Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Протокола допроса игумений Вероники (Романенко) от 4 мая 1932 г.






Партийность и политические убеждения. Все время придерживаюсь такой церковной группировки, которая считает существующую мирскую власть диавольской.

Сведения об общественной и революционной работе. Все время шла против существующей мирской власти, скрывалась от нее в течение ряда лет, дабы не попасть в ее порочные руки.

Показания по существу дела. В монашестве нахожусь 42 года, из них: в Леушинском монастыре 10 лет; в Иоанновском монастыре 22 года; в Воронцовском монастыре 2 года, в С.-П[етербургском] Очаковском подворье 5 лет и остальные три (3) года находилась на нелегальном положении в Ленинграде и Ленинградской области.

В ноябре (6 числа) месяца 1922 г. меня во Пскове (Предтеченском монастыре) преосвященный епископ Геннадий посвятил в сан игумений и послал в Воронцовский монастырь. До меня игумений в этом монастыре не было. Проигуменствовала только один год. В начале 1924 года мирская власть монастырь, существовавший под видом артели, ликвидировала, и я перевелась в С.-П[етербургское] Воронцовское, на Очаковской улице, подворье-Убеждения мои ясны, они внешне выразились довольно ясно за последние 4 года с лишним. Начиная с 1927 года, т.е. с того момента, когда старая Патриаршая (Тихоновская) Церковь раскололась на два лагеря, я примкнула к тому лагерю, вернее, к той целостной Истинно-Православной Церкви, архипастыри, пастыри и настоящие последователи которой избрали путь свержения существующей мирской власти и восстановления монархии.

По своей малой образованности мне политическая сторона дела нашей Истинно-Православной Церкви вполне ясно не представлялась. Когда наши архипастыри, пастыри и активно стоящие на защите Истинно-Православной Церкви все ревнители ея объединились в большую и, казалось, непобедимую организацию, противопоставившую себя существующей мирской власти, мне представлялось все в таком свете — и я в этом убеждена до настоящего времени, — что вести борьбу необходимо вплоть до принятия мученического венца со всякой силой, которая направлена против церкви Христовой. Мне трудно судить о том, что есть ли существующая власть от Бога или она не от Бога, но уверена, что Бог допустил эту власть, чтобы верующих в Него испытать, насколько они тверды. Зачем именно Богу устраивать всякие испытания, когда Он и без того имеет представление довольно ясное о каждом человеке, судить не смею. Каждому человеку дано свое. Так вот оно вышло и с нашей церковной организацией и мирской властью. Подразумевая отдельных нас, людей, под нашей организацией, сплоченных общими идеями и стремлениями, ничего не вижу противоречивого, если мы (организация) преследовали одни цели, а мирская власть — другие. Так оно и должно, по-моему, быть. Между властью и Православной Церковью вообще ничего общего быть не должно и не могло. В истории Церкви были и такие времена (крестовые походы), когда христиане с оружием в руках шли (с военным оружием в руках) против неверных и убивали их без всякой жалости. Значит, так было Богу угодно. Если наша церковная организация решила пойти на свержение существующей власти, и стало быть, также с допущением неизбежных кровопролитий, то это было бы безусловно лишь во благо Святой Православной Единородной Апостольской Церкви, а потому — это была насущная задача. Если же не удалось осуществить своей цели нашей организации, то, очевидно, так должно было быть. Стоять же за веру Христову необходимо, иными хотя бы средствами, без кровопролитий, но нужно. Какими средствами? Считаю, что самое лучшее — разлагать существующую власть изнутри, постепенно, проникая в самые ее недра.

Господь всесилен — проповедовать в каких угодно условиях Имя Господне, и настанет такое время, когда расточатся «врази» его, т.е. отойдет в область преданий безверие и рассыпется существующая власть — это ужасное страшилище, от которого мне самой пришлось скрываться целых три года...

В 1927 году я, будучи игуменией Очаковского (Воронцовского) подворья, сразу же, как только появились происки существующей мирской власти в виде Декларации митрополита Сергия, отмежевалась от примкнувшего к митрополиту Сергию духовенства и присоединилась к тем пастырям и архиереям, которые пошли за преосвященным митрополитом Иосифом Петровых. Монахинь Очаковского подворья было всего 40, а за мной пошли только 12 сестер. Бывала я тогда в Старо-Ладожском подворье и в его монастыре и в некоторых других монастырях, приходилось высказывать, где было можно, свои взгляды и тем самым укреплять Истинную Православную Церковь. Скрываясь от мирской власти, жила в дер. Орлове Холмского уезда Псковской губ. в доме крестьянина Василия Гаврилова и в Ленинграде была только наездами. Была однажды (17 мая 31 г.) в Озерках, на Поклонной горе, 15, у монахини Рыжковой Евдокии Степановны (в ссылке на 3 года) и др. В это самое время приехали люди из ГПУ и чуть было меня не арестовали. Около дома имеется отхожее место, и к моменту прихода этих людей я была там; ушла из этого места, переночевала эту ночь на Озерковском кладбище, назавтра пришла к своему брату Сергею Васильевичу Романенко (Ленинград, Рыбинская ул., 7, кв. 83) и сразу же уехала опять в деревню.

За все это время, т.е. в период нелегального моего существования, бывала я в следующих местах: на Троицкой улице у монахини Гавриилы (Огурцовой), в Сретенской церкви, что на Варваринской улице; на Б. Охте, Конторская ул.; на Большом проспекте (Петроградская сторона), дом 72, кв. 51; у проживавших там монахинь не бывала, но зато бывала в Иоанновском женском монастыре. Принимала там участие в тайных постригах в монашество.

В комнате у монахини Платониды постригала в монашество:

1) Ксению Чиркину (монашеское имя получила Никодима),

2) Татьяну Баталину (монашеское имя получила Флавиана),

3) Елену (монашеское имя получила Салафаила).

Постриги совершал архимандрит Клавдий из Киевского подворья (находится в концлагере). Иеромонаха Митрофана и иеромонаха Филарета, которые окормляют верующих, служа литургию и совершая требы на частных квартирах, знаю хорошо, но где они проживали и где в настоящее время находятся, не имею представления.

Записано с моих слов правильно и мною прочитано.

Вероника Николаевна Романенко.

АУФСБ СПб. ЛО, ф. арх.-след. дел, д. П-77283, т. 2, лл. 15-17.

Подлинник.

№27

Проект деяния собрания ссыльных архиереев, составленный архиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем)

17 декабря 1933 г.

Со скорбием мы видим, что дезорганизующая деятельность Нижегородского митр. Сергия и его так называемого Врем. Патриаршего Синода все больше и больше затемняет правильное самосознание православно верующего христианина.

Ряд увещаний архипастырей, богомудрых отцов и православных мужей Церкви Российской не привели к сознанию м[итрополита] Сергия, продолжающего пагубную деятельность потрясения всех основ Православия. Со всею снисходительностию Ярославская Церковь в лице Ея Архипастырей и митр. Иосифа дважды своим протестом от 24 янв./б февраля 1928г. и разъяснением от 28апр./11мая того же года, и лично я, неоднократно еще в 1927 г. и 27 янв./9 февр. 28, своими увещаниями призывали м[итрополита] Сергия отказаться от того рода деятельности, которая причинила такую скорбь Православной Русской Церкви. В этого рода деятельности м[итрополита] Сергия сказалось: по одним — узурпаторство (захват) власти, произведшее раскол; по другим — ересь, а по третьим и отступничество.

Лично же я считаю, что м[итрополит] Сергий узурпировал власть, учинил раскол, впал в ересь и отступил от исповедничества Православия.

Узурпаторство власти мы признаем: в организации незаконного Синода 5 мая 1927 г. протоколом № 1 на правах соуправляющего Заместителю Патриаршего Местоблюстителя и обнародованием Декларации от 16/29 июля 1927 г. без благословения на сие м[итрополита] Петра, Патриаршего Местоблюстителя, в которой явно оказывается стремление, при посредстве незаконного Собора, определить форму правления Церкви, конечно, заместить Патриаршество Коллегией.

В нарушение 34 Апост. правила и Антиохийского Собора 9-го правила, во второй половине их, митр. Сергий знал, что не все примут его Декларацию и не признают его Синода, боясь быть участниками греха, отойдут от него согласно 15-му правилу (второй половины) Двукратного Собора, и, несмотря на это, остался упорно при своем мнении и произвел раскол.

Многие архипастыри целыми областями и пастыри отдельными приходами отошли от митр. Сергия.

Своим деянием м[итрополит] Сергий исказил учение о Спасении по Церкви, находя спасение только в видимой организации Церкви, таким образом отвергая внутреннюю силу Благодати Божией, при которой Церковь может существовать и в пустыни.

Отступничество вытекает из еретического учения м[итрополита] Сергия о Спасении и о Церкви как земном учреждении, при существовании которого можно идти на все уступки, чем искажается самый призыв Христа к исповедничеству, так Господь И. Христос осудил Петра, сказав: «Отойди от меня, сатана...»

Отказавшись от призыва Христа к исповедничеству, м[итропо-лит] Сергий произнес хулу на Церковь, и в лице Ея, на исповедников, а в расточении Церкви и хулу на Духа Святаго (Мф. Гл. 12 ст. 30, 32).

Хула на Церковь и Ея исповедников осуждается 6-м правилом 2-го Конст. Вселенск. Собора и 63-м правилом 6-го Вселенск. Конст. Собора.

Указом от 8/21 окт. 1927 г. совместно со своим так называемым Синодом м[итрополит] Сергий ввел новую формулу поминовения и этим исказил самый чин богослужения и нарушил внутренний дух его, смешав сынов человеческих с сынами Божиими.

Своими прещениями, запрещением в священнослужении без суда и следствия и лишением их кафедры м[итрополит] Сергий нарушил 14-е Апост. правило и 17-е прав. Сардик. Собора.

Все хиротонии, совершенные в период от подписания протокола об организации Синода от 5/18 мая подлежат рассмотрению Собора епископов, ввиду нарушения 30-го Апост. Правила и 3-го прав. 7-го Вселенск. Собора.

Не входя в рассмотрение остальных деяний м[итрополита] Сергия за тот же период времени, мы, по благодати, данной нам от Господа нашего И. Христа, объявляем м[итрополита] Сергия, нарушившего чистоту православной веры, исказившего догмат о Спасении и о Церкви, учинившего раскол и произнесшего хулу на Церковь Христову и на Ея исповедников, а в расточении Церкви и хулу на Духа Святаго, объявляем м[итрополита] Сергия лишенным молитвенного общения с нами и со всеми православными епископами Русской Церкви, предаем его церковному суду с запрещением в священнослужении. Епископы, единомышленные с м[итрополитом] Сергием, принимаются нами в молитвенное и каноническое общение по чиноприему из обновленчества и занимающие вдовствующие кафедры остаются на своих местах.

Настоящее деяние мы совершаем в строгом сознании нашего архипастырского долга стоять в послушании Церкви Христовой, в подчинении церковным правилам Вселенских и Поместных Соборов и Собора Российской Церкви 1917-18 гг., возглавляемой нашим Патриаршим Местоблюстителем Петром, м[итрополитом] Крутицким.

Управление Российской Церкви, за невозможностью обращаться к Первоиерарху Местоблюстителю м[итрополиту] Петру Крутицкому, переходит, до возвращения его к своему деланию, к Старейшему Иерарху Русской Церкви18, руководствуясь на сей случай указанием Собора Русской Церкви 1917-18 гг. и актами св. Патриарха Тихона и м[итрополита] Ярославского Агафангела об автономном управлении епископами на местах в своих епархиях.

Смиренный Серафим, архиеп. Угличский. 1933 г. 4/17 декабря, г. Архангельск.

Деяние / Публ. иподиакона Николая Савченко / Православное обозрение. 1999. № 3 (16). С. 3.

 

№28






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.