Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы. Обусловливание избегания подобно обусловливанию отстра­нения с тем лишь отличием, что в первом акцент ставится ско­рее на предотвращении появления неприятных






 

Обусловливание избегания подобно обусловливанию отстра­нения с тем лишь отличием, что в первом акцент ставится ско­рее на предотвращении появления неприятных стимулов, чем на их первичном воздействии. В основе этой техники лежит под­крепление любых действий, которые направлены на избегание неприятных эмоций, что увеличивает вероятность появления этих действий в будущем. Так же, как и для поведения, это спра­ведливо и для мыслей. Клиенты склонны сильно держаться за любую мысль, которая предохраняет их от тревоги. Классичес­кие примеры избегающих мыслей:

  • Я не должен думать о своих проблемах.
  • Я не должен изменяться, перемены опасны.
  • Это вина моих родителей (супруга, начальника, терапевта).
  • Я не несу ответственности за то, что случилось с моей жизнью.

В методе скрытого избегания используется тот же принцип,

когда клиент меняет свои мысли таким образом, что может справляться с проблемами более успешно. (Как и во всех описан­ных в книге техниках, необходимо избегать крайностей. Цель данного метода — избежать боли, а не научить клиента увиливать от ответственности при каждой возможности.) Рациональ­ное убеждение замещается иррациональным; если это получает­ся, рациональная мысль становится сильнее.

Если клиент генерирует рациональные мысли, представляя начало неприятной сцены, то негативные стимулы (будь то об­раз рвоты, удар током или представление о наихудших послед­ствиях) избегаются. Если у клиента нет в этот момент рацио­нальных мыслей, то неприятные стимулы действуют в полном объеме и продолжаются до тех пор, пока рациональные убежде­ния наконец не появятся. Клиенты быстро научаются тому, что рациональное мышление отсрочивает или устраняет наказание.

Метод

1. Составьте иерархию проблемных ситуаций и сопровождаю­щих их иррациональных мыслей.

2. Выберите нижний уровень в иерархии и попросите клиента представить ситуацию и связанные с ней мысли. Свяжите мысли с отрицательной эмоцией, образом или внешним не­гативным стимулом. Повторите несколько раз, пока клиент не свяжет отрицательные чувства с иррациональной мыслью. Негативная эмоция должна быть достаточно сильной и не­приятной.

3. Пусть клиент вообразит ту же ситуацию, но на этот раз заме­нит иррациональную мысль рациональной непосредственно перед тем, как появится отрицательная эмоция. Если клиент сильно убежден в рациональной мысли, то неприятные сти­мулы не появляются, если он в нее не верит — наоборот.

4. Продолжайте чередовать второй и третий шаг, продвигаясь вверх по иерархии, так чтобы ваш клиент научился тому, что рациональное мышление поможет ему избежать негатив­ных последствий.

Пример

 

Множество рациональных мыслей могут помочь клиенту избе­жать негативных эмоций. Вот некоторые из них.

1. Я могу быть счастлив, даже если не все идет отлично.

2. Я могу наслаждаться жизнью, даже если у меня было плохое детство.

3. Я всегда могу себя простить за прошлые ошибки.

4. Настоящие опасности по большей части внешние. Ни одна мысль или эмоция не может принести мне вреда.

5. Я не виновен в тех событиях, которые не могу контролировать.

6. Я признаю, что временами я впадаю в депрессию или тревогу, но, чтобы в целом быть счастливым, я не должен избавляться от этих эмоций.

7. Мое смущение может быть забавным как для меня, так и для других. Я могу себе позволить над собой посмеяться.

8. Моя жизнь не так важна для человечества, чтобы я жил в стра­хе, что все возможные несчастья могут на меня обрушиться.

9. Я не центр Вселенной для всех и каждого. Люди не живут толь­ко для того, чтобы замечать, сколько ошибок я натворил.

10. Мир создала природа, а не я. Он не должен следовать моим понятиям равенства, правосудия и справедливости.

11. Невозможно быть во всем лучше всех.

12. Никому не будет дела до моих мелких ошибок после того, как я уйду.

13. Оглядываясь на свою жизнь, я понимаю, что многое, волновав­шее меня в прошлом, оказалось неважным и незначительным.

14. Чем большего я достигну, тем сильнее люди будут меня недо­любливать. Я должен помнить эпиграмму Марка Твена: «Немно­гие из нас могут пережить процветание — другого человека, я имею в виду».

15. Если я не достигну славы, это не будет препятствовать прогрес­су человечества. Фактически никто и не заметит. Люди слиш­ком озабочены своими исканиями.

16. Природа не наделила меня властью контролировать все, что происходит вокруг меня. Между прочим, это не так весело — отвечать за все на свете.

17. Я не единственный, кто упускает беззаботную жизнь. Ее нет ни у кого. Даже у тех, кто кажется счастливым, ее нет! Эта иллюзия создается, потому что мы недостаточно знаем таких людей. Миллионер восседает на куче разбитых отношений, кинозвезда утрачивает возможность просто прогуляться по улице и не быть пойманным папарацци. Неженатый человек страдает от одино­чества, женатый — от скуки. У всех у нас есть яркие моменты в жизни, и в эти немногие быстротечные моменты мир вокруг нас кажется искрящимся (рождение ребенка, ночь с любимым че­ловеком, победа в крупной игре, получение звания и т. д.).

Единственная настоящая глупость — награждать эти светлые минуты такими мыслями: «Это недостаточно хорошо. И это все? Это не то, что я ожидал. Как скоро это закончится? Интересно, правильно ли я все воспринимаю? У других случаются более счастливые моменты».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.