Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марта — 115 лет со дня рождения Донского Марка Семеновича






(1901—1981)

 

ДОНСКОЙ Марк Семенович — режиссер, сценарист. Народный артист СССР (1966), народный артист РСФСР (1963), заслуженный деятель искусств РСФСР. Герой Соц. Труда (1971). Член Союза кинематографистов СССР.

Родился в Одессе (по др. сведениям в 1897). Окончил правовое отделение Симферопольского университета. Работал по специальности в следственных органах, в суде. Выпустил сборник рассказов.

В кино с 1926. Был помощником режиссера на 3-й Московской кинофабрике, ассистентом по монтажу, затем режиссером на киностудии «Белгоскино» (в Ленинграде). Вместе с М. А. Авербахом поставил фильмы «В большом городе» (1928) и «Цена человека» (1929), направленные на борьбу против влияния нэпа на молодежь. Затем последовали его самостоятельные ленты — «Пижон» (1929), «Чужой берег» (1930), «Огонь» (1931). Внимание к себе Донской привлек картиной «Песня о счастье» (1934, совместно с В. Г. Легошиным), обнаружившей способность режиссера к поэтическому восприятию действительности. Жизни национальных окраин посвящены фильмы «Романтики» (1941) и «Алитет уходит в горы» (1950). В предвоенные годы режиссер создал трилогию по автобиографическим произведениям А. М. Горького: «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939) и «Мои университеты» (1940). В трилогии поэтическое начало сочеталось с колоритными бытовыми сценами и тонкими жизненными наблюдениями. Эти фильмы увековечили имя Донского в истории мирового кинематографа. Итальянские неореалисты считали себя его учениками.

В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 режиссер снял фильмы: «Как закалялась сталь» (по роману Н. А. Островского), «Радуга» (по повести В. Л. Василевской) и «Непокоренные» (по повести Б. Л. Горбатова). Эти фильмы укрепили репутацию мастера как выдающегося режиссера. Фильм «Радуга» был высоко оценен в США. Большой успех выпал на долю ленты «Сельская учительница» (1947), посвященной подвижническому труду педагога в деревне. В 1950-е режиссер вновь возвращается к прозе М. Горького, снимает свою версию романа «Мать» (1956) и драмы «Фома Гордеев» (1959). В фильме «Дорогой ценой» (1958) был показан мир гуцульских крестьян, богатый поэтическими легендами, проникнутый метафоричностью. Эта картина под названием «Плачущая лошадь» с восторгом была принята во Франции. В 1960-е режиссер экранизировал повести З. И. Воскресенской о Ленине: «Сердце матери (1966) и «Верность матери» (1967). В 1973 он снял фильм «Надежда». Последняя лента мастера — «Супруги Орловы» (1978, по ранним рассказам М. Горького). В 1984 вышел документальный фильм Ю. А. Швырева и Г. Н. Чухрая «Я научу вас мечтать...», посвященный творчеству великого режиссера.

Похоронен Марк Донской на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1974—1981 жил режиссер (Большой Козихинский переулок), установлена мемориальная доска.

Лауреат Госпремии СССР (1941, 1946, 1948, 1968). Удостоен высшего приза Американской ассоциации кинокритиков (1944), премии газеты «Daily News» (1944). Обладатель главного приза (1946) и специального приза итальянских журналистов (1948) на МКФ в Венеции, первой премии на МКФ в Стокгольме (1949), премии за режиссуру на МКФ в Париже (1949), премии им. Р. Уннингтона на МКФ в Эдинбурге (1955, трижды), приза на МКФ в Локарно (1960), специального диплома на МКФ в Карловых Варах (1970). Принимал участие в Основной программе на МКФ в Каннах (1956). Награжден орденами Ленина (1944, 1971), Трудового Красного Знамени (1939), Октябрьской Революции (1981), а также медалями.

 

Литература:

 

1. Даней С. Россия, тридцатые годы / Серж Даней; пер. с франц. Валерия Кислова // Сеанс. — 2011. — № 49/50. — С. 373—381, 9 ил. — О развитии советского киноискусства в 1930-е гг., в т. ч. о фильме «Песня о счастье» (1934).

2. Донской А. Он знал и славу, и опалу. О кинорежиссере Марке Донском рассказывает его сын: [беседа с киножурналистом Александром Донским / вел Игорь Векслер] // Московская правда. — 2001. — 10 февр.

3. Еврейские кинематографисты в Украине, 1917—1945 гг.: [материалы выставки] / Юрий Морозов, Татьяна Деревянко; совмест. проект телеканала «1+1» и изд-ва «Дух i лiтера»; худож. кн. Павел Фишель. — Киев: Дух i Лiтера, 2004. — 327 с.: ил., портр., факс. — (Библиотека Института иудаики).

4. Марголит Е. Я. Второй план в советском кино / Евгений Марголит // Сеанс. — 2012. — № 51/52. — С. 226—239, 25 ил. — На примере творчества кинорежиссеров С. Эйзенштейна, М. Донского.

5. Марголит Е. Я. Неведомому богу: Сопротивление. Киноверсия Марка Донского / Евгений Марголит // Искусство кино. — 2010. — № 9. — C. 88—97, 4 ил. — Образ врага в фильмах М. Донского, посвященных Великой Отечественной войне, — «Радуга» (1943), «Непокоренные» (1945), «Как закалялась сталь» (1942).

6. Меркурьев-Мейерхольд П. В. Сначала я был маленьким: книга о родителях Василии Меркурьеве и Ирине Мейерхольд / Петр Меркурьев-Мейерхольд. — 2-е изд., испр. — Москва: Эксмо: Алгоритм, 2002. — 348, [2] с., [32] л. ил., портр.

7. Рязанов Э. А. Неподведенные итоги / Эльдар Рязанов. — 4-е изд., доп. — Москва: Вагриус, 2005. — 633, [3] с., [24] л. ил., портр. — (Мой 20 век).

8. Филимонов В. П. «Ну все, ребята, конец!»: человек на земле в отечественном кино 1920—1980-х годов / Виктор Филимонов // Сеанс. — 2011. — № 45/46. — С. 120—134, 16 ил. — Тема деревни и крестьянства в российском кинематографе 1920—2000-х гг., в т. ч. на примере фильма «Радуга» (1943).

9. Шпагин А. Религия войны: субъективные заметки о богоискательстве в военном кинематографе // Искусство кино. — 2005. — № 5. — C. 56—68: ил.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.