Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Декабря — 115 лет со дня рождения Симонова Николая Константиновича






(1901¾ 1973)

 

СИМОНОВ Николай Константинович — актер театра и кино. Народный артист СССР (1950), народный артист РСФСР (1939). Герой Соц. Труда (1971).

В 1918 поступил на вечернее отделение Самарской художественно-промышленной школы, в 1921 — на факультет живописи Государственных свободных художественных мастерских в Петрограде (учился у О. Э. Браза, А. А. Рылова, К. С. Петрова-Водкина). Несмотря на успехи в живописи, предпочел театр, о котором мечтал со школьных лет. В 1922 поступил в Петроградский институт сценических искусств (сразу на второй курс Л. С. Вивьена). По окончании вуза в 1924 был приглашен в труппу Ленинградского государственного академического театра драмы (с 1937 — им. А. С. Пушкина). В 1931—1933 был актером и руководителем (1932—1933) труппы Куйбышевского театра драмы им. М. Горького. В 1933 вернулся в Ленинградский театр драмы. Создал яркие образы передовых советских людей, отмеченные большой нравственной силой, идейной убежденностью, духом воинствующего гуманизма: Мехоношев («Конец Криворыльска» Б. С. Ромашова), Вершинин («Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова), Семен («Ярость» Е. Г. Яновского), Берест («Платон Кречет» А. Е. Корнейчука), генерал Муравьев («Победители» Б. Ф. Чирскова), Хлебников («Персональное дело» А. П. Штейна).

Важное место в творчестве актера занимали роли классического репертуара: Протасов («Живой труп» Л. Н. Толстого), Сатин («На дне» А. М. Горького), Сальери («Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина), Лаврецкий («Дворянское гнездо» И. С. Тургенева), Астров («Дядя Ваня» А. П. Чехова), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Г. Гауптмана).

В кино с 1924. Лучшие роли: Артем («Каин и Артем», 1929), Жихарев («Чапаев», 1934), Петр I («Петр Первый», 1937—1939), Чуйков («Сталинградская битва», 1949), кардинал Монтанелли («Овод», 1955), профессор Сальватор («Человек-амфибия», 1962), Берлах («Последнее дело комиссара Берлаха», 1972).

Лауреат Госпремии СССР (1941, 1947, 1950), Госпремии РСФСР (1973). Награжден орденом Ленина (1938, 1967, 1971), а также медалями.

 

Литература:

 

1. Астафьев В. П. Последний трагик России // Студенческий меридиан. — 1994. — № 3. — C. 22—23.

2. Кривцов А. Мир ловил его, но... // Смена. — 1998. — № 3. — C. 104—115: ил., портр.

3. Любомудров М. Н. Н. Симонов; Ю. Завадский / М. Любомудров. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Молодая гвардия, 1988. — 398 с., [24] л. ил. — (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: сер. биогр.; вып. 5 (644)).

4. Любомудров М. Н. Николай Симонов в Петрограде-Ленинграде / М. Н. Любомудров. — Ленинград: Лениздат, 1988. — 269, [3] с., [16] л. ил. — (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге-Петрограде-Ленинграде).

5. От Распутина до Путина: Петербург: хождение во власть: 50 петербуржцев XX столетия: [сб. очерков / Аналит. еженедельник «Дело»]. — Санкт-Петербург: Дело: Лидер, 2003. — 489 с.

6. Николай Константинович Симонов: актер, художник, человек / [Благотвор. фонд Н. К. Симонова и др.]; сост.: Л. С. Данилова, Т. Д. Исмагулова]. — Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. картограф. фабрики ВСЕГЕИ, 1998. — 183 c., [8] л. цв. ил., портр.

7. Смирнов-Несвицкий Ю. А. Всечеловек // Театральная жизнь. — 2006. — № 3. — C. 42—43: ил.

8. Шевелев Э. Великий артист // Аврора. — 2002. — № 1. — C. 178—181.

 

5 декабря — 75 лет назад началось контрнаступление советских войск под Москвой (1941)

 

Для Советского Союза начало декабря 1941 было очень тяжелым временем. Производство промышленной продукции, в т. ч. военной, упало до самого низкого уровня, снабжение войск и населения крайне осложнилось. Огромные трудности переживал транспорт, на который легла задача эвакуировать население, оборудование фабрик и заводов, колхозное имущество из западных и центральных областей на восток и одновременно обеспечить огромный поток срочных воинских перевозок из глубинных районов страны на фронт. Противник все еще имел под Москвой численное превосходство, но оно уже не было подавляющим.

Для перехода в контрнаступление нужно было выбрать момент, когда наступательные возможности противника уже иссякнут, но он еще не успеет закрепиться в обороне. Определение этого момента, а также направлений решающих ударов потребовало от Ставки и командования фронтов большого искусства, точного расчета, смелых решений. Переход от обороны к контрнаступлению было решено осуществить без оперативной паузы, вырвать у врага инициативу, навязать ему свою волю.

В основу директивы Ставки лег план контрнаступления, представленный командованием Западного фронта. Он предусматривал для войск последнего задачу внезапными охватывающими ударами разбить угрожавшие столице 3-ю и 4-ю танковые группы в районе Клин — Солнечногорск — Истра и 2-ю танковую армию в районе Тула — Кашира и затем охватить и разгромить 4-ю полевую армию, наступавшую на Москву с запада. Этот план учитывал, что войска группы армий «Центр» растянуты на тысячекилометровом фронте, в частности, полоса наступления 3-й и 4-й танковых групп составляла 250 км, 2-й танковой армии — 300 км. Причем эти ударные группировки, наступая, оказывались в оперативно опасном положении, позволившем советским войскам охватить их фланги. Единое планирование и руководство Ставки обеспечивало оперативно-стратегическое взаимодействие Западного, Калининского и Юго-Западного фронтов, которым предстояло сокрушить основную на советско-германском фронте силу врага — группу армий «Центр» — и обезопасить советскую столицу от нового наступления на нее. В то же время контрнаступление советских войск под Ростовом и Тихвином лишало гитлеровское командование возможности перебрасывать оттуда свои войска к Москве. В тылу противника усиливали боевую деятельность партизаны, и так как охранных дивизий для борьбы с ними у врага не хватало, он был вынужден снимать для этого войска с фронта.

5 декабря войска Калининского фронта под командованием генерал-полковника И. С. Конева, 6 декабря — Западного фронта под командованием генерала армии Г. К. Жукова и правого крыла Юго-Западного фронта под командованием маршала С. К. Тимошенко перешли в контрнаступление. В ходе советского контрнаступления под Москвой были проведены Калининская, Клинско-Солнечногорская, Нарофоминско-Боровская, Елецкая, Тульская, Калужская и Белевско-Козельская наступательные операции. Боевые действия сразу же приняли ожесточенный характер. Сильные удары войск Красной армии по фланговым группировкам группы армий «Центр», предназначенным для окружения Москвы, заставили немецко-фашистское командование принять меры по спасению своих войск от разгрома.

8 декабря Гитлер подписал директиву о переходе к обороне на всем советско-германском фронте. Группа армий «Центр» получила задачу любой ценой удерживать важные в стратегическом отношении районы.

В ходе наступательной операции 9 декабря советские войска освободили Рогачево, Венев, Елец, 11 декабря — Сталиногорск, 12 декабря — Солнечногорск, 13 декабря — Ефремов, 15 декабря — Клин, 16 декабря — Калинин, 20 декабря — Волоколамск. 25 декабря советские войска на широком фронте вышли к Оке. 28 декабря был освобожден Козельск, 30 декабря — Калуга, в начале января 1942 — Мещовск и Мосальск. К началу января 1942 войска правого крыла Западного фронта вышли на рубеж рек Лама и Руза. К этому же времени войска Калининского фронта вышли на рубеж Павликово — Старица. Войска центра Западного фронта 26 декабря освободили Наро-Фоминск, 2 января — Малоярославец, 4 января — Боровск. Успешно развивалось контрнаступление на левом крыле Западного фронта и в полосе Брянского фронта, который был воссоздан в декабре 1941. Войска Брянского фронта во взаимодействии с войсками левого крыла Западного фронта к началу января 1942 достигли рубежа Белев, Мценск, Верховье. Это создавало благоприятные условия для окружения группы армий «Центр».

Приказ Гитлера о приостановке отступления, переданный командованию группы армий 16 декабря, запрещал отход крупных соединений сухопутной армии на больших пространствах. Группе армий ставилась задача, стянув все резервы, ликвидировать прорывы и удерживать линию обороны.

В результате отступления от Москвы произошли изменения в немецком командовании — 19 декабря был отстранен от должности главнокомандующий сухопутными войсками генерал-фельдмаршал В. фон Браухич, командование армией принял на себя лично Гитлер. В тот же день генерал-фельдмаршал Ф. фон Бок был смещен с поста командующего группой армий «Центр», на его место был назначен ранее командовавший 4-й армией генерал-фельдмаршал Г. фон Клюге. Командующим немецкой 4-й армией был назначен генерал горных войск Л. Кюблер. 25 декабря командующий 2-й танковой армией Г. Гудериан был смещен со своего поста и отчислен в резерв. Войска 2-й танковой армии и 2-й полевой армии были объединены в армейскую группу генерала танковых войск Р. Шмидта.

Ржевско-Вяземская операция проводилась с 8 января по 20 апреля 1942, являясь составной частью стратегического наступления советских войск зимой 1941—1942. Имела целью завершить разгром немецкой группы армий «Центр». Несмотря на незавершенность, операция имела большое значение в ходе общего наступления Красной армии. Советские войска отбросили противника на западном направлении на 80—250 км, завершили освобождение Московской и Тульской областей, освободили многие районы Калининской и Смоленской областей.

Главным результатом предпринятого Красной армией в декабре 1941 контрнаступления является ликвидация непосредственной угрозы столице СССР — Москве. Помимо политического значения Москва являлась крупнейшим узлом всех видов коммуникаций, потеря которого могла отрицательно сказаться на ведении боевых действий и работе промышленности. Важным последствием советского контрнаступления стало временное лишение немецкого командования эффективных инструментов ведения войны — моторизованных корпусов. Продвижение советских войск привело к значительным потерям техники и снижению ударных возможностей немецких войск. На полях Подмосковья было нанесено первое крупное поражение немецкой армии во Второй мировой войне 1939—1945, развеян миф о ее непобедимости. Советское командование расценило итоги контрнаступления таким образом, что Красная армия вырвала у врага инициативу и создала условия для перехода в общее наступление.

Битва за Москву является одной из самых крупных битв за время войны по количеству участвовавших войск и по понесенным потерям.

В ходе сражения немецкие войска потерпели ощутимое поражение. В то же время противник сумел сохранить фронт и Ржевско-Вяземский плацдарм. Советским войскам не удалось разгромить группу армий «Центр». Таким образом, решение вопроса об обладании стратегической инициативой было отложено до летней кампании 1942.

 

Литература:

 

1. Безыменский Л. Битва за Москву: провал операции «Тайфун» / Лев Безыменский. — Москва: Яуза: Эксмо, 2007. — 382 с., [4] л. фот. — (Сражения Великой Отечественной войны).

2. Былинин С. Битва за Москву / С. Былинин. — Москва: Экспринт, 2004. — 47 с.: ил., карты.

3. Вебер О. Н. Битва за Москву: лит.-муз. композиция // Литература в школе. — 2008. —№ 4. — С. 41—43.

4. Жук Ю. А. Неизвестные страницы битвы за Москву: Московская битва: факты и мифы / Ю. А. Жук. — Москва: АСТ [и др.], 2008. — 731 с., [28] л. ил. — (Неизвестные войны).

5. Московская битва в хронике фактов и событий / Ком. по культуре Правительства Москвы, Гос. музей обороны Москвы; [В. П. Филатов (рук.) и др.]. — Москва: Военное изд-во, 2004. — 503 с., [32] л. ил., портр.

6. Невзоров Б. И. Московская битва 1941—1942: военно-исторический очерк / Б. И. Невзоров. — Москва: Патриот, 2006. — 333 с.

7. Шапошников Б. Битва за Москву: решающее сражение Великой Отечественной / Борис Шапошников. — Москва: Яуза: ЭКСМО, 2009. — 636 с., [12] л. карт., табл.

 

5 декабря — 70 лет назад Центральной городской публичной библиотеке г. Москвы присвоено имя Н. А. Некрасова в связи с празднованием 125-й годовщины со дня рождения поэта (1946)

 

Московская центральная библиотека (ныне — ГБУК г. Москвы «Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова») была основана в январе 1919 на фондах частных коллекций. Ее организатором и первым директором стал известный советский библиотековед, человек энциклопедических знаний А. А. Покровский. Идею создания библиотеки, которая стала бы организующим и руководящим центром для библиотек Москвы, он вынашивал в течение многих лет. Первоначально библиотека располагалась на Новой Басманной ул. в обширных апартаментах бывшего юриста Рабиновича. В октябре 1925 ее перевели в здание на Арбате (ныне — ресторан «Прага»), где ранее располагалась Центральная справочная библиотека. Две библиотеки объединили в одну ― Московскую губернскую центральную библиотеку. В этом здании библиотека находилась вплоть до 1955.

В 1931 после реорганизации Московской губернии в Московскую область (1929) в 1931 произошло разделение Московской губернской центральной библиотеки на Центральную городскую публичную библиотеку (ЦГПБ) и Московскую областную библиотеку.

Все последующие годы, вплоть до середины 1941, характеризуются непрерывным ростом количества читателей, а также книжного фонда. К 1941 книжный фонд библиотеки составил 193 599 экземпляров, количество читателей — 43 899 человек.

В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 библиотека вела большую работу среди фронтовиков. Сотни бандеролей с библиотечными книгами уходили на адреса полевых почт.

Большим событием в жизни Центральной городской публичной библиотеки явилось правительственное решение о присвоении ей имени великого поэта-демократа Н. А. Некрасова (постановление СМ СССР № 2610 от 5 декабря 1946 «О мероприятиях по увековечиванию памяти Н. А. Некрасова в связи со 125-летием со дня рождения»).

В 1955 библиотека переезжает в здание, известное в Москве как усадьба А. С. Салтыковой — памятник архитектуры XVIII в., расположенный на пересечении двух старинных московских улиц — Сытинского переулка и Большой Бронной ул. Этот особняк — одно из немногих строений Москвы, сохранившееся после пожара 1812.

За высокие показатели в работе библиотека неоднократно награждалась грамотами Министерства культуры, Моссовета, Союза обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, Президиума профессиональных союзов и другими официальными организациями.

В конце 2002 постановлением Правительства Москвы «Дом Салтыковой на Бронной», который к этому времени находился в аварийном состоянии, был переведен на реконструкцию и полное восстановление усадьбы с временным отделением библиотечных служб в другое помещение. Этим помещением стало просторное и уютное 5-этажное здание на Бауманской ул. в районе Немецкой слободы вблизи станции метро «Бауманская». Обретя новый дом, библиотека получила очередной импульс для развития современных и перспективных направлений деятельности.

По масштабам своей деятельности ЦУНБ им. Н. А. Некрасова относится к крупнейшим библиотекам Российской Федерации и является общедоступным культурно-просветительным и научно-информационным учреждением с многоотраслевым фондом и справочно-библиографическим аппаратом универсальной тематики, организатором интеллектуального досуга и духовного общения читателей, научно-методическим центром для государственных массовых библиотек столицы.

В настоящее время фонд библиотеки насчитывает свыше 2 млн экземпляров более чем на 100 языках народов мира. 75 тыс. читателей обслуживаются в 26 структурных подразделениях, среди которых отделы межрегиональных и общественных связей, национальных литератур России и зарубежных стран и др.

 

Литература:

 

1. Библиотеки Москвы в зеркале цифр: справочник / Центр. универс. науч. б-ка им. Н. А. Некрасова; сост. Н. А. Масалкова, Н. В. Самохина, М. Е. Симутина, Н. В. Чураева. — Москва: ЦУНБ им. Н. А. Некрасова, 2009. — 88 с.

2. Кириллу и Мефодию здесь бы понравилось: фоторепортаж // Литературная газета. — 2007. — 19—25 дек. (№ 51). — С. 1. — Фоторепортаж и краткая информация о современном состоянии ЦУНБ им. Н. А. Некрасова.

3. Мархлевский М. Чем красна «Некрасовка» // Тверская, 13. — 2008. — 25 окт. — С. 12—13.

4. Песков О. В. А. А. Покровский и его библиотека. История создания Центральной городской публичной библиотеки им. Н. А. Некрасова / О. В. Песков. — Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 120 с.

5. Просекова С. Н. Центральная городская публичная библиотека им. Н. А. Некрасова // Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка; [гл. ред. Ю. А. Гриханов]. — Москва, 2007. — С. 1130—1132.

6. СССР. Совет Министров. О мероприятиях по увековечению памяти Н. А. Некрасова в связи с 125-летием со дня его рождения: [в том числе — присвоение Московской ЦГПБ имени писателя Н. А. Некрасова] // Известия. — 1946. — 7 дек. — С. 1.

7. Центральная городская публичная библиотека имени Н. А. Некрасова, 1919—2001: Вчера, сегодня, завтра…: [55 лет со дня присвоения ЦГПБ имени Н. А. Некрасова] // Вестник библиотек Москвы. — 2001. — Спец. вып.

 

5 декабря — 155 лет со дня рождения Коровина Константина Алексеевича (1861¾ 1939)

 

КОРОВИН Константин Алексеевич (1861—1939) — живописец, театральный художник, педагог и писатель. Член объединения «Мир искусства» и Союза русских художников.

Родился в Москве, на Рогожской ул., в семье купцов-старообрядцев. В 1875 поступил на архитектурное отделение МУЖВЗ. К этому времени семья разорилась. «Мне пришлось сильно нуждаться, — вспоминал К. Коровин о годах учебы, — уже пятнадцати лет я давал уроки рисования и зарабатывал свой хлеб». В 1877, представив написанные во время каникул пейзажи, он переходит на отделение живописи в класс А. К. Саврасова, который уделял большое внимание этюдам с натуры и учил своих воспитанников видеть красоту русской природы. С 1882 его преподавателем становится В. Д. Поленов, который придавал серьезное значение вопросам художественной формы. Известность молодому художнику принес «Портрет хористки» (1883), написанный на пленэре, который не нашел одобрения у официального руководства училища: портрет был снят с выставки Московского общества любителей художеств, но уже в 1888 там же его пейзажные работы были отмечены премией. В 1886 окончил училище со званием неклассного художника.

В. Д. Поленов познакомил Коровина с Абрамцевским кружком, объединившим ряд деятелей русской культуры вокруг известного московского мецената С. И. Мамонтова. В кружок входили братья А. М. и В. М. Васнецовы, И. Е. Репин, В. Д. и Е. Д. Поленовы, М. М. Антокольский, И. С. Остроухов и др. Характерное для Абрамцевского кружка увлечение русскими темами представлено в творчестве художника картиной «Северная идиллия» (1886). Здесь же началась его деятельность как театрального декоратора. Для Московской частной русской оперы в 1885 была оформлена «Аида» Дж. Верди, а в следующем сезоне — «Лакме» Л. Делиба, «Кармен» Ж. Бизе и «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, где он делал костюмы и декорации специально «под Шаляпина».

Большую роль в дальнейшем творчестве художника сыграли поездки на Север. Во время путешествия 1888 его пленили виды суровых северных побережий, так появились картины «Берега Норвегии» и «Северное море». Вторая поездка вместе с В. А. Серовым на Север в 1894 была связана с постройкой Северной железной дороги. Красоту северных мест художник запечатлел в большом количестве пейзажей: «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенеге», «Гаммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег» и др. В этих произведениях заметно стремление к картине-этюду, характерное для творчества художника в 1890-е.

По материалам поездки Коровин оформляет павильон Северной железной дороги, построенный по его проекту на Всероссийской выставке 1896 в Нижнем Новгороде. На огромных панно художник создал широкие, обобщенные образы природы и жизни Севера. В 1900 он был назначен руководителем художественного оформления русских павильонов на Всемирной выставке в Париже, написал несколько больших декоративных панно.

С начала XX в. все больше внимания Коровин уделяет театру. Переход из Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова в Мариинский театр в Санкт-Петербурге способствовал претворению замыслов художника в более широких масштабах. Его оформление спектаклей произвело переворот в театрально-декорационном искусстве. Вместо традиционного убранства сцены, определявшего лишь место действия, он создает «декорации настроения», которые передают общий эмоциональный настрой спектакля. Особенно увлекали мастера оперы и балеты на сказочные и исторические темы. Им созданы декорации к спектаклям: «Руслан и Людмила» (1901) и «Жизнь за царя» (1904) М. И. Глинки, «Князь Игорь» А. П. Бородина; к операм Н. А. Римского-Корсакова: «Садко» (1906), «Сказание о невидимом граде Китеже» (1907), «Золотой петушок» (1909), «Снегурочка» (1911), «Сказка о царе Салтане» (1913).

В конце 1890-х живописец связал свою судьбу с обществом «Мир искусства». На первую из устроенных С. П. Дягилевым экспозиций отечественного искусства на выставке русских и финских художников в 1898 он был приглашен наряду с В. А. Серовым, М. А. Врубелем, И. И. Левитаном и М. В. Нестеровым. Было показано девятнадцать картин и акварелей 1880—1890-х. Коровин убедил С. И. Мамонтова дать субсидию для издания журнала «Мир искусства», который весь первый год выходил в коровинской обложке, победившей в конкурсе среди десяти эскизов. Им же оформлялись и выставки общества «Мир искусства». Именно в журнале «Мир искусства» (1899, № 21—22) были помещены первый очерк о художнике и подборка репродукций (картины «У балкона. Испанки Леонора и Ампара», «Зимой», «Гаммерфест. Северное сияние», панно для Нижегородской и Парижской выставок, проекты выставочных зданий).

В 1900 Третьяковская галерея приобрела пейзаж «Зимой». Парижские панно правительство поместило в Русский музей императора Александра III в Санкт-Петербурге. Имя К. Коровина заняло достойное место в книге А. Н. Бенуа «История русской живописи в XIX веке», вышедшей в 1902.

В 1899 К. Коровин начал педагогическую деятельность в Школе Е. Н. Званцевой, в 1901—1919 преподавал в МУЖВЗ, в 1905 стал академиком (по рекомендации В. Д. Поленова и А. М. Васнецова). Его учениками были А. М. Герасимов, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, П. В. Кузнецов, И. И. Машков, Л. В. Туржанский, К. Ф. Юон. Во время Первой мировой войны 1914—1918 он был консультантом по маскировке в штабе одной из русских армий.

Художник — мастер этюдной живописи. Благодаря К. Коровину «этюдность» стала одной из характернейших черт русского импрессионизма. Он разрабатывал эту манеру письма на протяжении всей жизни. Завораживает легкость и артистизм «крымских» и «французских» этюдов: «Парижское кафе» (1890-е), «Кафе в Ялте» (1905), «Улица в Виши» (1906), «На юге Франции» (1908), «На берегу моря в Крыму» (1909), «Пристань в Гурзуфе» (1914), «Рыбачья бухта. Севастополь» (1916). Известны также и портреты мастера, их можно включить в число лучших произведений русской портретной живописи. Это портреты итальянского певца Анджело Мазини (начало 1890-х), Николая Дмитриевича Чичагова (1902) и Федора Ивановича Шаляпина (1911).

После Февральской революции 1917 Коровин был назначен товарищем председателя Союза пластических искусств, потом председателем и представителем художников при комиссаре бывшего императорского двора. Все эти административные, малопонятные должности вновь создававшихся и быстро распадавшихся объединений совсем не подходили свободному художнику, он тяготился и скоро оставил их.

Художник продолжает работать в театре, оформляет ряд постановок: «Валькирия» и «Зигфрид» Р. Вагнера, балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1918—1920).

В 1921 и 1922 в Москве состоялись первые персональные выставки К. Коровина. В условиях обострившейся борьбы течений, споров о новом, советском искусстве, они не имели должного резонанса. Еще перед революцией усилились никогда не прекращавшиеся нападки на мастера в печати.

В 1923 он выехал для устройства выставки и лечения сына в Париж, где остался на постоянное жительство.

Коровин продолжал писать картины, выполнял отдельные заказы для театров Европы и Америки. В Берлине (1923) и позже в Париже им было устроено несколько персональных экспозиций, он участвовал в групповых выставках русских художников. В частности, он оформляет балет «Дон Кихот» для гастролей Анны Павловой в лондонском Ковент-Гардене, оперу «Золотой петушок» для театра в Турине, «Севильского цирюльника» для гастролей Ф. И. Шаляпина в Англии и США, «Снегурочку» и «Князя Игоря» для Русской оперы в Париже.

Высоко ценимый в кругу знакомых как рассказчик, Коровин пробует себя и утверждается в роли мемуариста. В русских газетах Парижа в течение десятилетия печатались его очерки-воспоминания о России, о ее природе и людях, об учителях и друзьях.

Художник скончался в Париже в сентябре 1939 и был погребен на Бийанкурском кладбище. В марте 1950 на средства, собранные русскими парижанами, останки К. Коровина и его жены перенесены на православное кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.

Награжден французским орденом Почетного легиона. Произведения художника экспонируются во многих городах Европы.

 

Литература:

 

1. Владимиров Н. В. Север Константина Коровина // Московский журнал. — 2000. — № 5. — С. 60—63. — Библиогр.: 16 назв.

2. Воякина С. Певец красоты и радости жизни: к 145-летию со дня рождения // Библиополе. — 2006. — № 10. — С. 74—79; № 11. — С. 75—80.

3. Домитеева В. М. Константин Коровин / В. Домитеева. — Москва: Терра-Книжный клуб, 2007. — 350 с., [12] л. цв. ил., портр. — (Мастера: жизнеописания великих мастеров кисти, ваяния, зодчества, театра и музыки).

4. Коровин / [авт. текста и сост. Е. В. Громова]. — Москва: ОЛМА медиа групп, 2009. — 127 с.: цв. ил., портр. — (Галерея гениев).

5. Опимах И. «Русский на чужой стороне» // Смена. — 2009. — № 8. — С. 80—83.

6. Рощин Н. Я. Из «Парижского дневника»: воспоминания о художнике Константине Алексеевиче Коровине, 1861—1939 // Московский журнал. — 2009. — № 2/3. — С. 32—41: ил.

7. Хронология жизни Константина Коровина // Изобразительное искусство в школе. — 2008. — № 5. — С. 38—41.

8. Чугунов Г. Особенности творческой жизни русских эмигрантов: некоторые наблюдения // Нева. — 2005. — № 8. — С. 223—228.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.