Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марта — 240 лет со дня рождения Тропинина Василия Андреевича






(1776—1857)

ТРОПИНИН Василий Андреевич — живописец и график. Академик АХ (1824). Почетный член Московского художественного общества (1843).

Родился в семье крепостного, управляющего имением в с. Карпово под Новгородом. Крепостной графа А. С. Миниха, затем генерал-лейтенанта графа И. И. Моркова. В возрасте 12 лет переехал с хозяином в Москву, где прожил большую часть жизни.

Московские традиции и обычаи, а также «типы и характеры» стали впоследствии главной темой творчества художника. С детства полюбив рисование, Тропинин самостоятельно научился мастерству художника. В 1798—1804 посещал Академию художеств в Санкт-Петербурге в качестве вольноприходящего ученика. В 1802 за картину «Мальчик, тоскующий об умершей птичке» получил Малую золотую медаль.

Едва добившись успехов, Тропинин был отослан графом Морковым на Украину, где жил и выполнял поручения по хозяйству в имении Кукавка. Жил попеременно на Украине и в Москве (1804—1821). В эти годы он писал иконы, портреты, пейзажи, деревенские праздники; учил рисованию и живописи детей своего хозяина и окрестных помещиков. Позднее Тропинин отмечал, что Малороссия была для него тем же, чем для других художников Италия, что именно там «глаз на глаз с натурой, он усовершенствовался и приобрел собственную манеру». В 1810-е художник начал создавать обширный цикл портретов деятелей русской культуры — поэта И. И. Дмитриева (1813), историка Н. М. Карамзина (1815) и др. Уже ранние портреты живописца отличались теплотой и нежным колоритом: портреты И. И. и Н. И. Морковых (1813), портреты жены (1809 и 1820-е) и сына (1818). Наброски к портретам отмечены острой наблюдательностью, подчас беспощадной правдивостью. В законченных работах все «приглушено», художник выявляет лучшие качества, присущие моделям. Позже в портретах художника появляется отчетливая характеристика модели, интенсивная красочная гамма, в портретах 1820—1830-х стремился к живой, непринужденной характеристике человека: портреты П. А. Булахова, К. П. Брюллова, А. С. Пушкина, автопортрет). Свободная живописная манера, эффекты светотени свидетельствуют о романтических веяниях в творчестве Тропинина: портреты А. С. Пушкина (1827), К. П. Брюллова (1836). Полнокровная жизненность, внутренняя свобода, яркая индивидуальность натуры и образа мыслей отличает героев т. н. «халатных» портретов, представленных в домашней одежде, — К. Г. Равича (1823), Ф. П. Крашенинникова (1824), П. Ф. Соколова (1838).

В 1820—1830-е мастерство Тропинина достигло высшего расцвета. Вольную художник получил в 47 лет, когда его имя уже было широко известно, тогда же он поселился в Москве (1821). За «Портрет Е. О. Скотникова» (1821), «Нищего старика» (1823) и ставшую знаменитой «Кружевницу» (1823) Тропинин был удостоен звания академика АХ. Живописец создал своеобразный тип картины, который можно рассматривать как переход к бытовому жанру («Гитарист» 1823). Образ миловидной девушки за рукоделием стал одной из любимых тем художника. Он нашел в портретах-типах кружевниц, прях, вышивальщиц идеал мягкой и кроткой красоты: «Пряха» (1820-е), «Золотошвейка» (1826).

Важную часть его наследия составляют рисунки, в особенности, карандашные портретные наброски. Проникновенная задушевность и поэтически-бытовой, гармонический лад его образов воспринимаются как характерная черта старомосковской художественной школы.

Тропинин оказал значительное влияние на развитие московской школы живописи. Он был художником-консультантом в Московском художественном классе (позднее — Московское училище живописи, ваяния и зодчества, 1830—1850-е).

В 1971 был открыт Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, созданный на основе личных коллекций русского искусства XVIII—XIX вв. известного собирателя Ф. Е. Вишневского.

Литература:

 

1. Волгина Ю. И. Василий Тропинин / Ю. И. Волгина. — Москва: Арт-Родник, 2004. — 71 с.: ил., портр. — (Золотая галерея русской живописи).

2. Картины русских художников: Карл Брюллов, Алексей Венецианов, Василий Тропинин: демонстрационные материалы: репродукции и описания. — Москва: Айрис пресс, 2012. — [12] с.: портр., цв. ил.

3. Клин Г. Василий Андреевич Тропинин. К 225-летию со дня рождения // Искусство. — 2005. — № 3. — С. 8—9, 6 цв. ил.

4. Петрова М. «Под сенью веры и искусства»: портрет и автопортрет Василия Тропинина / Марина Петрова // Свой. — 2012. — № 11. — C. 14—21, 6 цв. ил.

5. Русская жанровая живопись: [альбом] / [текст и сост. И. И. Григорьян]. — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010. — 95 с.: цв. ил., портр. — (Галерея мировой живописи).

6. Северюхин Д. Я. Дыхание романтизма: эротика в русском искусстве первой трети XIX века / Дмитрий Северюхин // Антикварное обозрение. — 2011. — № 3. — С. 34—42, 12 цв. ил. — Отражение этой тем в творчестве А. Егорова, В. Тропинина, А. Венецианова, О. Кипренского, К. Брюлова, Ф. Бруни и др.

7. Сидорова Т. В. О феномене «русский бидермайер»: (на примере живописи первой трети XIX века) / Т. В. Сидорова // Дом Бурганова. Пространство культуры. — 2011. — № 3. — C. 84—99. — Бидермайер в изобразительном искусстве: истоки, особенности бидермайера в России и Германии, сопоставительный анализ творчества В. А. Тропинина и назайрейцев.

8. Степанова С. С. Василий Тропинин / С. С. Степанова. — Москва: Изобразительное искусство, 2005. — 95 с.: цв. ил., портр. — (Живопись. Графика) (Мозаика мирового искусства).

9. Василий Тропинин / [авт. текста А. Погодина]. — Москва: Белый город, 2001. — 47, [1] с. цв. ил.: портр.

10. Тропинин / [авт. текста: С. Королева]. — Москва: Комсомольская правда, 2010. — 48 с.: цв. ил., портр. — (Великие художники).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.