Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Августа — 160 лет со дня рождения Васнецова Аполлинария Михайловича






(1856—1933)

 

ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович —художник, мастер исторической живописи, теоретик искусства и историк, представитель изобразительного искусства русского модерна. Академик Императорской АХ в Санкт-Петербурге (1900). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1899).

Родился в с. Рябово под Вяткой (ныне — Кировская обл.) в многодетной семье священника. В 1872 окончил Вятское духовное училище и переехал в Санкт-Петербург, где жил с 1872 по 1875. Учился живописи у своего брата В. М. Васнецова, а также у таких мастеров, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Максимов и др. В 1875 отказался от идеи поступить в АХ и сдал экзамен на звание народного учителя, после чего уехал работать в село Быстрица Орловской губернии. Вскоре однако разочаровался в народнических идеях.

В 1878 переезжает в Москву, и с тех пор уже полностью посвящает себя искусству. С 1883 начал показывать свои произведения на экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок. Первым свидетельством преодоления ученического уровня и признания молодого художника стало приобретение П. М. Третьяковым картины «Серенький день» с IX выставки художников-передвижников (1883).

В 1903 участвовал в организации Союза русских художников. Автор эпических пейзажных полотен («Родина», 1886; «Тайга на Урале. Синяя гора», 1891; «Кама», 1895 — все в Третьяковской галерее). Большой вклад внес в развитие русского театрально-декорационного искусства конца XIX — начала XX в.

Интерес к театру зародился у А. Васнецова в 1880-е в Абрамцевском кружке. Поначалу выступал в качестве исполнителя; самостоятельной этапной работой для него стали декорации к опере М. П. Мусоргского «Хованщина», созданные в 1897 для московской Частной русской оперы С. И. Мамонтова.

Оформление первого действия оперы «Красная площадь» вводило зрителя в жизнь Москвы конца XVII в. Значительное место занимает здесь архитектурный пейзаж с громадами Кремля и Покровского собора. Художник искал и нашел в оформлении спектакля точное живописное соответствие музыкальному вступлению к опере — замечательному «Рассвету на Москве-реке». Ярко выражен русский национальный характер и в эскизе «Стрелецкая слобода», где изображена центральная площадка стрелецкого посада в Замоскворечье. Его деревянные постройки затейливо украшены деревянной декоративной резьбой.

Затем последовали декорации к операм Н. А. Римского-Корсакова: «Садко» (1900), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1906, Мариинский театр в Санкт-Петербурге и Большой театр в Москве), «Царская невеста» (1912). В 1904 вместе с К. А. Коровиным оформил финал оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». С ним же в 1907 в Большом театре были созданы декорации к «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова. В 1912 появились эскизы к «Опричнику» П. И. Чайковского. И в них важную роль играла древнерусская архитектура. Отталкиваясь от сценических образов, художник создал в своих живописных и графических произведениях жанр историко-архитектурного московского пейзажа, сочетающий археологическую точность с большой поэтичностью («Улица в Китай-городе. Начало XVII века», 1900, Русский музей; «Красная площадь во 2-й половине XVII века», 1925, Музей истории города Москвы).

В 1901—1918 А. Васнецов руководил пейзажным классом МУЖВЗ. С 1918 возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города. За свою большую творческую жизнь художник создал огромное количество живописных этюдов. На раннем этапе они служили сначала средством овладения техническими возможностями живописи, а затем стали играть вспомогательную роль, образуя основу его «сочиненных» монументальных полотен. Таковы этюды с мотивами природы Абрамцева, Финляндии, Крыма, Урала и Кавказа. Но очень скоро живописные наброски видов Франции, Италии, Германии, Швейцарии, серии этюдов облаков, виды Новгорода, Пскова, Москвы и Подмосковья стали обретать самостоятельную художественную ценность. Их широкая и смелая манера письма по своей поэтике и стилистике относится к московской живописной школе позднего импрессионизма начала XX в.

В Москве имеется мемориальная квартира-музей художника в Фурманном переулке, дом 6, в квартире № 21—22,

 

Литература:

 

1. Аполлинарий Васнецов / [авт. текста Григорий Вольф]. — Москва: Белый город, 2007. — 47 с.: цв. ил., портр. — (Мастера живописи).

2. Васнецов А. М. Отзвуки минувшего, 1885—1932: к 150-летию со дня рождения / Аполлинарий Михайлович Васнецов; [сост. Е. И. Ядохина, Т. А. Минаева]. — Москва: Моск. учебники, 2006. — 319 с.: ил., портр.

3. Васнецова Е. К. Москва в творчестве А. М. Васнецова: сборник / Васнецова Е. К. — Москва: Моск. рабочий, 1986. — 272 с.: ил.

4. Горюнова Л. Б. Аполлинарий Васнецов: художник и мыслитель: [альбом] / Л. Б. Горюнова. — Киров: Вятское кн. изд-во, 2006. — 143 с.: ил., цв. ил., портр.

5. Карсунцев С. Дом-музей Васнецова // Клуб. — 2009. — № 6. — С. 36—37.

6. Москва в творчестве А. М. Васнецова: сборник / [сост. Е. К. Васнецова]. — Москва: Моск. рабочий, 1986. — 271 с.: ил.

7. Северный край русского живописца: [жизнь и творчество художника Аполлинария Михайловича Васнецова] // Библиополе. — 2007. — № 11. — С. 84—88.

8. Филимонов С. Б. Почетный председатель общества «Старая Москва»: Аполлинарий Михайлович Васнецов // Краеведы Москвы: [сборник]. — 1990. — Вып. 1 / сост. Л. В. Иванова, С. О. Шмидт. — С. 111—120.

9. Ядохина Е. И. Творчество А. М. Васнецова в синтезе теории и художественной практики: дис.... канд. искусствоведения: 17.00.09 / Ядохина Е. И. — Москва, 2005. — 162 с.: ил.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.