Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сентября — 110 лет со дня рождения Шостаковича Дмитрия Дмитриевича






(1906—1975)

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич — композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, один из крупнейших композиторов XX века. Народный артист СССР (1954), народный артист РСФСР (1947), заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Герой Соц. Труда (1966). Доктор искусствоведения (1965). Секретарь СК СССР (1957), первый секретарь СК РСФСР (1960—1968). Почетный член Американского института искусств и литературы (1943), Шведской королевской музыкальной академии (1954), Итальянской академии искусств «Санта-Чечилия» (1956), Сербской академии наук и искусств (1965), Французской академии изящных искусств (1975). Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968), член Королевской академии музыки Англии (1958). Член Советского комитета защиты мира (1949), Славянского комитета СССР (1942), Всемирного комитета защиты мира (1968). Президент общества «СССР—Австрия» (1958). Депутат Верховного Совета СССР 6—9-го созывов (1962—1979) и Верховного Совета РСФСР 2—5-го созывов (1946—1962).

Родился в Санкт-Петербурге в семье поверителя Главной палаты мер и весов Дмитрия Болеславовича Шостаковича и пианистки Софьи Васильевны Кокоулиной.

В 1915 Дмитрий Шостакович поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской. Летом того же года он стал учиться игре на фортепиано под руководством матери, а осенью приступил к занятиям на фортепианных курсах известного в то время педагога И. А. Гляссера. В 1918 Шостакович покинул его школу. Летом 1919 юного музыканта прослушал А. К. Глазунов, положительно отозвавшийся о его композиторском таланте. Осенью того же года Д. Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал гармонию и оркестровку под руководством М. О. Штейнберга, а контрапункт и фугу — у Н. А. Соколова, параллельно также занимаясь дирижированием.

В конце 1919 Д. Шостакович написал свое первое крупное оркестровое сочинение — Скерцо fis-moll. В следующем году он поступил в класс фортепиано Л. В. Николаева. В 1921 в журнале «Жизнь искусства» был опубликован первый отзыв о Дмитрии Шостаковиче.

В 1923 Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано, в 1925 — по классу композиции. Его дипломной работой стала Первая симфония. Обучаясь в аспирантуре консерватории, преподавал чтение партитур в Музыкальном техникуме им. М. П. Мусоргского. Работал пианистом-иллюстратором в кинотеатрах, собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор.

В конце 1920-х — начале 1930-х Дмитрием Шостаковичем были написаны Вторая («Симфоническое посвящение Октябрю») и Третья («Первомайская») симфонии.

В 1928 композитор познакомился с режиссером Всеволодом Мейерхольдом, по его приглашению некоторое время работал в качестве пианиста и заведующего музыкальной частью Театра им. Вс. Э. Мейерхольда в Москве. В 1930—1933 заведовал музыкальной частью Ленинградского ТРАМа.

Опера Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова, написанная в 1930—1932 и поставленная в Ленинграде в 1934, первоначально принятая с восторгом и просуществовавшая на сцене полтора сезона, подверглась разгрому в советской печати, начало которому положила статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936. В этом же году должна была состояться премьера его Четвертой симфонии, но Шостакович приостановил репетиции перед декабрьской премьерой. Четвертая симфония была впервые исполнена только в 1961.

В мае 1937 композитор выпустил в свет Пятую симфонию, получившую хвалебный отзыв в «Правде». С 1937 он вел класс композиции в Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, в 1939 получил звание профессора.

В первые месяцы Великой Отечественной войны 1941—1945 композитор находился в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре). В это время он начал работать над Седьмой («Ленинградской») симфонией. Впервые это произведение было исполнено 5 марта 1942 на сцене Куйбышевского театра оперы и балета, а 29 марта 1942 — в Колонном зале Дома союзов в Москве. 9 августа 1942 симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Ее исполнил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета п/у К. Элиасберга. Через год Шостакович создал Восьмую симфонию, посвященную дирижеру Е. А. Мравинскому.

В 1943 композитор переехал в Москву, до 1948 преподавал композицию и инструментовку в Московской консерватории (с 1943 профессор). В числе его учеников были В. Биберган, Р. Бунин, А. Гаджиев, Г. Галынин, О. Евлахов, К. Караев, Б. Тищенко, К. Хачатурян, Б. Чайковский и др.

В жанре камерной музыки Дмитрием Шостаковичем в 1940-е созданы такие шедевры, как Фортепианный квинтет, Фортепианное трио, Струнные квартеты № 2, № 3 и № 4. В 1945, после завершения войны, композитором написана Девятая симфония.

В 1948 Шостаковича обвинили в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Под предлогом профнепригодности его лишили звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и уволили из них. В том же году он создал вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», но оставил его «в столе», так как в стране в это время развернулась кампания по «борьбе с космополитизмом». Написанный тогда же Первый скрипичный концерт тоже не был представлен публике; первое его исполнение состоялось лишь в 1955.

В 1950-е композитор работал над сочинением 24 прелюдий и фуг для фортепиано, написал «Праздничную увертюру» к открытию в 1954 Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Многие произведения второй половины 1950-х проникнуты оптимизмом. Среди них: Струнный квартет № 6 (1956), Второй концерт для фортепиано с оркестром (1957), оперетта «Москва, Черемушки» (1958). В этом же годы композитор создал Одиннадцатую симфонию, назвав ее «1905 год». Он продолжил работу и в жанре инструментального концерта, написав Первый концерт для виолончели с оркестром (1959).

В 1961 Дмитрий Шостакович вернулся к педагогической работе в Ленинградской консерватории. В этом же году осуществил вторую часть своей «революционной» симфонической дилогии: в пару к Одиннадцатой симфонии «1905 год» создал Симфонию № 12 «1917 год». Годом позже композитор обратился к поэзии Е. А. Евтушенко, сначала написав поэму «Бабий Яр» (для солиста-баса, хора басов и оркестра), а затем дописал к ней еще четыре части из жизни современной России и ее недавней истории, создав тем самым «кантатную» симфонию, Тринадцатую, исполненную в ноябре 1962.

После отстранения в 1964 от власти Н. С. Хрущева и с началом эпохи политического застоя в СССР тон произведений Д. Шостаковича вновь сменился. Его квартеты № 11 (1966) и № 12 (1968), Второй виолончельный (1966) и Второй скрипичный (1967) концерты, Скрипичная соната (1968), вокальный цикл на слова А. А. Блока проникнуты тревогой и болью. В Четырнадцатой симфонии (1969) композитор использовал стихи Г. Аполлинера, Р. М. Рильке, В. К. Кюхельбекера и Ф. Г. Лорки, связанные темой смерти.

В 1970-е композитором созданы вокальные циклы на стихи М. И. Цветаевой и Микеланджело, 13-й (1969—1970), 14-й (1973) и 15-й (1974) струнные квартеты и Симфония № 15. Симфония была создана летом 1971, ее премьера состоялась 8 января 1972. Последним сочинением Д. Д. Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано.

Начиная с 1920-х, Дмитрий Шостакович написал музыку ко многим фильмам («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона», «Подруги», «Волочаевские дни», «Человек с ружьем», «Молодая гвардия», «Встреча на Эльбе», «Овод», «Софья Перовская», «Посол Советского Союза» и др.), а также к театральным постановкам.

Творчество Д. Д. Шостаковича оказало значительное влияние на развитие мировой музыкальной культуры. Он один из самых исполняемых в мире композиторов. Его новаторское искусство обогатило многие музыкальные жанры. Открыто о влиянии на них музыкального языка и личности Шостаковича заявляли такие композиторы, как К. Пендерецкий, Б. Тищенко, С. Слонимский, А. Шнитке, Г. Канчели, Л. Бернстайн и многие другие.

Лауреат Госпремии СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Ленинской премии (1958), Госпремии РСФСР (1974), Госпремии УССР им. Т. Г. Шевченко (1976, посмертно), премии им. Я. Сибелиуса (1958), Международной премии Мира (1954), премии Леони Соннинг (Дания, 1973). Обладатель приза I ВКФ за лучшую музыку к фильму «Гамлет» (1964), почетного диплома I Международного конкурса пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (1927).

Награжден орденами Ленина (1946, 1956, 1966), Трудового Красного Знамени (1940), Октябрьской Революции (1971), Дружбы народов (1972), медалями. Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1958), имеет серебряный командорский крест ордена Почета «За заслуги перед Австрийской Республикой» (1967).

Дмитрий Шостакович скончался в Москве 9 августа 1975. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1994 Международный благотворительный фонд Юрия Башмета учредил премию им. Д. Шостаковича. Ее лауреатами в разные годы становились скрипачи Г. Кремер, М. Венгеров и А.-С. Муттер, дирижер В. Гергиев, певцы О. Бородина и Т. Квастхофф, виолончелисты Н. Гутман и М. Майский, пианисты Е. Кисин и Д. Мацуев, балетмейстер А. Ратманский, искусствовед, многолетний директор, а ныне президент ГМИИ им. А. С. Пушкина И. А. Антонова и др.

28 мая 2015 перед зданием Московского международного Дома музыки был открыт первый в Москве памятник Д. Д. Шостаковичу работы скульптора Г. Франгуляна.

 

Литература:

 

1. Великая душа. Воспоминания о Дмитрии Шостаковиче: [письма] / сост. протоиер. М. Ардов. — Москва: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2008. — 252, [1] с.: портр.

2. Витель Е. Б. Шостакович и пролеткульт // Обсерватория культуры. — 2009. — № 4. — С. 131—137.

3. Волков С. Шостакович и Сталин: художник и царь / Соломон Волков. — Москва: Эксмо, 2006. — 654, [1] c., [8] л. ил., портр. — (Диалоги о культуре).

4. Дворниченко О. И. Москва. Кремль. Шостаковичу / Оксана Дворниченко. — Москва: Текст, 2011. — 666, [3] с., [24] л. ил., портр., ноты.

5. Дворниченко О. Дмитрий Шостакович. Путешествие / Оксана Дворниченко. — Москва: Текст, 2006. — 572, [2] с., [16] л.: ил., портр.

6. Зондерегер А. А. Шостакович и Бабель // Музыковедение. — 2011. — № 9. — C. 24—29: портр.

7. Изучая мир Дмитрия Шостаковича: сб. ст. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена; [сост. Г. П. Овсянкина]. — Санкт-Петербург: Союз художников, 2011. — 239 с.: ноты.

8. Кривцова Е. В. Шостакович и советская пресса // Театральная периодика в России: Восьмые научные чтения «Театральная книга между прошлым и будущим»: доклады, публикации, материалы круглого стола / Рос. гос. б-ка по искусству; [ред.-сост. А. А. Колганова]. — Москва, 2009. — С. 64—75.

9. Мейер К. Шостакович: жизнь, творчество, время / Кшиштоф Мейер; [пер. с польск. Е. Гуляевой; послесл. С. Бэлзы]. — Москва: Молодая гвардия, 2006. — 439, [1] с., ил., портр. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1214 (1014)).

10. Степанова И. В. К 100-летию Шостаковича. Вступая в век второй: споры продолжаются... / И. В. Степанова. — Москва: Фортуна ЭЛ, 2007. — 314, [2] с.: ил., ноты.

11. Уилсон Э. А. М. Жизнь Шостаковича, рассказанная современниками / Элизабет Уилсон; [пер. с англ. О. Манулкиной]. — Санкт-Петербург: Композитор — Санкт-Петербург, 2006. — 536 с., [8] л. портр.

12. Шварц Б. И. Шостакович — каким запомнился: [воспоминания] / Бетти Шварц. — Санкт-Петербург: Композитор — Санкт-Петербург, 2006. — 318, [2] с.: ил.

13. Шостакович в Ленинградской консерватории, 1919—1930: [в 3 т.] / Архив Д. Д. Шостаковича, Центр. гос. архив кинофотодокументов Санкт-Петербурга; сост. Л. Ковнацкая]. — Санкт-Петербург: Композитор — Санкт-Петербург, 2013. — 3 т.

14. Шостаковичу посвящается...: [сборник статей]: к 100-летию со дня рождения композитора / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского; [ред.-сост. Е. Б. Долинская]. — Москва: Композитор, 2007. — 486, [1] с.: факс., ноты.

15. Шумаков Н. Д. Трагический голос века: роман о Д. Д. Шостаковиче / Николай Шумаков. — Санкт-Петербург: NIKA, 2009. — 327 с.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.