной и мировой экономики.

9. Цены влияют на уровень жизни народа.

10.Цены или способствуют, или противодействуют решению социальных задач развития общества.

Цена в системе показателей деятельности предприятия имеет очень важное значение:

1. Цена имеет определяющее значение в обеспечении выручки от реализации товара.

2. Цена непосредственно влияет на прибыльность предприятия, и таким образом, на его жизнеспособность.

3. Цена имеет важное значение в установлении взаимоотношений между предприятиями-производителями, товарными рынками.

4. Цены существенно влияют на выручку от реализации и потому определяют структуру производства и методы работы предприятий.

5. Цена, в конечном счете, указывает, насколько правильно разработана и реализована система маркетинга на предприятии.

В основу ценообразования положены определенные принципы:

1. Научность.

2. Целевая направленность (ориентация на прибыль, сбыт, рынок).

3. Единство процесса ценообразования.

4. Непрерывность.

Современные научные специалисты в сфере экономической теории придерживаются одной мысли - цены на товары и услуги на рынке со свободной конкуренцией формируются под воздействием спроса и предложения. Поэтому, влияние отдельных факторов на цены, как правило, рассматривается с точки зрения их влияния на спрос или предложение.

Факторы, которые влияют на уровень и динамику цен, разделены на такие, которые способствуют уценке и такие, которые способствуют повышению цены.

Факторы, снижающие цены: рост производства, технический прогресс, снижение расходов производства и обращения, рост производительности труда, конкуренция, снижение налогов, расширение прямых связей.

Факторы, повышающие цены: спад производства, нестабильность экономической ситуации, монополия предприятия, ажиотажный спрос, увеличение массы денег в обращении, рост налогов, рост зарплаты, увеличение прибыли предприятия, улучшение качества товара, соответствие моде, рост цены рабочей силы, низкая эффективность использования капитала, оборудования, рабочей силы, земли.

1.2. Вопросы сущности цены отображены в разных теориях стоимости и цены. В толковании вопроса стоимости, как основной категории политической экономии, исторически сложились два течения. Первое течение исходило из объективности стоимости и того, что ее источником является труд, потраченный на производство товара. Сюда можно отнести теории трудовой стоимости, затрат производства, трех факторов производства. Представители второго течения считали стоимость субъективной категорией, которая вытекает из полезности товара сравнительно с полезностью других благ. Эти подходы воплощены в теории предельной полезности; теории определения цены, которая базируется на колебании спроса и предложения.

Основной вопрос теории трудовой стоимости заключается в определении основы меновых пропорций, которые образуются при обмене товаров, и, следовательно, является основой формирования цены. Результатом труда является потребительская стоимость и стоимость. Такие две стороны товара выходят из двойственного характера труда. Каждый труд может рассматриваться как конкретный, то есть такой, который имеет полезное содержание, и образует конкретные блага, и абстрактный, который представляет собой расходы рабочей силы вообще. Конкретный труд образует потребительскую стоимость, а абстрактный - стоимость. Товары невозможно сопоставить как потребительские стоимости и, наоборот, как стоимости — все товары сравнимы. А потому в основу меновых пропорций положена стоимость товара, которая отображается в форме цены. При этом цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под воздействием рыночных факторов. Теория трудовой стоимости видит в стоимости объективную основу цены, а главной сферой ее образования выступает общественное производство. Количественная сторона цены зависит от стоимости, то есть от изменения расходов на производство товара, а рынок, рыночный спрос играют не основную, а вспомогательную роль.

Почти одновременно с теорией трудовой стоимости возникла теория затрат производства, согласно которой в основе меновой стоимости лежат расходы производства, то есть учитывается овеществленный труд. В свою очередь, расходы производства зависят от цен на отдельные их элементы (топливо, сырье, рабочая сила). Именно через это использование расходов производства (как основы цены) объясняют цены на продукцию ценами на отдельные элементы расходов. Недостатком такого объяснения является то, что выполнение затратами производства роли основы меновой стоимости препятствует отсутствие в их стоимости дополнительного продукта.

Теория трех факторов производства трактует формирование стоимости в процессе производства как добавления трех основных факторов: труда, капитала (средств производства) и земли. При этом земля считалась главным естественным фактором.

Согласно теории предельной полезности, цена товара определяется не затратами труда на производство товара, а его предельной полезностью для потребителя. Предельная полезность товара - это приращенная полезность, которую обеспечивает потребление дополнительной единицы блага. Общая полезность - это сумма предельных полезностей, которая достигается при потреблении определенного количества единиц имеющегося блага. С увеличением общего количества товаров, предельная полезность уменьшается, а общая - растет. Поэтому величина предельной полезности определяется дополнительным выпуском данного товара в результате изменения спроса на него. Основным недостатком этой теории является невозможность количественного определения полезности товара в результате ее субъективного оценивания потребителями.

С теорией предельной полезности граничит теория определения цены, исходя из колебания спроса и предложения. Согласно этой теории соотношение спроса и предложения определяет меновую стоимость без участия стоимости и производственных расходов, что означает исключение стоимости из процесса формирования цен. Слабость этой теории в том, что она не дает ответ на вопрос, чем же будет определяться цена в случае совпадения спроса и предложения, а также не учитывается тот факт, что как спрос, так и предложение, в свою очередь, зависят от уровня цен на товары.

Сочетание утверждения классиков политической экономии о том, что в основе цены лежат расходы производства, и положений теории предельной полезности и спроса и предложения об их роли в формировании и движении цен, наблюдается в неоклассической теории. Основная идея теории заключается в необходимости учета закономерностей взаимодействия категорий спроса и предложения и создания на этой основе развернутой теории цены. При этом изменение спроса связывается с категорией предельной полезности, а предложения - с решающим влиянием расходов производства.

В современной теории ценообразования центральное место занимает теория цены, которая комплексно изучает действие разных факторов, которые влияют на цены путем изменения спроса и предложения. Движение цен в современном производстве - это результат действия сложного комплекса таких факторов, как изменения в производительности труда и эффективности производства, циклический характер производства, состояние денежного обращения и платежного баланса, характер государственного регулирования.

1.3. Рыночной экономике присущ свой особенный механизм формирования цен. Эта особенность базируется на том, что реальный процесс ценообразования происходит не в сфере товарного производства, не на предприятиях-производителях отдельных товаров, а в сфере их реализации под воздействием экономических законов рынка. Только на рынке может быть объективно сформирован конечный уровень цен, по которым осуществляется реализация товаров, то есть их стоимость получает реальное общественное определение через механизм рыночного ценообразования.

В условиях действия рыночного механизма ценообразования субъекты ведения хозяйства с полной экономической ответственностью, то есть, принимая на себя соответствующий риск, самостоятельно принимают необходимые ценовые решения, формируя ценовые предложения относительно продажи или покупки определенных товаров и непосредственно осуществляя акты их купли-продажи по соответствующему уровню цен. Это предусматривает определенную свободу действий всех субъектов рынка, их полную экономическую самостоятельность в решении ценовых вопросов.

Особенности действия рыночного механизма ценообразования были глубоко исследованы в трудах А.Маршалла, В. Перето, Д. Хикса, П. Самуэльсона и других экономистов. Этот механизм базируется на взаимодействии спроса и предложения в пределах определенного рыночного пространства в конкретном периоде времени.

Спрос представляет собой форму выражения потребностей покупателей в товарах, которые представлены на рынке, обеспеченные определенным уровнем их доходов. Объем спроса характеризует количество товара, которое покупатели намереваются купить на рынке по соответствующему уровню цен.

Из приведенного определения можно увидеть, что между объемом спроса и уровнем рыночной цены на товар существует определенная зависимость. При низком уровне рыночной цены покупатели стремятся купить больший объем товаров, а при высоком ее уровне — соответственно, меньший объем, или совсем отказываются от их покупки. Эта зависимость между объемом спроса и уровнем цены имеет название «функция спроса от цены» и отображается таким образом:

ПО = f(Ц)

 

где: ПО - объем спроса на соответствующий товар на рынке;

Ц - уровень рыночной цены на соответствующий товар;

f - функция, которая характеризует математические параметры зависимости спроса от цены.

Графическим отображением функции спроса от цены является «кривая спроса», которая приведена на рис. 1.

 

Цена, грн

 

1 2 5 Объем спроса, единиц ПО3 ПО2 ПО1

Рис.1. Кривая спроса на товар на рынке

График кривой спроса строится исходя из того, что если совместить точки, которые отвечают конкретной рыночной ситуации, прямыми линиями, они будут отвечать тем объемам спроса, которые возникают при отмеченном уровне цен. Так, из приведенного графика можно увидеть, что цене в 1 грн. отвечает объем спроса на товар в размере 5 единиц; цене в 3 грн. — соответственно — 2 единицы и цене в 5 грн. — лишь 1 единица товара. Следует отметить, что такая зависимость объема спроса от цены носит лишь принципиальный (то есть достаточно условный) характер и в практической деятельности может нарушаться в зависимости от вида товаров, типа рынка, уровня доходов покупателей и других факторов.

Рассмотрим конкретные рыночные ситуации, когда зависимость между уровнем цены и объемом спроса на товар может нарушаться.

1. При продаже так называемых «имиджевых» и эксклюзивных товаров. Для определенных категорий покупателей приобретение товаров наивысшего качества составляет определенный стереотип поведения. Такие категории покупателей, которые воспринимают цену как сигнал о качестве товаров и, как правило, имеют высокий уровень доходов, менее чувствительны к ее абсолютному уровню. По этой категории покупателей рост уровня цен на товар приводит в определенных случаях к увеличению объема спроса на него, что в экономической литературе характеризуется как «эффект Гиффена».

2. При продаже товаров, потребность в которых уже достаточно высоко насыщенна. Такая ситуация характеризует чаще всего продажу товаров на последних стадиях их жизненного цикла. Снижение уровня цен на такие товары может сопровождаться и уменьшением объемов спроса, который переключается на новые их аналоги. Экономическая практика показывает, что лишь в условиях «шокирующего» (достаточно весомого для сознания покупателя) снижения уровня цен, может быть, достигнут рост объема спроса на такие товары и то лишь на непродолжительный период времени.

3. При продаже товаров, которые не могут быть заменены в потреблении. Наиболее ярким примером таких товаров могут быть лекарства, которые не имеют аналогов и очень необходимы некоторым категориям населения. Объем спроса на такие товары мало связан с уровнем цен на них, а в определенных случаях не зависит от этого уровня совсем — он остается таким, как и до изменению уровня цен на них.

4. При насыщении рынка товарами-субститутами, которые могут заменить аналогичную потребность. Объем спроса на такие товары зависит не от абсолютного уровня цен, а от сравниваемого их уровня в общей системе цен на такие товары. Если цены на товары-субститути падают, объем спроса на рассматриваемый товар будет также падать, даже в тех случаях, когда цена на него останется неизменной. И, наоборот, когда уровень цен на товары-субститути будет расти, соответственно будет расти и объем спроса на рассматриваемый товар, при неизменном уровне цен на него. Такая зависимость определяется в экономической литературе как «эффект замены».

5. При продаже товаров низкой потребительской ценности или низкого качества. Любое снижение уровня цен на товары автоматически приводит (при неизменных других условиях) к росту реальных доходов покупателей. В процессе этого роста прирост доходов может быть использован на приобретение не тех товаров низкой потребительской ценности, по которым происходило снижение уровня цен, а на закупку других более качественных товаров. В этом случае снижение уровня цен на товары низкого потребительского качества приведет не к росту, а к уменьшению объема спроса на них, потому что покупатели переключаются на потребление более качественных товаров. Например, снижение цен на хлеб, картофель и некоторые другие товары может привести к уменьшению объема их реализации и к соответствующему росту объема спроса на мясо, рыбу. В экономической литературе рассмотренная зависимость определена понятием «эффект дохода».

Следует отметить, что эффект дохода в определенной взаимозависимости уровня цен и объема спроса проявляется не только на отдельные виды товаров, но и на определенные их группы. В процессе исследования этой зависимости все потребительские товары условно разделяются на три группы, которые в теории цены рассматриваются и описываются как «кривые Торнквиста» (рис. 2).

 
 


Предметы роскоши

 

 

Товары вторичной потребности

Товары первой

необходимости

 

 

 
 


Рис. 2. График кривых Торнквиста, характеризующий эффект дохода в потреблении разных групп товаров

 

а) товары первой необходимости (к ним относят основную массу продовольственных товаров; недорогие виды одежды и обуви, ряд галантерейных и хозяйственных товаров). Для этой группы товаров кривая Торнквиста имеет вид гиперболы: к определенному периоду роста доходов у покупателей (снижение уровня цен) наблюдается рост объема спроса, однако потом он стабилизируется и от последующего роста уровня доходов (снижение уровня цен) уже не зависит;

б) товары вторичной потребности (к ним относят более
дорогие виды одежды и обуви, галантерейные товары и парфюмерию, самые распространенные виды бытовых машин и приборов). Как можно увидеть из кривой Торнквиста, для этой группы товаров спрос на них при низком уровне доходов практически минимальный. Следующий рост уровня доходов (снижение уровня цен) вызывает существенный подъем объема спроса на такие товары, но с последующим повышением уровня доходов (снижение уровня цен) объем спроса на них стабилизируется;

в) предметы роскоши (к ним можно относить ценные
ювелирные изделия, престижные марки автомобилей, самые дорогие виды бытовой домашней техники). Из кривой Торнквиста для этой группы товаров можно увидеть, что при низком уровне доходов спрос на них отсутствует, при среднем уровне доходов объем спроса минимален и только при высоком уровне доходов объем спроса резко начинает расти, не имея
верхних ограничений.

Эффект дохода, определенный кривыми Торнквиста, должен быть обязательно учтенный в процессе практического ценообразования по отдельным группам товаров.

6. При продаже товаров, которые взаимно дополняют друг друга в потреблении. Примером таких товаров могут
быть автомобили и бензин. Если в результате роста цен
уменьшается объем спроса на автомобили, это приводит к соответствующему сокращению и объему спроса на бензин при условии, что уровень цен на бензин будет оставаться неизменным. В этом случае объем спроса на бензин будет характеризоваться уменьшительной функцией к росту цены
на автомобиле.

7. При продаже товаров в условиях инфляционной экономики открытого типа. Когда уровень инфляции проходит стадию «ползучей» и переходит к стадии «галопирующей» и дальше — к «гиперинфляции», происходит глубокая деформация психологии и поведения покупателей. Наблюдая постоянный рост уровня рыночных цен и ожидая еще большие темпы их роста в следующем периоде, покупатели пытаются создать определенный запас товаров, которые потребляют, используя с этой целью все свободные денежные ресурсы. В экономической литературе это явление характеризуется сроком «адаптивные инфляционные ожидания».

Таким образом, рассмотренная выше принципиальная функция ценового спроса в процессе действия рыночного механизма ценообразования может быть определена более детально:

ПО = f(Т; РН; Д; I; Ц)

 

где:

ПО - объем спроса на соответствующий товар на рынке;

Т - характеристика соответствующего товара из позиций его роли в потреблении, возможности замены товарами-субститутами, взаимозависимости от спроса на другие товари, уровня качества;

РН - уровень насыщенности потребности потребителей в товаре;

Д - уровень доходов покупателей;

I - уровень инфляции;

Ц - уровень рыночной цены спроса на соответствующий товар;

F - функция, которая характеризует математические параметры зависимости спроса от цены в условиях действия конкретных факторов.

В соответствии с конкретными признаками товара и условий его реализации на рынке, наблюдается разная зависимость объема спроса от цены. Эта зависимость носит название «эластичность спроса к цене» и характеризует разную степень чувствительности покупателя к изменению уровня цены на конкретный товар.

Ценовая эластичность спроса измеряется коэффициентом эластичности, который характеризует, как изменяется объем спроса в зависимости от изменения уровня цены на товар на 1%. Коэффициент эластичности спроса к цене может быть рассчитан по следующей формуле:

ПО2 – ПО1 Ц2 – Ц1

Ке = --------------: --------------

ПО1 + ПО2 Ц1 + Ц2

 

∆ ПО %

или Ке = -----------

∆ Ц %

 

где Ке - коэффициент ценовой эластичности спроса;

ПО1 - объем спроса на товар по старому уровню цен;

ПО2 - объем спроса на товар по новым уровням цен;

Ц1 - старый уровень цены на товар;

Ц2 - новый уровень цены на товар;

∆ ПО -прирост объема спроса на товар при введении нового уровня цен %;

∆ Ц - прирост уровня цены к предыдущему ее значению %.

Степень ценовой эластичности спроса существенно отличается на отдельные виды товаров. В соответствии со значением коэффициента эластичности различают три основных вида ценовой эластичности спроса на товары.

1. Товары абсолютной ценовой эластичности спроса. К этой группе относят товары, коэффициент эластичности спроса которых равняется единице. Иначе говоря, объем спроса на такие товары изменяется пропорционально изменению уровня цен на них, если уровень цены будет установлен на 7% ниже предыдущего, реализация такого товара на рынке вырастет тоже на 7%. Следует отметить, что товаров с абсолютной ценовой эластичностью спроса относительно немного.

Кривая спроса на такие товары имеет следующий вид (рис.3).

 

Уровень цены

 
 


8 К3

 
 


6 К2

 
 


4 К1

0 К1 К2 К3

4 6 8 Объем спроса

Рис. 3. Кривая спроса на товары абсолютной ценовой эластичности

2. Товары высокой ценовой эластичности. К этой группе относятся товары, коэффициент эластичности спроса которых превышает значение единицы. В этом случае относительно незначительные изменения уровня цены на товар приводят к большим изменениям объема спроса на товары. Примером таких товаров могут быть кондитерские изделия, мясо и мясопродукция, рыба, модная одежда. Кривая спроса на такие товары изображена на рис.4.

 

Уровень цены

 
 


7 К3

 

5 К2

 

3 К1

К1 К2 К3

0 4 7 9 Объем спроса

Рис. 4. Кривая спроса на товары высокой ценовой эластичности

 

3. Товары низкой ценовой эластичности спроса. К этой
группе относят товары, коэффициент эластичности спроса которых составляет меньше единицы. В этом случае любые изменения уровня цены на товар приводят к менее значительным изменениям объема спроса на него. Примером таких товаров могут выступать сахар, овощи широкого потребления, рабочая и домашняя одежда. Кривая спроса на такие товары имеет следующий вид (рис.5).

Уровень цены

 
 


8 К3

 

6 К2

 

4 К1

К1 К2 К3

0 2 4 6 Объем спроса

Рис. 5 Кривая спроса на товары низкой ценовой эластичности

4. Товары нулевой ценовой эластичности спроса. Эта группа представлена товарами, объем спроса, которых не зависит от изменения уровня цены, то есть коэффициент эластичности спроса, на которых равняется нулю. Примером таких товаров могут быть такие, которые считаются незаменимыми в потреблении, а объем потребления, которых имеет определенные физиологичные пределы (соль, лекарства определенных видов, спички). На такие товары кривая спроса имеет вид вертикальной прямой, которая графически изображена на рис.6.

 

Уровень цены

К1 К2 К3

               
 
       
 

 


 

 

 

0 К1 К2 К3

2 4 6 Объем спроса

 

Рис. 6. Кривая спроса на товары нулевой ценовой эластичности (абсолютно неэластичные товары)

 

5. Товары парадоксальной ценовой эластичности спроса. Эта группа товаров получила название парадоксальной эластичности потому, что по ним рыночный закон спроса (что предусматривает рост его объема при снижении уровня цены на товар и соответствующее снижение объема спроса при росте уровня цены на товар) имеет обратное действие. По таким товарам снижение уровня цены может привести не к росту, а к снижению объема спроса (например, товары низкой потребительской ценности; товары, потребность в которых уже достаточно высоко насыщенна), или рост уровня цен может сопровождаться увеличениям объема спроса (например, «имиджевые» и эксклюзивные товары). Кривая спроса на такие товары вопреки законам рынка имеет такой парадоксальный вид (рис. 7).

Уровень цены

К1 К2 К3

 

 

 

 

0 К1 К2 К3

2 4 6 Объем спроса

 

Рис. 7. Кривая спроса на товары парадоксальной (обратной) ценовой эластичности

 

Определение вида и конкретного значения коэффициента ценовой эластичности спроса на товары играет большую роль в практике ценообразования в условиях рыночной экономики. Так, ценовая политика предприятия, которое учитывает ценовую эластичность спроса, позволяет эффективно влиять на объемы производства и реализации товаров, сумму доходов и прибыли от их продажи, расширения сегмента рынка, сумму налогов, и другие показатели маркетинговой и финансовой деятельности предприятий.

Вместе со спросом на товары, рыночный механизм ценообразования неразрывно связан с их предложением на рынке. Предложение представляет собой массу товаров, предназначенных к реализации, которые уже вращаются на рынке, или могут быть представлены на нем для удовлетворения спроса. Объем предложения представляет собой количество товаров, которые продавцы желают реализовать на рынке в данный период времени по соответствующему уровню цены.

Из приведенного определения можно увидеть, что между объемом предложения и уровнем рыночных цен на товар существует определенная зависимость. При высоком уровне рыночных цен продавцы стремятся увеличить объем предложения товаров и наоборот - чем ниже уровень рыночных цен, тем меньший объем будет предложен продавцам. Эта зависимость между объемом предложения и уровнем цен имеет название «функция ценового предложения» и может быть выражена таким образом:

ПР = f(Ц)

где:

ПР - объем предложения на соответствующие товары на рынке;

Ц - уровень рыночной цены на соответствующий товар;

F - функция, которая характеризует соответствующие математические параметры зависимости предложения от цены.

Графическим отображение функции ценового предложения является «кривая предложения», приведенная на рис.8.

 

Цена, грн

 
 


4 Ц3

 
 


3 Ц2

2 Ц1

 

ПР1 ПР2 ПР3

0 2 4 6 Объем предложения, ед

Рис. 8. Кривая предложения на товар на рынке
График кривой предложения строится исходя из того, что если совместить точки, которые отвечают конкретной рыночной ситуации, прямыми линиями, они будут согласовывать те объемы предложения, которые определяются конкретным уровнем цены на товар. Так, из приведенного графика можно увидеть, что цене в 2 грн. отвечает объем предложения товара в размере 2 единицы, цене в 3 грн. - соответственно 4 единице товара и цене в 4 грн. – 6 единиц товара.

Существующая зависимость между уровнем цены на товар и объемом товарного предложения на рынке носит принципиальный характер, который отвечает условиям экономического поведения продавца. Но в практическом механизме рыночного ценообразования существует ряд ограничений, которые существенно влияют на проявление функции предложения товара.

Рассмотрим содержание основных ограничений.

1. На уровень минимальной цены предложения товара влияет уровень расходов на его производство и реализацию. В нормально функционирующей экономике цена предложения не может быть ниже уровня общих расходов производства и обращения, иначе процесс производства таких товаров будет убыточным. Из позиций влияния на уровень цен — все затраты производства и обращения принято разделять на переменные и постоянные.

К переменным относят расходы, которые прямо зависят от динамики объема производства и реализации продукции. В процессе изменения объема производства и реализации продукции сумма таких расходов изменяется пропорционально, в то время как уровень таких расходов остается относительно неизменным. Примером переменных расходов являются расходы на сырье и материалы, транспортные расходы, расходы на оплату труда операционного персонала.

К постоянным относят расходы, которые не зависят от объема производства и реализации продукции. В процессе изменения объема производства и реализации продукции сумма таких расходов остается стабильной, колеблется лишь их уровень. Примером таких расходов являются расходы на аренду, содержание помещений, амортизационные отчисления на основные средства, расходы на содержание управленческого аппарата.

В соответствии с конкретными условиями хозяйственной деятельности продавца, минимальный уровень цены должен обеспечивать ему такой объем реализации товара, при котором эта деятельность была бы по меньшей мере безубыточной. Условия достижения точки безубыточности графически иллюстрируются на рисунке 9.

 

Сумма доходов и расходов Точка безубыточности

Доход от реализации

товара по определенному

уровню цен

Прибыль

Переменные

затраты

 

 
 


Постоянные

Убыток расходы

 

расходы

 
 


Объем производства

(реализации) товара

Рис. 9 График формирования точки безубыточности деятельности продавца при определенном уровне цен

 

Из приведенного графика можно увидеть, что для достижения точки безубыточности в своей деятельности продавец должен установить такой уровень цен на товар, при котором доходы от его реализации должны быть равными постоянным и переменным расходам, связанным с его производством и продажей. Натуральный объем реализации товары, который обеспечивается достижением точки безубыточности деятельности продавца, может быть определен по формуле:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.