Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марта — 160 лет со дня рождения Врубеля Михаила Александровича






(1856—1910)

ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович живописец. Представитель русского модерна, символист.

Родился в Омске в семье строевого офицера, участника Крымской кампании, который впоследствии стал военным юристом. Предки со стороны отца были выходцами из прусской Польши. Окончил с золотой медалью одесскую Ришельевскую гимназию. Рано обнаружил интерес к живописи и музыке, но поступил на юридический факультет Петербургского университета. Изучал историю, философию, французский и латинский языки. Одновременно посещал вечерние классы Академии художеств. С 1880 учился в Императорской АХ в Санкт-Петербурге у П. П. Чистякова. Был великолепно образованным человеком, обладал огромной трудоспособностью и наблюдательностью, умением подолгу анализировать натуру, добиваться максимальной точности изображения.

В 1884 был приглашен в Киев, где исполнил свою первую крупную работу — фрески Кирилловской церкви. Для изображения апостолов художнику позировали душевнобольные из расположенной рядом психиатрической больницы. В 1887 исполнил цикл эскизов для фресок во Владимирском соборе в Киеве. Работу ему закончить не дали, и в конце года он уехал в Венецию. Мозаики Сан-Марко, живопись Возрождения оказали огромное влияние на индивидуальный стиль Врубеля. Даже среди блистательной плеяды художников конца ХIХ в. искусство Врубеля отличается необычностью и самобытностью.

С 1889 жил в Москве. Давняя любовь к музыке привела Врубеля в Частную оперу С. И. Мамонтова, где он принял участие в оформлении опер «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Некоторое время живописец жил в доме Мамонтовых на Садовой-Спасской улице, где по его эскизам был построен и оформлен дворовый флигель с роскошным фасадом в романо-византийском вкусе, украшенном скульптурой (во дворе особняка, 1891—1892). В Москве он тесно сблизился с художниками Абрамцевского (Мамонтовского) художественного кружка. Периодически жил и работал в Абрамцеве, где руководил керамической мастерской и создавал майоликовые работы. В керамике Врубель открыл для себя люстр (блеск), переливающийся всеми цветами радуги.

Неоднократно работал совместно с Ф. О. Шехтелем над отделкой интерьеров в стиле модерн: майоликовые скульптуры — детали оформления лестницы; цикл панно «Времена года» для дома на Спиридоновке; цикл панно на сюжеты из «Фауста» для особняка А. В. Морозова во Введенском переулке, в т. ч. «Полет Фауста и Мефистофеля». По эскизу художника и при его участии в 1899—1903 на фасаде здания гостиницы «Метрополь» из майоликовых изразцов выполнено панно «Принцесса Греза». Также занимался оформлением интерьеров самого дома Мамонтовых (Садово-Спасская ул.) и ряда других московских особняков. Для кабинета Мамонтова Врубель написал картину «Демон сидящий».

В 1896 Врубель создал для Нижегородской выставки декоративные панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза». В 1900 на Парижской выставке его работы были отмечены золотой медалью.

В 1885—1902 главной темой художника и в живописи, и в скульптуре стали образы Демона — «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный». В 1891 Врубель осуществил серию иллюстраций к произведениям М. Ю. Лермонтова. «Демон… дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый» — писал художник отцу. Живописи художника свойственно глубокое образное проникновение в стихию природного бытия: «Пан» (1899), «К ночи» (1900), «Сирень» (1900). Он создал ряд экспрессивных, психологически выразительных портретов: «С. И. Мамонтов» (1897), «Дама в лиловом» (1904), автопортреты (1882, 1885). Русская тема нашла емкое отображение в полотнах художника: «Богатырь» (1898), «Микула Селянинович» (1896), «Царевна Лебедь» (1900) и др.

В 1901 у художника появились первые признаки душевного заболевания, в следующем году его здоровье резко ухудшилось. С этих пор он часто находился в различных психиатрических клиниках. Будучи больным, он продолжал писать. В самом конце своей трагической жизни безумный и ослепший художник утверждал, что он жил во все времена, строил готические соборы и вместе с Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу в Ватикане.

М. А. Врубель умер в петербургской клинике А. Э. Бари. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.

Именем Врубеля в 1928 был назван переулок в поселке Сокол в Москве.

 

Литература:

 

1. Антонов О. Русский карандаш / О. Антонов // Наше наследие. — 2014. — № 110. — С. 124—135, 27 фот. — О коллекции русского рисунка и русской оригинальной графики второй половины XIX — начала XX столетия в ГМИИ им. А. С. Пушкина, в т. ч. о рисунках Врубеля.

2. Волошина И. Михаил Врубель. Демоны и пророки: завещание художника / Инна Волошина; ил. Михаила Врубеля // Фома. — 2013. — № 11. — С. 66—73: ил. — Творческий путь М. Врубеля: от искушения темной силой до прозрения.

3. Врубель: [альбом] / [авт. текста и сост.: Л. А. Ефремова]. — Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010. — 127 с.: ил., портр., цв. ил. — (Галерея гениев).

4. Громова Е. В. Коровин, Врубель, Кустодиев / Громова Е. В., Ефремова Л. А. — Москва: Олма Медиа Групп, 2014. — 300, [3] с.: ил., портр., цв. ил. — (Подарочные издания. Сокровища живописи).

5. Гусарова А. П. Михаил Врубель / Алла Гусарова; Гос. Третьяковская галерея. — [Изд. перераб. и доп.]. — Москва: Гос. Третьяковская галерея, 2013. — 39, [1] с.: цв. ил., портр. — (Художник в Третьяковской галерее).

6. Гусарова А. Символизм в России = Symbolism and Russian Art / Алла Гусарова // Третьяковская галерея. — 2013. — № 2. — С. 4—19: цв. ил. — О символизме как направлении в искусстве и о его представителях, в т. ч. о Врубеле.

7. Домитеева В. М. Врубель / Вера Домитеева. — Москва: Молодая гвардия, 2014. — 477, [2] с., [16] л. цв. ил. — (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: серия биографий / основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в 1933 году М. Горьким; вып. 1658 (1458)).

8. Картины русских художников: Илья Репин, Валентин Серов, Михаил Врубель: демонстрационные материалы: репродукции и описания. — Москва: Айрис пресс, 2013. — [12] с. цв. портр., цв. ил.

9. Пастон Э. «Так как не дамся ж!»: об одном эскизе М. А. Врубеля из частной коллекции / Элеонора Пастон // Русское искусство. — 2013. — № 4. — С. 100—109: ил.

10. Платонова Н. «Демон» Лермонтова и Врубеля / Н. Платонова // Юный художник. — 2014. — № 9. — С. 14—18: ил. — Рисунки Врубеля к «Демону» считаются непревзойденными образцами русской графики.

11. Степанова С. Мир, погруженный в молчание, или Вечная тайна смерти / Светлана Степанова // Наука и религия. — 2013. — № 1. — С. 28—30, 64. — Об эскизах Михаила Врубеля для Владимирского собора в Киеве.

22 марта — 25 лет назад открыт Московский театр «Новая опера» им. Е. В. Колобова (1991)

Театр «Новая опера» создан по инициативе мэра Москвы Ю. М. Лужкова и первого художественного руководителя театра Е. В. Колобова (1946—2003). До этого Колобов работал главным режиссером в Свердловском академическом театре оперы и балета, в 1981 был приглашен в Ленинградский государственный академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова (с 1992 — Мариинский театр), затем возглавил Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Поставленные им спектакли — «Пират» В. Беллини и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского — вошли в ряд легендарных.

В 1998 в московском саду «Эрмитаж» для нового театра было построено здание. С момента своего основания театр приобрел славу одного из лучших оперных коллективов России. Режиссер стремился к созданию своего авторского театра, к обновлению оперного жанра. Репертуар составили редкие оперы, многие из которых никогда не исполнялись в России («Гамлет» А. Тома, «Мария Стюарт» Г. Доницетти, «Валли» А. Каталани, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в первой авторской редакции), и спектакли, основанные на оригинальных музыкальных редакциях Колобова («О, Моцарт! Моцарт…», «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Травиата» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского). В театре появился особый театральный жанр — творческий портрет известных композиторов и музыкантов: «Мария Каллас», «Viva Verdi!», «Viva Puccini!», «Винченцо Беллини», «Рихард Вагнер», «Россини», «Bravissimo!» Всего в репертуаре Театра «Новая опера» более 70 произведений оперного и концертного жанров.

За последние годы репертуар театра пополнился такими спектаклями, как: «Трубадур» Дж. Верди, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Золушка» Дж. Россини, «Каприччио» Р. Штрауса, «Голос женщины» (в основе — три монооперы), «Иоланта» П. И. Чайковского, «Званый ужин с итальянцами» Ж. Оффенбаха, театрализованное представление «Все это — Опера!», «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Щелкунчик. Опера» (на музыку балета П. И. Чайковского), «Гадкий утенок» и «Петя и Волк» С. С. Прокофьева, «Дитя и волшебство» М. Равеля, «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Постоянно звучат оперы в концертном исполнении: «Таис» Ж. Массне, «Аида» Дж. Верди, «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова, «Ломбардцы в Первом крестовом походе» Дж. Верди, «Русалка» А. Дворжака, «Сельская честь» П. Масканьи, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Мазепа» П. И. Чайковского, «Король Рогер» К. Шимановского, «Богема» Дж. Пуччини, «Жанна д’Арк» Дж. Верди и др.

С декабря 2012 возобновлена традиция Вечеров в Зеркальном фойе театра. В программе — детские представления, оперы, хоровые сочинения, камерная вокальная и инструментальная музыка. Ежегодно в январе театр проводит Международный фестиваль «Крещенская неделя в “Новой Опере”», в котором участвуют выдающиеся мастера музыкальной культуры. Учитывая мировой опыт организации театрального дела, коллектив работает на современной контрактной основе, одним из принципов которой является высокий уровень исполнительского мастерства солистов, хора и оркестра. Многие солисты театра являются лауреатами международных конкурсов вокалистов и обладателями престижных театральных наград («Золотая маска», «Casta Diva», «Триумф»). В 2006 театру присвоено имя его основателя Евгения Колобова.

Большую роль в развитии театра сыграли главный хормейстер Н. Попович и главные дирижеры: Ф. П. Коробов (2004—2006), Э. Клас (2006—2011), Я. Латам-Кениг (с 2011).

В 2003 указом Президента РФ основатель театра Евгений Колобов (посмертно), председатель художественно-творческой коллегии (2003—2013) и главный хормейстер театра Наталья Попович, директор театра (2003—2012) Сергей Лысенко были удостоены Госпремии РФ за создание театра «Новая опера».

 

Литература:

 

1. Артемова Е. Г. Оперные «редкости» в Москве / Евгения Артемова // Страстной бульвар, 10. — 2013. — № 3/163. — C. 132—137, 4 ил. — Оперные спектакли московских театров, в т. ч. «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (Театр «Новая опера»).

2. Езерская Е. М. «Новая опера» им. Е. В. Колобова / Елена Езерская // Музыкальная жизнь. — 2011. — № 10. — C. 60, 1 цв. портр. — Об исполнении В. Пьявко партии Канио в постановке оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло. Театр «Новая опера» им. Е. В. Колобова.

3. Колесова Н. «Нет выше музыки, чем тишина...» // Планета Красота. — 2003. — № 7/8. — С. 2—3: цв. портр. — О творчестве дирижера Е. В. Колобова, о его театре «Новая опера».

4. Евгений Колобов. Маэстро: [альбом] / [идея проекта и сост. Марфы Колобовой и Геннадия Сапронова; худож. В. Дейкун]. — Москва; Иркутск: Сапронов [и др.], 2006. — 117 с., [18] с. ил.: портр.

5. Колобов Е. Я не верю в конечное торжество добра, но делаю все, чтобы его стало больше: [интервью худож. руководителя Театра «Новая опера» Евгения Колобова / вел Игорь Виноградов] // Континент. — 2000. — № 105. — С. 365—381.

6. Корябин И. А. Два мастера — два мира: мини-фестиваль Верди и Вагнера в «Новой опере» / Игорь Корябин // Планета красота. — 2013. — № 11/12. — C. 44—45, 6 цв. ил. — О программе Международного фестиваля к 200-летию со дня рождения Р. Вагнера и Дж. Верди «Два мира — два мастера» в Театре «Новая опера» (Москва, 2013).

7. Корябин И. А. Разговор об искусстве в зеркале театра и души / Игорь Корябин // Планета Красота. — 2012. — № 9/10. — С. 30—31, 5 цв. ил. — «Каприччио» Р. Штрауса. Московский театр «Новая опера» им. Е. В. Колобова.

8. Мельникова А. Творческий метод Евгения Колобова / Александра Мельникова // Музыкальная академия. — 2009. — № 2. — С. 30—34.

9. Новая Опера: [буклет / Моск. театр Новая Опера; фот.: О. Начинкин и др.]. — Москва, Московский театр Новая Опера, 2002. — [72] с.: ил., цв. ил., портр.

10. Ходнев С. Признак оперы / С. Ходнев; рубрику ведут М. Мазалова, М. Семендяева // Коммерсантъ Власть. — 2013. — № 4. — С. 39: фот. — О Театре «Новая опера», сезон под руководством нового директора.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.