Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Запишите в ваш блокнот какое-либо утверждение ты верование, которое при выполнении предыдущего упражнения вызвало у вас самую сильную эмоцию.






Вы можете увидеть свою картину «наоборот», если сумеете изыскать самый мощный контраргумент, который можно выдвинуть в противовес вашему сокровенному убеждению.

Спросите себя: изменились бы мои взгляды на этот вопрос, если бы я жил в другой стране; сформировался в иной религиозной, расовой, экономической или классовой среде; был на двадцать лет старше ши моложе; был бы другого пола?

Наконец, разыщите в своем кругу каких-нибудь друзей ши знакомых, которые, как вы подозреваете, смотрят на дело совсем иначе, нежели вы. Вдумчиво потолкуйте с этими людьми и постарайтесь «увидеть» спорный вопрос с иной точки зрения».

Надеюсь, для очень многих из ваших убеждений, такого вот анализа оказывается вполне достаточно, чтобы перевести их из разряда абсолютных в класс относительных. Для многих, но далеко не для всех. Для таких вот, особо упорных верований, придется сделать еще и технику рас фиксирования. Для чего вышеупомянутый Ф. Фанч («Преобразующие диалоги») рекомендует:

Определить то, как и в чем фиксированная идея помогает человеку.

Исследовать последствш использования и неиспользования идеи.

Поместить идею в конкретную ситуацию .

Определить, как конкретная фиксированная идея

служит вам или другому довольно легко, если вы воспользуетесь нижеприведенными вопросами.

«Чегопомогла тебе достичь?»

«Чтопомогла тебе предотвратить?»

«Чтопозволяет тебе делать?»

«Чтопозволяет тебе иметь?»

«Кем позволяет тебе быть?»

«Что правшьно в?»

«Какие преимущества?»

«Как можно использоватьпротив других?»

«Ставит лидругих в невыгодное положение?»

«К чему _____ тебя привела?»

«Из чеготебя вывела?»

«Решением чего была?»

«Чторешила?»

Далее (по Ф. Фанчу) надо исследовать последствия использования фиксированной идеи. Это крайне важно, дабы впоследствии превратить ее в гибкий принцип — особенно для тех идей, согласно которым человек ДОЛЖЕН или НЕ МОЖЕТ делать чего-то. Ведь чаще всего он просто не удосужился исследовать (или просто не изучил) окончательные последствия реализации или выполнения того, о чем говорит. Поэтому резонно спросить, что бы произошло, если бы он сделал это (или если бы идея была истинной), и что бы произошло, если бы он не сделал этого (или если бы идея была ложной). А также о том, чего бы не произошло при противоположных обстоятельствах (этот способ очень своеобразного разблокирования убеждений по Ф. Фанчу с помощью так называемого логического квадрата я более подробно опишу далее).

«Что случится, если ты сделаешь?»

«Что случится, если ты не сделаешь?»

«Чего не случится, если ты сделаешь?»

«Чего не случится, если ты не сделаешь?»

Теперь осталось только поместить идею в конкретную ситуацию. Дабы вы (или кто-то другой, если вы работаете с этим другим) смогли наконец-то обдумать эту идею, сопоставив ее с другими идеями и с разными ситуациями. Что вполне возможно, если воспользоваться следующими вопросами.

«В чем ценность?»

«В чем важность?»

«Когдаможет быть подходящей идеей?»

«Когдаможет быть неподходящей идеей?»

«С чем можно сравнить?»

«Куда _ подходит?»

Работа с фиксированной идеей может считаться завершенной не тогда, когда вы ее «уничтожили», а когда вы можете совершенно спокойно либо принять ее, либо также спокойно отбросить. То есть тогда, когда эта идея превратилась из фиксированной неопределенности в некий гибкий принцип.

Упражнение 72.

- Выявите более глубокие свои верования по поводу этих и любых других необходимых вам для «судьбоносного» самосовершенствования тем посредством анализа сопротивлений и сомнений, а также исследований представлений по теме.

Упражнение 73.

Дополните получившийся список, внимательно изучив общие (общечеловеческие) верования в рационально-эмоциональной терапии и эмпаурменте.

Упражнение 74.

•♦ Если надо, определите основные источники своих убеждений

Изменение неэкологичных убеждений

Выявление экологичности верований. Ну все. Хватит уже возиться с определением того, откуда взялись наши «маленькие веры», а также и расфиксировани- ем «особых» ограничивающих убеждений. Настала пора их устранять и/или трансформировать. Однако не сомневаюсь, что наряду с убеждениями, формулировка и смысл которых вызывали в вас ощущение легкого ужаса («Боже, и я с этим жил!»), есть в вашем списке и такие, по поводу которых как бы сразу и не скажешь: ограничивающие они или нет. Что ж, тогда проверьте все эти верования (каждое из них!) на экологичность. То есть на то, как — позитивно или негативно — оно определяет вашу жизнь. Сделать это не так уж и сложно, если, сохраняя бесстрастность, отстраненность и холодную аналитичность, вы осуществите анализ экологичности убеждения по технике логического квадрата.

Для того, чтобы сделать это, вас необходимо всего-навсего, записав обнаружившееся убеждение в предназначенном для него месте заполнить четыре «клетки» логического квадрата, отвечая на записанные в них вопросы.

Формулировка ограничивающего убежденияАЬиксиоованной идеи

Что случится, если эта идея верна? Что не случится, если эта идея верна?
Что случится, если эта идея не верна? Что не случится, если эта идея не верна?

Например, предположим, что в ходе анализа «правил», по которым вы живете относительно жизни, у вас обнаружилось весьма (паталогически) распространенное в нашей стране убеждение «Жизнь нелегка». Даже не пытаясь оспорить это верование, мы просто начинаем «расписывать» ее по логическому квадрату, отвечая на указанные в нем вопросы. И очень скоро обнаруживаем, что имеем дело с чем-то негативно-убийственным. Ведь если эта идея верна, у нас явно случится очень нелегкая жизнь, в которой вы буквально будете искать эту нелегкость («но мы выбираем трудный путь» — В. Высоцкий) как приключения на некую часть своего тела. А это значит, что если она все-таки верна, у вас не случится жизнь — в восхитительной легкости и блеске бытия и существования (а как же иначе — ведь в соответствии с убеждением «жизнь не легка» вы будете угрюмо отворачиваться от всего легкого и приятного и, наоборот, искать трудность даже там, где их и в помине не было...).

Если же эта идея не верна, случиться... жизнь как таковая, как она на самом деле дарована людям, не зашоренным своими убеждениями: ослепительнопрекрасное поле самой увлекательной игры, в которую вы когда-нибудь играли... Да, конечно же, многие просто боятся жизненных бурь и невзгод, обреченно признавая их нелегким делом, с которым поэтому не стоит связываться, но нужно только бороться. Но лично я, например, очень люблю купаться в шторм — однако не борюсь с волнами, а играю с ними как с равными партнерами, признавая силу этих волн, но используя ее (силу) не как повод для борьбы, а как способ насладиться игрой «у бездны на краю»...

Ну а если эта идея не верна, не случиться... ваша собственная идиотски-натужная жизнедеятельность, в коей вы не живете, а ооретесь, превращая каждый пустяк в проблему, и не получая удовольствия даже там, где оно даровано всем и каждому. Так неужели вы не хотите от этого отказаться, дабы действительно начать жить? А ведь все, что для этого требуется, так это просто отказаться от ограничивающего убеждения «жизнь нелегка» и заменить его на куда более экологичное «жизнь вполне может быть легкой и приятной».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.