Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Надо не печалиться по поводу того, чего нет, а радоваться тому, что есть.






Но где там — мы так воспитаны (обществом, экономика которого, напомню, должна воспроизводиться, а, значит, мы должны покупать, покупать и покупать), что приобретя что-то новое, оказываемся не в силах этим насладиться, а почти сразу же начинаем достигать чего-то следующего, которое по достижению тоже окажется (или все-таки покажется?) никчемным и ненужным. Так что умение жить счастливо— это просто способность наслаждаться обладанием достигнутым: с четким осознанием желанности и нужности этого достигнутого. И неслучайно Лев Толстой как-то обронил удивительно умную мысль, по которой же (цитирую, но близко к тексту) «истинно счастливым становится тот, кто осознает, что все, что у него есть, это и есть все, что ему надо...».

Успех в вашей жизни. Знаете, перед тем, как клиент придет ко мне, психотерапевту, на первый сеанс, он обязан письменно ответить на следующие четыре вопроса: «Имею и хочу иметь», «Имею, но не хочу иметь», «Не имею, но хочу иметь» и «Не имею и не хочу иметь», каковые образуют еще одну четырехклеточную матрицу

 

Имею и хочу иметь То, чем я, к счастью, обладаю Имею, но не хочу иметь То, чем я, к несчастью, обладаю
Не имею, но хочу иметь То, чем, к несчастью, не обладаю Не имею и не хочу иметь То, чем, к счастью, не обладаю

 

Так вот, среди этих вопросов только два действительно предназначены мне и мне же и нужны — о том, что клиент имеет, но не хочет иметь {проблемы, от которых я его должен увести). И о том, что он не имеет, но хочет иметь (решения, к которым мне надобно его привести). Вопросы номер 1 и 4 предназначены только и исключительно для него самого — оного или означенного субъекта. Который, имея много чего приятного и полезного, совершенно об этом забыл, и оттого даже не наслаждается обладанием всего этого — приятного и полезного. И который, не имея много чего бесполезного и неприятного, даже не радуется тому, что этого у него нет. Непонятно? Ну хорошо, давайте проделаем это с вами. Скажите, что вы имеете в своей жизни и что хотели бы в ней сохранить, поскольку без этого ваша жизнь была бы некомфортной? Какие-никакие деньги (минимальный доход), квартиру или даже дом, работу, на которой, как минимум, достаточно тепло и уютно, жену, а то и еще любовницу — и еще много прочего, включая, например, приличное физическое здоровье. То, что вы этим давно уже разучились наслаждаться (если вообще умели), не так уж и важно. Важно другое: то, что. ежели все это у вас есть, значит, у вас нет противоположного: полного отсутствия денег, жилья, работы, семьи и здоровья. А ну-ка представьте, как бы вам жилось в этом случае: нет, не с точки зрения «Тогда бы у меня было другое и лучше» (да ничего бы у вас не было, или если бы и было, то же самое — согласно закону воплощения, с которым я имел честь вас познакомить), а с позиции «Ничего этого нет». Что, стало страшно? Вот так-то. А если добавить, что у вас нет бубонной чумы, землетрясения, голодомора и цунами, становится даже как-то спокойно: «А ведь ничего себе живем...». Да, но только лишь — ничего. Потому как и иметь вы могли бы большее (как именно, я научу, программируя с вашей же помощью вашу же успешную судьбу), но, главное, наслаждаться тем, что имеете, куда как сильнее. Как именно, это уже вопрос к вам. Точнее предложение и одновременно упражнение: расписать по пунктам все, что вы имеете, и ответить на вопрос: «Как сделать так, чтобы я получал от этого больше удовольствия?» Обратили внимание на формулировку? Не «почему я не получаю от этого удовольствия?» (наилучший ответ: «По кочану»), а «как сделать так, чтобы получить от этого удовольствия больше». И очень может быть, что тогда вы сможете стать пусть немного, но счастливее. А значит, и эффективнее, потому что только счастливые действительно эффективны...

«А что сделать с оставшимися вопросами?» — возможно, спросите вы. С этими самыми «Имею, но не хочу иметь» и «Не имею, но хочу иметь»? Как что? Вы что, еще не поняли? Ответ на первый (но № 2 в матрице) вопрос включает все, что МЕШАЕТ вам реализовать успешную судьбу (и, так сказать, субъективно, если вы, например, написали «неуверенность в себе», и объективно, если вы указали «недостаточный уровень доходов». А вот ответ на вопрос второй (№ 3 во все той же четырехклеточной матрице) описывает все то, что ПОМОЖЕТ вам обрести эту самую «судьбоносную успешность». То сокровенное, что входит в вашу модель благополучия. Субъективное (например, «спокойствие» и «умение радоваться жизни»). И объективное (например, «интересную работу с высокой зарплатой»).

Вы обратили внимание на то, что это самое объективное достигается за счет и посредством эффективности («интересная работа с высоким заработком), а субъективное описывает некоторые условия и эффективности («уверенность в себе») и счастливости («спокойствие» и «умение радоваться жизни»)? Если да, то я за вас спокоен. И предлагаю как бы даже развлечься, составив таблицу «Моя модель успешной судьбы», каковая как бы состоит из трех колонок. В первую запишите все то, что объективно вам надо бы иметь для того, чтобы быть успешным и удовлетворенным. Во вторую — все то субъективное, что вам нужно, чтобы быть эффективным. Ну и в третью — тоже субъективное, но уже с точки зрения счастливости. Разумеется, вы должны воспользоваться материалами из ответов на вопросы «Имею, но не хочу иметь» (здесь сделаете как бы «перевертыш», т.е. например, замените «неуверенность в себе» на, соответственно, «уверенность») и «Не имею, но хочу иметь». Возможно, вам сразу что- то бросится в глаза и даже поразит, хотя с анализом можете не спешить. Вернетесь к нему, когда мы разберем вопросы следующих разделов этой книги.

Упражнение 1.

Попробуйте оценить, на каком-таком уровне жизни вы находитесь, но не просто (как в тексте), и с точки зрения четырех сфер человеческой жизни

• работы (учебы)

• семейной жизни (межполовых отношений)

• досуга

• общественной деятельности (бескорыстного желания сделать этот мир немного лучше).

Упражнение 2.

- Основываясь на матрице хомогенеза и расшифровывающих ее предшествующих описаний определите, используя, например, 10-балльную шкалу (10 = max), как у вас обстоит дело с

артхой                    
камой                    
дхармой и                    
мокшей                    

Попробуйте сделать хоть какие-то выводы из этих двух упражнений.

" ■ —... —I — —

Упражнение 3.

- Оцените, используя все ту же десятибалльную шкалу, чем лично для вас является успех — т.е. в какой степени что выражено в вашей его модели

• достижение

• одобрение (принадлежность)

• власть.

■ ' ■ ■ ■ - ' I...

Упражнение 4.

- Хотя бы «в чернее», но все-таки ответьте на четыре вопроса о своей жизни:

• имею и хочу иметь

• имею, но не хочу иметь

• не имею, но хочу иметь

• не имею и не хочу иметь.

• НА ДЛИННОЙ ЖИЗНЕННОЙ ДОРОГЕ...

«Жизнь, которая не подвергнута осмыслению, не стоит

того, чтобы быть прожитой».

Платон

Смысл и цели человеческой жизни. Скажите, а зачем вам это надо — взять судьбу в свои руки? Наверное для того, чтобы сделать свою жизнь такой, какой вы хотите. И иметь жизнь, а не наоборот — когда она тебя имеет. А какую такую жизнь вы для себя хотите? Ну, разумеется, хорошую. А хорошая жизнь — это как и что? Когда имеешь все, что хочешь? Хорошо, тогда вообразите, что вы имеет все, чего только можете пожелать (разумеется, в пределах разумного). Зримо и выпукло, со всеми соответствующими звуками и ощущениями, представьте, что вы уже обладаете, например, «джентльменским набором» из квартиры, дачи, виллы в теплых краях, пары-тройки автомашин и может быть даже небольшого вертолета. Вообразили? А теперь представьте, что вы просто пользуетесь этим лет этак с двадцать

• пользуетесь, пользуетесь и пользуетесь. Скажите, вам не стало скучно — ну хотя бы чуть-чуть? Не мелькнула ли где-то в глубине вашего сознания странная мысль: «И это — все?» Если нет, то мне вас жаль. Ибо, похоже, вы просто не доросли еще до уровня, на котором, вслед за героем Н. Островского (это не драматург, который сидит в Москве перед зданием Малого театра, а совсем другой писатель, о котором, к сожалению, забыли), начинаешь понимать, что жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно и бессмысленно прожитые годы. То есть жить стоит «цельно» и осмысленно. Но что это такое — цели и смыслы человеческой жизни? Зачем она вообще дается человеку? Попробуем разобраться во всех этих вечных вопросах.

Я сознательно ограничил свой анализ человеческой судьбы отрезком протяженностью в жизнь — той самой, что якобы дается нам один раз. И как бы оставил за скобками два очень важных периода людских судеб. То, что происходит между зачатием и рождением. И то, что случается между смертью и зачатием. Однако при обсуждении темы смысла и целей человеческой жизни скобки эти мне порой придется раскрывать. Например так, как это сделал Дж. Гре- хэм, который, в своей книге «Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик», вежливо и ненавязчиво, предложил всем нам рассмотреть путешествие длинои в жизнь с точки зрения единственной точно известной в этом путешествии вещи: того, что наступит день, когда наше путешествие подойдет к концу и мы умрем. И подумать над перспективами такого окончания путешествия, а также о том, что произойдет дальше.

Дж. Грэхем предлагает обсудить три возможных варианта завершения путешествия длиною в жизнь. Первый из них заключается в том, что по завершении жизненного пути мы просто умрем, будем погребены каким-либо приемлемым в нашей культуре способом и на этом все и закончится. Не знаю, как вас, а лично меня эта тупиковая перспектива не слишком вдохновляет, ибо, как справедливо замечает вышеупомянутый автор, если только этим исчерпывается содержание жизни, то и она сама, и ее организация становится бессмысленной...

Поэтому Дж. Г рэхем советует обдумать еще две возможности. Обе они заключаются в признании (хотя бы на время этого самого обдумывания) того, что завершив путешествие длиною в жизнь, мы тем не менее продолжаем двигаться к какому-то следующему пункту маршрута. Но если это так, то в чем же тогда смысл всех тех проблем и трудностей, с которыми сталкиваются люди на своем жизненном пути? И стоит ли проходить его от начала до конца, если это последующее путешествие все равно состоится? Не проще ли не тянуть лямку жизни, а сразу отправиться к следующему пункту — не случайно же утверждают, что те, кого любят боги, умирают молодыми?

Вот здесь-то Дж. Г рэхем и предлагает то, что он назвал третьей возможностью, а точнее, объяснением цели и смысла человеческого существования. Оно в том, что для любого человека и человечества в целом путешествие длиною в жизньэто уникальная (хотя, по-видимому, и не раз предоставляемая) возможность перевести свое сознание в иной, сначала в более высокий, а потом и высший план существования. А все те трудности, с которыми мы сталкиваемся, двигаясь по жизненному пути, являются всего-навсего учебными заданиями, уроками жизнии одновременно экзаменами и тестами, подтверждающими право на наш переход в следующий класс жизни — более высокий уровень осознания бытия и развития собственного сознания. И если мы успешно переходим из класса в класс, наше движение к высшим планам сознания продолжается и после завершения жизни — но, конечно же, с учетом «качества образования», которое мы получили в школе жизни. Ибо только в том случае, если оно оказалось полным, мы вправе рассчитывать на поступление в «Космический Университет». Если же мы оказываемся «второгодниками», то не пройденный и не усвоенный жизненный материал раз за разом будет предлагаться нам для обучения и осмысления. И одни и те же события и обстоятельства будут нас буквально преследовать, повторяясь с периодичностью и неумолимостью смены времен года. А если мы окажемся столь бездарны, что на наше обучение не хватит всей нашей же жизни, в следующий раз нам придется вновь возвращаться в тот класс, в котором мы застряли — или даже на ступеньку ниже. Причем за нашу лень и неспособность будем расплачиваться не только мы, но и наши дети — в полном соответствии с библейским «отцы ваши ели кислый виноград, а на губах у вас оскомина...»

Не знаю, как для вас, а лично для меня, в вышеприведенной гипотезе о цели и смысле жизни (заслуживающей право на существование хотя бы потому, что ее разделяют все не закостеневшие религиозные конфессии и все подтвердившие себя духовные практики), чрезвычайно важной оказалась именно та ее часть, согласно которой, если мы на пути к высшему сознанию и плану существования не достигаем определенного уровня своего развития (или просто останавливаемся на своем пути самосовершенствования), мы будем просто обречены, как пишет Дж. Грэхем, «циркулировать по одному и тому же кругу». А значит, никуда не денешься — приходится быть упорным и очень-очень настойчивым в выполнении своих жизненных задач.

«Хорошо, но каких именно?» — спросите вы. Вопрос, как говорится, интересный. Для того, чтобы ответить не него, многим не хватило всей их жизни. Вам же скорее всего повезет. Вы сможете определить задачи собственной жизни и даже определиться в вопросе об их выполнении. Однако только в том случае, если дочитаете до конца эту книгу и сделаете все рекомендованные в ней упражнения. Чтобы, поняв смысл и предназначение своей жизни, взять судьбу в собственные руки...

Этапы и стадии жизненного пути. Для начала попробуем отыскать предварительные наметки задач своей жизни в психологии возрастного развития. Именно в ней, ибо данная почтенная дисциплина как раз и утверждает, что на нашем жизненном пути помимо немногих сугубо индивидуальных — общих и главных — проблем, нам предстоит решить еще массу общих для всех людей задач личного и личностного роста.

В принципе, вопрос о соотношении возрастов и задач жизни можно, безусловно, отнести к извечным, ибо волновал он человечество испокон веков. Так, древние китайцы утверждали, что человеческая жизнь имеет три фазы: двадцать лет, чтобы учиться, двадцать лет, чтобы бороться, и двадцать лет, чтобы становиться мудрым, К сожалению, мы, похоже, поглупели со временем, ибо как иначе объяснить, что отец «Плейбоя» X. Хефнер, также поддавшийся магии числа три (а «три» — это второе, наряду с «семь» воистину магическое число, так как даже библейские десять заповедей содержат семь запретов и три пожелания), свел человеческую жизнь, к в общем-то глупости. И подразделил ее также на три отрезка: двадцать лет, чтобы учиться, двадцать лет, чтобы делать дела и деньги, и двадцать лет, чтобы наслаждаться жизнью (ну неужели для того, чтобы ловить кайф от жизни, нужно ждать сорок лет — и разве этот кайф только в безделии?). К счастью, человечество поглупело в общем, но не в частности и сумело вернуться к более мудрому «трехфазному» подразделению. Так, Р. Штайнер, в полный противовес X. Хефнеру (и значительно раньше его), подразделил жизнь человека на триаду десяти периодов развития, в ходе которых совершается рост его тела, души и духа (данный автор исходил из концепции, рассматривающей человека как единство тела, души и духа). Три раза по семь лет на физически-душевное развитие. Три раза по семь лет на собственно душевное развитие. И три раза по семь лет на развитие духа (обратим внимание на то, что периодов пока набралось девять, а это потому, что, согласно Штайнеру, у каждого из нас после 63 лет остается еще целых семь лет на закрепление достигнутого). Менее возвышенный и более реалистичный X. Вийнгарден разбил человеческую жизнь также на три фазы: изучения внутреннего и внешнего мира (0-18 лет); принятия внутреннего и внешнего мира (18-42 года) и осознания внутреннего и внешнего мира (с 42 лет и до конца). А Б. Ливенхуд в своей книге «Кризисы жизни — шансы жизни» (из которой я, кстати, почерпнул многое из выше- и нижеописанного) так же, видимо, поддавшись очарованию «магической» тройки, выделил три направления развития человекабиологическое, психическое и духовное — каковые, в свою очередь, разделил опять-таки на три этапа или стадии:

восхождение — здоровье — спад;

экстраверсия (обращенность во вне, в мир) — благоразумиеинтраверсия (обращенность во внутрь, в себя);

творчество — удовлетворенность — мудрость.

Воззрения данного автора дают нам первые ориентиры и вехи в анализе путешествия длиною в

жизнь. По Б. Ливенхуду, оно совершается в полярностях, аналогичных противоположностям света и тьмы или дня и ночи. Биологическое развитие проходит в полярности подъема и упадка. Психическое — в полярности экстраверсии (когда мы осваиваем внешний мир) и интраверсии (когда мы изучаем и овладеваем внутренними пространствами своего «Я» — Космосом нашей души). А духовное — в полярности творческого начала и мудрости. Последняя полярность, безусловно, нуждается в некотором пояснении.

Б. Ливенхуд рассматривает творческое начало как активность духа в мире или, иначе, как стремление к выражению собственного «Я» в творчестве. А вот мудрость, с его точки зрения, диаметрально противоположна творческому началу, ибо она вырастает не из деятельности, направленной вовне, а из сдержанности, способности ждать и активного душевного покоя. Обретение мудрости — это наполнение духом; нормами и ценностями; идеями и благоразумием; человечностью и тем, что стоит над человеком; верой, любовью и надеждой. В результате возникает удивительная активная безмятежность — но только в том случае, если нам удастся успокоить эмоции, овладеть своими мыслями и отказаться от своих желаний, когда непосредственные результаты как бы отступают на задний план, а на передний выйдет сам процесс бытия. По Б. Ливенхуду, это самое трудное, чего может достичь человек. Ибо нам в основном дарована не мудрость, а ее недостаток, каковой во второй половине жизни проявляется в том, что мы не можем ждать, не можем от чего-либо отказываться, из-за чего принимаем суетливые и поспешные решения, приводящие нас в конечном счете к падению. Так, все диктаторы погибают в конце концов именно из-за этого недальновидного упрямства — неспособности вовремя остановиться.

Чтобы закончить изложения действительно мудрых воззрений Б. Ливенхуда (каковые я пока предпочитаю не обсуждать — по принципу «информации к размышлению» или «умному — достаточно»), укажу, что согласно данному автору, все вышеописанные противоположности имеют середину. Середина эта не является статистическим равновесием между двумя противоположно направленными силами, но, наоборот, выступает собственной активной силой в человеке и одновременно сущностью человеческой жизни. Так, серединой между биологическими восхождением и спадом является здоровье; серединой между психическими экстраверсией и интраверсией — благоразумие или, иначе, активное самообладание; а серединой между творчеством и мудростью — счастье или удовлетворенность...

Пока мы ограничились только своеобразным «трехфазным» разбиением жизни на отрезки, каждый из которых имеет свои задачи и смысл. Но в теории психологии возрастного развития этих отрезков бывало и намного больше. Так древние римляне выделяли пять фаз жизни: раннее детство и первые школьные годы — 0 15 лет; юность —15-25 лет;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.