Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Транспортная логистика






Основные определения:

Транспортировка – это ключевая логистическая функция, связанная с перемещением продукции транспортным средством (или средствами) по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т.п.

 

Транспортная логистика – это элемент логистической системы, обеспечивающий взаимосвязь между участниками логистического процесса путем организации процесса транспортировки, обеспечивающего продвижение материального потока.

 

Транспортная логистика решает основную задачу – доставлять нужный товар требуемого качества в требуемом количестве определенному потребителю в установленное место в заданное время с оптимальными затратами.

 

Транспортные расходы занимают 20-40 % от общих логистических затрат!

Принципы транспортной логистики:

 

Экономия за счет масштабов грузоперевозки связана с тем, что чем крупнее груз, тем меньше транс­портные расходы на единицу веса. Постоянная компонента транспортных расходов распределяется на весь груз – чем он больше, тем меньше удельные издержки на единицу веса.

Экономия за счет дальности маршрута связана с тем, что чем длиннее маршрут, тем меньше транс­портные расходы в расчете на единицу расстояния. Этот эффект называют также принципом убывания, поскольку удельные издержки на единицу пути сокращаются по мере увеличения дальности грузоперевозки.

Время представляет собой важный ресурс, потому что в процессе транспортировки продуктов, которые в этом случае называются запасами в пути – недоступны для использования. Запасы в пути приобретают все большее значение по мере внедрения разнообразных логистических стратегий, подобных системе «точно в срок» или стратегии «быстрого реагирования», сокращающих производственные и складские запасы.

 

Следует стремиться к максимальной загрузке транспортных средств и к максимальной протяженности маршрутов грузоперевозки, НО при обязательном удовлетворении всех ожиданий потребителей.

На уровне логистического менеджмента компании управление транспортировкой состоит из следующих основных этапов:

 

· решение вопроса «свой транспорт или сторонний?»

· выбор способа транспортировки

· выбор вида транспорта и типа транспортного средства

· выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортировке

· оптимизация параметров транспортного процесса

Специфика логистического подхода к организации транспортировки:

 

Традиционный подход:

 

 

Как следует из рисунка, единая функция управления сквозным материальным потоком отсутствует. Согласованность звеньев в вопросах продвижения информации и финансов объективно низка, так как координировать их действия некому.

 

Логистический подход:

 

 

Наличие единого оператора сквозного перевозочного процесса создает принципиальную возможность проектировать сквозной материальный поток, добиваться заданных параметров на выходе.

Транспортные затраты:

 

При принятии решения о создании собственной транспортной инфраструктуры перед службой логистики возникает задача правильного расчета себестоимости перевозок.

 

 

В то же время жесткой границы между постоянными и переменными расходами нет, и у каждого вида транспорта есть специфика их определения. Исходя из вышеперечисленных затрат, себестоимость перевозки складывается из следующих составляющих:

 

где

- затраты на топливо;
- затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы;
- затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
- затраты на восстановление износа и ремонт автомобильных шин;
- амортизационные отчисления на реновацию подвижного состава;
- заработная плата водителей;
НР - накладные расходы.

 

Типовая структура себестоимости автотранспортных предприятий:

Статьи затрат Период
             
Топливо              
Смазочные материалы              
Технический осмотр и ремонт              
Ремонт и восстановление шин              
Заработная плата водителей              
Командировочные              
Амортизация              
Страхование              
Накладные расходы        
Документы (разрешения, ТТН)              
ИТОГО:              

Стоит отметить, что выше рассмотрен вопрос о том, как рассчитывается себестоимость непосредственно процесса физической перевозки груза. Если же компания оказывает дополнительные услуги по грузопереработке, страхованию, упаковке, информационному обеспечению и т.д., тогда те затраты, которые возникают при этом, также должны быть учтены в себестоимости транспортировки. Существенные особенности в оценке затрат имеют международные перевозки, т.к. к традиционным статьям затрат обычно добавляются следующие:

 

Виды транспорта:

· автомобильный

· воздушный

· железнодорожный

· морской

· речной

· трубопроводный

 

Определение срока доставки груза разными видами транспорта:

 

Вид транспорта Формула расчета срока доставки
Железнодорожный Тж =tнк + L/Vжн + tж доп
Морской Тм = L/Vком; Vком = L/(L/Vсут+2*α *Дг/М+tм доп)
Речной Тр = То + L/Vрн + tр доп
Автомобильный Та = tнк + L/Vэк
В приведенных формулах используются следующие условные обозначения: tнк – время на начально-конечные операции, сутки, час; L – расстояние перевозки, км, миль; Vжн, Vрн – норма пробега вагона или судна в сутки; tж доп, tм доп, tр доп – время на дополнительные операции на железнодорожном, морском и речном транспорте, сут.; Vэк – эксплуатационная скорость, км/ч; Vком – коммерческая скорость, миль/сут.; Vсут – эксплуатационная скорость судов, работающих на данной линии, миль/сут.; α – коэффициент использования грузоподъемности; Дг – грузоподъемность судна, т; М – средневзвешенная суточная норма грузовых работ в порту отправления и назначения, т/сут.; То – время на накопление, формирование и отправление грузов, сут.

Классификация грузов:

 

При выборе того или иного вида транспорта, естественно, необходимо учитывать характеристики перевозимых грузов, укрупненная классификация которых приведена на рисунке:

 

Выбор типа автотранспортного средства:

 

Выбор типа автотранспортного средства осуществляется на основании оценки технико-эксплуатационных и технико-экономических показателей работы автотранспорта.

 

Среди технико-эксплуатационных показателей можно отметить грузоподъемность, скорость, суточный пробег, производительность и др.

Основным экономическим показателем автотранспортных средств является оценка себестоимости перевозки груза – себестоимость 1 ткм. В случае, когда выбирается один из нескольких типов автомобилей для перевозки груза, определяют себестоимость 1 ткм сравниваемых автомобилей и отдают предпочтение тому автомобилю, себестоимость 1 ткм которого меньше.

Себестоимость 1 ткм можно рассчитать по следующей формуле:

 

где:

– грузоподъемность автомобиля, т.;

– коэффициент использования грузоподъемности;

– сумма переменных расходов на 1 км, руб.;

– сумма постоянных расходов на один автомобилечас, руб.;

– техническая скорость автомобиля, км/ч;

– коэффициент использования пробега;

– время простоя под погрузкой и разгрузкой, ч.;

– расстояние перевозки, км;

– заработная плата шофера за одну ездку, руб.

Алгоритм выбора перевозчика:

 

 

Существует несколько систем ранговых показателей, которые активно используются в зарубежной практике. Одна из таких систем представлена в таблице:

Наименование критерия (показателя) Ранг
Надежность времени доставки (транзита)    
Тарифы (затраты) транспортировки «от двери до двери»    
Общее время транзита «от двери до двери»    
Готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа    
Финансовая стабильность перевозчика    
Наличие дополнительного оборудования (по грузопереработке)    
Частота сервиса    
Наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке груза    
Потери и хищения груза (сохранность груза)    
Экспедирование отправок    
Квалификация персонала    
Отслеживание отправок    
Готовность перевозчика к переговорам об изменении сервиса    
Гибкость схем маршрутизации перевозок г-    
Сервис на линии    
Процедура заявки (заказа транспортировки)    
Качество организации продаж транспортных услуг    
Специальное оборудование    

 

Предположим, что логистом в качестве кри­териев отбора приняты следующие:

• надежность времени доставки (1);

• тариф на перевозку (2);

• финансовая стабильность перевозчика (5);

• сохранность груза(9);

• отслеживание отправок (12). (В скобках приведены соответствующие ранги факторов)

Допустим далее, что анализ рынка транспортных услуг позво­лил выявить трех перевозчиков, удовлетворяющих логистическим требованиям к транспортировке определенного вида груза.

Степень удовлетворения этих перевозчиков выбранной системе факторов оценивалась независимыми экспертами по трехбалльной оценке:

1 – хорошо, 2 – удовлетворительно, 3 – плохо.

Вычисление соответствующих рейтингов сведено в таблицу:

Фактор-критерий Ранг / вес (общее кол-во показателей/ ранг) Перевозчики
I II III
Оценка Рей­тинг Оценка Рей­тинг Оценка Рей­тинг
Надежность времени доставки              
Тариф за перевозку              
Финансовая стабильность перевозчика              
Сохранность груза              
Отслеживание отправок              
Суммарный рейтинг              

Простейший алгоритм выбора перевозчика, подобный рассмот­ренному выше, может быть использован для предварительной (гру­бой) оценки. Для окончательного выбора применяются, как пра­вило, более сложные количественные методы и модели.

После сбора информации об альтернативных перевозчиках и проведения расчета суммарных рейтингов начинается процесс взаимодействия с потенциальными посредниками, переговоры, уточнение условий перевозки, оплаты, сроков и т.д. Это может занять довольно много времени, однако лучше уточнить все возможные моменты, чтобы в процессе оказания услуги не возникло непредвиденных ситуаций. И не стоит забывать, что на данном этапе переговоров важную роль также играет коммуникабельность, «чутье» и умение договариваться специалистов по транспорту, как компании клиента, так и компании-перевозчика.

Транспортные тарифы:

 

Тарифы – система ставок, по которым взимается плата за транспортные услуги. Тарифы формируют доходы транспортных организаций и являются при этом транспортными издержками потребителя товарных услуг.

 

Тарифная ставка определяется по формуле:

Т = С * (1 + R / 100)

где:

С – себестоимость перевозки, руб.;

R – прибыль перевозчика, %.

 

Зависимость величины тарифов от расстояния перевозки может быть выражена следующим образом:

С = (А + B * L) / L

где:

С – денежные затраты на перевозку груза массой 1 т на расстояние 1 км (руб.);

А – денежные затраты в начальном и конечном пунктах, не зависящие от дальности перевозки (руб./ткм);

В – затраты, непосредственно связанные с перемещением (руб./ткм);

L – расстояние перевозки (км).

Информационная поддержка процесса транспортировки:

Системы мониторинга позволяют клиентам в любое время знать, где находится их груз и что с ним происходит. Такие системы также позволяют составить рациональные маршруты перевозок. Контроль графика прохождения маршрута позволяет диспетчерской службе заранее готовить погрузку и разгрузку, сократить простои, увеличить оборачиваемость, а, следовательно, и выручку. Система также упрощает поиск автомашины с грузом в случае угона. Профессиональные системы мониторинга позволяют получить сигнал о помощи от водителя, гарантированно вызвать его или отправить ему специальное сообщение. Они предоставляют владельцам информацию о продолжительности работы или простоя одной группы или всех машин, об истории их передвижений (населенные пункты, время прибытия и убытия, пройденные расстояния и скорость движения), о случившихся с ними происшествиях.

 

В настоящее время в России используется две основные спутниковые платформы, через которые осуществляется отслеживание и мониторинг работы автотранспорта: отечественная система ГЛОНАСС и американская система GPS.

 

В России в настоящее время действует огромное число компаний, предлагающих оборудование и услуги мониторинга работы транспортных средств. Среди них «Бизнеснавигатор», «АвтоЛокатор», «СНАВИ», «1С», «КОМПАС», «Weblocator», «Russline», «Купол», «Escort» и пр. Большинство компаний предоставляют свои услуги на уровне города или региона. Лишь некоторые – на всей территории России или даже мира.

Любая система мониторинга транспорта включает в себя три компонента:

- оборудование, устанавливаемое на транспортные средства;

- каналы связи;

- оборудование и программное обеспечение диспетчера, дающие возможность отображать информацию в виде, удобном для ее использования.

 

Видео-презентация программного продукта «СКАУТ».

 

Решение классической транспортной задачи:

 

В операционной деятельности предприятия постоянно возникают моменты, когда есть несколько мест хранения с определенным наличием товара в них и несколько пунктов потребления, которые предъявляют конкретные требования по потребностям. Решение классической транспортной задачи (задачи коммивояжера) позволяет найти оптимальный маршрут доставки товаров из мест хранения в места потребления с наименьшими затратами.

Решить данную задачу можно вручную разными способами – методом составления сетевого графика и нахождения кратчайшего пути, методом потенциалов и т.д. Также ее можно решить с помощью программных продуктов.

Давайте рассмотрим, как можно быстро решить эту задачу, используя MS Excel.

Исходные данные:

В хозяйстве имеются пять складов минеральных удобрений и четыре пункта, куда их необходимо доставить. Потребность каждого пункта в минеральных удобрениях различна, и запасы на каждом складе ограничены. Требуется определить, с какого склада, в какой пункт поставлять, сколько минеральных удобрений для минимизации грузооборота перевозок.

Наличие минеральных удобрений на складах.

 

Склады Наличие удобрений, т.
Склад №1  
Склад №2  
Склад №3  
Склад №4  
Склад №5  

Потребность в минеральных удобрениях на различных пунктах.

 

Пункты Потребность в удобрениях, т.
1 пункт  
2 пункт  
3 пункт  
4 пункт  

 

Расстояния между складами и пунктами доставки.

 

  Пункт 1 Пункт 2 Пункт 3 Пункт 4
Склад №1        
Склад №2        
Склад №3        
Склад №4        
Склад №5        

 

На пересечении столбца конкретного пункта доставки со строкой склада находится информация о расстояниях между этими пунктом доставки и складом. Например, расстояние между 3 пунктом и складом № 3 равно 10 километрам.

 

Для решения задачи подготовим необходимые таблицы:

 

 

Значения ячеек по столбцу В с четвертой по восьмую строку определяются суммированием данных ячеек соответствующих строк начиная со столбца С до столбца F.

 

Например, значение ячейки B4=СУММ(C4: F4)

 

Значения ячеек по 9 строке по столбцам от С до F определяются суммированием данных ячеек соответствующих столбцов с 4 по 8 строки.

 

Например, значение ячейки С9=СУММ(C4: C8)

 

Каждое значение в ячейках на пересечении столбца конкретного пункта доставки и строки склада означает количество тонн, поставляемых с этого склада в данный пункт потребления. В нижней строке (строка 9) суммируется общее количество минеральных удобрений, поставляемых в определенный пункт доставки, а во втором столбце (столбец В) суммируется количество доставленного с конкретного склада минеральных удобрений.

 

Теперь, используя исходные данные, введем на этом же листе требуемые объемы поставок и расстояния между складами и пунктами доставки:

 

 

В строке 16 по столбцам C-F определим грузооборот по каждому пункту доставки. К примеру, для 1 пункта (ячейка С16) это рассчитывается с помощью формулы

С16=С4*С11+С5*С12+С6*С13+С7*С14+С8*С15

 

либо можно использовать функцию СУММПРОИЗВ

С16=СУММПРОИЗВ(C4: C8; C11: C15)

 

В ячейке С4 находится количество минеральных удобрений, перевозимых со склада №1 в 1 пункт доставки, а в ячейке С11 - расстояние от склада №1 до 1 пункта доставки. Соответственно первое слагаемое в формуле означает полный грузооборот по данному маршруту. Вся же формула вычисляет полный грузооборот перевозок минеральных удобрений в 1 пункт доставки.

В ячейке В16 по формуле =СУММ(С16: F16) будет вычисляться общий объем грузооборота минеральных удобрений.

 

Таким образом, информация на рабочем листе примет следующий вид:

 

 

Для решения транспортной задачи воспользуемся процедурой Поиск решения, которая находится в меню Сервис.

После выбора данной команды появится диалоговое окно:

 

 

Поскольку в качестве критерия оптимизации нами выбрана минимизация грузооборота, в поле Установить целевую ячейку введите ссылку на ячейку, содержащую формулу расчета общего объема грузооборота минеральных удобрений. В нашем случае это ячейка $B$16. Чтобы минимизировать значение конечной ячейки путем изменения значений влияющих ячеек (влияющими, в данном случае это и изменяемые ячейки, являются ячейки, которые предназначены для хранения значений искомых неизвестных), переключатель установите в положение минимальному значению;

В поле Изменяя ячейки введите ссылки на изменяемые ячейки, разделяя их запятыми; либо, если ячейки находятся рядом, указывая первую и последнюю ячейку, разделяя их двоеточием ($С$4: $F$8). Это означает, что для достижения минимального грузооборота перевозок будут меняться значения в ячейках с С4 по F8, то есть будут изменяться количество груза, перевезенного по конкретному маршруту.

Если сейчас запустить процесс подбора параметров, то будет найден вариант, где все переменные равны нулю. И это правильно - если не перевозить ничего, то это самый дешевый вариант. Но нам необходимо перевезти минеральные удобрения, поэтому надо наложить некоторые ограничения для поиска решения.

В группе полей Ограничения нажмите кнопку Добавить. Появится диалог Добавление ограничения:

 

 

Следует ввести левую часть ограничения в левое поле, выбрать знак условия, накладываемого на значение и ввести правую часть ограничения. Как и в других случаях, можно не вводить ссылки на ячейки, а выделить мышью эти ячейки. После ввода одного ограничения следует нажать кнопку Добавить и ввести следующее. По окончании ввода всех ограничений нажмите на кнопку ОК. В диалоге появятся строки введенных ограничений:

 

 

Для изменения и удаления ограничений в списке Ограничения диалогового окна Поиск решения укажите ограничение, которое требуется изменить или удалить. Выберите команду Изменить и внесите изменения либо нажмите кнопку Удалить.

 

Рассмотрим более подробно условия, которые следует наложить на значения в некоторых ячейках для правильного решения задачи.

Первое условие $B$4: $B$8 < =$B$11: $B$12. Оно означает, что значение в ячейке В4 должно быть меньше или равно значению в В11, в В5 меньше или равно, чем в В12, и так далее до В8 и В15.

В ячейках с В4 по В8 на листе находятся объемы поставок с конкретных складов. В ячейках с В11 по В15 - запасы на этих же складах. Так как невозможно вывести со склада больше, чем на нем есть, первое значение должно быть не больше второго.

Второе условие $С$4: $F$8> =0. Оно означает, что объем перевозок не может быть отрицательным, то есть, если на складе не хватает минеральных удобрений, их не везут с пункта доставки, на который эти минеральные удобрения были завезены ранее. Грузопоток имеет только одно направление - от складов к пунктам доставки удобрений.

И. наконец, третье, и последнее условие $С$9: $F$9> =$C$10: $F$10. Оно означает, что значения в ячейках девятой строки должны быть больше или равны значениям в ячейках десятой строки,, то есть запросы пунктов доставки минеральных удобрений должны быть выполнены полностью. Перевыполнение объема поставок допустимо, а недовыполнение - нет.

Введенные условия должны позволить найти наиболее оптимальный вариант решения задачи.. Нажмите кнопку Выполнить для подбора решения.

После нахождения решения появляется диалог Результаты поиска решения:

 

Нажав кнопку ОК, вы занесете вариант решения на рабочий лист:

 

 

Минимальный грузооборот перевозок при соблюдении всех условий равен 3540 ткм.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.