Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П/р Е. Б. Вахтангова (с 1926 — Государственный академический театр






им. Евг. Вахтангова) (1921)

 

История Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова началась в конце 1913, когда группа московских студентов организовала Студенческую драматическую студию п/р Е. Б. Вахтангова. Осенью 1914 студия обосновалась в Мансуровском переулке на Остоженке (тогда ее стали называть «Мансуровской»), с 1917 получила название «Московская драматическая студия Е. Б. Вахтангова». Сюда пришли молодые актеры — Б. В. Щукин, Ц. Л. Мансурова, Р. Н. Симонов, А. И. Ремизова, Е. Г. Алексеева. В сентябре 1920 Студия Вахтангова влилась в семью Московского Художественного театра под названием 3-я студия МХТ. 13 ноября 1921 открылся постоянный театр 3-й студии МХТ на Арбате (д. 26). В честь открытия давали «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, этот день и стали считать днем рождения театра (с 1926 — Театр им. Евг. Вахтангова).

В 1922 Вахтангов поставил «Принцессу Турандот» К. Гоцци. Изящная форма, динамика, карнавальная стихия, живая импровизация определили успех спектакля, ставшего визитной карточкой театра. В художественных традициях, заложенных Вахтанговым, — яркая зрелищность, включающая приемы гротеска, отточенность внешней формы, психологическая наполненность действия.

После смерти Вахтангова управление театром в 1922—1939 осуществлял коллектив, куда входили ученики и последователи режиссера. Среди постановок: «Виринея» по Л. Н. Сейфуллиной, «Заговор чувств» Ю. К. Олеши, «Аристократы» Н. Ф. Погодина, «Егор Булычев и другие» А. М. Горького, «Много шума из ничего» У. Шекспира. В 1939 главным режиссером театра стал Р. Н. Симонов, в военные годы поставивший спектакли: «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Русские люди» К. М. Симонова, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. В 1956 театр получил статус академического. В 1950—1970-х успех театру принесли спектакли: «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо, «Идиот» по Ф. М. Достоевскому, «Иркутская история» А. Н. Арбузова, «Антоний и Клеопатра» и «Ричард III» У. Шекспира.

В 1968—1987 главным режиссером театра был Е. Р. Симонов. В 1987 художественным руководителем театра был назначен М. А. Ульянов (1927—2007).

Среди постановок 1980—1990-х: «Зойкина квартира» М. А. Булгакова, «Без вины виноватые» А. Н. Островского, «Милый лжец» Дж. Килти, «Пиковая дама» по А. С. Пушкину, «Амфитрион» Ж.-Б. Мольера, «Отелло» У. Шекспира, «Земля обетованная» С. Моэма.

В разные годы здесь работали режиссеры: Р. Стуруа, Р. Г. Виктюк, П. Н. Фоменко и др. Большой вклад в развитие искусства театра внесли: А. Д. Попов, А. Д. Дикий, Н. П. Охлопков, М. Ф. Астангов, Н. О. Гриценко, А. Л. Абрикосов, Ю. К. Борисова, И. П. Купченко, В. С. Лановой, С. В. Маковецкий, Л. В. Максакова, В. А. Этуш, В. А. Шалевич, Ю. В. Яковлев.

При театре работает Театральный институт им. Б. Щукина (в 1945—2002 — Высшее театральное училище им. Б. В. Щукина). С 1931 существует Музей театра.

С 2007 театр возглавляет Римас Туминас. Среди последних работ режиссера — спектакль «Дядя Ваня» А. П. Чехова (2009), «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя (2009), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (2010), «Маскарад» (2010), «Ветер шумит в тополях» (2011), «Пристань» (2011), «Евгений Онегин» (2013), «Улыбнись нам, Господи» (2014).

В 2012 Римас Туминас основал Первую студию Вахтанговского театра. В ее работе принимают участие студенты различных театральных вузов. Спектакли играют в бывшем общежитии, где оборудована сцена с небольшим количеством зрительских мест. Студия стала звеном между вузом, малой и большой сценами Вахтанговского театра.

 

 

Литература:

 

1. Атаров Ю. Действующие лица: из воспоминаний актера // Дон. — 1998. — № 8. — С. 247—252.

2. Вахтанговцы. Лица: к юбилею Театра им. Е. Вахтангова, 1921—2001 / [сост.: И. Л. Сергеева и Р. Р. Литвин]. — Москва: [б. и.], 2001 — 155, [7] с.: ил., портр.

3. Владимиров К. Дому Турандот стукнуло 80 лет // Московский комсомолец. — 2001. — 13 нояб. — С. 3.

4. Годер Д. Вот мы начинаем... // Экран и сцена. — 1996. — Нояб. (№ 44). — С. 10—11.

5. Дубровская А. Л. Методика и технология работы над сценическим образом в вахтанговской театральной школе / А. Л. Дубровская. — М.: Граница, 2009. — 35 с.

6. Иванов О. К. Вахтангов и вахтанговцы / О. Иванов, К. Кривицкий. — Москва: Моск. рабочий, 1984. — 155 с.

7. Смирнов-Несвицкий Ю. А. Вахтангов / Ю. Смирнов-Несвицкий. — Ленинград: Искусство, 1987. — 248 с., [17] л. ил. — (Жизнь в искусстве).

8. Театр имени Евг. Вахтангова / [ред.-сост. Б. М. Поюровский]. — Москва: Центрполиграф, 2001. — 395 с., [64] л. ил., портр. — (Звезды московской сцены).

9. Филатова Н. А. Евгений Вахтангов. Опыты театральной педагогики / Н. Филатова. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. — 120 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.