Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Декабря — 115 лет со дня рождения Карандаша






(Румянцева Михаила Николаевича) (1901¾ 1983)

 

КАРАНДАШ (РУМЯНЦЕВ Михаил Николаевич) — артист цирка, клоун. Народный артист СССР (1969), народный артист РСФСР (1958), заслуженный артист РСФСР (1939). Герой Соц. Труда (1979).

В 1914 поступил в художественно-ремесленную школу Общества поощрения художеств. В 1922 переехал в г. Старица Старицкого уезда Тверской губернии (ныне — Тверская обл.), где писал плакаты для городского театра. В 1925 переехал в Москву, устроился художником-плакатистом в кинотеатр «Экран жизни», где рисовал афиши для кинофильмов. В 1926 поступил на курсы сценического движения, затем в Школу циркового искусства в класс акробатов-эксцентриков, который вел М. С. Местечкин. В 1930 дебютировал как клоун-коверный. Первоначально выступал в маске Чарли Чаплина. С 1935 начал работать в Ленинградском цирке в новом образе под именем Каран Д’Аш (псевдоним по имени французского художника-карикатуриста). Внешний облик: широкие, книзу обуженные брюки с большими карманами, черный мешковатый пиджак поверх полосатой сорочки; вместо галстука — длинная тесемка, конусообразная фетровая шляпа. Впоследствии Карандаш стал выходить в сопровождении собачек Пушка и Тоби. Выступал с пантомимическими репризами, комическими миниатюрами, сатирическими номерами. В 1936 Карандаш переведен в Московский цирк на Цветном бульваре, в 1940—1950 стал привлекать в свои выступления помощников-учеников. Среди них были Ю. В. Никулин и М. И. Шуйдин. Снимался в фильмах «Девушка с характером» (1939), «Старый двор» (1941), «Иван Никулин — русский матрос» (1945) и др. Популярность клоуна была такова, что одними своими выступлениями он мог «спасти» любой цирк в финансовом плане — аншлаг был гарантирован.

Награжден орденами Ленина (1979), Трудового Красного Знамени (1939, 1971) и медалями.

В Москве на улице Ефремова, 12, около здания Союза цирковых деятелей России, где жил и работал М. Н. Румянцев, установлена скульптурная композиция из бронзы, которая называется «Карандаш и его собака Клякса». Именем артиста в 1987 названо Государственное училище циркового и эстрадного искусства.

 

Литература:

 

1. Бабушкин Л. Так развлекались артисты цирка // Театральная жизнь. — 2005. — № 1. — С. 30—31.

2. Викторов А. В. С пером у Карандаша / А. Викторов. — Москва: Молодая гвардия, 1971. — 127 с.

3. Дмитриев Ю. А. Мой старый цирк, бульвар Цветной / Юрий Дмитриев. — Москва: Лазурь, 2000. — 239 с: ил., портр.

4. Карандаш. Над чем смеется клоун / Карандаш. — Москва: Искусство, 1987. — 172 с.

5. Макаров С. М. Клоунада мирового цирка: история и репертуар / С. М. Макаров; М-во культуры РФ. Гос. ин-т искусствознания. — Москва: РОССПЭН, 2001. — 367 с., [24] л. ил., портр.

6. Румянцева Н. М. Карандаш: [о М. Н. Румянцеве] / Н. М. Румянцева. — 3-е изд., доп. — Москва: Всесоюз. бюро пропаганды сов. циркового искусства, 1983. — 56 с.: ил.

7. Савченко Б. А. Московская эстрада в лицах / Борис Савченко. — Москва: Ассоц. авторов и издателей «ТАНДЕМ»: ГНОМ-ПРЕСС, 1997. — 383, [49] с.: ил., портр.

8. Успенский В. На манеже — Карандаш // Нева. — 2002. — № 7. — C. 232—237: ил. — Воспоминания артиста цирка о клоуне Карандаше.

 

12 декабря — 75 лет со дня рождения Соломина Виталия Мефодьевича (1941¾ 2002)

 

СОЛОМИН Виталий Мефодьевич — актер театра и кино, режиссер. Народный артист РФ (1992), Заслуженный артист РСФСР (1974). Член Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов России.

В 1963 окончил Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина (курс Н. А. Анненкова). Начиная со второго курса его стали приглашать принимать участие в постановках Государственного академического Малого театра. С 1963 артист этого театра, с 1986 — Театра им. Моссовета, с 1988 — вновь Малого театра. Среди ранних театральных работ особо выделялась роль в спектакле «Твой дядя Миша» Г. Мдивани (1966). На сцене Малого театра исполнил множество центральных ролей классического репертуара: Ипполит («Не все коту масленица» А. Н. Островского, 1973), Чацкий («Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1975), Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1982), Фиеско («Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера, 1977), Протасов («Живой труп» Л. Н. Толстого, 1984), Астров («Дядя Ваня» А. П. Чехова, 1993) и др. В Театре им. Моссовета сыграл в спектакле по пьесе В. Астафьева «Печальный детектив».

В кино с 1963. Его дебют состоялся в фильме «Старшая сестра» (1966), затем последовала лента «Женщины» (1966). Эти фильмы имели значительный успех, и популярность артиста возрастала. Среди фильмов с его участием — «Даурия» (1971), телевизионный сериал «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979—1981, 1983, 1986, 2000), «Зимняя вишня» (1985, 1990, 1995), «Сибириада» (1978), «Искренне Ваш…» (1985). Пластичность и музыкальность артиста позволили ему с блеском сыграть в экранизациях оперетт «Летучая мышь» (1979) и «Сильва» (1981). Среди работ, не вошедших в фильмографию, — документальный фильм «Интервью с Гитлером» (1995).

С 1970-х занимался режиссурой. Среди его постановок на сцене Малого театра: «Вариации» А. Моравиа — первая режиссерская работа (неосуществленная постановка, 1968), «Мой любимый клоун» В. Ливанова (1983), «Живой труп» Л. Н. Толстого (1985), «Дикарка» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева (1990), «Свадьба Кречинского» (мюзикл А. Колкера по мотивам пьесы А. В. Сухово-Кобылина, 1997), «Иванов» А. П. Чехова (2001). Почти во всех своих постановках он исполнял главные роли. Также поставил ряд антрепризных спектаклей. Среди них — «Сирена и Виктория» А. Галина, «Биография» М. Фриша. В 1989 поставил спектакль «Западня для одинокого мужчины» в экспериментальном театре «Детектив».

В 1995—1996 попробовал себя в качестве кинорежиссера, сняв по своему сценарию полнометражный фильм «Охота».

Лауреат премии мэрии Москвы в области литературы и искусства (1998). Обладатель приза «ТЭФИ» за лучшую мужскую роль в телесериале «Пан или пропал» (2003). Удостоен золотой медали им. А. Д. Попова за роль в спектакле «Любовь Яровая» (1977). Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999).

Скончался в мае 2002 в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

В 2007 на Смоленской набережной, напротив здания посольства Великобритании в Москве, открыли скульптурную композицию «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (скульптор Андрей Орлов). Прототипом доктора Ватсона послужил В. Соломин.

 

Литература:

 

1. Апель К. Скромное обаяние Ватсона // Независимая газета. — 2006. — 8 дек. — (НГ Политика).

2. Кузичева А. «Не вечерняя» русского героя: «Лишний человек» и «отдельный человек» в начале XXI в. // Театр. — 2002. — № 2. — С. 6—11.

3. Максимова В. А. Театра радостные тени: актерские портреты, биографии актеров, эссе, диалоги с актерами / Вера Максимова. — Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2006. — 431 с., [50] л. ил., портр.

4. Овчинникова С. И. Виталий Соломин. Три любви / С. Овчинникова, М. Карапетян. — Москва: Эксмо: Алгоритм, 2006. — 413 с., [32] л. ил., портр. — (Юбилеи).

5. Силантьева И. И. Актер и его Alter Ego / Ирина Силантьева, Юрий Клименко. — Москва: Грааль, 2000. — 562 с.: портр.

6. Соломин В. М. Дешевый успех — ненастоящий: [беседа с актером и режиссером Виталием Мефодьевичем Соломиным / вели. О. Суровцева, Н. Харитонова] // Труд. — 2002. — 5 июня. — С. 5.

7. Соломин В. М. Мечты и будни Виталия Соломина: [беседа с актером и режиссером Виталием Мефодьевичем Соломиным / вела О. Буткова] // Парламентская газета. — 2002. — 18—24 янв. — С. 15.

8. Соломина Е. Мой папа — Ватсон: [беседа с дочерью Виталия Мефодьевича Соломина Елизаветой Соломиной / вела Татьяна Хорошилова] // Российская газета. — 2006. — 8 дек.

 

18 декабря — 105 лет со дня рождения Масанова Юрия Ивановича (1911¾ 1965)

 

МАСАНОВ Юрий Иванович — библиограф, литературовед.

Окончил Московский автодорожный институт. Библиографией начал заниматься в 1920-х под влиянием своего отца — историка и библиографа Ивана Филипповича Масанова. С 1946 бессменно работал во Всесоюзной книжной палате, осуществлял руководство ее научной деятельностью. Внес значительный вклад в развитие государственной библиографии, статистики печати, истории библиографии периодической печати, посвятив этим вопросам свыше 30 работ. По его инициативе был возобновлен послевоенный выпуск «Библиографии советской библиографии». В 1960-е руководил во Всесоюзной книжной палате изданием трудов по теории, истории и практике библиографии. Создал уникальный библиографический указатель литературы, отражающий как опубликованные, так и неопубликованные материалы, в т. ч. по теории и практике библиографии диссертаций более чем за 40 лет (1917—1958). Разработал методические принципы указателей этого типа, которые положены в основу современных сводов библиографоведческой литературы.

 

Литература:

 

1. Грачева И. Б. Юрий Иванович Масанов // Книга: энциклопедия / гл. ред. В. М. Жарков. — Москва, 1999. — С. 401—402.

2. Гульчинский В. И. Деятели отечественной библиографии, 1917—1929: справочник. Ч. 1 / Гульчинский В. И., Фокеев В. А. — Москва: [РГБ], 1994. — 211 с.

3. Никитин Е. Н. К истории создания книги Ю. И. Масанова «В мире псевдонимов, анонимов и литературных подделок» // Книга: Исследования и материалы. — Москва, 1985. — Сб. 51. — С. 163—167.

4. Никитин Е. Н. К 70-летию Ю. И. Масанова // Советская библиография. — 1981. — № 5. — С. 59—60.

5. Никитин Е. Н. Масановы: отец и сын // Книжное обозрение. — 1987. — 4 сент.

6. Теплицкая А. В. Масанов Юрий Иванович // Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка; [гл. ред. Ю. А. Гриханов]. — Москва, 2007. — С. 598.

 

18 декабря — 95 лет со дня рождения Никулина Юрия Владимировича (1921¾ 1997)

 

НИКУЛИН Юрий Владимирович — актер цирка и кино, знаменитый клоун, телеведущий. Народный артист СССР (1973), народный артист РСФСР (1969), заслуженный артист РСФСР (1963). Герой Соц. Труда (1990). Генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка на Цветном бульваре в 1982¾ 1997 (ныне — Московский цирк Никулина на Цветном бульваре).

Родился в г. Демидове Смоленской обл. В 1925 переехал с родителями в Москву. После окончания школы в 1939 Юрия Никулина призвали в армию. В звании рядового он участвовал в Советско-финляндской войне 1939—1940 и Великой Отечественной войне 1941—1945.

После безуспешных попыток поступить во ВГИК и ГИТИС им. А. В. Луначарского Никулин был принят в студию разговорных жанров при Московском цирке, которую окончил в 1949. В конце 1940-х начал выступать в группе клоунов под руководством Карандаша в Московском государственном цирке. Затем образовался его творческий дуэт с другим помощником клоуна Карандаша ¾ Михаилом Шуйдиным. Дуэт Никулин ¾ Шуйдин просуществовал довольно длительное время и пользовался большим зрительским успехом.

За свою долгую жизнь на арене Юрий Никулин создал множество неповторимых реприз, скетчей и пантомим, из которых самыми памятными и дорогими для артиста стали «Маленький Пьер», Пипо и миллионер в цирковых представлениях «Карнавал на Кубе» и «Трубка мира», Бармалей в новогоднем детском представлении и др. Одна из самых знаменитых жанровых сценок ¾ легендарное «бревно».

После смерти Шуйдина Юрий Никулин в 1982 возглавил Московский цирк на Цветном бульваре, в котором проработал в общей сложности больше 50 лет. За время его руководства в цирке было поставлено много интересных программ: «Я работаю клоуном», «На крыльях времени», «Здравствуй, старый цирк», «Впервые в Москве», «Невский простор», «Бульвар нашего детства», «Сладкая..! Любовь», «Ярмарка чудес» и др. В 1994 с согласия Никулина в цирке начала работать Творческо-экспериментальная студия по подготовке новых номеров п/р В. Гнеушева. Цирковые программы стали пополняться молодыми способными артистами и оригинальными номерами.

Многогранность таланта позволила Юрию Никулину реализоваться и в других жанрах. В кино он с 1958. Снялся более чем в 40 фильмах, играя как ярко комедийные, так и драматические, и поистине трагические роли. Фильмы с его участием: «Девушка с гитарой» (1958), «Неподдающиеся» (1959), «Друг мой, Колька!» (1961), Самогонщики» (1961), «Пес Барбос и необычный кросс» (1961), «Без страха и упрека» (1963), «Деловые люди» (1963), «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» (1965), «Ко мне, Мухтар!» (1965), «Андрей Рублев» (1966), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967), «Бриллиантовая рука» (1968), «Двенадцать стульев» (1971), «Старики-разбойники» (1972), «Они сражались за родину», (1975), «Двадцать дней без войны» (1977).

В своих ролях Никулин нередко использовал цирковые приемы эксцентрики с мастерским выполнением трюковых номеров. За маской комического героя актер был склонен обнаруживать по-своему страдательную натуру, а несколько простоватая физиономия не исключала наличия у ее обладателя подлинных человеческих чувств и порой весьма драматических переживаний.

Был автором и ведущим популярной телепрограммы «Белый попугай» (телеканал РЕН ТВ). С 1992 возглавлял правление Московского фонда мира. В 1997 создал Благотворительный фонд «Цирк и милосердие» в помощь ветеранам и молодым артистам цирка.

Является автором нескольких сборников книг «Анекдоты от Никулина», а также автобиографической книги «Почти серьезно».

Лауреат Госпремии РСФСР (1970), премии КФ «Кинотавр» в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру» (1995). Награжден орденами Ленина (1980, 1990), Трудового Красного Знамени (1964), «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996), Отечественной войны II степени (1985), «Знак Почета», медалями «За оборону Ленинграда» (1942), «За отвагу» (1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За трудовую доблесть» (1958).

В 2000 в Москве рядом со зданием Московского цирка Никулина на Цветном бульваре открыт памятник актеру (скульптор А. Рукавишников, архитектор М. Посохин).

 

Литература:

 

1. Борзенко В. Бриллиантовая судьба // Отечество. — 2009. — № 12. — С. 6—9.

2. Дмитриев Ю. А. Знаменитые клоуны / Ю. А. Дмитриев. — Киев: Мистецтво, 1989. — 222 с., [21] л. ил.

3. Дмитриев Ю. А. Мой старый цирк, бульвар Цветной / Юрий Дмитриев. — Москва: Лазурь, 2000. — 239 с: ил., портр.

4. Куксо Л. Г. Неизвестный Никулин / Леонид Куксо. — Москва: Олимп: АСТ, 1999. — 459 с., [16] л. ил., портр.

5. Лайнер Л. Д. Веселая троица: Вицин, Моргунов, Никулин / Лев Лайнер. — Москва: Центрполиграф, 2000. — 317 с., [49] л. ил., портр., факс.

6. Любимый клоун. Полвека на манеже. Юрий Никулин: юбилейн. сб.: [к 75-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности / сост. и авт. коммент. Л. Куксо]. — Москва: Знание, 1997. — 190 с.: ил. — (Серия «Мир искусств»).

7. Никулин Ю. В. Почти серьезно... / Юрий Никулин. — Москва: Вагриус, 2006. — 570 с.: ил. — (Мой 20 век).

8. Юрий Никулин / [сост. Я. Б. Юферова, Т. М. Бондарук]. — Москва: Искусство, 2000. — 238 с.: ил., портр. — (Великие москвичи).

 

24 декабря — 115 лет со дня рождения Фадеева Александра Александровича (1901¾ 1956)

 

ФАДЕЕВ Александр Александрович (партийный псевдоним — БУЛЫГА) — писатель, критик, публицист, общественный деятель. Основатель и председатель СП СССР (1946—1954). Член ЦК КПСС (1939—1956). Депутат Верховного Совета СССР 2—4-го созывов (1946—1956) и Верховного Совета РСФСР 3-го созыва (1951—1955). Вице-президент Всемирного совета мира (1950).

Вырос в семье профессиональных революционеров. С 1908 жил на Дальнем Востоке. Во время учебы во Владивостокском коммерческом училище (1912—1918) сблизился с большевиками. Участник Гражданской войны 1918—1921 и подавления Кронштадтского мятежа, был дважды ранен. Учился в Московской горной академии (1921—1924). В 1924—1926 находился на партийной работе в Краснодаре и Ростове-на-Дону.

Печатался с 1923 (рассказ «Против течения», другое название — «Рождение Амгуньского полка»). В 1924 опубликовал повесть «Разлив». Широкую известность ему принес роман «Разгром» (1927) о партизанской войне на Дальнем Востоке. Критика 1920-х увидела в романе новаторскую попытку «изнутри» раскрыть человека революции, дать тонкий и точный анализ его психологии. Гражданской войне 1918—1921 посвящен и роман «Последний из Удэге» (ч. 1—4, 1929—1940, не закончен).

В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 был военным корреспондентом газеты «Правда» и «Совинформбюро». В это время он пишет ряд очерков, статей о героической борьбе народа, создает книгу «Ленинград в дни блокады» (1944). В 1943 в «Правде» была опубликована его статья «Бессмертие», на основе которой чуть позже был написан роман «Молодая гвардия». Роман рассказывает о героической борьбе Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной фашистами территории, многие члены которой геройски погибли. Впервые книга вышла в свет в 1945. Писатель был подвергнут резкой критике за то, что в романе недостаточно ярко выражена «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии и получил суровые критические замечания в газете «Правда». Во 2-ю редакцию, учтя критику, писатель включил сцены, показывающие связи комсомольцев со старшими подпольщиками-коммунистами. В 1951 вышла в свет вторая редакция романа «Молодая гвардия». Последний творческий замысел писателя — роман «Черная металлургия» — остался незавершенным. Писатель планировал создать фундаментальное произведение объемом 50—60 авторских листов. В итоге к посмертной публикации в «Огоньке» удалось из черновиков собрать 8 глав на 3 печатных листа. Литературно-критические выступления собраны в книге «За тридцать лет» (1957), показывающей эволюцию литературных взглядов писателя, внесшего большой вклад в развитие социалистической эстетики. Много лет А. Фадеев руководил писательскими организациями разного уровня: в 1926—1932 он один из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей; в 1939—1944 и 1954—1956 секретарь, в 1946—1954 генеральный секретарь и председатель правления СП СССР. Хрущевской оттепели не принял. В 1956 с трибуны XX съезда деятельность лидера советских литераторов была подвергнута жесткой критике М. Шолоховым. А. Фадеев был переведен из членов в кандидаты в члены ЦК КПСС, его прямо называли одним из виновников репрессий в среде советских писателей. В состоянии душевной депрессии покончил жизнь самоубийством.

Лауреат Госпремии СССР (1946) и Премии Ленинского комсомола (1970, посмертно) за роман «Молодая гвардия». Награжден орденами Ленина (1939, 1951) и Красного Знамени, а также медалями.

 

Литература:

 

1. Бузин Д. С. Александр Фадеев: тайны жизни и смерти / Дмитрий Бузин. — Москва: Алгоритм, 2008. — 301 с.: ил., портр. — (Властители дум).

2. Жуков И. И. Фадеев / Жуков Иван Иванович. — Москва: Молодая гвардия, 1989. — 333 с., [16] л. ил. — (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: сер. биогр.; вып. 703).

3. Киселева Л. Ф. Фадеев-художник в замыслах и претворении / Л. Ф. Киселева; Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — Москва: ИМЛИ РАН, 2001. — 246 с.

4. Колодный Л. Е. Поэты и вожди: док. очерки / Лев Колодный. — Москва: Голос, 1997. — 314 с. — (Тайны нашего времени).

5. «Молодая гвардия» (г. Краснодон) — художественный вымысел и историческая правда: сб. док. и материалов / [Гос. арх. служба Рос. Федерации [и др.]; сост.: Иоффе И. А., Петрова Н. К.]. — Москва: Вече, 2003. — 366 с., [4] л. портр.

6. Подов В. И. А. Фадеев и его роман «Молодая гвардия» / Владимир Подов. — Луганск: Свiтлиця, 2008. — 160 с.: ил., портр., факс.

7. Творчество и судьба Александра Фадеева: ст., эссе, воспоминания, арх. материалы, страницы летописи / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; [редкол.: В. Я. Саватеев (отв. ред.) и др.]. — Москва: ИМЛИ, 2004. — 408 с.: портр.

8. Александр Фадеев. Письма и документы из фондов Рос. гос. арх. лит. и искусства / [сост., вступ. ст. и коммент. Н. И. Дикушиной]. — Москва: Изд-во Лит. ин-та, 2001. — 359 с., [8] л. ил. — (Серия изданий Литературного института им. А. М. Горького).

9. Александр Фадеев в воспоминаниях современников / [сост., ст. и прим. Н. И. Дикушевой, Л. Ф. Киселевой]. — Москва: Сов. писатель, 2002. — 502 с., [4] л. ил., портр.

 

24 декабря — 70 лет со дня рождения Филатова Леонида Алексеевича (1946¾ 2003)

 

ФИЛАТОВ Леонид Алексеевич (1946—2003), актер, поэт, драматург, режиссер и телеведущий. Народный артист РФ (1995), заслуженный артист РСФСР (1987). Секретарь Союза кинематографистов СССР (1989).

В 1969 окончил Высшее театральное училище им. Б. В. Щукина (курс В. К. Львовой и Л. Н. Шихматова). С 1969 актер Московского театра на Таганке. В 1985—1987 играл на сцене Театра «Современник», затем вновь вернулся в Театр на Таганке. В 1993 вместе с Н. Губенко, Н. Сайко, Н. Шацкой и другими актерами создает творческое объединение «Содружество актеров Таганки».

Первая главная роль — Ведущий в спектакле «Что делать?» по Н. Г. Чернышевскому (1970). Играл в спектаклях: «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова (1977), «Вишневый сад» А. П. Чехова (1975), «Дом на набережной» Ю. В. Трифонова (1980), «Пристегните ремни» Г. Я. Бакланова (1975), «Пугачев», «Антимиры», «Товарищ, верь» (поэтическое представление, 1973). Исполнил роли: Горацио в «Гамлете» У. Шекспира, Кульчицкий в «Павших и живых» (поэтическое представление по современной поэзии), Федерциони в «Жизни Галилея» Б. Брехта.

Еще в 1970 начал сниматься в кино, дебютировав в картине «Город первой любви». Расцвет кинематографической карьеры Л. Филатова пришелся на 1980-е. Сыграл главные роли в фильмах: «Экипаж» (реж. А. Митта, 1980), «Женщины шутят всерьез» (реж. К. Ершов, 1981), «Грачи» (реж. К. Ершов, 1982), «Избранные» (реж. С. Соловьев, 1983), «Успех» (реж. К. Худяков, 1985), «Чичерин» (реж. А. Зархи, 1986), «Забытая мелодия для флейты» (реж. Э. Рязанов, 1987), «Город Зеро» (реж. К. Шахназаров, 1988).

В 1990 снял по своему сценарию и сыграл одну из ролей в фильме «Сукины дети», в котором была отражена драматическая история Театра на Таганке.

Еще с 1970-х стали известны песни В. Качана, написанные на стихи Л. Филатова. В 1996 вышел их совместный диск «Оранжевый кот».

Начиная с 1990, выходят в свет книги Л. Филатова: «Про Федота-стрельца удалого молодца», «Большая любовь Робина Гуда», «Любовь к трем апельсинам», «Лизистрата», «Театр Леонида Филатова», «Я — человек театральный» и многие другие. Является автором пьес («Пестрые люди», «Часы с кукушкой», «Художник из Шервудского леса») и автором песен к спектаклям («Театр Клары Газуль», «Мартин Иден», «Когда-то в Калифорнии», «Геркулес и Авгиевы конюшни»). Вместе с другими актерами Театра на Таганке был соавтором спектакля «Под кожей статуи Свободы».

С 1995 по 2003 Л. Филатов вел на телеканале ОРТ передачу «Чтобы помнили…», посвященную незаслуженно забытым, хотя и известным в прошлом артистам, ушедшим из жизни. Программа выпускалась телекомпанией РЕН ТВ.

Лауреат Госпремии РФ в области литературы и искусства и премии ТЭФИ Академии российского телевидения (обе —1996) за цикл телевизионных программ «Чтобы помнили…», премии МКФ в Карловых Варах за фильм «Чичерин» (1986), первой премии на ОРКФ «Кинотавр» в номинации «Кино для всех» (1991), премии «Триумф», годовой премии литературного журнала «Октябрь» за комедию «Лизистрата» (1998), Международной премии «Поэзия» в номинации «Русь поющая» (2000). В 2010 в честь Леонида Филатова назван Московский государственный театральный колледж в Митино.

 

Литература:

 

1. Воронецкая Т. В. Леонид Филатов / Татьяна Воронецкая. — Москва: Алгоритм: ЭКСМО, 2003. — 381 с., [8] л. ил.

2. Иванов-Таганский В. «...Тот, кто чувствует боль» // Наш современник. — 2006. — № 12. — С. 244—249.

3. Качан В. Улыбайтесь, сейчас вылетит птичка...: Свободное сочинение на свободную тему // Октябрь. — 2000. — № 4. — С. 65—122; № 5. — С. 87—128.

4. Раззаков Ф. И. Леонид Филатов: голгофа русского интеллигента: самая полная биография знаменитого поэта, актера и певца / Федор Раззаков. — Москва: Эксмо, 2006. — 508, [3] с., [8] л. ил., портр.

5. Смехов В. Б. Портрет на фоне голоса: Леонид Филатов / В. Смехов. — Москва: Киноцентр, 1991. — [63] с.

6. Филатов Л. А. Биография любви / Леонид Филатов, Нина Шацкая. — Москва: АСТ: Зебра Е, 2007. — 425, [5] с., [28] л. ил.

7. Филатов Л. А. Чтобы поняли: [беседа с актером и писателем Леонидом Алексеевичем Филатовым / вела В. Серикова] // Персона. — 2003. — № 6/7. — С. 82—87.

8. Филатов Л. А. «Я перестал злиться и начал грустить»: [неопубл. отрывки из монологов актера, режиссера, телеведущего Л. Филатова / записал Д. Быков] // Огонек. — 2003. — № 40. — С. 48—49.

 

27 декабря — 95 лет со дня рождения Колосова Сергея Николаевича (1921—2012)

 

КОЛОСОВ Сергей Николаевич — кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1988), народный артист РСФСР (1977), заслуженный деятель искусств РСФСР (1976), заслуженный деятель культуры Польши (1976).Член Союза кинематографистов СССР (1962), член ВТО (1952) (с 1991 — Союз театральных деятелей РФ). Член, учредитель, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России (2002), член Российской академии кинематографических искусств «Ника» (1984), член Академии российского телевидения (1996).

Родился в Москве. Участник Великой Отечественной войны 1941—1945. В 1952 окончил режиссерский факультет ГИТИСа им. А. В. Луначарского. В 1948—1951, параллельно с учебой в ГИТИСе, работал ассистентом режиссера в Центральном академическом театре Советской армии. Его дипломный спектакль «Наследники» по пьесе С. Л. Львова, поставленный в 1952, вошел в репертуар театра.

В 1952—1955 режиссер Театра сатиры. В 1952 осуществляет постановку своего дипломного спектакля в форме радиопостановки и создает на радио «Театр одноактной пьесы». В его постановке обретает жизнь одна из ранних пьес Л. Г. Зорина «Тулон», затем поставлена радиопьеса по повести С. Л. Львова «Полтора месяца в жизни Тамары». Особое место среди постановок на радио заняла одноактная пьеса «Северо-западнее Берлина» С. Ф. Гансовского.

В 1955 С. Н. Колосов начал работу на киностудии «Мосфильм», дебютировав в 1958 фильмом «Солдатское сердце». С 1965 художественный руководитель Творческого объединения «Телефильм» (ныне — киностудия «Телефильм» Киноконцерна «Мосфильм»).

Известность режиссеру принес телевизионный фильм «Вызываем огонь на себя» (1964). Это был один из первых отечественных многосерийных телевизионных фильмов, положивший начало новому жанру в отечественном кинематографе. Такие фильмы мастера, как «Помни имя свое» (1975), «Операция “Трест”» (4 серии, 1969), «Свеаборг» (2 серии, 1972), «Мать Мария» (1982, снят по собственному сценарию), «Раскол» (9 серий, 1993), «Дневник профессора Готье» (5 серий, 1995), раскрывают внутренний мир документальных героев, их психологию и характеры. В этих фильмах зритель встречается с объективной, непредвзятой оценкой крупных исторических и политических деятелей России. Режиссер стремится обогатить зрителя знанием истории страны, расширить его духовные горизонты. После выхода фильмов, невыдуманные персонажи этих экранных произведений — Е. Кузьмина-Караваева, Б. Вильде, Т. А. Волконская («Мать Мария») — были посмертно награждены орденами Отечественной войны, В. Стырне («Операция “Трест”») был посмертно реабилитирован, А. Морозовой («Вызываем огонь на себя») было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, а прототипам героев этого фильма поставлен памятник в поселке Сеща Брянской обл.

С. Колосов является также постановщиком фильмов: «Укрощение строптивой» (1961), «Кубинская новелла» (1962), «Душечка» (1966, снят по собственному сценарию), «Диалог» (1978), «Дороги Анны Фирлинг» (1984) и др.

На сцене Центрального академического театра Российской армии поставил спектакль «Странная миссис Сэвидж» по пьесе Д. Патрика.

Занимался также и преподавательской деятельностью. На Высших курсах режиссеров и сценаристов в 1968—1969 вел группу, специально ориентированную на подготовку режиссеров игрового телевизионного фильма. В конце 1970-х преподавал на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра телевидения и радиовещания). В 1979—1993 был художественным руководителем (совместно с Л. И. Касаткиной) творческой мастерской актерского факультета ГИТИСа им. А. В. Луначарского (с 1991 — РАТИ-ГИТИС).

Помимо режиссерской и педагогической деятельности многие годы занимался общественно-просветительской работой. Был членом правления киностудии «Мосфильм» (1988), организатором и председателем Всесоюзной комиссии телевидения Союза кинематографистов СССР, организатором Всесоюзных фестивалей телевизионных фильмов.

Автор книги «Документальность легенды» (1977), а также статей на театральные темы, создал цикл телепередач «Российский телевизионный кинематограф».

Лауреат Премии Ленинского комсомола (1968), Госпремии РСФСР (1977), Национальной телевизионной премии ТЭФИ «за личный вклад в развитие отечественного телевидения» (1996). Обладатель главных премий I и III Всесоюзных фестивалей телевизионных фильмов (1966, 1968), главной премии ВКФ в Кишиневе в 1975 (за картину «Помни имя свое»). Награжден орденами Отечественной войны I степени (1945), «Знак Почета» (1971), Трудового Красного Знамени (1986), «За заслуги перед Отечеством» III (1996) и II (2007) степени. Отмечен благодарностью (2002) и Почетной грамотой (2011) Президента РФ.

 

Литература:

 

1. Вартанов А. С. Кинорежиссер Сергей Колосов / А. Вартанов. — Москва: Всесоюз. бюро пропаганды киноискусства, 1985. — 144 с.: ил.

2. Вартанов А. С. Это сладкое слово «менеджмент» // Журналист. — 2005. — № 9. — С. 44—45.

3. Касаткина Л. И. Судьба на двоих: воспоминания в диалогах / Людмила Касаткина, Сергей Колосов. — Москва: Молодая гвардия, 2005. — 366 с., [24] л. ил.

4. Колосов С. Я начал делать телевидение до того, как купил телевизор // Трибуна. — 1999. — 2 июля. — С. 4.

5. Машкова А. Судьба почти как у разведчиков // Культура. — 2006. — 28 дек.

6. Рамм В. Сериал с выдержкой // Известия. — 2010. — 17 февр. — О многосерийном фильме «Вызываем огонь на себя».

7. Соколов В. И. Девятнадцать портретов в интерьере двадцатого века: [очерки] / В. И. Соколов. — Москва: [б. и.], 1999. — 197 с.: ил., портр.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.