Жизненная
| Ключевые
| Задачи развития
| Ресурсы развития
| Кризисы
|
стадия
| системы
|
|
| развития
|
Младенчество
| Расширенное
| Социальные связи. Чувство
| Безопасность выполнения
| Доверие или по
|
(рождение — 2
| лоно
| непрерывности существования. Сен-
| основных нужд.
| теря доверия.
|
года)
| семьи.
| сомоторная разведка и примитивные причинные связи. Созревание моторных функций
| Стабильность.
|
|
Раннее детство
| Расширенное
| Самоконтроль. Языковое развитие.
| Человеческие отношения. Сен
| Независимое
|
(от 2 до 4 лет)
| лоно
| Фантазия и игра.
| сорная стимуляция. Защищенное
| ощущение «Я»
|
| семьи.
| Самостоятельное передвижение.
| окружение. Ограниченность окружения.
| либо сомнение и стыд.
|
Середина дет
| Семья.
| Половая идентификация.
| Подходящая модель. Объяснение
| Самостоя
|
ства (5-7)
| Соседи.
| Начальное моральное развитие. Кон
| набора правил. Согласованность
| тельность либо
|
| Школа.
| кретные мыслительные операции. Групповые игры.
| правил поведения. Внутригрупповые отношения сверстников
| чувство вины
|
Конец детства
| Семья.
| Социальные связи. Самооценка.
| Объединенные усилия обучающих
| Трудолюбие или
|
(8-12)
| Соседи.
| Обучение навыкам.
| ся. Объединенная игровая дея
| инфантильность.
|
| Школа.
| Принадлежность команде.
| тельность. Обучение навыкам, ко
|
|
| Сверстники.
| -
| торые помогают понять основные межличностные отношения. Обратная связь.
|
|
Подростковый
| Семья.
| Физическое созревание.
| Физиологическая информация. Ког-
| Социальная при
|
возраст (13-17)
| Сверстники.
| Абстрактные мысленные
| нитивное решение проблем и навы
| надлежность или
|
| Школа.
| операции.
| ки построения отношений. Пони
| социальная изо
|
|
| Принадлежность группе сверстников.
| мание роли полов и их культурных
| ляция.
|
|
| Изначальная половая
| истоков. Возможность независимых
|
|
|
| близость.
| моральных суждений.
|
|
Юность
| Сверстники.
| Независимое существование. Приня
| Умения и знания для финансовой
| Четкая либо не
|
(18-20)
| Школа или
| тие решения о начале карьеры. Ин-
| независимости. Самоизучение в
| уверенная иден
|
| Работа. Семья.
| терниолизация морали. Более проч
| принятии решений, углубление
| тификация лично
|
| Окружение.
| ные интимные отношение. Понимание природы отношений.
| отношений, понимание плюрализма. Ответственность за выбор.
| сти.
|
Взросление
| Новая семья.
| Жизнь в новой семье. Родительская
| Знания и навыки. Планирование
| Способность к
|
(23-30)
| Работа. Друже
| роль. Развитие карьеры. Выработка
| семейного бюджета. Межличност
| социальному бы
|
| ские связи.
| стиля жизни. Принятие обязательств
| ные переговоры и разрешение
| тию либо отчуж
|
| Окружающее
|
| конфликта. Родительская роль.
| дение.
|
| общество.
|
| Ролевые ограничения.
|
|
Переходный
| Семья. Работа.
| Смена оценок, привязанностей и
| Оценка и обновление решения,
| Обновление либо
|
возраст
| Дружеские связи.
| принятых обязательств. Роди
| касающиеся отношений, карьеры,
| отстраненность.
|
(30-35)
|
| тельская роль (продолжение). Переоценка значимости людей.
| стиля жизни. Знания и навыки организации широкой помощи.
|
|
Зрелость
| Работа.
| Оценка взятых обязательств. Дети
| Знания и навыки принятия ролей
| Достижения и
|
(35-50)
| Семья.
| оставляют дом. Изменение отноше
| более высокого порядка. Большая
| значимость в об
|
| Друзья.
| ний между супругами. Связи вне се
| степень дифференциации и инте
| ществе либо не-
|
| Общество.
| мьи.
| грации ролей.
| значимость.
|
Пожилой
| Семья. Друзья.
| Связи вне семьи. Уменьшение
| Знания и навыки для: налаживания
| Живительные
|
возраст
| Работа.
| роли карьеры. Осознание
| коммуникаций, учительства, умения
| связи с окруже
|
(51-65)
| Окружение.
| бренности существования.
| дать совет. Большая опора на умственные, а не физические способности.
| нием либо эгоистическая стагнация.
|
Старость
| Семья.
| Увеличение зависимости от других.
| Умение выживать при уменьшении
| Чувство значимо
|
(65-?)
| Друзья.
| Оценка собственной жизни. Умение
| жизненных ресурсов. Умение ска
| сти либо отчая
|
| Окружающие.
| перенести смерть близких... Ожидание собственной смерти.
| зать: «Прощай».
| ние.
|
Кризис среднего возраста. Как и у Э. Эриксона, в схеме развития Э. Коуэна так называемый средний возраст называется зрелостью и охватывает период с 35 до 50 лет. Задачами этой жизненной стадии является оценка взятых обязательств и изменение отношений между супругами (отчасти — в связи с тем, что дети оставляют дом), а также возникновение связей вне семьи (вовсе не обязательно — сексуальных). Ресурсами здесь выступают знания и навыки принятия ролей более высокого порядка, а также большая степень дифференциации и интеграции ролей. Ну а в качестве кризиса развития — т. е. результата этапа — могут являться либо достижения и значимость в обществе либо неуспех и незначимость.
Позволю себе, однако сделать два замечания по поводу вышеописанного. Во-первых, все это верно. Но во-вторых — очень поверхностно. К сожалению, и у Э. Эриксона, и у Э. Коуэна содержание одного из важнейших периодов нашей жизни — среднего возраста — изложено буквально скороговоркой.
Так что попробуем найти какой-нибудь еще ответ на вопрос о том, что же является содержанием (задачами и смыслом) данного отрезка нашего жизненного пути.
О том, что он чреват серьезными проблемами, знают все и каждый. Достаточно вспомнить об обиходном и вошедшем в плоть и кровь нашей культуры выражении «кризис среднего возраста», не так давно отображенного на экране в кинофильме с одноименным названием. Однако, большинство исследований этого печального феномена выполнено не «классическими» возрастными психологами, а специалистами по так называемому планированию карьеры. Так, финские консультанты по управлению и развитию Т. Сан-
талайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне и И. Ниссинен в своей давешней, но никак не устаревшей книге «Управление по результатам», утверждают, что у многих людей в возрасте от 35 до 50 лет наступает этап «брожения» и появляется довольно большое количество проблем. По их мнению, это происходит из-за того, что именно в середине карьеры человек осознает, что он смертен — и одновременно видит ограниченность и постоянное сужение собственных возможностей.
Для преодоления этого «кризиса середины карьеры» (который, конечно же, шире и глубже того, что описано финнами). Т. Санталайнен с коллегами рекомендуют некие правила по самомотивации, краткий «конспект» которых я здесь и приведу.