Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Октября — 90 лет со дня рождения Вишневской Галины Павловны






(1926¾ 2012)

ВИШНЕВСКАЯ (ИВАНОВА) Галина Павловна — оперная певица (лирико-драматическое сопрано). Народная артистка СССР (1966), народная артистка РСФСР (1961), заслуженная артистка РСФСР (1955). Почетный профессор Московской консерватории и МГУ им. М. В. Ломоносова (2007), почетный доктор ряда зарубежных университетов.

Родилась в Ленинграде, но почти все детство провела в Кронштадте. Перенесла Ленинградскую блокаду, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО.

Имея от природы поставленный голос, в 1944 поступила в хор Ленинградского областного театра оперетты, затем стала исполнять сольные партии. В 1951—1952, уйдя из Театра оперетты, Вишневская брала уроки пения у В. Н. Гариной, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями на эстраде. В 1952 приняла участие в конкурсном отборе в стажерскую группу Большого театра. Была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре (по образному выражению Б. А. Покровского) стала «козырной картой в колоде Большого театра». Будучи ведущей солисткой главного оперного театра страны, исполнила более чем 30 партий, среди которых — Татьяна в «Евгении Онегине» и Лиза в «Пиковой даме» П. И. Чайковского, Купава в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова, Донна Анна в «Каменном госте» А. С. Даргомыжского, Аида в одноименной опере Дж. Верди (в этой партии в 1962 певица дебютировала в лондонском Ковент-Гардене, выступала в нью-йоркском Метрополитен-опера), «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини.

В 1955 Г. Вишневская вышла замуж за знаменитого виолончелиста М. Л. Ростроповича, который сначала в качестве пианиста, а впоследствии и дирижера выступал с ней на самых престижных концертных площадках мира.

В 1966 Вишневская снялась в главной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (реж. Михаил Шапиро). Была первой исполнительницей ряда посвященных ей сочинений Д. Д. Шостаковича, Б. Бриттена и других выдающихся современных композиторов. Под впечатлением от прослушивания ее записи написано стихотворение Анны Ахматовой «Женский голос».

Г. Вишневская выступала и записывалась с крупнейшими дирижерами: Г. Фон Караяном, О. Клемперером, И. Маркевичем, Г. Абендротом, А. Ш. Мелик-Пашаевым, Б. Э. Хайкиным и др. Была партнершей выдающихся отечественных (С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, Г. М. Нэлепп, И. И. Петров, И. К. Архипова), а также зарубежных (Д. Фишер-Дискау, П. Доминго, Н. Геда и др.) певцов. Она стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене (изданная на компакт-дисках трансляционная запись спектакля «Турандот» Дж. Пуччини (1964, Ла Скала), где она выступила вместе с Франко Корелли и Биргит Нильсон, зафиксировала ее триумфальный успех в партии Лиу).

В 1974 вместе с Ростроповичем была вынуждена уехать на длительные гастроли за рубеж (вследствие организованной властями травли М. Л. Ростроповича в наказание за поддержку, оказанную им преследуемому Александру Солженицыну), проживала в США, во Франции, выступала в крупнейших театрах мира до 1982, ставила в качестве режиссера оперные спектакли.

Во время пребывания за рубежом Г. П. Вишневская и М. Л. Ростропович были лишены советского гражданства, почетных званий и правительственных наград. Но в 1990 указ Президиума Верховного Совета был отменен, Галина Павловна вернулась в Россию, ей были возвращены почетное звание народной артистки Советского Союза и орден Ленина.

Оставив оперную сцену, Г. Вишневская выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХТ им. А. П. Чехова (роль Екатерины II в пьесе Е. Греминой «За зеркалом»), сыграла главные роли в кинофильмах «Провинциальный бенефис» (1993, роль Кручининой, по мотивам пьес А. Н. Островского, реж. А. Белинский) и «Александра» (2007, реж. А. Сокуров).

С 2002 руководила Центром оперного пения Галины Вишневской в Москве. Была председателем жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (с 2006), президентом Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге. Свой жизненный путь описала в книге «Галина: история жизни» (1984).

Г. П. Вишневская скончалась 11 декабря 2012. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

Лауреат премии Правительства РФ в области культуры за 2011 год — за создание школы оперного пения, Царскосельской художественной премии (2000), Международной премии «Джаккомо Пуччини» (2002), Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской Академии бизнеса и предпринимательства (2002), Национальной премии «Россиянин года» — за беззаветное и талантливое служение искусству, гражданское мужество, силу и щедрость человеческого духа (2005), премии «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России в номинации «Лучшая женская роль» (2007; фильм «Александра»), премии Правительства Санкт-Петербурга за исполнение главной роли в фильме «Александра» (2008), премии «Хрустальный симург» лучшему исполнителю на XXVI МКФ «Фаджр» в Тегеране (2008).

Награждена орденами Ленина (1973), «За заслуги перед Отечеством» III (1996), II (2006), IV (2011) и I (2012) степени, Святой равноапостольной княгини Ольги (РПЦ, 2004), Преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени (РПЦ, 2011), медалью «За оборону Ленинграда» (1942), алмазной медалью города Парижа (1977). Отмечена благодарностью Президента РФ (2001) — за большой вклад в развитие музыкального искусства и активную благотворительную деятельность. Офицер ордена Искусств и литературы (Франция, 1982), командор ордена Почетного легиона (Франция, 1983).

Почетный гражданин Кронштадта (1996) и Нижегородской области (2002).

 

Литература:

 

1. Андреев Н. Зачарованный голос // Музыкальная жизнь. — 2006. — № 10. — С. 19—22: фото.

2. Галина Вишневская. Фотографии на память: [фотоальбом / фото: В. Ахломов и др.]. — Москва: Центр оперного пения под рук. Галины Вишневской, 2006. — 206 с.: фото.

3. Вишневская Г. П. Властное обаяние неукротимости: [беседа с оперной певицей Г. П. Вишневской / вела Т. Попова] // Персона. — 2005. — № 3/4. — С. 66—69.

4. Вишневская Г. П. Галина: история жизни / Галина Вишневская. — Изд. доп. — Москва: Вагриус, 2006. — 569 с., [16] л. ил. — (Мой 20 век).

5. Вишневская Г. П. Семейные ценности // Итоги. — 2007. — № 41. — С. 82—85.

6. Грум-Гржимайло Т. Н. Слава и Галина: симфония жизни / Тамара Грум-Гржимайло. — Москва: Вагриус, 2007. — 510 с., [16] л. ил., портр.

7. Золотов А. Галина Вишневская как явление русской жизни // Музыкальная академия. — 2006. — № 4. — С. 1—7.

8. Истинно великая дружба: Шостакович — Ростропович — Вишневская / материал подгот. И. Райскиным // Музыкальная академия. — 2006. — № 3. — С. 17—18.

9. Покровский Б. А. Когда выгоняют из Большого театра: Кирилл Кондрашин, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Борис Покровский / Борис Покровский. — Москва: Артист. Режиссер. Театр, 1992. — 205 с.: ил.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.