Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Попарное сравнение






Деньги

Наличие свободного времени

Необременительная нагрузка

Хорошие отношения с начальством

Подумайте о некоторых своих интересах и желаниях. Взгляните на цели, к которым вы стремитесь. Мысленно побывайте в будущем и увидьте, что эти цели достигнуты. Ранее вы много думали о них. Выберите важнейшие из них, две, три, может даже пять. Эти цели являют собою то будущее, во котором вы мечтали.

Определите свои ценности и принципы. Постарайтесь запомнить выбранные вами цели наиболее подходящим для вас способом. Рассмотрите по очереди каждую из них: вслушайтесь в нее, посмотрите, прочувствуйте, что это ваша собственная цель. Когда вы закончите, спросите себя: «Какова для меня ценность этой цели?» Например, если целью является «путешествие», ценностью может быть «познание» или «развлечение », или что-либо еще. Если целью является новая работа, ценностью может быть «волнение», «возбуждение» или «вызов окружению». Цель может

иметь одну ценность либо несколько. Как правило, ответы подаются в форме отдельно взятых слов или же речевых оборотов, наподобие тех, что помещены в таблице ценностей и принципов.

Составьте список ценностей и принципов. Взгляните на все цели, удерживаемые вами в голове, и задайте себе вопрос: «Какова ценность данной цели?» Составьте список ответов.

Отыщите глубинные ценности. Вы закончили и перед вами список глубинных ценностей и (или) принципов. А сейчас спросите себя: «Что для меня наиболее ценно во всех этих ценностях?» Ответ, пришедший вам на ум, будет представлять собой ценность, которая является еще более существенной. Познание своих важных, глубинных ценностей является основным аспектом понимания самого себя. Уясните себе, каким образом ваши ценности мотивировали вас в каждом вашем действии, во всех начинаниях.

Найдите название вашей самой важной ценности или принципа. Впишите свои ценности и принципы в ниже приведенную таблицу (если, конечно, они дополняют то, что и так в ней есть).

Ценности и принципы
безопасность помощь упорство
объективность порядок полезность
совершенство правда благодарность
возбуждение простота свобода
элегантность радость введение новшеств
достоинство революция сотрудничество
гармония решение проблем исключительность
юмор исполнительность использование способностей
мудрость справедливость вызов
любовь стимулирование изменение развлечение
мастерство счастье энтузиазм
независимость забота уверенность в себе
отвага творчество получение знаний
красота вежливость активность
душевное спокойствие совершенствование мира  

 

Не забудьте только, определившись со своими глубинными ценностями, также «иерархизировать» их — это нужно для дальнейшей работы.

Изменение ценностей в иерархии. А вот теперь наступает время следующей — очень-очень важной — практической процедуры: изменения степени значимости каких-то ваших ценностей в иерархии (каких именно, определите сами). Как ни странно, сделать это можно довольно легко, если воспользоваться методами уже знакомого вам субмодальностного перепрограммирования.

Ниже я привожу описание техники изменения места ценностей в иерархии, представленное в материалах Мастерского курса X. Бремер и X. Конгсбах, (ИГИСП).

• Определение субмодальностей ценностей.

Возьмите ценность 1 из вашей иерархии ценностей и определите, как она репрезентируется (как правило, это картинка). Если вы ее обнаружили, определите основные субмодальности.

Визуальные

ассоциирована или диссоциирована?

черно-белая или цветная?

четкая или расплывчатая?

близкая или далекая?

фотография или фильм?

в рамке или панорамная?

где она расположена?

Аудиальные

громкие или тихие звуки?

из какого места они исходят?

каков их тон?

Кинестетические

где это ощущается?

как это ощущается?

Теперь возьмите среднюю ценность из вашей иерархии и сравните субмодальности, пока вы не найдете, в чем же различия какой фактор является решающим для вас, что это средняя, а не первая ценность?

Теперь возьмите ценность со дна вашей иерархии и просмотрите ее субмодальности. Какие важные различия сугцествуют между ценностями верха, низа и середины?

• Изменение места ценности в иерархии.

Найдите ценность, которой не хватает в вашей иерархии или ту, которую вы хотите поднять повыше. Спросите себя, что это изменение вам дает и что произойдет в результате. Как изменится ваша жизнь во всех ее контекстах? Если удовлетворяющим вас образом, то решите, куда стоит поместить ценность.

Определите субмодальности в картинке, когда вы думаете об этой ценности.

Найдите субмодальности ценности, расположенной на одну ступеньку выше (то есть если вы хотите поставить ценность на третье место, тогда определите состояние второй ценности).

Теперь измените субмодальности ценности так, чтобы они отвечали требуемым для положения 3.

Проверьте, как теперь выглядит ваша иерархия ценностей, и еще раз проверьте, что это будет значить для вашей дальнейшей жизни.

Для того, чтобы сущность этой процедуры стала вам понятной, представьте себе, что изучив структуру (иерархию) своих ценностей в вышеуказанном примере, вы решили, что вам стоит, например, заняться творчеством, для чего ценность «деньги» должна быть вами перемещена на третье место в иерархии с соответствующим «поднятием» ценности «наличие свободного времени». Работая по вышеуказанной схеме, вы обнаружили, что репрезентирующая (представляющая) ценность «деньги» картинка находится на высоте примерно двух метров, а сама она большая и яркая (напоминаю, что содержание этой картинки нас не интересует — там могут быть и зеленоватые бумажки с портретами импортных мужиков, и окошко кассы, и даже ваш собственный, но полный карман). Картинка ценности «необременительная нагрузка» (жаль, что я ограничил пример четырьмя ценностями, так что у нас нет «действительного среднего») обнаруживается на высоте примерно метра, причем она в полтора раза меньше и на четверть тусклее, чем картинка ценности «деньги». Ну а репрезентация ценности «хорошие отношения с начальством» вообще находится на полу и выглядит маленькой и тусклой. Прекрасно — вы нашли ключевые субмодальности, необходимые для изменения иерархии ценностей. То, как ваш мозг кодирует важность и значимость ценности: высотой, размерами и яркостью. Теперь вам осталось только уменьшить и «утускнить» картинку, представляющую ценность «деньги», одновременно «опустив» ее до уровня картинки ценности «необременительные нагрузки» или даже ниже. А после «поднять», увеличить и «осветить» картинку ценностей «наличие свободного времени» — например, сделав ее подобием того, как до этого выглядела картинка ценности «деньги», если вы, конечно, хотите, чтобы страсть к свободному времени стала в вас столь же сильна, как и к биовыживательным бумажкам.

Вы можете сделать и нечто большее: напрямую ввести в вашу иерархию ценность «творчество». Для этого нужно просто вообразить любую картинку, воплощающую принцип «твори, выдумывай, пробуй» (первая пришедшая вам на ум и будет искомой), а после, если вы, например, хотите, чтобы творческие порывы в вас превалировали над материальной выгодой, поместите ее над картинкой ценности «деньги» (ну, скажем, на высоте 2, 5 метра) и сделать крупнее и ярче, чем образ «презренного металла».

Позволю, однако, сделать два замечания. Во- первых, при работе с ценностями очень тщательно отслеживайте экологию. И перед тем, как приступить к изменениям, мысленно, но как следует, обдумайте и «отсмотрите» то, как изменение иерархии ценностей скажется на вашей жизни. Учтите, что ценности являются очень сильными мотиваторами нашей жизнедеятельности, и после их «передвижки» бытие ваше существенно изменится — вы можете стать куда равнодушней к тому, что вас влекло ранее, и наоборот, пристрастным к тому, что ранее не было ни важным, ни значимым (наплюете на деньги и всего себя посвятите творчеству). А это четко и недвусмысленно изменит ваши жизнь и судьбу. Так что не напортачьте, хотя ничего особо страшного в этом, в общем-то, нет — вы ведь всегда можете все передвинуть обратно (если, конечно, захотите — а можете и не захотеть...)

Во-вторых, при определении места ценностей в иерархии максимально опирайтесь на собственное бессознательное, которое куда лучше вашего сознательного знает, что вам надо. Например, я при «постановке» новой ценности в иерархию обычно просто говорю сакраментальную фразу: «И пусть ваше бессознательное само определит, где экологичнее всего будет разместить эту ценность». После чего обычно происходит нечто очень интересное: репрезентация ценности сама собой начинает двигаться по иерархии, меняя субмодальностные характеристики, после чего останавливается и как бы встраивается в нее (иерархию), часто «раздвигая» «соседей». А многие клиенты утверждают, что в момент окончания встраивания этой ценности они слышали какой-то щелчок, а из глубины бессознательного приходил VAKD «Готово».

И еще одно. Проверьте экологию не только до, но и после работы с ценностями. Для этого просто просмотрите три кинофильма о вашем поведении в ситуациях, где вы сможете проявить свою новую иерархию (или просто новую ценность). Устроит ли вас то, что вы увидите? Если да, все в порядке. Если же нет, повторяйте процедуру с самого начала...

Ценности К и От. Теперь еще одно. Пожалуйста, разберитесь с тем, к какому типу относятся ваши ценности — к ценностям От или к ценностям К. Ведь вас могут мотивировать и те, и другие. Например, вернемся к нашей «учебной» иерархии. Лично у меня — Мастера НЛП и консультанта по личностным изменениям — сразу же в этом (К и От) плане вызывали бы подозрение ценность «деньги». В подобных случаях я всегда задаю уточняющий вопрос: «Скажите, что вам даст то, что у вас будут деньги?» (или «Что произойдет, если у вас они будут?»). И если в ответ вы, например, скажете мне, что в этом случае вы наконец-то убежите от нищеты (а не наоборот, станете богатым), значит, мы имеем дело с типичной ценностью От. Да, она тоже мотивирует вас — например, на тяжелую работу. Но вряд ли с ее помощью вы сможете разбогатеть. Ибо, как вы уже знаете, наш мозг не понимает отрицаний, но создает (и цепляется за) образы, которые участвуют в этом самом отрицании. В данном случае это «нищета», от коей в случае ценности От вы будете бежать всю свою жизнь — по дороге в никуда...

Так что проверьте все иерархии своих ценностей (работы, семьи, досуга и жизни), задавая по поводу каждой из них вопрос «Что мне это даст?..» Все обнаружившиеся ценности От выпишите на отдельном листе бумаги и решите, не хотите ли вы их изменить. Как именно это сделать, вы, возможно, уже догадались. Да, именно так: изменив репрезентацию (картинку) ценности с От на К. Вы можете это сделать внутри старой репрезентации или, что лучше — убрав старую репрезентацию ценности От в самый конец иерархии (можете представить себе, что там находится склад старых ценностей, и поставив на ее место картинку, представляющую ценность К (разумеется — с соответствующей подстройкой субмодальностей). Только помните, что ценность От была мощным мотиватором (пусть и избегания, но временами очень энергичного). Теперь вашим мотиватором должна стать ценность К. Мотивирует ли она вас в достаточной степени? Проверьте это (конечно же, наряду с экологией), прежде чем завершать работу.

И последнее. Просматривая свою иерархию, вы можете обнаружить ценности, которые явно конфликтуют друг с другом. Так, в нашей учебном примере ценность «деньги» вряд ли является совместимой с ценностями «наличие свободного времени» и «необременительная нагрузка». Здесь нужна уже не просто перестановка, но интеграция этих конфликтующих ценностей. Техника (процедура), с помощью которой вы сможете это сделать, описана в следующем разделе под названием «интеграция конфликтных убеждений» (т. е. точно так же, как с противоречащими друг другу убеждениями, вы можете работать и с конфликтующими ценностями)...






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.