Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие психических состояний в отечественной психологии






1.1. Психологическая характеристика «Психических состояний».

Проблема психических состояний, впервые поставленная Левитовым Н.Д. в отечественной психологии, до настоящего времени является слабо изученной областью по сравнению с другими категориями психических явлений – процессами и свойствами. Причина такого положения заключена в самой природе такого психического явления как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психологическими свойствами, с другой.

Психические состояния, основной характеристикой которых являются целостность, многокомпонентность и многоуровневость, требуют для своего изучения методологии системного подхода. Методологические основания применения системного подхода в психологии разработаны в трудах Ломова Б.Ф [5; 6], Ганзена В.А [7] и др. Из этих работ следует, что общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем.

Интерес к исследованию психических состояний в мировой и отечественной психологии возник в 40-50-х годах ХХ века. «Спрос» на экспериментальные исследования в области психологии состояний обусловлен в первую очередь клинической практикой, развитием спорта высших достижений, развитием техники, которое требует учета «человеческого фактора» для обеспечения безопасности и надежности.

Как правило, методы и пути изучения психических состояний зависят от концепции автора, представлений о структуре состояний, причинах и др. В то же время, рассматривая разные представления, можно встретить много общего. Так, Левитов Н.Д. в качестве путей и методов изучения психических состояний предлагает в начале исследования установить, в каком психическом состоянии человек находится и имеется ли у него предполагаемое психическое состояние. Об этом, по мнению автора, может дать информацию наблюдение за внешним поведением и деятельностью субъекта, а также экспрессия: мимика, пантомимика и пр. Очень важен для изучения психических состояний, по мнению автора, словесный отчет испытуемого, а также изучение продуктов деятельности. Он также предлагает методики и опросники.[13].

Одним из методов изучения и понимания психических состояний он считает художественную литературу, более того, он считает, что главным источником познания психических состояний, в связи со слабой разработанностью экспериментальных методов, являются литературно-художественные произведения[4], Сосновикова Ю.Е. выделяет три большие группы методов изучения психических состояний: теоретического исследования философских вопросов проблемы; получения медицинских, физиологических и биологических характеристик и параметров; собственно психологические методы: наблюдение, беседы, анкеты, самонаблюдение, тесты и др.[9]. Нет необходимости раскрывать содержание каждой группы методов, они общеизвестны. В то же время необходимо заметить, что использование физиологических методов не дает возможности интерпретировать психические состояния: при одних и тех же физиологических показателях психологическая характеристика состояний может быть различной, т.е. одно и то же психическое состояние часто характеризуется разнонаправленными сдвигами со стороны физиологических систем, а разные психические состояния могут иметь одинаковые физиологические изменения. Например, негодование и воодушевление имеют одинаковые физиологические характеристики, в то же время это разные состояния. Поэтому ряд исследователей психических состояний рассматривают использование физиологических показателей в основном как дополнительные энергетические компоненты психических состояний[10].

 

Анализ форм описания психических состояний, проведенный Ганзеном В.А. и Юрченко В.Н., позволил им выделить три основные формы: качественно нестрогие описания на литературном языке (художественные), описания качественно строгие (терминологические), описания количественные, полученные в результате экспериментальных измерений (эмпирические). По их мнению, все три вида описаний, дополняя друг друга, вносят существенный вклад в создание целостного образа психического состояния человека. Так, художественные описания наиболее полно отражают многообразие индивидуальных проявлений субъективной (переживательной) и поведенческих сторон состояний. Результаты экспериментальных исследований представляют собой количественное выражение происходящих у человека в том или ином состоянии изменений. Обобщение и научный анализ всех данных проводится в терминологических описаниях. По мнению авторов, процедура системного анализа психических состояний направлена на выяснение компонентного состава, структуры, функции объекта исследования в их взаимосвязях, а также системообразующих факторов [11, с.6-16].

Интересно мнение в вопросе диагностики психических состояний, изложенное Ильиным Е.П.

Он считает, что выбор методик и показателей для диагностики психических состояний должен быть целенаправленным и определяться, исходя из структуры функциональной системы, формирующей согласно критерию полезного результата. Автор предполагает, что при разных состояниях формируются разные системы из различных подсистем, чем и обусловливается в значительной мере специфика реагирования (состояние).

Следовательно, прежде чем приступить к диагностике состояния,

нужно знать их структурную модель. Такой подход устраняет необходимость использования при диагностике как можно большего числа показателей и методик. Поэтому можно обойтись 4—5 показателями при условии, что они отражают все необходимые уровни и подсистемы целостной функциональной системы: мотивацию и эмоции, вегетатику и моторику[8].

Сложным вопросом в диагностике психических состояний является вопрос о соотношении объективных и субъективных методов. В некоторых работах субъективные характеристики рассматриваются как какой-то второсортный материал, менее пригодный для научного анализа по сравнению с так называемыми объективными методами, т.е. регистрируемыми инструментами и приборами показателями. С такой позицией нельзя согласиться полностью. Например, Зинченко В.П., подчеркивает, что тщательно собранный «субъективный материал» о том или ином психическом явлении представляет собой вполне полноценные данные, ни в коей мере не менее пригодные для углубленного анализа исследуемых явлений, чем объективные данные[12].

 

Можно сослаться также на мнение Леоновой А.Б., которая считает, что интроспективные данные содержат богатейший материал о разнообразных проявлениях состояний человека, т.к. в них заложена потенциальная возможность получения целостной характеристики изучаемого состояния.

Нисколько не сомневаясь и не отрицая значимость объективных методов исследования психических состояний, на наш взгляд, в диагностике психических состояний личности субъективные методики занимают первостепенное значение. Это обусловлено тем, что они обращены к сознанию и самосознанию субъекта, его внутреннему миру и рефлексии. В этой связи, по мнению Геллерштейн С.Г., субъективные проявления есть не что иное как отражение состояния объективных процессов в сознании или ощущениях самого человека. Необходимо найти только адекватные способы анализа этой сферы жизнедеятельности[13].

 

Значимость самосознания и саморефлексии для диагностики

состояния подтверждается обращенностью исследователей к «переживанию» как единице психических состояний[14].

Состояния монотонии, утомления, бодрствования стали предметом исследования психологов труда и инженерных психологов, спортивных психологов и специалистов в области эргономики, авиационной космической медицины. Главным объектом этих исследований явился «человек-оператор» в особых, чаще всего экстремальных условиях деятельности (непрерывная деятельность без отдыха и сна, деятельность при дефиците времени и неопределенности, в условиях информационной перегрузки или сенсорной депривации и т.д и т.п). Следует назвать имена Пономаренко В.А, Бодрова В.А., Гримака Л.П., о необходимости учета ситуации в возникновении психических состояний пишет Ильин Е.П., [8] и многих других отечественных исследователей, внесших огромный вклад в решение проблем описания, диагностики и регуляции состояний. Начало научной разработки понятия психического состояния в отечественной психологии было положено статьей Левитова Н.Д., написанной в 1955 г. Ему же принадлежит и первый научный труд по этому вопросу – монография «О психических состояниях человека», изданная в 1964 г.[4]

Согласно определению Левитова Н.Д., психическое состояниеэто целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Психические состояния, как и прочие явления психической жизни, имеют свою причину, которая заключается чаще всего в воздействии внешней среды.

Наиболее распространенными и типичными психическими состояниями, присущими большей части людей в их повседневной и профессиональной жизнедеятельности, являются следующие состояния:

Оптимальное рабочее состояние – обеспечивает максимальную результативность деятельности, проходящей в среднем темпе и интенсивности.

Свойства состояния: повышенная концентрация, активность мышления, обострение памяти и наличие цели.

Состояние напряженной трудовой деятельности – возникает при труде в экстремальных условиях.

Свойства состояния: психическое напряжение, обусловленной наличием цели повышенной важности или повышенными требованиями, сильная мотивация к достижению необходимого результата, повышенная активность всей нервной системы.

Состояние профессиональной заинтересованности – играет важную роль в результативности труда.

Свойства состояния: осознанная значимость профессиональной деятельности, желание и стремление узнать как можно больше информации о выполняемой работе, концентрация внимания на объектах, которые связаны с деятельностью.

Монотония – состояние, которое развивается при долговременных и регулярно повторяющихся нагрузках, имеющих среднюю или малую интенсивность, а также при повторяющейся однообразной информации.

Свойства состояния: равнодушие, пониженная концентрация, скука, ухудшенное восприятие получаемой информации.

Утомление – состояние временного снижения работоспособности, возникающее при длительных и высоких нагрузках. Сопряжено с истощением организма.

Свойства состояния: пониженная мотивация к труду, дисфункция памяти и внимания, усиленные процессы торможения ЦНС.

Стресс – состояние продолжительного и повышенного напряжения, которое связано с невозможностью человека приспособиться к требованию окружающей среды.

Свойства состояния: психическое напряжение, чувство тревоги, неблагополучия, апатия и равнодушие. Кроме того, происходит истощение запасов адреналина, в которых нуждается организм.

Состояние релаксации – состояние восстановления сил, расслабления и успокоения, возникающее при аутогенных тренировках или, например, чтении мантр и т.п. Основной причиной данного состояния является прекращения человеком какой либо напряженной деятельности вообще.

Свойства состояния: ощущение тепла, распространяющегося по телу, чувство покоя и расслабление на физическом уровне.

Состояние сна – особое психическое состояние, характеризующееся отключением сознания человека от внешней реальности. Имеет две ярко выраженные фазы, которые постоянно чередуются.

 

Исследование структуры психических состояний позволило выделить пять факторов формирования состояний: настроение, оценка вероятности успеха, уровень мотивации, уровень бодрствования (тонический компонент) и отношение к деятельности. Эти пять факторов объединяются в три группы состояний, различные по своим функциям:

1) мотивационно-побудительная (настроение и мотивация);

2) эмоционально-оценочная;

3) активационно-энергетическая (уровень бодрствования).

Наиболее важной и осмысленной является мотивационно-побудительная группа состояний. В их функции входят осознанное стимулирование субъектом своей деятельности, включение волевых усилий для ее исполнения. К таким состояниям можно отнести интерес, ответственность, сосредоточенность и др. Функцией состояний второй группы является начальная, неосознанная стадия формирования мотивации к деятельности на основе эмоционального переживания потребностей, оценка отношения к этой деятельности, а по ее завершении – оценка результата, а также прогнозирование возможного успеха или неуспеха деятельности. Функцией состояний третьей группы, предшествующих всем другим состояниям, является пробуждение – угасание активности как психики, так и организма в целом. Пробуждение активности связано с возникновением потребности, требующей удовлетворения, угасание активности – с удовлетворением потребности либо с утомлением.

Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и специфические состояния.

Типичные положительные психические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся к повседневной жизни, и состояния, относящиеся к ведущему типу деятельности человека (у взрослого человека это обучение или профессиональная деятельность).

Типично положительными состояниями повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную окраску. В учебной или профессиональной деятельности таковыми выступают заинтересованность (в изучаемом предмете или предмете трудовой деятельности), творческое вдохновение, решительность и др. Состояние заинтересованности создает мотивацию к успешному осуществлению деятельности, которая, в свою очередь, приводит к работе над предметом с максимальной активностью, полной отдачей сил, знаний, полным раскрытием способностей. Состояние творческого вдохновения представляет собой сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов.

Оно усиливает сосредоточенность на предмете деятельности, повышает активность субъекта, обостряет восприятие, усиливает воображение, стимулирует продуктивное (творческое) мышление.

Решительность в данном контексте понимается как состояние готовности к принятию решения и приведению его в исполнение. Но это ни в коем случае не торопливость или необдуманность, а, напротив, взвешенность, готовность к мобилизации высших психических функций, актуализации жизненного и профессионального опыта.

К типично отрицательным психическим состояниям относятся как состояния, полярные типично положительным (горе, ненависть, нерешительность), так и особые формы состояний. К последним относятся стресс, фрустрация, состояние напряженности.

 

Персеверация и ригидность – два сходных отрицательных психических состояния. Сущность обоих состояний – склонность к стереотипному поведению, пониженная адаптация к изменениям ситуации. Отличия заключаются в том, что персеверация – пассивное состояние, близкое к привычке, податливое, стереотипное, а ригидность – более активное состояние, близкое к упрямству, неуступчивое, сопротивляющееся. Ригидность в большей степени характеризует личностную позицию, чем персеверация, она показывает непродуктивное отношение человека к любым изменениям.

Третья группа – специфические психические состояния. К ним относятся состояния сна – бодрствования, измененные состояния сознания и др.

Бодрствование – это состояние активного взаимодействия человека с окружающим миром. Выделяют три уровня бодрствования: спокойное бодрствование, активное бодрствование, крайний уровень напряжения. Сон – естественное состояние полного покоя, когда сознание человека отрезано от физического и социального окружения и его реакции на внешние раздражители сведены к минимуму.

Суггестивные состояния относятся к измененным состояниям сознания. Они могут быть как вредными, так и полезными для жизнедеятельности и поведения человека, в зависимости от содержания внушаемого материала. Суггестивные состояния подразделяют на гетеросуггестивные (гипноз и внушение) и аутосуггестивные (самовнушение).

Гетеросуггестия – это внушение одной личностью (или социальной общностью) некоторой информации, состояний, моделей поведения и иного другой личности (общности) в условиях пониженной осознанности у субъекта внушения.

Диагностика психических состояний проводится на двух уровнях: психофизиологическом и собственно психологическом. Психофизиологические исследования выявляют структуру, схему протекания, интенсивность состояний и некоторые другие факторы, позволяющие раскрыть их природу. Исследование динамики содержания психических состояний, т. е. то, что дает впоследствии возможность управлять состояниями и корректировать их, осуществляется психологическими методами. Одним из наиболее распространенных психодиагностических методов являются опросники. Среди наиболее популярных, например, опросник САН, направленный на диагностику самочувствия, активности и настроения. Он построен по принципу шкалы Ликерта и содержит 30 пар высказываний, касающихся психических состояний (по 10 на каждую шкалу). Часто используется также методика, разработанная Спилбергером Ч.Д., и адаптированная Ханиным Ю.Л. С ее помощью проводят диагностику тревожности личностной и тревожности реактивной. Последняя выступает в качестве психического состояния. Можно указать также «Опросник нервно-психического напряжения» Немчина Т.А.

Из проективных методик для диагностики психических состояний часто используют цветовой тест Люшера: предпочтение синего цвета означает мотив аффилиации (доброжелательность – враждебность), предпочтение зеленого – мотив самоутверждения (доминирование – подчинение), предпочтение красного – поиск ощущений (возбуждение – скука), желтого – мотив конструктивного самовыражения (реактивность – заторможенность).

Среди других методов диагностики психических состояний можно выделить методику экспертного визуального определения эмоционального состояния по мимике лица, автоматизированную диагностику эмоциональной реактивности на основании предпочтения цвета или формы в структуре психического образа, диагностику эмоциональной напряженности по особенностям речи и др.

 

Вывод: Вот здесь обязательно надо написать небольшой анализ всего написанного в этом параграфе.

Например,

Таким образом, мы выяснили, что психические состояния являются сложной составляющей психической жизни человека, которая каждый раз может проявляться самыми различными проявлениями психической активности человека или ее отсутствия…………………..

ВСЕГО 2-3 обзаца – этот как, то, что вы выяснили и написали в первом параграфе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.